- Учителю
- Литературная гостиная 'Я сердцем никогда не лгу' по творчеству С. Есенина
Литературная гостиная 'Я сердцем никогда не лгу' по творчеству С. Есенина
Литературная гостиная "Я сердцем никогда не лгу…"
Хозяйка гостиной. Сегодня мы собрались в нашей традиционной гостиной для разговора об одном из «властителей дум» XX века - С.А. Есенине. 03.10.2005 года ему исполнилось бы 110 лет. Тема нашего разговора: «Образ Родины, природы и женщины в лирике Есенина С.А.» Тема урока: «Я сердцем никогда не лгу…»
Цель наша: погрузиться в атмосферу художественной и творческой жизни поэта, воссоздать образ поэта как личности.
Перед нами три задачи:
Познакомиться с лирикой поэта, осознать богатый внутренний мир его поэзии, его глубокое чувство к Родине, родной природе и женщине.
Формировать образное мышление, представляя себе картины написанного.
Развивать интеллект, обогащая себя духовной культурой.
Обратим наше внимание на человека, о котором будем сегодня говорить (обращаю внимание на портреты С.А. Есенина и родителей). А самого юбиляра мы можем только услышать. (Включаю запись «Я покинул родимый дом…» в чтении С.А. Есенина)
Искусствовед. Это стихотворение написал поэт, когда ему было 23 года. Вот так он выглядел. На «кудрявый клён» долгие годы была похожа голова поэта. Надо сказать, что внешность Есенина всегда привлекала людей. Белокурый, кудрявый, молодой…
И прежде, конечно в глаза бросаются курчавые волосы. Он вспоминал позднее об этом так: «по субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало». В выразительных глазах всегда читалось настроение. Вот и в этом портрете мы видим в глазах тоску и печаль.
Литературовед: Вы знаете, вокруг «властителей дум», а таковым был и С. Есенин, всегда кипят страсти, сталкиваются различные точки зрения. В их бессмертных творениях открываются для нас сегодня новые художественные дали. А почему?
Вероятнее всего потому, что
Лицом к лицу, Лица не увидать
Большое видится на расстоянье.
И этим расстоянием является время.
Хозяйка гостиной
На необъятной карте России, где-то под Рязанью, затерялась едва приметная точка - старинное приокское село Константиново. Здесь 21 сентября по старому стилю , 3 октября по новому, родился один из «Властителей дум» XX века, С.А. Есенин.
Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И именно в ранний период сложился первоначальный имидж поэта, закрепившийся на всём творчестве» поэт-песенник, воспевающий «страну берёзового ситца»
(исполнение «Не жалею, не зову, не плачу»)
Музыковед. Истоки песенного творчества Есенина уходят корнями в далёкое детство. Вот что пишет он в автобиографии: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам. Пели духовные песни о прекрасном рае, о светлом госте из града неведомого. И дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, печальные…»
И вы заметили, что композитор А. Живцов, написавший музыку на эти стихи, передаёт эту мягкость, лиричность к тому, что должно быть «Вовек благословенно», что будит «дух бродяжий». Задушевность мелодии подчёркивает «половодье чувств» поэта к родным рязанским просторам.
Литературовед. Лучшие и задушевные песни пропел Есенин России. Мы видим, слышим и даже чувствуем в его стиха краски, звуки, запахи полей и лугов. От его ранних стихов так и веет «теплой печкой и лежанкой»
1 почитатель таланта. Разрешите прочесть стихотворение 1910 года «Вот уж вечер…»
(читает наизусть)
Литературовед. Это самое первое. Их всего два сохранилось и печатаются в изданиях, потому что вспомнил их поэт в 1925 году. А других нет, потому что никто не записывал.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.-
Эти строки пишет юноша в15 лет. Представьте дорогу в большом поле. Это как в сказке: направо пойдёшь… и т.д. И куда идти? Вроде, немудреные слова, а вполне философские:
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки…
Но уже пора от тёплой печки в жизнь выходить. Однажды в разговоре с Сергеем отец спросил: «Кому нужны твои стихи? Кто их понимает?» Улыбнувшись, Сергей ответил: «Э, папаша, меня поймут через 100 лет.»
Но его поняли раньше, потому что он писал о светлом образе Родины.
Среди ранних его стихов о Родине, родной природе можно назвать «Край любимый! Сердцу снятся…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «Гой ты, Русь, моя родная…»
2 почитатель таланта. Разрешите прочесть «Гой ты, Русь, моя родная…» (читает наизусть)
Литературовед. Стихотворение было напечатано в газете «Биржевые ведомости» 14 ноября 1915 года. Любовь к природе, олицетворяющей «малую родину», плавно переходит в любовь к Родине в целом. Это главная, сквозная тема лирики Есенина. Поэт сам говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве»
С проникновенным лирическим чувством поэт говорит о том, что мы его повседневно видим вокруг себя, а передать не можем, как же ему это удаётся?
Приоритетным в поэзии Есенин признавал глагол: «роса блестит», «сторож стучит», «пахнет яблоком и мёдом», «кроткий Спас», «гудит весёлый пляс», «звонко чахнут тополя…»
Он удивительно схватывал картины природы и преподносил их в ярких образах. И потом звучит это единство Родины и природы, как здесь:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою»
Я думаю, лучшего эпиграфа для разговора о Есенине не подберёшь. Лучшие и задушевные песни пропел поэт России.
3 почитатель таланта. Разрешите прочесть стихотворение «Край ты мой заброшенный…» (читает стихотворение наизусть)
Литературовед. Сердце поэта сжимается от любви и боли. Метафоры, сравнения, художественная деталь - всё это соответствует образу «Руси уходящей», непосредственно пейзажу; пейзаж творит мир, он живая плоть; он радуется, любит, страдает: «Избы забоченились», «крыши их запепелились», «бьют без промаха вороны крылом», «как метель, черёмуха машет рукавом», «ветер плесень сизую солнцем окропил…»-
«Уж не сказ ли в крутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Вот такой вопрос занимает ум 19-летнего юноши. Представьте на секунду 19 лет…
Искусствовед. Вот эта фотография из семейного альбома нам поможет представить 19-летнего Есенина. Перед нами застенчивый симпатичный паренёк. Он как будто застыл на миг, чтобы непокорные волосы не упали и не рассыпались. Губы несколько тронуты улыбкой, она как бы усиливает привлекательность его лица. Но за этой мягкой, на первый взгляд, наружностью чувствуется волевой характер; скрещённые на груди руки как бы выражают: весь в себе. Он весь как бы светится изнутри: светятся волосы, светятся глаза; взгляд несколько вопрошающий: ну как я вам? Вот что вспоминает сестра Шура: «Сергей был опрятным человеком, любил хорошо одеваться, и его нельзя было застать неряшливо одетым в любое время дня. Эту же черту любил и в окружающих его людях.»
Литературовед. В 1917 году на смену «Руси уходящей» приходит «Русь советская», Есенину 22 года. Он рад. Он на митингах, на выступлениях… Он приветствует эти события. Он решительно отбрасывает мотивы смирения, покорности и восторженно провозглашает:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Поэт Пётр Орешин вспоминает:»Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом….» Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихов поэта, полных любви к Родине, зовущих его самого в гущу событий.
4 почитатель таланта. Разрешите прочесть «Разбуди меня завтра рано…» (читает наизусть)
Литературовед. Это стихотворение появилось в журнале «Рабочий мир». По словам Есенина, оно явилось первым откликом на февральскую революцию. Полный жизненных сил, уверенности в себе, поэт готов встретить и повернуть весь мир:
Разбуди меня завтра рано…
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
«Шапка-месяц пригнётся под кустом», «кобылица игриво взмахнёт хвостом красным», «широкие колёса» оставляют за собой след в виде «золотой дуги»-вот эти новые образы и символизируют для него новый мир, который он будет воспевать. Но, по его собственному замечанию, он «по-прежнему такой же нежный», и образ матери всегда перед ним.
Звучит запись «Письмо к матери»
Музыковед. Это стихотворение написано, конечно, много позднее, в 1924 году. Но, как вы уже слышали, он был очень заботливым. Он постоянно высылал домой деньги, он покупал одежду сестрам…, музыку на это стихотворение написал композитор В. Липатов. Мелодия минорная, отвечающая отношению поэта к тому, кому посвящено стихотворение. В мелодии чувства автора произведения: тоска, печаль, надежды на возвращение. Татьяна Фёдоровна, мать поэта, была в молодости большой певуньей. Щедро наделила она сына песенным даром, поэтому большинство стихотворных произведений поэта удивительно песенные и напевные. Не случайно сам поэт их часто называет песней: «Песнь о собаке», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе…». Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь. И она это чувствовала.
Искусствовед. Обратите внимание на эту фотографию. Фото сделано в 1946 году. 20 лет прошло, как нет её любимого сына. Простая русская женщина. Деревенская женщина - об этом говорит важная деталь: на голове платок. Он и повязан по-деревенски - узлом спереди и чуть надвинут на лоб. Морщинистое, усталое лицо. Рука, подпирающая голову, тоже подчёркивает усталость. Аккуратность во всём: в одежде, в манере держать себя… Она как будто ждёт, что он сейчас зайдёт и скажет: «Послушай, мама, как я написал». А вот другой снимок «За самоваром». Он сделан в Брюсовском переулке в марте 1925 года. Сергей читал тогда матери поэму «Анна Снегина». Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многие из них запоминала во время чтения.
Литературовед. От матери унаследовал поэт живой, самобытный, впечатлительный ум, афористичность речи, песенный склад души. С. Есенин, как и его сёстры, незаметно сам приобщался к песенному слову. Стихи Есенина, в которых он выражает огромное чувство любви и благодарности природе, девушке, матери, - это песни, это романсы.
Музыковед. Надо сказать, что есть различия между песней и романсом, но, главное, у них строфическое строение, рифмованный стих и напевность. Романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом. На стихи С. Есенина написано более 120 песен и романсов. Послушаем ещё один романс.
Исполняется песня «Отговорила роща золотая…»
Музыку на эти стихи написал Г. Пономаренко. «Осеннее» настроение поэта передаётся минором. Мелодия передаёт как бы плавное кружение листьев, стройный лёт журавлей, «печально пролетающих». Опираясь на народные, фольклорные традиции, молодой поэт стремится к олицетворению образов, что и составляет суть его песенного творчества. Песни Есенина врачуют людские души, снимают напряжение.
Литературовед. Лишь тот, кого до глубины души столь нераздельно и постоянно волновала и красота его «рязанских раздолий», и судьба «Руси крестьянской» и будущее всего шара земного», мог создать «Ипопию» и «Сорокауст», «Пугачёва» и «Страну негодяев», «Русь советскую» и «Письмо к женщине…»
Хозяйка гостиной. Разрешите прочесть «Письмо к женщине»
Литературовед. Тема любви к женщине в лирике Есенина появляется в самом начале его творческого пути. Она всегда непосредственна, что является яркой особенностью и этой поэмы. Впечатление непосредственности рассуждения создаётся благодаря вольному ямбу (ямб-размер стиха). А «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова. Благодаря исповедальной интонации, поэма приобретает особую проникновенность. Стремясь объяснить «любимой» свою «шальную жизнь». «скандалы», «пьяный угар», он как бы исповедуется, но иного выхода, как «катиться дальше вниз», он не видит и причину этого понимает так:
Любимая!
Меня вы не любили.
Но во второй части поэмы он говорит, что «избежал паденья с кручи» и этому рад:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик…
Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, потому что в ней самой повествуется о любви человека к своим корням, к Родине.
5 почитатель таланта. Как раз в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Есенин пишет:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий… (читает наизусть «Шаганэ…»)
Искусствовед. Это стихотворение написано в 1924 году. Вот каким был Есенин в это время. Своеобразный наклон головы, будто устала она держаться. Необычайно тонкая, почти неуловимая улыбка. Обратите внимание на глаза: тяжёлая жизнь наложила на эти когда-то весёлые глаза отпечатки грусти. Красивый, скромный, тихий. В одежде, как всегда, аккуратен и подтянут. Взгляд опять же вопрошающий: а теперь что? А теперь как?
Литературовед. Именно в это время и создаёт Есенин на Кавказе замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», Стихи писались На Кавказе, а выбор поэта для пейзажа пал на Персию, куда он планировал поездку, но она не состоялась. Тому было много причин.
Романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова (об этом говорит весь цикл его стихов). Ласков южный вечер, а «луна огромней в сто раз» на Севере, и «рожь волнистая», как его кудри»- и потому лучше нет рязанских раздолий.
И в этом же, 1925 году, в любовной лирике Есенина раскрылась дон-жуанская тема. Она как бы несколько раздвинула рамки лирики любви, дополнив её новым содержанием.
Музыковед. Я предлагаю вам послушать в классическом исполнении «Эх вы, сани! А кони, кони! (звучит запись)
Музыка весёлая, живая, задорная. Сразу вспоминаешь, что Татьяна Фёдоровна, мать поэта, была не только певуньей, но и плясуньей. Плясовая. Задорная мелодия передаёт эмоциональный характер Есенина. Вспоминаешь строки:
Может поздно, может слишком рано,
И о чём не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.
Искусствовед. Содержание и музыка навели меня на мысль познакомить вас с этой фотографией. Снимок сделан в 1924 году. Здесь Есенин с сестрой Катей. Вот он бесшабашный озорной весельчак, умеющий и посмеяться и пошутить, и спеть, и на гармошке сыграть. Обратите внимание на лицо поэта: сколько радости и неземного задора. Во взгляде, в улыбке, во всём облике. И, как всегда, аккуратен и подтянут. Всегда одет по моде, даже в деревне (об этом говорит шляпа на голове). «Этот жизнерадостный человек одним своим присутствием вносил в дом праздничное настроение», - так говорит в воспоминаниях сестра.
Литературовед. На первый взгляд кажется, что это беспечный человек. И из всех легенд о Есенине, пожалуй, самая живучая и самая несправедливая легенда о «беспечном таланте». Он не был хулиганом.
М. Осоргин в статье «Отговорила роща золотая…» заметил: «…от хулиганства Есенина никто не страдал, кроме него самого». На самом деле он был очень мягким и нежным. Об этом свидетельствует тот факт, что песни, написанные на его стихи, - это романсы.
Литературовед. Живя открытым сердцем, готовый всё отдать людям, Есенин не так был прост, как это казалось иным из его современников. Очень верно эту черту характера подметил Николай Никитин: «Да, он был очень общителен… Но в этой общительности была в то же время и сдержанность. На мой взгляд, Есенин вовсе не был так прост, как думается. Он был человек по-своему и сложный и простой. И до известной степени замкнутый, как это ни странно говорить о нём, прожившем свои дни среди шума». У него был имидж поэта-гражданина и поэта-хулигана.
Поэт-хулиган - от избытка эмоциональности и темперамента.
Музыковед. Я бы хотела предложить вам послушать песню в исполнении А. Новикова «Я не знал, что любовь - зараза…»
У музыки и звучащего слова имеется много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, певучесть, эмоциональный настрой. Эти свойства, лежащие в основе творчества С. Есенина, привлекли внимание и Александра Иосифовича Новикова, лауреата премии радио «Шансон» в номинации «Лучший альбом -2004!. У Новикова отдельный альбом создан под названием «С. Есенин», а мы послушаем ту, которая импонирует автору и исполнителю.
Литературовед. Завершая своё небольшое исследование творчества С. Есенина, я хотел бы обратить внимание на последние дни его жизни. О смерти Есенина ходят легенды одна другой фантастичнее. Но чтобы ни говорили, он даже в последние дни своей жизни оставил маленькое по форме, но большое по философскому содержанию стихотворение «До свидания, друг мой…»
6 почитатель таланта читает наизусть
Литературовед. Организм не выдержал. И обстоятельства складывались не в его пользу. Стихотворение написано в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Он приехал сюда, чтобы обустроить жизнь по-новому, Москва задушила его «пьяным кабацким угаром». Но всё складывалось не так. Он не получил в Москве весь обещанный гонорар. На эти деньги он хотел снять хорошее жильё, взять к себе сестёр, которых очень любил, помочь им встать на ноги. По приезде в Ленинград он не почувствовал какого бы то ни было внимания ни со стороны издателей, ни стороны друзей. В паршивой гостинице, по его словам, не было даже чернил, и последнее стихотворение написано кровью (он порезал себе вены). Полное отчаяние. Отсутствие чернил - это повод. А отсутствие внимания и заработанных тяжёлым и честным трудом денег - это причина. 27.12.1925 года Есенина не стало.
Хозяйка гостиной. Радио «Шансон» 2005 год объявило годом Есенина. Это говорит о том, что почитателей таланта Есенина много и по сей день. И мы завершаем разговор о нём сегодня замечательной песней на стихи С. Есенина «Пускай ты выпита другим…» в исполнении А. Новикова.
(Звучит первый куплет песни со слов «Я сердцем никогда не лгу…»)