7


  • Учителю
  • Литературное краеведение 'Тема войны в творчестве Виктора Минайчева'

Литературное краеведение 'Тема войны в творчестве Виктора Минайчева'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 31»

Региональный компонент.

Тема войны в творчестве Виктора Ивановича Минайчева

(литературное краеведение)

Содержание



  1. Введение 3 - 4



  1. Биографические сведения 5- 6



  1. Тема войны в лирике поэта 7 - 12



  1. Заключение 13



  1. Список использованной литературы 14



1. Введение

Актуальность темы исследования обусловлена рядом объективных причин, среди которых центральное место занимает то обстоятельство, что на Западе участились попытки принизить заслуги советского народа в победе над фашизмом, а также в связи с 70-летием Сталинградской битвы и 70-летием Кемеровской области. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. Вот почему вновь и вновь нужно рассказывать о войне, о трагедии всего поколения, об опасности, которую несет забвение уроков прошлого. Когда «звучат стихи поэтов местных - яснее слышится Россия». Именно творчество В.И. Минайчева о войне я буду исследовать в своей работе. Стихи Виктора Ивановича мне близки и понятны, так как уже семь лет они звучат на традиционном ежегодном конкурсе «Кузбасс воспет стихами», проходящем в нашей школе.

Объект исследования: лирика Виктора Ивановича Минайчева.

Целью настоящей работы является теоретическое исследование военной темы поэта В.И. Минайчева, раскрытие образа солдата Великой Отечественной войны.

Задача, поставленная для достижения цели, сводится к следующему:

-исследовать военную лирику поэта Виктора Ивановича Минайчева;

-изучить литературу о поэте;

- развивать умение анализа лирического произведения;

- развивать свой творческий потенциал.

Методы исследования :

-изучение литературы;

-сбор информации в библиотечной сети Интернет;

-консультация учителя;

-анализ собранной информации.

Проблема: в центре внимания работы находится раскрытие образа солдата в творчестве кузбасского поэта, как представителя народа, объединенного общей памятью и общей болью, с целью отражения исторической общности русских людей в тяжелое военное время.

Предмет исследования: текстовое содержание поэтических произведений.

Научная новизна работы состоит в попытке отображения характера и внутренней стойкости русского солдата, как сборного образа с точки зрения автора, выявленного в ходе личной беседы параллельно историческим фактам.

Данная работа представляет интерес с точки зрения литературоведения и краеведения, имеет практическую значимость и может быть использована при изучении творчества Виктора Ивановича Минайчева.



2. Биографические сведения



Виктор Иванович Минайчев родился на рязанской земле, известной своими поэтическими дарованиями, но, волею судеб, ставший кузбасским поэтом, поэтом города Прокопьевска.

Родился Виктор Иванович 6 апреля 1935 гола в селе Клекотки Горловского района Рязанской области в семье сельского жителя Ивана Минайчева. Суровый дух времени, репрессии - последствия тоталитарного режима, распорядились так, что двухлетний мальчик с родителями оказался на нашей суровой, но прекрасной и щедрой земле - в селе Зенково Кемеровской области, по улице Сталина, сейчас она называется Главная. Война началась 22 июня 1941 года, а 7 июля отец Виктора Ивановича вместе с тысячей новобранцев отправился на фронт. В 1944 году батальон сибиряков погиб на территории Белоруссии, и только благодаря работе поисковиков в 1971 году была найдена братская могила солдат, где сын почтил память своего отца.

Опаленное войной детство быстро заставило повзрослеть и почувствовать, что такое хлеб и как он достается. Первую свою зарплату он получил в 13 лет. Тяжелая и голодная жизнь не могла не оставить свой отпечаток на здоровье мальчика, мужчины, перенесшего за свою жизнь 4 операции. Закончив 10 классов в школе № 18, поступил в авиационное училище, по окончании которого служил в дальней авиации до 1958 года. Но время не стоит на месте: на смену дальним самолетам приходят ракеты, и летчики переходят в сельскохозяйственную авиацию. Затем работа в шахте, закончил годичные курсы подземных слесарей, но по направлению Зенковского секретаря партии направлен на работу в милицию, где работает с 1959 по 1982 годы. Свой путь прошел от участкового инспектора до начальника штаба УВД города Прокопьевска в звании подполковника МВД.

При всей своей занятости он находит время для творчества. С юных лет он увлечен поэзией и прозой, а также живописью. Первые робкие шаги в поэзии совершил с 3 класса со стихотворения «Пушкин» в «Пионерской правде». Пишет о родине, дружбе, природе, любви. Много стихотворений посвящено военной теме. Слишком много горя принесла Отечественная война. Написал повесть «Тревожные зори» в память о первых милиционерах Кайгородове и Кайгородцеве, погибших в 20-х годах, которая легла в основу сценария, документально-художественного фильма. Благодаря поисковой работе, предшествующей написанию повести, у Виктора Ивановича зародилась мысль о создании музея УВД, которая осуществилась в 1983-1985 годах при содействии начальника ГОВД полковника Савельева Владимира Ивановича. В 1998 году были переданы 25 живописных полотен в городской краеведческий музей.

Его произведения печатались в газетах «Шахтерская правда», «Кузбасс», «На боевом посту». В. Минайчев издал несколько сборников. Написал книги на милицейскую тему: «Диалог с прошлым», «Тревожный звонок в ночи…» Многочисленные встречи и беседы с участниками войны, общая боль от утрат, радость победы нашли отражение в его творчестве о войне. Глазами очевидцев пишет он свои стихотворения, да так душевно и правдиво, что читатель верит ему, как участнику тех незабываемых и горестных для нас событий.

3. Тема войны в лирике поэта



Тема подвига, массового героизма и человечности русского солдата никогда не будет исчерпана в нашей литературе. Рассмотрим, как раскрывается тема войны в творчестве В.И. Минайчева. Его стих предполагает речевую легкость, предельную доступность и искренность и даже наивность. В рифмах нет нарочитой изобретательности, нередко она намеренно неточные - это тоже характерно для фольклора и усиливает естественность звучания. Всматриваясь в окружающую природу, поэт вспоминает ту боль, что принесла война:

Шумят листвою тополя,

Цветут ромашки на опушке.

Когда-то здесь была война

Когда-то здесь гремели пушки.


У войны не женское лицо, но говоря о войне, нельзя забывать о женщинах, внесших огромный вклад в нашу победу, как в тылу, так и на фронте:

Когда вы говорите о войне, О тех боях, что память сохранила,

Не забывайте, в том лихом огне И женщина с оружием ходила.

Она сражалась с вами наравне, Шла в бой, девчонка хрупкая такая, Немного огрубела на войне, Но нежная, совсем ведь молодая.


Ей бы гулять, ходить на каблуках, Зарю встречать у милого порога, А не в солдатских грубых сапогах, Взбивая пыль на фронтовых дорогах,


Идти на смерть. И терпеливо шла, В свинцовой буре нечисть ту громила, И воинскую славу пронесла, От стен Москвы до самого Берлина!

Поэт гордится героизмом русского солдата - наследника своих героических предков. В ратном труде воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны. Это путь к победе, которую всегда добывал в бою «русский труженик-солдат»:


С восемнадцатого года

С той поры до наших дней,

Наша русская пехота

Всех способней и сильней.

Наш солдат с корнями крепко

Врос в историю свою,

Бился смело, бился цепко,

Не щадил себя в бою.


Поэт искренне и горячо любит свою родину. Именно в защите родной земли, жизни на земле заключается справедливость народной войны. Русский солдат понимает, что выполняет святой долг и не ищет другого пути:

Под танк бросался он с гранатой,

В бою он славы не искал,

Не думал, чтоб о нем когда-то

Писатель книгу написал.

Он защищал страну родную.

Он долг святой свой выполнял.

И не искал судьбу иную,

За что воюет, понимал.


Ужасы войны, через которые пришлось пройти русскому солдату, каждодневный нравственный подвиг, чувство сыновнего долга перед родиной, способность без фразы и позы совершить этот подвиг в любой момент присущи русскому солдату. Автор передает нам не шаблонный образ солдата, а живого человека, мечтающего вернуться домой, на родину, которая милее всего, вернуться живым, здоровым, невредимым:


Взрывались бомбы и кругом

Земля стонала от разрывов,

И каждый думал лишь о том,

Чтобы вернуться в отчий дом

Живым, здоровым, невредимым.


Но не только о родине помнит солдат у поэта, но и о своих близких, о тех, которых он мечтает прижать к сердцу и без которых «и воевать, и умирать трудней:

Впрочем, был любим он всеми.

И солдат он был - герой,

Все мечтал, как на рассвете

Постучится он домой.

Как прижмет к груди подругу,

Мать и старого отца…

И фантазии бывало

Помню, не было конца.


Обыкновенный русский солдат, совершающий этот подвиг не чужд и природной веселости. Баянист В. Минайчева, совсем как Василий Теркин, способен развеселить на привалах, развеять угрюмую суровость, зажечь солдат, поднять их настроение и по-новому взглянуть на мир другими глазами, тактично и деликатно вспоминать погибших и быть достойными их памяти:

И с собою неразлучно

Он баян всегда носил,

Чтобы не было нам скучно,

На привалах веселил.


И пойдет сапог солдатский,

Развеселый, залихватский

Выговаривать мотив

И серьезный наш начдив.


Утерпеть не в силах тоже:

«Эх, вот был бы я моложе

Не прошел бы стороной,

Не тряхнуть ли стариной?»


В ту атаку шел он первым,

С неразлучным другом верным,

Шел с баяном на руках

И с улыбкой на губах.


Он погиб в атаке этой

С песней до конца неспетой,

И баян в его руках

Был пробит в семи местах.


Схоронили у деревни,

Что сгорела вся дотла.

Уцелели лишь две хаты,

Да разбитая ветла.


У креста, баян поправив,

Написали, как могли:

«Здесь лежит А.А. Огладин

Из деревни Биркули»



Чувство обязательства живых перед павшими, невозможность забвения всего происшедшего - основные мотивы лирики В.И. Минайчева. Единство живых и погибших - это монолог погибшего солдата, завоевавшего победу, но не дожившего до этого дня. В словах солдата чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время.

Не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: Завещаю в той жизни счастливыми быть».

Погибший солдат В. Минайчева грустит, но не упрекает живых, а просит их лишь помнить о совместных подвигах и исполнить песню, которую «вместе петь любили»:



В такой звенящей тишине покоем вечным

Мы прикрыты.

Мы были с вами на войне, но вы - живые,

Мы - убиты.

Не упрекаем мы вас в том, что вы нас

В спешке хоронили,

Хотелось бы, чтоб за столом о нас

Вы в спешке не забыли.

Ведь пролетело много лет

Поникли головы седые,

А нам, как было двадцать лет,

Так до сих пор мы молодые.


Проходили годы, война все отодвигалась в прошлое, но боль от потерь все не уходила. На первый план выдвигается тема ответственности живых перед павшими, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением. Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу». Все острее чувствуется у поэта необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Виктор Иванович обращается к молодым:

Не забывайте, молодые,

Кто отстоял для вас любовь,

Кто в эти дни еще живые

И помнят пролитую кровь.

Храните мир на всей планете,

Храните слезы матерей,

Храните зори на рассвете

Для ваших маленьких детей!


В Дни празднования Дня Победы и не только, нельзя забывать «каких и скольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей и солдат - победитель В. Минайчева по праву памяти:


За ратный подвиг, человечность

Он славу добрую снискал,

Завоевав по праву вечность,

Он гордо встал на пьедестал.


Но только тогда прекратятся войны, пока все люди не скажут «НЕТ, ВОЙНЕ!»:

Смотрите, эти обелиски

Глядят глазами тех солдат,

Которые нам дороги и близки

Среди берез, безмолвные, лежат.


Они остались вечно молодыми,

Их седина не тронет никогда,

Березы лишь шумят теперь над ними,

Да в полночь светит яркая звезда.


Осенний ветер оголит березы,

А первый снег укроет в тишине,

И столько будут литься еще слезы

Пока мы все не скажем: «НЕТ. ВОЙНЕ!»


Восстаньте, люди, все за убиенных,

Сложивших свои головы в войне,

За матерей, детей и за военных,

Бездарно погибающих в Чечне



























4. Заключение



В ходе работы выявлено, что направления исследования поэзии о войне в творчестве В.И. Минайчева довольно разнообразны. Они прослеживаются как по линии интерпретации тем и мотивов, так и в освещении образа солдата, ответственности живых перед мертвыми. Солдат поэта - прежде всего человек, живой человек, наследующий военные традиции своих отцов, и человек, совершающий подвиг во имя «жизни на земле». Это люди, не помышляющие о наградах, стойко переносящие тяжкий быт войны, но умеющие повеселиться под гармонь или баян. И, наконец, это люди, мечтающие вернуться живыми домой, а те, кто вернулись, озабочены тем, чтобы сохранить память о тех, кто ценою жизни не вернулся с войны. Сходство мироощущения, внимания ко всему, что во главе с человеком являются частью этого мира, это общая память, общая боль - все это объединяет людей разного поколения в рамках одной страны - нашей Родины.

5. Список использованной литературы



  1. «Анализ стихотворений» Методическое пособие. Волгоград 2010 г.

  1. Виктор Минайчев «Диалог с прошлым» Сибирское время» 2004 г



  1. В.Минайчев «Тревожный звонок в ночи…» ООО Издательство «Сибирское время» 2003



  1. История русской и советской литературы. Издательство «Просвещение» Москва -1983 г., с испр.



  1. Интернет сайт http «Литературная жизнь Кузбасса» Персональная выставка В.И. Минайчева



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал