7


  • Учителю
  • Конспект вне классного мероприятия по литературе 'Чистейшей прелести чистейший образец' (9 класс)

Конспект вне классного мероприятия по литературе 'Чистейшей прелести чистейший образец' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Внеклассное мероприятие по литературе

«Чистейшей прелести чистейший образец»

(литературно - музыкальная композиция)

Учитель литературы Кочнева В.М.

Бирск.

Тема: «Чистейшей Прелести Чистейший Образец»

Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция

Класс: 96

Цели:

Познавательные:

  1. познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Александра Сергеевича Пушкина;

  2. знакомство с любовной лирикой поэта.

Развивающие:

  1. способствовать расширению литературного кругозора учащихся;

  2. развивать творческие способности учащихся;

  3. способствовать развитию устной связной речи. Воспитательные:

  1. привить любовь к русской поэзии и поэтам;

  2. воспитать бережное отношение к слову.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, репродукция картины К.Брюлова «Портрет Н.Н.Гончаровой», аудиозаписи со стихами Пушкина.

Литература:

  1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: сценарии лит. вечеров. Викторины. Кроссворды. - М.,2001.

  2. Жизнь А.С. Пушкина. Рассказывают современники. - М., «Правда», 1988.

  3. Бельская Л.Л. Любовь и смерть А.С. Пушкина. -М.,1992.

  4. Читаем, учимся, играем. 2-й выпуск, - М.,1998.

  1. я ведущая. Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто - Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни.

Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное в веке, прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

  1. я ведущая. Всмотритесь в это лицо: тонкие черты, кроткий взгляд, нежность в каждом движении... А платье Натали надела то самое, в котором Александр Сергеевич впервые увидел ее и полюбил. В декабре 1828 года Пушкин приехал в Москву. Здесь, на балу у танцмейстера Иогеля, он первый раз встречается с Н. Н. Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы. Красота ее поразила поэта.

Вот как о знакомстве Пушкина с матерью рассказывает дочь Натальи Николаевны от второго брака. "В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз. Слава его тогда уже прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная стыдливость только возвышала ее в глазах поэта".

Пушкин. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем средь медленных трудов Одной картины я желал быть зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Пушкин. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал.

Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Я увидел ее, мою Мадонну, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых. Я шагнул навстречу своей судьбе.

3-я ведущая. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже нее.

Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Пушкин. Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты...

Но сердце вновь затрепетало Пред мощной властью красоты...

1-я ведущая. Не так просто было Пушкину соединить свою судьбу с Натальей Николаевной. Его будущая теща была скупа до чрезвычайности, злобная и сварливая. Она терзала душу Александра Сергеевича, то требуя свидетельства о его политической благонадежности, то без конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданое (на что Пушкин и не рассчитывал и под видом займа дал ей затем для покупки приданого одиннадцать тысяч). Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до исступления.

Пушкин. Снова тучи надо мною Собралися в тишине,

Рок завистливый бедою Угрожает снова мне...

Сохраню к судьбе презренье?

Понесу ль навстречу ей Непреклонность и терпенье Г ордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный,

Снова пристань я найду...

Но, предчувствуя разлуку,

Неизбежный, грозный час,

Сжать твою, мой ангел, руку Я спешу в тяжелый час...

1-я ведущая. 16 апреля 1830 года Александр Сергеевич обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадежности.

Пушкин. Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Бенкендорф. Ваше положение зависит только от вас. В нем не может быть ничего ложного и сомнительного, если вы сами не сделаете его таким.

(Делает какую-то пометку на письме.)

Я рекомендую вам, милостивый государь, показать это письмо всем, кому вы найдете нужным. Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предприняли этот шаг, и в своем сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.

(Бенкендорф уходит.)

Пушкин. А я не строил иллюзий насчет будущей женитьбы и возможного счастья. Мне было тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем я...

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал?

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

1-я ведущая. В откровенном, исполненном горечи и тяжелых предчувствий письме к матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин писал: "Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный ее союз. Не возникнут ли у нее сожаления? Не будет ли она смотреть на меня, как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращение? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее... Перейдем к вопросу о денежных средствах. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву все, чем я увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование..."

1-я ведущая. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

Пушкин. Участь моя решена! Я женюсь... Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой! -она моя... Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих...

Натали. Звезда моя! Свет предреченных дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч светя звучит в душе моей,

В тебе она заветное читает.

И жар ее, твой отблеск верный здесь,

Гори, гори! Не выгорит он весь!

1-я ведущая. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окруженный холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за Натали, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей. Болдинская осень...

(Под музыку выходят Пушкин и Гончарова. По очереди читают письма.)

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю еще более твоего лица...

Натали. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе... Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет...

Пушкин. О чем я думаю, Натали?

Вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не смогу...

Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого еще никогда не испытывал... Этой удивительной осенью нельзя не писать...

  1. я ведущая. Пушкин увиделся с любимой только в декабре, когда

наконец была открыта дорога на Москву после длительного карантина. Он

встретил Наталью Николаевну. И не было для счастливых мгновений.

Однако откуда у Пушкина такие грусти

...Но не хочу, о друга, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной

Может, это предчувствие своей будущей трагической судьбы?

Пушкин. 16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой цыганкой, певицей из цыганского хора.

(На сцену под цыганскую мелодию выходят цыгане).

Таня. Позолоти ручку, дорогой Александр Сергеевич! Нагадаю тебе судьбу твою. Ждет тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая... Дорога тебя ждет ранняя... Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной - развеешься!

(Исполняется цыганский танец.)

1-я ведущая. Много лет спустя цыганка Таня, вспоминая об этом вечере, рассказала, как Пушкин, очнувшись от мыслей, попросил её спеть...

Таня. Говорю я ему, Александр Сергеевич, дай вам Бог... Только на сердце у меня самой невесело. И думая, об этом, запела я Пушкину песню...

(Поет.)

Ах, матушка, что так в поле пыльно,

Государыня, что так пыльно?

Кони разыгралися...

А чьи-то кони, чьи-то кони?

Кони Александра Сергеевича...

Таня. Пою я, а на сердце такая грусть-тоска. Как вдруг слышу: зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился и говорит: "Ах, эта песня все во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!.."

(Цыгане с песнями уходят.)

1-я ведущая. 18 февраля 1832 года - свадьба. Венчались Пушкин и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот... Через несколько дней поэт писал П. А. Плетневу: "Я женат - и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".

1-я ведущая. 18-летняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы, и глаза ее встретились с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях возле кровати. "Очевидно, так он простоял всю ночь", - подумала она, и ее охватило волнующее недоумение.

"Моя мадонна", - шепотом сказал он, складывая руки, как перед иконой. Робкие слезы выкатились у нее из глаз, она улыбнулась ему.

  1. я ведущая. Она не раз в первые дни медового месяца горько плакала оттого, что Пушкин, наспех поцеловав ее, часто с утра и до вечера проводил время в разговорах с друзьями. А как-то раз, в холостой компании, на стороне, Пушкин всю ночь проспорил на литературные темы и, умоляя о прощении, честно сказал ей, что забыл о том, что женат.

А потом Наталья Николаевна поняла, что муж ее совсем не такой, как другие. Приготовилась к своей трудной судьбе "быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин". Сердцем поняла она его большую любовь к себе, которая проявлялась не всегда так, как у других. И успокоилась, насколько это было возможно.

  1. я ведущая. Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. "Женка его очень милое творение", - писал Жуковский князю Вяземскому и А. И. Тургеневу. - И он с нею мне весьма нравится. Я более и более за него радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше". "Я уверен, что ты, несмотря на все ужасные перевороты, которые тебя окружают, еще никогда не был так счастлив и покоен, как теперь", - писал Пушкину Нащокин 15 июля 1831 года.

  2. я ведущая. После свадьбы молодые переехали в Царское Село. С утра Александр Сергеевич писал, закрывшись в кабинете, и с первых дней Наталья Николаевна поняла, что в эти священные для него минуты тревожить его нельзя. Она создавала в доме полную тишину, привыкая вести хозяйство, вышивала, читала книги и потихоньку от мужа сочиняла стихи, которые потом, когда он уезжал, посылала ему в письмах. Пушкин не оценил ее поэтических усилий и в одном из своих писем с присущим ему юмором попросил свою "женку" писать ему не стихами, а прозой.

1-я ведущая. Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Все сильнее сжималось кольцо светской вражды, все более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки официальной критики. В это время поэт особенно глубоко задумался о справедливости устройства государства Российского. Своими мыслями он делился с Вяземским, цитировал "Стансы", напоминающие о славных днях правления Петра I.

Пушкин. То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен...

  1. я ведущая. Царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии. Он назначает поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прелестную жену. Этот чин, даваемый не умудрённым жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича. Но это было только начало. Бенкендорф потребовал, чтобы до напечатания произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру. Чтоб он прекратил публичные чтения неблагонадёжных стихов.

  2. я ведущая. Пушкин словно предчувствовал, что время выбьет из самодержавного седла коронованного тирана. Но это время было далеко впереди. А тогда... Прелестная Натали дарила нежные и добрые улыбки. А развязка уже была близка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь...

(На сцене Пушкин и Данзас.)

Данзас. Ты настаиваешь на этих условиях?

Пушкин. Разумеется.

Данзас. Это очень жестокие условия: барьер десять шагов. Смертельные, я бы сказал.

Пушкин. Это ничего не меняет.

Данзас. Твои условия приняты, Дантес ждет тебя на Черной речке...

(Уходят. Раздается выстрел. На сцене Данзас.)

Данзас. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки. Но, несмотря на это, думал о других, и прежде всего - о семье. Он отдал мне последнее распоряжение, снял с руки кольцо и попросил принять его на память. Простился с близкими и нашел в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне.

29 января 1837 года поэта не стало.

3-я ведущая. Через полтора столетия Марина Цветаева напишет: "Нет. Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место - как Елена Троянская повод, а не причина войны, так и Гончарова - не причина, а повод смерти Пушкина, с колыбели предначертанной. Тяга Пушкина к Гончаровой - это тяга гения к нулю. Он хотел нуль, потому что сам был все. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти - красавицу".

1-я ведущая (читает стихотворение А. Дементьева "У могилы Н. Н. Пушкиной").

"Здесь похоронена Ланская..."

Снега некрополь замели.

А слух по-прежнему ласкает святое имя - Натали.

Как странно, что она - Ланская.

Я не Ланской цветы принес, а той, чей образ возникает из давней памяти и слез.

Нам каждый день ее был дорог до той трагической черты, до Черной речки, за которой

настало бремя суеты.


Как странно, что она Ланская. Ведь вслед за выстрелом сама оборвалась ее мирская, ее великая судьба.

И хорошо, что он не знает, как шли потом ее года.

Она фамилию сменяет, другому в церкви скажет: "да".

Но мы ее не осуждаем.

К чему былое ворошить?

Одна осталась - молодая, с детьми, а надо было жить.

И все же как-то горько это, не знаю, чья уж тут вина, что для живых любовь поэта так от него отдалена.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал