7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 8 класса

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11

города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области





«Согласовано»





Руководитель МО

_____ /Г.В.Ковалёва /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.







Рассмотрена на заседании



методического совета лицея



Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Утверждаю»



Директор

МОУ лицей №11

_____ / Н.Н.Маснева /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по литературе

(указать предмет, курс)



Ступень обучения (класс) основное общее образование (5-9 классы) 8 «Б» класс



Количество часов 70.



Составитель учитель русского языка и литературы 1 кк Городнянская Татьяна Николаевна





Программа разработана на основе государственного стандарта основного среднего образования.

Программа составлена на основе учебного базисного плана для лицеев.





2012 - 2013 учебный год





1.Пояснительная записка.





1.1.Общие положения.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев - 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

Данный учебный предмет имеет своей целью: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.



1.3. Используемый учебно-методический комплект, учебник, автор учебника:

1. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

2.«Поурочные разработки по литературе». 8 класс. Н.В.Егорова, Б.А.Макарова, М: «Вако», 2009.

3.Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001г.

4. Н.Н.Оглоблина «Тесты по литературе. 5 - 11 классы.» - М.: АСТ, 2004;



1.4.Тематическое распределение количества часовПримерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1

Устное народное творчество





11

3

5

5



2

Из древнерусской литературы





1

2

3

3

7

3

Из русской литературы XVIII века





1

3

10

4

8

4

Из литературы XIX века





32

31

27

35

64

5

Русская литература XX века





17

20

21

16

24

6

Зарубежная литература





8

11

4

7

2



2.Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников:

7-8-й классы - период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного текста как словесного вида искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростков проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может отображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций - такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5-8 кл. введены «сквозные персонажи, авторские тексты; в учебники 7-11 кл. материал изложен проблемно.

3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в VIII классе в объеме 68час.

4. Содержание программы.

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений,

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писа­телю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование - песня, «легкая» поэзия, эле­менты романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно­го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мо­тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов - художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».



И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки - одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода - по Руси ».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский - художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном - с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В.Исаковский

Краткие сведения о поэте. Художественная идея произведений: «Катюша», «Враги сожгли чужую хату», «Три ровесницы».

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России - с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «Послевьюги»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;

Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памятизащитников»;

М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, наси­лия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА



Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:



  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории: но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.



Оценка сочинений



В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

 глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

 написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

 допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

 достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логическое и последовательное в изложении содержания;

 написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

 допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

 в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

 обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

 не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

 характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

 отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.









8. Календарно - тематическое планирование (прилагается)

п./п

Предполагаемая дата



Дата по факту

Содержание

изучаемого материала

Кол-во

часов

Целеполагание

Работа на уроке

Примечание

1

3.09.12г.



Художественная литература и история.

1

Кратко повторить изученное в 7 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учеб­ника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы

Ч.I, с.3



2-4

5.09

10.09

12.09



Из устного народного творчества.

Исторические песни.

Песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне.

«Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск»



3

Актуализировать знания учеников о жанрах устно­го народного творчества; дать представление об отличии исторических песен от былин и песен-плачей, углубить представление об особенностях жанра песни.

совершенствовать навыки устной речи, навыки ана­лиза текста; познакомить учеников с иллюстрациями по сюжетам исторических песен.



С.9-18



5

17.09



Р.Р. Анализ исторической песни.

1

Совершенствовать навыки работы над анализом исторической песни.



С.18



6-8

























19.09

24.09

26.09



Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных

представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу.



«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского»

готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы.



3

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы, почувствовать нравственную красоту и силу героев, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.



С.19-40



9

















1.10



Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

1

Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии Г.Р. Державина, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре классицизма.

С.42-47



10

5.10



Р.Р. Выразительное чтение стихотворения «Памятник»

1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





11-12

8.10

12.10



Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.



2

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Н.М Карамзина.

Дать понятие сентиментализма.

Рассмотреть образ Лизы и основную проблематику повести.



С.48-78



13-14

15.10

19.10



Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.А.Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).







2

Познакомить с творчеством предшественников и современников А.С.Пушкина.

Помочь ученикам выявить тему и основную идею стихотворений.

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

навыки анализа поэтического текста монологической речи.

С.80-98



15

22.10



Р.Р. Выразительное чтение баллады «Лесной царь»

1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





16-23





26.10

29.10

2.11

12.11

16.11

19.11

23.11

26.11



А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».





«Капитанская дочка»:

проблематика (любовь и друж­ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.



1















7

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести











С.100-236



24

30.11



Р.Р. Выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину» (сказка из «Кап. д.»)



1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





25

3.12



Р.Р. Подготовка и написание домашнего сочинения по повести «Капитанская дочка»

1

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения





26-28

7.12

10.12

14.12



М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве.

«Мцыри»-, свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мо­тивы поэмы;



Художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж.



3

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею и основные мотивы поэмы «Мцыри»; совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста

С.237-274



29

17.12



Р.Р. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри»

1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





30-35

21.12

24.12

28.12

11.01.13г.

14.01

18.01



Н.В.Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.Б. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.



Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.



Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

6

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о комедии;

Раскрыть сюжет и идейный замысел комедии;

Определить основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

С.275-378



36-38

21.01

25.01

28.01



И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася».



Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.



Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

3

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.;

Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности изображения жизни и судьбы героев.

Ч.II, с.3-58



39-40

1.02

4.02



Н.А. Некрасов.

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.



«Внимая ужасам вой-

ны...», «Зелёный шум».

2

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

С.59-68



41

8.02



Р.Р. Выразительное чтение наизусть «Внимаяужасам войны»

1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





42

11.02



А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.



1

Раскрыть поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), помочь учащимся увидеть гармонию чувств, единство автора с природой.



С.69-75



43

15.02



Р.Р. Выразительное чтение наизусть «Учись у них: у дуба, у березы...».



1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





44

18.02



А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.



1

Познакомить с творческой и жизненной биографией А.Н. Островского, с понятием драмы;

Вызвать интерес к творчеству драматурга.

Рассмотреть особенности народных обрядов, элементы фольклора.



С.76-104



45-46

22.02

25.02



Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.



2

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказов и писательский замысел;

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.

С.105-137



47

1.03



Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.





48-49

4.03

8.03



Из литературы XX века

М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.



2

Познакомить с творческой и жизненной биографией М.Горького, с такими понятиями как традиции романтизма, жанровое свое­образие (песня, сказка), образ-символ.

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

В произведениях Горького, помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

С.138-180



50

11.03



В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».



1

Расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии В.Маяковского; помочь понять бунтарский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

С.182-190



51

15.03



Р.Р. Выразительное чтение наизусть «Хорошее отношение к лошадям».





1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть







52-53

18.03

22.03



О серьезном - с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное свое­образие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.





2



Заинтересовать учащихся творчеством Н.А. Тэффи и , М.М. Зощенко.



С.191-200



54

1.04



Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе... », «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50 - 60-х годов.



1

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Заболоцкого, помочь ученикам выявить тему и идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

С.200-213



55

5.04



Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений Н.А.Заболоцкого.





1

Проверить умение учащихся читать стихотворение наизусть





56

8.04



М.В.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы».

1

Познакомить с творческой и жизненной биографией М.В.Исаковского, помочь ученикам выявить тему и идею произведений.

С.214-230



57-58

12.04

15.04



В.П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет » . Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.









2

Кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством В.П.Астафьева, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;



С.252-272



59-60

19.04

22.04



А.Т. Твардовский

Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.



2

познакомить учеников с некоторыми фактами био­графии писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа, попытаться раскрыть образ автора.

С.231-236



61-63

26.04

29.04

3.05



В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния.

3

Познакомить с творческой биографией В.Г.Распутина;

Помочь ученикам выявит тему, основную идею и раскрыть конфликт повести;

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

навыки анализа художественного текста.



С.273-305



64-66

6.05

10.05

13.05



Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.







3

Познакомить с творческой и жизненной биографией У.Шекспира, помочь ученикам выявить тему и идею произведения, особенность трагедии героев.

С.307-345



67-69

27.05

20.05

24.05



М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.



3

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.Сервантеса;

Дать понятие роман, романный герой;

Рассмотреть образ Дон Кихота и художественную идею романа.

С.346-360



70

27.05



Подведение итогов года.

Литература на лето.

1









9.Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

2

2. Печатные пособия.

1.

«Поурочные разработки по литературе». 8 класс. Н.В.Егорова, Б.А.Макарова, М: «Вако», 2009.

1

2.

Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001г.

1

3.

Тесты по литературе. 5 - 11 классы. Н.Н.Оглоблина, М.: АСТ, 2004;

1

4.

Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. - М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

1

5.

Ф.Е Соловьёва «Уроки литературы»: методическое пособие.-М:ООО «Русское слово»,2011.



3. Технические средства обучения.

1.

Компьютер.

1

4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР.

1.

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»

1

2.

festival.1september.ru



3.

pedsovet.org</



5. Оборудование класса.

1.

Магнитная меловая доска.

1

2.

Парты.

15

3.

Стулья для учащихся.

30

4.

Мягкие стулья для учителя.

2

5 .

Стол для учителя.

1

6.

Шкаф.

5

7.

Тумбочка.

1











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал