7


  • Учителю
  • Урок литературы в 7 классе «К. Г. Паустовский о людях искусства. 'Исаак Левитан'»

Урок литературы в 7 классе «К. Г. Паустовский о людях искусства. 'Исаак Левитан'»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Константин Георгиевич Паустовский о людях искусства. «Исаак Левитан».

Цели:

1. Познакомить учащихся с отрывками из книги К.Г.Паустовского «Исаак Левитан». Помочь увидеть образ художника, созданный писателем. Познакомить с творчеством Левитана. Подготовить к написанию сочинения - описания по картине Левитана.

2. Развивать творческую самостоятельность учащихся, познавательную и поисково-исследовательскую активность, вырабатывать навык эстетического восприятия текста.

3. Воспитывать любовь к литературе, живописи, чувство прекрасного.

Ход урока:

- С каким рассказом писателя вы познакомились? («Корзина с еловыми шишками»)

- О ком этот рассказ? (О норвежском композиторе Эдварде Григе и молодой девушке Дагни Педерсен)

- Американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…» Какие чувства остались у вас в душе после прочтения и обсуждения рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Я поняла, что настоящей музыкой можно сказать очень многое. Искусство делает человека лучше. В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.)

Есть в творчестве таинственная сила!

Какое счастье заглянуть вперёд,

Увидеть жизнь особенно красивой

И ощутить души своей полёт.

И мучиться бессонными ночами,

Оттачивая мыслей острие,

Сверять детали замысла, начала,

Выкладывать всё существо своё.

И высекать, как скульптор, из гранита,

Отбрасывая лишние куски,

Свою задумку, что трудом добыта,

Пусть ломит от усталости виски.

Не оставлять в себе страницы белой

И ничего не прятать на потом.

Врубаться в жизнь отчаянно и смело

И дерзновенно думать о большом.

- О чём это стихотворение? (Оно о том, как создаются произведения искусства, о том, что творец должен вложить в своё произведение всю душу, всего себя, только тогда это произведение станет искусством.)

- Какие виды искусства вы знаете? (Музыка, живопись, литература, балет и т.д.)


2. Работа по теме урока.

- К.Г.Паустовский говорил: «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров - те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества».

В конце 30-х годов Паустовский написал несколько биографических книг о художниках и писателях: (Слайд 4, выставка книг) «Орест Кипренский» (1936), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1938), Паустовский написал также рассказы и очерки о Максиме Горьком, Петре Ильиче Чайковском, Антоне Павловиче Чехове, Александре Сергеевиче Пушкине, Хансе Кристиане Андерсене, Эдварде Григе, Аркадии Петровиче Гайдаре, Михаиле Михайловиче Пришвине, Михаиле Юрьевиче Лермонтове и многих других. Паустовского волновала тема судьбы художника, ответственности таланта перед людьми.

- К сегодняшнему уроку вы прочитали отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан». И сегодня мы познакомимся с репродукциями картин пейзажиста, поговорим о том, каким показан художник в книге Константина Георгиевича. Перед тем как вы услышите рассказ об Исааке Левитане, познакомьтесь со значением некоторых слов. Знание этих слов понадобится вам на уроке. (Таблички со значением слов вывешены на доске.)

ЗОДЧЕСТВО- наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. ВАЯТЬ - высекать, вырезывать от руки выпуклые или округлые подобия людей, животных или разные украшения; лепная работа.

ЭТЮДЫ - опыты, попытки, образцы для изученья. РЕПРОДУКЦИЯ - печатная копия картины художника.

-А теперь послушайте рассказ о Левитане.

Левитан Исаак Ильич родился в Литве. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в школе проявил себя талантливым пейзажистом. Как и многие другие его сверстники, Левитан учился на медные гроши, ночевал под скамьями в классах и кормился на 3 копейки в день. Но, испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно трудится. Левитан занимался в мастерской Саврасова, известного вам по картине «Грачи прилетели». (Слайд 6) Он был любимейшим учеником Саврасова, но из училища его выпустили лишь с дипломом неклассного художника, который давал право работать только учителем рисования. Левитан вновь вернётся в училище уже известным художником и будет руководителем мастерской. Саврасов всё внимание учеников направлял на изучение природы. Не просто изучение - он призывал любить природу, без этого нельзя стать пейзажистом. (Слайд 7)

Учитель лит-ры

- Найдите и прочитайте, что Паустовский рассказывает об учёбе Левитана в училище живописи и ваяния.

- Какими словами Паустовский характеризует Левитана, как бы ставя их в противовес тому, о чём писал раньше? ( Паустовский называет Левитана тончайшим художником своего времени, первым и ещё робким певцом русской природы.)

- Расскажите, как складывались отношения между Н. Чеховым и Левитаном?

- Что выражает собой слово «левитанистый»? ( Оно выражает особое обаяние пейзажа Средней России, которое тогда умел передать на полотне один Левитан.)

- Друг Левитана по Училищу живописи говорил: «Пойдем мы компанией на этюды в окрестности Москвы, бродим и ничего интересного, а Левитан сядет у первой попавшейся лужицы и приносит домой прекрасный мотив для пейзажа». Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова?

- О каких «дождливых работах» художника рассказывает Паустовский?

- Рассмотрите картину Левитана «После дождя». (Слайд 8) Попробуйте описать её. Прочитайте, как описывает эту картину Паустовский.


- Над приволжским городом только что прошумел ливень, и солнечный свет начинает пробиваться сквозь тучи. Мокрые рыжевато-зелёные кусты, блестящие от дождя крыши домов, потемневшие лодки и баржи объединены в единый серебристо-серый тон. Пропитанный влагой воздух как бы окутывает тонкой пеленой притихший город, смягчает очертания предметов. Но уже светлеет небо, светлеет Волга. Лёгкая рябь на воде, стекающие к реке из лужиц ручейки, быстро идущий вдали пароход оживляют природу. Левитан создал правдивый и поэтичный образ типичного приволжского городка с приметами современной художнику жизни.

- А вот ещё одна «дождливая работа» Левитана - «Над вечным покоем» (Слайд 9)

Краткий рассказ учителя о том, почему картина имеет такое название.


Учитель

Задание. Вставьте (выберите) нужные прилагательные в описание картины «Над вечным покоем». (Репродукция картины перед учащимися. Текст у каждого ученика на столе.)

В картине «Над вечным покоем» поэзия (хмурого, ненастного, яркого) дня выражена с большой силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где (светлые, тёмные, белые) берёзы гнутся под (сильным, слабым, порывистым) ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, (большое, огромное, громадное) облачное небо, (тяжёлые, свинцовые) тучи, напитанные влагой, висят над землей. (Прямые, косые) холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой (грустной, печальной) силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно, что ощущается как величие.


- Сравните с текстом Паустовского, посмотрите, насколько вам удалось использование эпитетов. Объясните выбор эпитетов Паустовским. (1 ученик читает текст Паустовского по учебнику)

- Да, когда смотришь на эти картины, то соглашаешься с Паустовским, который называет Левитана «художником печального пейзажа».

- Крамской писал: « Есть вещи, которые слово выразить решительно не может… Если всё можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?» В самом деле, как опишешь словами левитановский «Март»?

(Слайд 10) Попробуйте описать эту картину.

- Прочитайте, как это делает Паустовский.

- Снег, деревья, дом, лошадёнка, впряженная в сани… Но как передать ту «весну света», тот живой трепет пробуждающейся природы, то предчувствие перемен, каким полна эта картина? Чтобы рассказать всё это, нужны не слова, а краски. Этим-то орудием владел Левитан, как Чайковский - звуками, как Чехов - словом.

- Найдите и прочитайте, почему Паустовский сравнивает картины Левитана с чеховскими рассказами. (Рассказы небольшие по объёму, нет в них интригующего сюжета, но вложен большой смысл. Паустовский считает, что картины Левитана, подобно рассказам Чехова «скромны и точны»)

- У Левитана есть несколько превосходных весенних вещей. Вспомните, что говорит о весенних картинах Левитана Паустовский? (Все они похожи на осень)

- Рассмотрите репродукции картин с весенними пейзажами Левитана. Согласны ли вы с Паустовским?

(Слайды 11, 12 «Солнечный день. Весна», «Большая вода»)

После ответов учащихся на заданный вопрос учитель обобщает ответы.

Учитель

- Какое время года Левитан любил больше всего? (Осень)

- Подтвердите это словами из текста Паустовского.

- Прочитайте, какой изображал осень на своих картинах Левитан?

- Давайте рассмотрим ещё несколько картин Левитана. (Слайды 13, 14 «Сумерки. Луна». «Осень. Дорога в деревне»)

- Перед вами картина «Золотая осень» (Слайд 15). Светла и задумчива эта осень. Попробуйте, может быть, вы вспомните стихи об осени, которые соответствовали бы этой картине.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

…Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

(Иван Александрович Бунин)

Бунин и Левитан одинаково почувствовали прелесть золотой осени и прославили её: один - в стихах, другой - в картинах.

Учитель

- Послушайте ещё один отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан», которого нет у вас в учебнике.

Лето кончилось… Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Её узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шёл редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шёлковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел её лица - оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лёг. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал « Осенний день в Сокольниках».(Слайд 16) Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день в Сокольниках» - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие.

Эту картину девятнадцатилетнего художника с ученической выставки приобрёл П.Третьяков для своей галереи. Это было первым признанием таланта художника.


- Рассказ о картине « Владимирка».(Слайд 17)

Настроение не только грусти - безысходного отчаяния навевает его полотно - «Владимирка». Уходит вдаль истоптанная сотнями ног дорога. Вокруг - насколько хватает глаз - ровное гладкое поле, да на горизонте исхлёстанная ветрами роща. По этой страшной дороге, гремя кандалами, шли на каторгу в Сибирь ссыльные, уходили, чтобы никогда не вернуться.

Просторы, синие дали захватывают дух и одновременно рождают скорбное настроение, тяжёлые думы. Эту картину живописец преподнёс в дар Третьяковской галерее.


- Рассказ о картине «Озеро. Русь» (Слайд 19)

Картина «Озеро» стала лебединой песней художника, то есть последней написанной им картиной. Полотно пронизано солнечным светом, на картине изображен величавый разлив озера с деревней на берегу, несущиеся по небу облака. Левитан хотел назвать этот пейзаж «Русью». «Озеро» - обобщённый образ русской прекрасной и светлой природы. Русь, Родина - последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел, потому что 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Учитель

- Прочитайте, как пишет Паустовский о смерти Левитана.

- Каким настроением проникнуты эти строки? (Строки проникнуты настроением грусти, печали.)

- Каким описан вечер, в который умер художник, прочитайте ещё раз. Что напоминают вам эти слова? (Описание природы: поздние сумерки, листва деревьев, погружённая в желтую пыль, отсветы гаснущего солнца - всё такое же, как на картина художника.)

- Давайте просто насладимся просмотром репродукций картин Левитана. (Слайды 20 - 22)

- Прочитайте, как критики отзывались о картинах художника.

- Паустовский иронизирует над хозяйкой квартиры и критиками, которые «требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастуха и женщин». Вы увидели сегодня много репродукций картин Левитана, попробуйте возразить на эти пожелания не понимавших Левитана людей. (Природа Левитана не нуждается в оживлении, она жива своей неповторимостью. Левитан видит красоту в том, где не замечают её ни хозяйка, ни критики. Недаром Левитан думает о великолепном солнце, которое должно придать каждой берёзке весомость и блеск драгоценного металла, т.е. берёзка, освещённая солнцем, ценна для Левитана не менее, а может быть и более, чем любой драгоценный металл.)


- А теперь немного поиграем. Определите, какие картины не принадлежат кисти Левитана. Вспомните название картин Исаака Ильича.


3. Итог урока:

- Вернёмся к тексту К.Г.Паустовского. Подумайте, каково отношение Паустовского к художнику, в каких словах это выражается?

- Какой образ художника создаёт Паустовский в своей книге? Каким вы представили себе художника после прочтения отрывков из книги о нём? (Паустовский создаёт образ талантливого художника-пейзажиста, судьба к которому не всегда была благосклонна, человека впечатлительного, творческого, любящего Россию и выражающего эту любовь в своих картинах.)

(Слайд 30) А Энгр, французский художник, говорил: « Искусство только тогда достигает высшей степени совершенства, когда оно до такой степени похоже на природу, что его можно принять за самую природу». Можно с уверенностью сказать, что искусство Левитана достигло высшей степени совершенства. А Паустовскому талантливо удалось в своей книге раскрыть образ величайшего художника-пейзажиста.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал