7


  • Учителю
  • Урок по роману Ф. Достоевского 'Униженные и всеми отринутые парии общества' 10 класс

Урок по роману Ф. Достоевского 'Униженные и всеми отринутые парии общества' 10 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Униженные и всеми отринутые парии общества».

(Ф. М. Достоевский)

Цель урока:

1) раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие;

2) ввести уч-ся в мир духовных исканий героев;

3) воспитывать чувства сострадания к ближнему, уважение гуманных заповедей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Записи на доске:

«Мармеладов стал как бы символическим образом, обобщенным выражением опустошения личности, в обществе денежных отношений».

А. Белкин.

«Трагедия маленького человека заключается в том, что он сознает свою ненужность в капиталистическом мире, не видит выхода из существующего положения, чувствует полное безразличие к себе, ощущает гнет, несправедливого социального строя.

В. Василовский

Ход урока.

  1. Оргмомент.

II. Основное содержание урока.

1. Проверка домашнего задания

«В Петербурге Достоевского».

2. Маршруты Раскольникова:

а) местоположение и расположение его жилища;

б) Раскольников вышел из дома;

в) улица, ее атмосфера;

г) район Сенной площади;

д) дом, в который он пришел, комната;

е) распивочная

ё) квартира Мармеладовых;

ж) сцена на бульваре;

з) Раскольников на мосту;

и) панорама другого города;

й) снова район Сенной.

3.Работа по тестам.

III.Работа над темой урока

1.История семьи Мармеладовых

(см. комментарий фамилии)

-Как в разговоре с Раскольниковым Мармеладов называет себя, кем он себя чувствует и почему?

(«не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья»

«Я звериный образ имею, «я подлец», «а я прирожденный скот!»)

-Мармеладов утверждает, что «бедность не порок, нищета-порок-с». А кто он сам: бедняк или нищий?

- Как вы относитесь к нищим? Как надо относиться к нищим?

-Портрет Мармеладова (с. 127)

-Как воплощается психологическая раздвоенность во внешности Мармеладова?

( союз но, перемежаются личные и социальные черты)

2. Финал жизни Мармеладова (пересказ эпизода ч.2гл.7)

3. Укажите три причины гибели Мармеладова:

-социальная ( бедственное материальное положение семьи)

-нравственно- психологическая (отсутствие сострадания в семье, «пойти некуда»)

-философская (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот»)

4. Анализ образов Катерины Ивановны и Сони.

- Как соотносятся между собой 2 образа.

- (Комментарий имени Катерина)

  1. « Особа образованная, сердца высокого и чувств облагороженных воспитанием полна».

  2. « А Катерина Ивановна дама хоть и великодушная, но несправедливая».

  3. « Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит».

  4. « Да и горда была, чересчур горда».

  5. « А тем временем возросла и дочка моя от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздражительная, и оборвет».

  6. « Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хотя бы и с голоду, тотчас же их бить начинают»

5. Характеристика Сони

(комментарий имени)

  1. « Воспитания, как и представить можете, Соня не получила».

  2. « слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у неё такой кроткий).

  3. « пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила».

  4. « Тридцать копеек вынесла, своими руками, последнее, все, что было, сам видел… Так не на земле, а там… о людях, толкуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больнее- с, больнее-с, когда не укоряют».

- комментарий о ЗО

6. Вывод: ключевые определения

« гордая и раздражительная» Катерина Ивановна.

« кроткая и безответная» Соня.

Гордость Катерины Ивановны ведет к протесту, бунту против всех и вся, к постоянной ругани. Катерина Ивановна, подтолкнув Соню на улицу, фактически поступает по арифметической теории Раскольникова: можно пожертвовать одним человеком, Соней, чтобы спасти трёх маленький детей. Она, как « Раскольников, восстает не только против людей, но и против бога, отказываясь перед смертью от покаяния: « Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!».

В соне, в отличие от Катерины Ивановны и Раскольникова, совсем нет гордости, если брать слово в прямом значении (гордый, отгорожен от всех, своеволен и одинок).

Только кротость, только смирение. Ни единым словом Соня не упрекает ни Катерину Ивановну, ни спившегося отца. Если Катерина Ивановна, протестуя, губит и Мармеладова (« о если б она пожалела меня»), и себя, то Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой Бога спасет Раскольникова.

7.Дети Мармеладова ч.5 гл.4.

-пересказ Катерины Ивановны с детьми на улице.

8.Рассказ о девушке на бульваре.

9.Чтение внутреннего монолога Раскольникова стр.157

Вывод: в Раскольникове все время происходит внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку пойти некуда, не принимает такую жизнь, и в то же время готов её оправдать, согласиться, принять этот мир. Сознание героя как бы раздваивается, отсюда и своеобразие внутреннего монолога - его диалогичность.

10. Размышление Раскольникова над письмом матери (пересказ)

- Дуня, чтобы помочь брату, жертвует собой.

Готов ли Раскольников принять эту жертву?

(« Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю.»)

11. Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им не убийство, не преступление?

(« Весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений.)


12. Анализ ОСК (№1, 1990г. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР»)

ОСК № 1 «Родион Раскольников»

Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова. Что же это за действительность?

Сестра Родиона Дуня сознательно решается отдать себя в жертву «денежному мерзавцу» Лужину, а мать даёт ей своё благословение. И всё это ради того, чтобы их брат и сын мог сносно жить и учиться.

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву... Эта страшная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста.

Зловонный, жестокий и пьяный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысль о том, что выжить может только сильный... В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, которая вынуждена ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи... Не может забыть Раскольников и многих других «маленьких» людей, оставивших свой скорбный след в его вос­палённом сознании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком...

Таково начало конспекта. Оно определяет положение Раскольникова до той опасной черты, когда исчерпываются обычные «пристойные» идейки, например, в духе Разумихина или Зосимова, которые тоже в глубине своей души уверены, что они не только настоящие альтруисты, но, пожалуй, и мыслители, если не сегодняш­ние, то уж во всяком случае будущие. Да и Лебезятников - тоже случай, когда и в ничтожном на вид человечишке сидит своя самодовлеющая идейка.

На Порфирии Петровиче все эти «пристойные» идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлого этого человека, но тем не менее автор нам ясно даёт понять, что была и у следователя своя предыстория, роднящая его с «молодым поколением», с реформаторами и бунтовщиками... Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. О себе он говорит Раскольникову: «Кто я?.. Я поконченный человек, больше ничего. Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кой-что и знающий, но уж совершенно поконченный». Порфирий Петрович примирился со старыми законами. Поэтому ему и интересен Раскольников: «...А кто знает, может и у вас так только дымом пройдёт, ничего не будет».

Но Раскольников - переступил, как бы поднялся выше. «Мне надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?.. Тварь ли я дрожащая, или право имею...» Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующе­го и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям... Таков шаг Раскольникова от нищеты, унижений, оскорблений и бесправия к его «чердачному» варианту наполеоновского величия.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а (вглядитесь в конспект) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая вполне возможно была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения (это отмечено на правой стороне конспекта). Но и обозначенная на его левой стороне ситуация - не проще: и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, оказался в положении затравленного зверя... Мать почувствовала недоброе в сыне, в конце концов по его милости в могилу сошла... Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял. Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти...

И разветвилась «главная мысль» Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз.., И как результат - встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!» - с болью констатирует Раскольников...

Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников - как предвестник истребляющего многочисленные жизни атомного гриба после взрыва бомбы-чумы XX века - расскажет нам о многом...


Д/З

1 Пересказ эпизода «Первый визит Лужина к Раскольникову» (ч.2гл.5)

2. Пересказ ч.1гл.6 разговор в распивочной

3. Теория Раскольникова ч.3гл.5, пересказ, выписать выдержки.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал