7


  • Учителю
  • Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Жанровые особенности, композиция. (8 класс)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Жанровые особенности, композиция. (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Поэма М.Ю.Лермонтова « Мцыри ».Жанровые особенности, композиция. (8 класс)Цели урока:1.       Определение  жанрового своеобразия и композиции поэмы, ее принадлежности к романтизму.2.       Обучение приемам анализа поэтического текста.3.       Воспитание  внимательного о
предварительный просмотр материала



Седова Ольга Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»



Поэма М.Ю.Лермонтова « Мцыри ».

Жанровые особенности, композиция.

(8 класс)

Цели урока:

  1. Определение жанровое своеобразие и композицию поэмы, ее принадлежность к романтизму.

  2. Обучение приемам анализа поэтического текста.

  3. Воспитание внимательного отношения к художественному слову.

Задачи урока:

  1. Сопоставить эпиграфы к поэме (черновой и окончательный варианты)

  2. Познакомиться с библейским текстом-первоисточником.

  3. Определить жанровое своеобразие и композицию поэмы « Мцыри».

Материально-техническое обеспечение:

  1. Мультимедийный проектор для показа презентации.

  2. Портрет М.Ю.Лермонтова.

  3. Музыкальное сопровождение (романтическая композиция « Одинокий пастух »).

  4. Раздаточный материал:

  1. библейский текст из « Первой книги Царств »;

  2. карточки для индивидуальных заданий и теоретической разминки.

  1. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

  2. На доске эпиграф: «Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его (Лермонтова) собственным духом, поражает его собственной мощью…» ( В.Белинский ).



Ход урока:

  1. Организационный этап :объявление темы, целей и задач урока (слайд 1.) Установочные задания для учащихся.

  2. Актуализация знаний.

Блиц- тест «Вопрос- ответ» ( карточки на знание литературоведческих терминов) с последующей взаимопроверкой по слайду 2 : жанр, поэма, композиция, сюжет, экспозиция, эпиграф, монолог, диалог, пейзаж, заглавие, романтизм (приложение1).

  1. Основной этап.



Ученик (под музыку рассказывает краткую историю создания поэмы.) Слайды 3- 4(Портрет Лермонтова, дорога в Мцхет). В 1837 г., странствуя по Военно- Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика- монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вез его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечении монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

Учитель. Поэт привез с Кавказа целую серию картин ( слайд 5).Не случайно Лермонтов разворачивает действие своей поэмы в местах, хорошо ему знакомых и любимых. Этим он подтверждает, что «Мцыри» - отражение его души. (Чтение слов В. Белинского с доски). Это как раз те места, которые особенно нравились поэту:

Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся , шумят ,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры...

Проблемно- аналитический вопрос: В черновом варианте поэма носила название «Бэри». Почему автор исправил на «Мцыри»?

Ученик. «Бэри, по- грузински: монах». Но герой поэмы не монах - его только готовят в монахи. Слово « мцыри» означает: 1)неслужащий монах, послушник; 2) чужеземец.

К какому виду относится заглавие поэмы?

Заглавие - это название произведения, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ. Выделяют три вида заглавия:

1.Именное;

2.Отражающее основной конфликт;

3.Отражающее идеи, темы произведения.

Заглавие поэмы «Мцыри» именное. Этот вариант названия усиливает трагизм судьбы героя, который, будучи свободолюбивым горцем , исповедующим мусульманскую веру, погибает вдали от родины в христианском монастыре.

Учитель. Почему герой не имеет имени? (Это обобщенный образ).

Составим его психологический портрет, опираясь на текст (коллективная творческая работа). Результаты работы выводятся на слайд 6: гордый, одинокий, свободолюбивый, с жаждой жизни и борьбы, целеустремленный, любящий природу и др.

- Как раскрывается характер Мцыри? ( через монолог и пейзаж).

Задания поискового характера для групповой работы: 1 группе найти соответствующие строки в монологе героя; 2 группе - в описании природы, данной в восприятии героя.

Ученик читает выразительно наизусть «сцену с барсом» (слайд 7- иллюстрация) .

Приходим к выводу, что Мцыри - романтический герой, т.к. он не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Главная его страсть - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой родине. Жажда подвига, отвага заставляют юношу вступить в схватку с хищником. Исключительный герой действует на фоне необычных, экзотичных картин природы. Следовательно, «Мцыри» - романтическая поэма.

Учитель. Ребята, в какой части поэмы мы впервые узнаем о сюжете и чертах характера Мцыри? (Во вступлении- экспозиции).

- Какова дальнейшая форма повествования, от чьего лица ведется и для кого? (В форме монолога Мцыри священнику- духовнику.)

Ученик, работавший индивидуально со словарем, дает справку о толковании слов «духовник», «исповедь» (слайд 8 - иллюстрация)

Ученик читает выразительно отрывок «Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю…»

Учитель. Главная часть поэмы - откровенное признание героя - исповедь, в которой с особой полнотой раскрывается его духовный мир.

- А теперь обратимся к эпиграфу поэмы. Ведь эпиграф - ключ к повествованию. Понять его - значит понять идейную направленность произведения. Часто эпиграфы берутся из Библии.

(Слайд 9) Проблемный вопрос: Автор отказался от 1-го варианта в пользу библейского. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете смысл этого изречения? ( Коллективное обсуждение). Идет работа по сопоставлению эпиграфов: 1-й (черновой)

Родина бывает

только одна.

2-й (окончательный)

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.

/Я попробовал немного меду, и вот я умираю/.

(из «Первой книги Царств»)

Возможные ответы учащихся: немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть./Лучше 3 дня пожить на воле, чем всю жизнь провести в монастыре. / Мед - сладость, символ радости жизни.

Учитель. Прочитаем отрывок из «Первой книги Царств» (текст у каждого на столе. Приложение 2), последний стих и взят поэтом в качестве эпиграфа.

В контексте проступает иное значение меда: это символ чего- то запретного. Может, Мцыри нарушил обет, данный Богу? Ведь, привыкнув к монастырской жизни, он хотел:

Уже во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез …

- Звучит ли раскаяние в словах Мцыри? (Нет). Он страстно рассказывает о днях, проведенных на свободе:

…за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Я б рай и вечность променял.

Как видим, сожалений о побеге нет.

- Согласитесь, что исповедь героя, как он сам назвал свое откровение, в христианском понимании этого слова превращается в антиисповедь.

Учитель. Вчитаемся в строфу :

Прощай, отец… дай руку мне;

Ты чувствуешь. Моя в огне…

Знай. Этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему,

И он прожег свою тюрьму

И возвратится вновь к тому,

Кто всем законной чередой

Дает страданье и покой…

3- я от конца строка должна была бы напечатана так:

И возвратимся вновь к Тому,

Тогда было бы ясно, что речь идет о Боге. Лермонтов (сам или это сделала цензура?) не включил в окончательную редакцию 69 стихов, в советское атеистическое ли время эти богоборческие стихи изъяты, неизвестно. Их можно найти теперь только в справочниках хороших изданий. Вот послушайте .

(ученик читает выразительно под музыку «Одинокий пастух»):

О Боже, думал я, зачем

Ты дал мне то, что дал ты всем,

И крепость сил, и мысли власть,

Желанья, молодость и страсть?

Зачем Ты ум наполнил мой

Неутолимою тоской

По дикой воле? Почему

Ты на земле мне одному

Дал вместо родины тюрьму?

Ты не хотел меня спасти!

Ты мне желанного пути

Не указал во тьме ночной,

И ныне я как волк ручной.

Так я роптал. То был, старик,

Отчаянья безумный крик,

Страданьем вынужденный стон.

Скажи? Ведь буду я прощен?

Возвращаемся к жанру поэмы. Звучит ли раскаяние героя в этих строках? Нет. Сожаления о совершенном побеге тоже нет. Мцыри откровенно рассказывает (исповедуется) духовнику о своих мечтах и устремлениях. Но герой подчеркивает, что его настоящая жизнь вмещается в те 3 дня, проведенных вне стен монастыря. Так исповедь превращается в антиисповедь. Ведь и Лермонтов ценил свободу и земные радости, хоть привязанность к ним порицается Православием!

3 этап. Подведение итогов урока. Уч-ся делают записи в тетрадях: «Мцыри» - романтическая поэма- исповедь (антиисповедь). Ее композиция состоит из вступления (экспозиции) и главной части - монолога- исповеди героя.

Рефлексия: что нового я узнал? что мы делали, чтобы получить знания?

Домашнее задание: наизусть чтение отрывков из поэмы или составить синквейн.



(приложение 1)

Блиц- тест

  1. Один из видов лиро- эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств (поэма).

  2. Построение произведения (композиция).

  3. Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу (сюжет).

  4. Короткий текст, помещаемый автором перед основным текстом и выражающий тему, идею, настроение произведения (эпиграф).

  5. Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия 9экспозиция).

  6. Вид художественного произведения (жанр).

  7. Направление в литературе, при котором герои изображаются исключительными личностями на фоне необычных картин природы (романтизм).

  8. Речь одного человека в художественном произведении(монолог).

  9. Картина природы в художественном произведении(пейзаж).

  10. Разговор двух или нескольких лиц(диалог).



.

(приложение 2)

Фрагмент из «Первой книги Царств»: иудейский царь Саул имел взрослого сына Ионафана, который, взяв с собой оруженосца и ничего не сказав отцу, решил дать бой филистимлянам, притеснявшим его народ.

«Между переходами, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала(…)

Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеб до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.

И пошел весь парод в лес, и был там на поляне мед.

И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед. Но никто не протянул руки своей ко рту своему; ибо народ боялся заклятия.

Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: проклят, кто сегодня вкусит пищи.

И сказал Ионафан: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меда…
Саул, узнав, что его сын нарушил его приказ, призвал к себе Ионафана: «…расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему сын: я отведал немного меду и вот я должен умереть» (1-я Царств,14;4,5,13,24-30,43).



Особенности данного урока:

  1. Использование проблемных заданий.

  2. Использование смешанного пути анализа.

  3. Создание эмоционального настроя.

  4. Использование ИКТ .



Принципы отбора материала:

  1. Доступность информации.

  2. Соответствие возрастным особенностям учащихся.

  3. Познавательность.



Методы обучения:

  1. Проблемный (прием: постановка проблемных вопросов)

  2. Исследовательский(прием: исследовательское задание)

  3. Репродуктивный (приемы: словесный, наглядный, аудиовизуальный)



Программа по литературе для 5-11 классов (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев ), допущенная Министерством образования РФ.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал