- Учителю
- Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9 класс)
Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9 класс)
Разработка урока ( 9 класс)
Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
Тип урока: инновационный урок
Цель урока: постичь мир лирического героя Лермонтова, соотнести его с произведениями музыки и живописи, провести небольшое исследование на материале стихотворений Лермонтова и рассмотреть философские проблемы: добро и зло, жизнь и смерть, счастье, смысл человеческой жизни.
Задачи урока:
-
обучающие:
-
совершенствование навыков лингвопоэтического анализа художественного произведения;
-
учить восприятию художественного текста как процессу творческому, который находится в зависимости от читательского искусства;
-
развивающие задачи:
-
развивать эмоциональную сферу обучающихся, воображение, умение самостоятельной работы с художественными текстами;
-
развивать у учащихся чувство языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову, вырабатывать навыки культуры речи
-
воспитательные задачи:
-
формировать умение вступать в диалог с текстом произведения, осуществлять единство нравственного и эстетического воспитания.
Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, свечи, сборники стихов, раздаточный материал (рефлексивная карта), репродукции картин: Врубель "Ангел с кадилом и свечой", Леонардо да Винчи "Благовещение", музыка: С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!»
Дж. П. да Палестрина « Месса папы Марчелло», видеоклип (Виктор Попов «Ангел летел»)
.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Слово учителя:
Каждый читатель находит в поэзии М.Ю. Лермонтова близкое себе, видит его то сдержанным и страстно откровенным, то бунтующим и усталым, то доверчивым и презрительным. Нас поражают мятежная энергия и жажда тишины, сливающиеся в поэте.
С юных лет он готов был принять жизнь со взлётами трагедии, со страданием. Однако ему удавалось запечатлеть в «храме души» лирического героя и редкие минуты благоговения, счастья.
М.Ю. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком загадочной, «странной», высокой, трагической судьбы. Бесстрашный самоанализ, напряжённое самопознание, погружение во внутренний мир стали для него мучением.
В лирике М.Ю. Лермонтова с необычайной яркостью обнаруживается двойственность сознания героя - тяготение к идеальному миру, к совершенной красоте, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали «света», в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия, сознание безнадежности своей мечты. В центре лирических произведений оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления.
Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке
3. Видеоклип (портреты М. Ю. Лермонтова, Врубель «Ангел со свечой», кадры из фильма Н. Бурляева «Лермонтов», музыкальная композиция в исполнении Виктора Попова «Ангел летел»)
4.Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке.
Раздаются бланки проективной методики: «Я - автор своего образования и соавтор урока»
Учащимся предлагается закончить предложения:
-
Этот урок является для меня…
-
Мне хотелось бы на уроке…
-
Я чувствую (ощущаю)…
Учитель предлагает ученикам задать (вписать) вопросы, важные для них и связанные с контекстом урока. Учащиеся, согласно предложенному образцу , формулируют образовательные запросы к ситуации урока.
5. Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме и цели урока.
6.Проблемная ситуация взаимодействия с художественным текстом:
Педагог предлагает прочитать и обсудить стихотворение Лермонтова « Ангел». Процесс взаимодействия здесь- это процесс перевода данного произведения в собственный текст, индивидуальный для каждого ученика. Ученики делятся своими интерпретациями стихотворения, своим отношением к нему.
Ангел
1831
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Вопросы после первого прочтения художественного текста:
-
Каким настроением проникнуто произведение?
-
Какие чувства вы испытывали, слушая текст?
7. Работа в группах с текстом художественного произведения:
-
Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;
-
словарная работа (ангел, внимали, святая, непритворна, душа, мир, томилась, младой, чудным)
-
Ответить на вопросы:
-
-
Что мы узнаем о песне, которую пел ангел? Какое художественное средство здесь употребляет поэт?
-
Что значит «святая»?
-
О чем пел ангел?
-
В чем секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?
-
Каким же рисуется образ земли в стихотворении?
-
Что ощущала душа, принесенная ангелом на землю?
-
В 3 строфе говорится и о состоянии «души молодой». Что в этой душе таится?
-
О каком ангеле идёт речь в стихотворении?
-
Ангел ли «главный герой» одноимённого стихотворения?
-
Почему стихотворение об участии человека названо «Ангел»?
-
С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
-
-
8. Подведение итогов работы в группах
АНГЕЛ (символ)
НЕБО ПОЛУНОЧИ ПЕСНЯ
Месяц, звёзды, тучи ВНИМАЛИ тихая, святая
о блаженстве безгрешных духов
хвала НЕПРИТВОРНА
МЛАДАЯ ДУША ЗВУК песни
ЖИВОЙ
ТОМИЛАСЬ МИР печали и слёз СКУЧНЫЕ песни
земли
6. Культуроведческий аспект (звучит Всенощное бдение С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!», Дж. П. да Палестрина « Месса папы Марчелло»)
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины М.Врубеля "Ангел с кадилом и свечой". Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой", но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Ангел, несущий благую весть.
Одна из картин великого Леонардо да Винчи на эту тему - это "Благовещение", которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо - загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению "Ангел"?
7.Работа в группах
Педагог предлагает прослушать и поработать в группах ещё над одним стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды».
Небо и звезды
1831
Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!
Чем ты несчастлив?-
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо-
Звёзды и небо!- а я человек!...
Люди друг к другу
Зависть питают,
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.
-
Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;
-
Ответить на вопросы:
-
О чём это стихотворение? О небе и звёздах?
-
Какую проблему ставит, по-вашему, поэт?
-
В чём конфликт? Что это - «завидую звёздам»?
-
Каким вы себе представляете лирического героя?
-
Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?
-
8. Подведение итогов работы в группах
ЧИСТО небо
ЯСНЫ звёзды
ЯСНЫ, как СЧАСТЬЕ ребёнка
Что ЗВЁЗДЫ и НЕБО тем Я НЕСЧАСТЛИВ
а Я ЧЕЛОВЕК
ЛЮДИ ЗАВИДУЮ
ЗАВИСТЬ звёздам
друг к другу
?
«?»- после анализа текстов ученики каждый на своём уровне приближаются к авторскому замыслу и понимают, что герой ранней лирики Лермонтова пребывает между двумя мирами -небом и землёй,- но поскольку ни один из них не опознан в полной мере, то они остаются до конца недоступны ему.
Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, затрагивая тему одиночества людей, их несчастий, неразгаданной ими тайны мироздания.
Учитель должен показать детям, что ему интересны их точки зрения, их ценности, их участие в решении учебной задачи.
ВЫВОД: Лирический герой разрывается между двух миров - Землёй и небом.Если изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и землёй.
Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.
У лирического героя Лермонтова нет дома, он одинокий бесприютный странник. Достаточно вспомнить образы, созданные поэтом и хорошо знакомые вам: Белеет парус одинокой / Тучки небесные… Вечные странники; Ночевала тучка золотая/ На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя. Таким же будет Печорин в «Герое нашего времени» - живёт вне дома, он всё время перемещается, даже умер в дороге. Не исключением является и лирический герой данного стихотворения.
Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических. Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя - одиночество и разочарование.
Такое состояние лирического героя называется двоемирием.
9. Рефлексия урока. (заполнение рефлексивной карты (см. приложение)
10. Домашнее задание:
Творческое задание :
Сочинить художественную зарисовку «Все мы в мире странники»
В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».
-
Если бы вы создавали фильм по мотивам этого стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы?
-
Что главным было бы в этом фильме?
-
В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения
«Благодарность».
1840
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
8