7


  • Учителю
  • Конспект открытого урока по повести А. С. Пушкина 'Пиковая дама'

Конспект открытого урока по повести А. С. Пушкина 'Пиковая дама'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

«Что наша жизнь? Игра!»

  1. Звучит музыка из оперы.

Ребята, кто-то из вас слышал эту музыку? Что это за музыка? Что это за произведение?

Что наша жизнь? Игра? - так мы и назовем наш сегодняшний урок.

  1. Шкатулка.

Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», с которой вы познакомились дома. У меня для вас есть загадка. В этой шкатулке находится предмет, который часто встречается в повести. Как вы думаете, что там?

Правильно, там карты. Зачем они вообще нужны человеку? Действительно, чтобы играть в них, а зачастую и испытывать судьбу. Вот и мы с вами сейчас испытаем судьбу. Я предлагаю вам вытянуть карту. Кто достанет красную карту, попадает в команду красных. Кто черную - в команду черных. У одного из вас - дама.

  1. Проблема.

Слайд. Ребята, как вы думаете, кому из героев данной повести могли бы принадлежать эти слова? Действительно, главному герою повести - Германну. Давайте с вами перенесемся в конец повести. Что же случилось с Германном?

Итак, вначале совершенно здоровый человек в конце попадает в больницу для душевно больных. Почему так происходит? Как это отражается на душевном состоянии Германна? Действительно, для него это боль и трагедия. А только ли то, что он попал в больницу, является для него трагедией? Это нам и предстоит узнать Давайте запишем в тетрадь проблему: В чем трагедия Германна?

  1. Разговор о повести.

Повесть "Пиковая дама" написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу "Пиковой Дамы". Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.

  1. Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.

Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока.

  1. Образы героев.

Итак, чтобы решить проблему нам нужно начать с характеристики главного героя. Вы со мной согласны? Характеристику Германна приготовил учащийся.

Характеристика Германна.

Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, что нет. Автор предлагает нам своеобразную "формулу жизни" Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху: "Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!" Запишем в тетради - цель его жизни («покой и независимость"), здесь же - средства достижения цели ("расчёт, умеренность и трудолюбие").

Загадочные три карты!.. Они менялись на протяжении произведения. Назовите их.

Три карты, которые Германну-игроку должны помочь стать богатым и независимым.

  1. Начало повествования. Давайте вспомним, что отличает героя от других участников игры в начале повествования? Давайте найдем этот момент в тексте.

Сопоставим героя с представителями дворянской молодёжи в повести. Чем Германн отличается от Томского? Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре разное. Что такое игра для Томского? (забава). А для Германна? (сила успеха, деньги, дающие власть).

  1. Лиза. Обратим внимание на слово "игра". Это ещё один ключ к разгадке нашей проблемы.

- Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно - и он включается в другую игру. Кто может мне сказать, в какую? Может ли он с Лизой играть в какую-то игру? (любовную игру).

Что мы можем сказать о жизни Лизы? Кем становится для Лизы Германн? Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. А кем становится для него она? Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.

"Расчёт" - слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчёт. Как вы думаете, зачем вводит Пушкин образ Лизы? Без Лизы не сложился бы сюжет повести. Задумывая "Пиковую Даму", Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

Герман использует людей, как средства. Идя к своей цели, он начинает преследовать Лизавету Ивановну. Почему для достижения своей цели Герман избирает Лизу? Почему она охотно идет на сближение? Давайте посмотрим, что это за образ и какую смысловую нагрузку он несет? (глава 2, глава 3 - начало, глава 4) - (Образ Лизаветы Ивановны помогает раскрыть характер Германна: он использует ее, чтобы поближе подобраться к графине. Тем не менее, у них много общего)

Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)

  1. Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!!

  1. Графиня.

Кто еще становится жертвой Германна? (старая графиня)

(Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).

Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна?

Каково значение этого эпизода?

  1. (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна). Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого. При этом сам теряет все человеческое)

Работа в командах.

Команда красных - нужно найти в тексте чувства Германна перед встречей с графиней.

Команда черных - нужно найти в тексте чувства Германна после встречи с графиней.

Итак, три злодейства совершил Германн.

Для повести число "три" - ключевое:

  • три карты,

  • три главных героя

  • и, наконец, три злодейства - со слов Томского.

  • А если быть ещё внимательнее, то вспомним, что составляющих "формулы" Германна тоже три: "расчёт, умеренность и трудолюбие".

  1. Раскрытие проблемы.

Беседа.

1.Но как же Германн узнал тайну трех карт, если графиня мертва?

2.Что происходит в конце повести? Почему Германн не выиграл?

Пиковая дама является роковой в судьбе Германна, он проигрывает всё.

Давайте вспомним, чего же лишился Германн?

Он выиграл в карты? Нет. Он лишился денег.

Он совершил три злодейства, и лишился души.

Он в конце концов оказался в больнице, лишился разума.

Итак, что является трагедией для Германна? (Трагедия Германна в том, что он он в погоне за счастьем потерял все: деньги, душу, разум). Мы нашли ответ на наш проблемный вопрос.

А сейчас я буду вам задавать вопросы. Если ответ должен быть «да», вы поднимаете красную карту. Если ответ «нет», вы поднимаете черную карту.

И в конце мы составим синквейн. Каждая команда составляет свой синквейн, а затем мы посмотрим, что у нас получилось.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал