- Учителю
- Использование игровых технологий при изучении 'Лексика' в 5 классе
Использование игровых технологий при изучении 'Лексика' в 5 классе
«Использование игровых технологий
на уроках русского языка в 5 классе
при изучении темы «Лексика»
Оглавление
-
Вводная часть
1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
-
Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
-
Заключение
-
Выводы по ИР
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Введение
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время в связи с переходом на ФГОС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Используя развивающие игры, педагог объединяет один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Возникают противоречия:
-
между условиями, при которых интерес обучающихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключился на учебное занятие и отсутствием современной инфраструктуры, способствующей эффективному использованию игровых технологий;
-
между имеющимися у учителя возможностями использования традиционных технологий в решении познавательных задач и новыми требованиями к этим возможностям, предъявляемыми учебной задачей;
-
между необходимостью развития у обучающихся интереса к русскому языку через использование игровых технологий и отсутствием устойчивой мотивации к его изучению.
На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему - отсутствие системы работы по использованию игровых технологий и низкий уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка.
Цель данной работы - создать систему работы по использованию игровых технологий с целью повышения мотивации учащихся к изучению русского языка
Задачи:
-
Изучить дидактические возможности использования игровых технологий.
-
Проанализировать состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
-
Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
-
Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
-
Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
-
Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Ожидаемые результаты
-
будут сформированы такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
-
научатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
-
будет создан положительный морально-психологический климат в классе для развития личности обучающихся;
-
повысится уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
-
повысится уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
-
будут сформированы наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах;
-
появятся участники, призеры и победители олимпиад и творческих конкурсов из числа слабоуспевающих детей.
Основная часть
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. В своей книге он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей. Автором прежде всего взята на вооружение концепция развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина.
Ведущая педагогическая идея
- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;
- обучение без принуждения;
- освоил теорию, проверь на практике.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.
Классификация дидактических игр
-
Фонетические игры.
-
Лексико-фразеологические игры.
-
Игры по морфемике и словообразованию.
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И, как следствие этой работы, успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный» и др.
Кроссворд
Эта популярная сейчас игра может быть с пользой применена на уроке. Обычный кроссворд требует понимания значений многих слов, для чего приходится обращаться к толковым словарям, и это помогает школьникам расширить свой словарный запас. А если предложить ребятам самим составить кроссворд, работа становится по-настоящему творческой. Ведь надо точно определить значение слова, используя толковый словарь, а может быть, придумав собственное остроумное определение.
Неплохо воспринимаются детьми кроссворды различных типов и уровней, тем более что в самом принципе этой уникальной игры заложено развитие интеллекта именно при содействии слова. Здесь можно использовать разные варианты, например:
А - - -
- А - -
- - А -
- - - А
Приведенную сетку нужно заполнить, найдя соответствующие слова, имеющие букву А в начале, середине, конце слова. Можно рисовать любые фигуры - ограничений нет.
Игра «Найди правильное значение»
Почему в данных ниже предложениях мысль выражена неясно? Выразите ее точнее.
Образец.
На столе лежит наряд. (Документ или одежда)
На столе лежит наряд на уголь.
На столе лежит праздничный наряд.
1. Принесите лук (растение или оружие).
2. Кран не работает (водопроводный или строительный).
Игра «Третий лишний»
В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем. Например, приводятся три слова: водитель, водяной, водичка. Здесь общий признак - корень, водичка и водяной - однокоренные слова, а водитель - лишнее слово.
Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений.
Шарады - это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: чело - век. В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений, а затем значение целого:
Первое - лоб.
Второе - сто лет.
Целое - разумное существо.
Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке:
1. Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.
2. Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова.
3. Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.
Ответы: фасоль, удочка, хоровод.
Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на значимые части.
Конечно, надо показать, как составляются шарады.
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, повесть, семья.
Слова из слова
Эта игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например:перегородка - город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, корка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор - раз» и делает паузу. Аукцион заканчивается, когда произносится последнее слово.
Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас, проигрыватель. Игру можно усложнить заданием сочинить из новых слов связный текст.
Анаграммы
Анаграммы - слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема - смеха, коршун - шнурок, колос - сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.
Метаграммы
Метаграммы - это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он - тон, галка - галька, заменяться другой: зайка - майка - галка - райка - чайка.
Примеры:
Со мною связаны навеки
Моря, пруды, озера, реки.
А если Г на Т заменишь,
Меня на голову оденешь.
(Берег-берет)
Меня обычно составляют,
Готовясь к будущим делам.
Но если Н на Щ сменяют,
То осенью я нужен вам.
(План-плащ)
Данные игры можно использовать на уроках различных типов: как на уроках сообщения новых знаний, так и на уроках закрепления, обобщения, а также на уроках, цель которых осуществление контроля знаний учащихся.
Уроки с применением игровых технологий нравятся ребятам, способствуют повышению их познавательной активности. Наибольший интерес вызывают у них задания творческого характера (придумать, составить, сделать). Такие выводы позволяют сделать результаты анкетирования, которое я проводила в 5 классе по вопросу: «Эмоциональное самочувствие на уроке». Сравнительный анализ показывает: уровень эмоционального самочувствия на уроках с использованием игр выше (6 баллов), чем на обычных уроках (3 балла).
Контрольно-оценочный блок
Формы контроля
№п.п.
Формы
Инструкция
1.
Самоконтроль
Осуществляется учеником. Сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения
2.
Взаимный контроль учащихся
Возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнера и выставить оценку.
3.
Контроль учителя
Осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль. Кроме того, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная творческая работа и т.д.
Целесообразно использовать устное оценивание + поощрение учителя, взаимооценку обучающихся, систему значков: смайлики, фигурки, выделение цветом и т.д. Для стимулирования активности возможно применение рейтинговой оценки.
Ресурсное обеспечение
-
Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, раздаточный материал для учащихся
-
Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по современным образовательным технологиям (игровой), педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
-
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, цветной принтер, документ-камера, интерактивная доска
-
Кадровые ресурсы: учителя русского языка и литературы, прошедшие подготовку по внедрению современных технологий, психологи
Заключение
Выводы: Разработанная система работы позволит увеличить познавательную активность обучающихся, применение игровых технологий в обучении сделает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Известный российский педагог С.Шацкий даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)
Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.
Информационные источники
Использованные источники:
Нормативно-правовая база:
-
Закон РФ об образовании
-
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.,
« Просвещение», 2011.
Основная литература:
-
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996
-
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009.
-
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005.
Дополнительная литература:
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995.
-
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе/ Газета «Русский язык» № 23, 2009г
-
Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. - М: «Про-Пресс», 2009. (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
-
Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 1999.
-
Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.