7


Урок литературы в 10 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:   Материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества Салтыкова - Щедрина.   Данный урок один из уроков комплексного изучения повести "История одного города".  Цели и задачи данного урока обогатить представления учащихся о юморе и сатире,
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 10 классе. «Сатирический образ города Глупова и его обитателей.»


Цель: Анализ романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».


Задачи:

- Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования.

- Углубить знания учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске.

- Развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения.

- Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

- Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.


Оборудование: текст произведения, иллюстрации.

Эпиграф: Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… (М.Е.Салтыков-Щедрин)


Ход урока.


Урок начинается с обсуждения прочитанного.

- Какое впечатление произвёл на вас роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
- Читалось трудно, многое было неясно.
- Смешно, интересно.
- Многое напоминало сегодняшний день.

Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в «Отечественных записках». Сразу по выходе книги в свет И.С. Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал Михаилу Евграфовичу: "На днях получил Вашу «Историю одного города»... прочёл её немедленно... Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии..."

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира». Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: в "поверхностном знакомстве с историей XVIII века и вообще с историей русского народа", в "неясности позиции автора", в "смехе для смеха" и старании "позабавить читателя во что бы то ни стало", в отсутствии "всякой руководящей идеи". Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С. Суворин - в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал официальное письмо в редакцию «Вестника Европы», в котором объяснил замысел «Истории одного города». Но "объяснение" автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснялась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С. Тургенев в своей рецензии назвал её "странной и замечательной". Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

- Итак, давайте вспомним, где развивается действие в романе?

- В городе Глупове.

- Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

"...Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым..."1 (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

- Каковы границы города Глупова?

- Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов "из Губернии", новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: "В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком... В другой губернии столь же рослый градоначальник..." - глава «Оправдательные документы. О благовидной всех градоначальников наружности».), то границы города расширены до пределов всей России ("Выгонные земли Византии и

Глупова были до такой степени смежены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания"). (Глава «Войны за просвещение». )

- Кто населял город Глупов?

- Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города... пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

- Как же понимать эти противоречия? Что недосмотрел автор?

- Это город условный, иносказательный. Город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

- Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

- Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о "добровольном" призвании славянами варяжских князей.

- Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

- "Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути..." (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

- "Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили..." (Глава «О корени происхождения глуповцев». .) Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

- Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

- Народ и самовластие.

- Сторонники самодержавия заявляли, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А вы как считаете? А как считает автор?

- Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося «володеть» головотяпами.

- Что принесло головотяпам самовластие?

- "И будете вы платить мне дани многие...", то есть грабёж систематический, узаконенный;

"Когда же пойду на войну - и вы идите!" - превращение жителей в "пушечное мясо";

"А до прочего вам ни до чего дела нет!" - устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов;

- Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальникам» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилия есть, и имя, отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. Но мы знаем, что города Глупова нет на карте, такого города вообще нет. Это город-гротеск, собирательный образ.

- Давайте вспомним, сколько градоначальников было в городе Глупове?

( Перечисление градоначальников из главы «Опись градоначальников»)

Вопросы к главе "Опись градоначальникам"

- Где мы впервые знакомимся с образами градоначальников?

- В описи

- Почему автор назвал главу "Опись градоначальникам"? Это оговорка писателя или нет?

- Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а "механизмы", вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.

Работа с иллюстрациями

- Кто это?

- Органчик

- Почему вы так решили? Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?

- "Молчалив и угрюм", "сверкнул глазами", "фыркнул - и затылок показал". "Имел в голове некоторое особливое устройство". "На плечах вместо головы была пустая посудина". "Градоначальниково тело, облачённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова".

- Какой сатирический прием лежит в основе образа?

- В основе образа - гротеск и реализация метафоры "пустая голова". Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели "на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд".

- Как преимущественно автор называет своего героя?

- Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа - Брудастый Дементий Варламович.

- На что указывает прозвище героя? А фамилия?

- Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия - на крайнюю его жестокость (брудастые - порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

- Что из себя представляет речь героя?
-"Не потерплю!" и "Разорю!" - вся речь героя представляет собой эти две "пьесы", которые мог исполнять небольшой органчик, вставленный в порожнюю голову градоначальника. действовать и управлять угрозами, насилием, принуждением.

- Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

- "Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков". "...Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером... Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали..." Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: "Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения..."

- Когда возникает особенная острота и напряженность?

- Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

- А как сами глуповцы относились к органчику?

- Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, "что он новый", потом "ужаснулись". "Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились"; "Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх".

- Опять же, какой прием использует автор?

- Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и "начальстволюбием". При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: "А что, если это так именно и надо? Что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?" Оставшись без градоначальника, "из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами". ""Куда ты девал нашего батюшку?" - завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним". Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

Автор обнажает нечеловеческую жестокость героя, обличает неспособность его вникать в суть происходящего, запрограммированность

- Следующий персонаж?

- Угрюм - Бурчеев.

- Что нам известно о нем?

( Чтение описания из главы»Подтверждение покаяния. Заключение»)

- Как он сделался градоначальником? Как он доказал свою преданность?

- Угрюм-Бурчеев - в прошлом "прохвост" (просторечное искажение слова "профос" -полковой палач, позднее - "парашечник", уборщик нечистот), назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе палец.

Воспользовавшись деталями внешности Аракчеева и частично Николая I, сатирик создал гротескный образ "мрачного идиота", столь же гиперболизированный, как и упоминаемый портрет Угрюм-Бурчеева на фоне пустыни, "посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель...". Герой имеет обыкновение спать на голой земле, есть сырое лошадиное мясо, часами маршировать в одиночку, подавая самому себе команды, и т. п.

- Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

- Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов.

- Каковы его идеалы?

- Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, уравниловка.

- Чем он опасен?

- Тем, что у власти идиот. В его голове созрел "целый систематический бред" Кроме того, он хотел покорить природу, "естество", но природа не покорилась мертвящей воле "мрачного идиота".

- Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором "вместо неба нависла серая солдатская шинель"?

- Шинель - символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана. Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами разных мастей: чем жёстче режим, тем больше заботился тиран об аскетизме своего облика и быта.

- Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге Щедрина глуповцы. Что представляют собой глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?
Основные их качества?

- Основные их качества: неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство: "Мы люди привычные! - Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх сторон запалить - мы и тогда противного слова не молвим!" (Глава «Голодный город». )

- На кого же направляет свою сатиру М.Е. Салтыков-Щедрин?

- Сатира писателя направлена и на самодержавных правителей, и на покорность и долготерпение народа.

- Но возможно ли смеяться над народом? Ведь именно в этом обвинял Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает: "Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием". О каком же "народе" идёт речь в произведении?

- Скорее всего, речь идёт о народе "историческом". Этот народ в 60-е годы XIX века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

- Надежды революционеров-демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что "корень зла" состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности.

- «История одного города» - это сатира на прошлое России второй половины XVIII - начала XIX века?

- Нет. Сатира касалась не истории, а современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, то есть созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.
- Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: "...те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII веке, существуют и теперь. Следовательно, «историческая» сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою..."

По Щедрину, история - неостановимое течение жизни: "История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют одни за другими с быстротою молнии".

- Почему же в данном произведении она "прекратила течение своё"?

Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - антиутопия. Антиутопия - изображение опасных последствий, связанных с построением общества, то есть книга-предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.
Таким образом, история города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо-неразумное и бесчеловечно-жестокое. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм-бурчеевская "прямая линия" напоминает о "генеральной линии" коммунистической партии, а его любимые слова "барак", "масса" долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории...» столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему - "общество и власть".





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал