7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10 классе. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

Урок литературы в 10 классе. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Задачи урока:  познакомить учащихся с фрагментами личной жизни Ф.И.Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях с целью пробуждения интереса к автору и более прочного усвоения программного материала открыть поэта Тютчева как автора стихов о любви показать
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 10 классе.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»


Жизни блаженство

в одной лишь любви.

Ф. И. Тютчев

Цели:

  1. образовательная

  • формировать у учащихся представление о Ф.И.Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека

  • формировать умение сопоставлять лирические произведения

  1. развивающая

  • развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного

  • развивать умение строить суждение на конкретном материале

  • развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением

  1. воспитательная

  • воспитывать чувство слова и культуру чувств

  • продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей

Задачи:

  1. познакомить учащихся с фрагментами личной жизни Ф.И.Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях с целью пробуждения интереса к автору и более прочного усвоения программного материала

  2. открыть поэта Тютчева как автора стихов о любви

  3. показать своеобразие любовной лирики Тютчева, раскрыть его взгляд на любовь как на стихийную силу и «поединок роковой»

  4. подвести учащихся к ответу на вопрос: «Что нового внесли Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов в изображение характера лирической героини?»

  5. установить внутрипредметные связи (Пушкин, Некрасов, Тютчев в раскрытии темы любви; Тютчев, Толстой в изображении бессилия перед устоями общества)

Оборудование: компьютер, проектор, экран

мультимедийная презентация

тексты стихов Ф.И.Тютчева о любви

План урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  2. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)

«Я помню время золотое»

«К.Б.»

Тютчев - Пушкин («К***»)

  1. «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838)

«Еще томлюсь тоской желаний»

  1. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)

«Она сидела на полу»

Тютчев - Некрасов («Горящие письма»)

«Не знаю я, коснется ль благодать»

«Все отнял у меня казнящий Бог»

«Когда на то нет Божьего согласья»

  1. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)

«О, как убийственно мы любим»

Тютчев - Некрасов («Тяжелый крест достался ей на долю»)

«Не говори: меня он, как и прежде, любит»

«Предопределение»

«Последняя любовь»

«Весь день она лежала в забытьи»


Ход урока.

  1. Слайд 2 - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни и творчестве Ф.М.Тютчева.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…,- так писал Ф.И.Тютчев в 1869 г.

Человеческие мысли, чувства находят выражение в слове, но слово произносит просто человек. Может ли он выразить всю беспредельность жизни и полноту мира? Слово - ниспосланная свыше сила, которая дается человеку вместе со способностью сочувствия, т.е. умения проникать в чувства других, принимать в себя их радость и боль.

(чтение наизусть) «Людей неинтересных в мире нет» Е.Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.


У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.


И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.


Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.


Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.


Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужи­ли материалом для стихов, пусть и гени­альных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди ухо­дят, стихи же остаются; имена еще по­мнят современники; следующие поколе­ния уже вынуждены заглядывать в ком­ментарии, но и комментарии могут когда-то забыться- и ничего особенно страш­ного не произойдет, потому что мы уже знаем самое главное - каждая настоя­щая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и ка­ждая такая строка - памятник изве­стным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи.

Слайд 3 Темой сегодняшнего урока и будет любовная лирика Ф.И. Тютчева. Назовем наше занятие словами самого поэта: "Я встретил Вас...". Ведь, по мнению Тютчева, «Жизни блаженство в одной лишь любви».

Слайд 4

  1. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)

Ранняя любовь Тютчева - графиня Амалия фон Лерхенфельд, 16-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге, а потом - жена дипломатического служащего Александра Крюденера.

К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». Образы, идеи стилистические поиски этого периода будут развёрнуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта.

Слайд 5 Спустя тринадцать лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. (Чтение наизусть)

Я помню время золотое

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

Беседа по вопросам:

  • Каким настроением окрашены чувства лирического героя?

Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья - но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма.

  • Назовите ключевой образ стихотворения.

Ключевой образ стихотворения «Я помню время зо­лотое...» - это Она, ее поэтический облик, черты её внешно­сти, связанные с картинами внешнего мира.

  • Какое время года и время суток изображает поэт?

Здесь изображены характерные для ли­рики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал».

  • Как связаны облик возлюбленной и картины природы?

Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь.

  • Как отражается в стихотворении образ времени?

Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сла­дость непонимания, что жизнь быстротечна.

Слайд 6 Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создет знаменитые стихи:

Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило… «К.Б.»

(прослушивание романса).

  • Мне хочется надеяться, что этот романс вызвал в вашей памяти воспоминание о подобном чудном мгновении, пережитом другим выдающимся поэтом, современником Тютчева.

«Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкин. Стихотворение «К***», посвященное А.П.Керн.

Слайд 7 В тексте явно улавливаются пушкинские интонации: лирический герой Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью».

подготовленное индивидуальное задание. Пушкинская стихия оживает. «Я помню чудное мгновенье » также повествует о пробуждённой душе: "... воскресли вновь // И божество, и вдохновенье//, И жизнь, и слёзы, и любовь, - пишет Пушкин. У Тютчева мы читаем:

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!...

Однако у Пушкина любовь является естественным продолжением пробуждения души, у Тютчева же, напротив, именно любовь - та сила, благодаря которой в человеке пробуждается жизнь. Другое сравнение. У Пушкина мир природы даётся как условный фон развития чувства: "бурь порыв мятежный, мрак заточенья". У Тютчева с присущим ему мастерством в построении метафорических аналогий дана картина природы и одновременно человеческой души:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас.

Печать обречённости, сознание своей скорой гибели наполняет встречу светлой печалью о прошлом. Лирический герой вспоминает «все былое», используя для его характеристики форму воспоминания о пережитоим:

Я помню время золотое…

Благодаря реминисценции (отзвук в произведении образа другого автора, вызывающий сопоставление) очевидно, что «золотым» прошлым для лирического героя являются не просто дни весны, но время зарождения любви, первая встреча с героиней.

В отличие от Пушкина, у Тютчева лирический герой практически прожил целый век, и встреча, которую послала им судьба, проясняет для поэта силу былой любви. Через вековую разлуку и надвигающийся конец жизни он стремится услышать замершие, но никогда не умолкавшие звуки в душе. Сила любви такова, что одно напоминание о ней («повеет вдруг весною») способно пробудить «забытые» струны.

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Динамику пробуждения души передают глаголы: «встретил», «вспомнил», «стало... тепло», «обвеян дуновеньем», «смотрю», «гляжу», «жизнь заговорила». «Оживают» не только чувства, острее становится восприятие мира: слышнее... звуки», рассеялась пелена, закрывавшая «очарованье» действительности («Гляжу на вас, как бы во сне»).

«Что - то встрепенулось», повеяло кажущейся невозможной среди глубокой осени весной. Это ощущение мгновенно («бывает час»), лирическому герою важно подчеркнуть возможность этих волшебных изменений. «Оживает не «отживший» человек, а его сердце, хранящее воспоминания, не утратившее способности воспринимать красоту, расцветать любовью.

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

Слайд 8

  1. «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838)

В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон (урожденная графиня Ботмер, вдова русского дипломата). «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.

Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Спустя десять лет у него вырвалось поэтическое признание: Слайд 9

(чтение наизусть) «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.)

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,-

Как ночью на небе звезда…

Беседа по вопросам:

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утра­ты.

  • Назовите ключевые образы?

Ключевые образы текста - это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь.

  • Какой художественный прием использует автор в 1 и 2 строках первой строфы?

Анафору: Еще (томлюсь тоской желаний) - Еще (стремлюсь к тебе душой)

  • Какова функция этого приема в данном случае?

Анафоры первой стро­фы стихотворения усиливают глагольную лексику, передаю­щую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспо­минания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хо­тя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горе­чью воспоминаний.

  • Какой стилистический прием использует Тютчев для связи второй строфы с первой и усиления эмоциональности звучания?

Повтор: Еще ловлю я образ твой - Твой милый образ, незабвенный

  • Какова смысловая роль второй строфы?

Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «не­достижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное пре­восходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств: глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обоб­щенностью лирического настроения.

Вот перед нами и прошли три воспоминания. Но как различны они: от светлой грусти и сладости непонимания быстротечности жизни; осознания того, что перед надвигающимся концом жизни сердце, хранящее воспоминания, может расцветать любовью, до горьких воспоминаний!

Слайд 10

  1. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)

После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг (урожденная баронесса Пфеффель). Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год.

Их отношения складывались нелегко: в 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.

Слайд 11 Письма как одно из главных средств общения в XIX в. по­рой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма берегли, перечитывали.

Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «бро­шенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр.

Слайд 12 (прослушивание записи)

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!...

Стоял я, молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне.

Как от присущей милой тени.

Беседа по вопросам:

  • Проанализируйте композицию стихотворения.

Две первые строфы по­строены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и гру­ду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт под­нимается до философского обобщения, переданного при по­мощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с вы­соты на ими брошенное тело...».

  • Как развивается основная мысль в движении сюжета?

Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лири­ческий герой готов «пасть... на колени», созерцая «ро­ковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить го­ресть «минут любви». В этом стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный изображать глубинные человеческие переживания.

  • Мотив писем использовал Пушкин («Сожженное письмо» 1825 г.). Вспомните, в каких стихотворениях использовал этот прием Некрасов.

«Письма», «Горящие письма». (чтение наизусть) Слайд 13


ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказали...

По та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

Беседа по вопросам:

  • Какого эффекта достигают поэты, используя мотив писем?

Мотив писем углубляет перспективу, расширяет «роман» во времени, позволяет изобразить развитие чувств.

Слайд 14 Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…»

(чтение наизусть)

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была -

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Когда же старость и болезни мучили поэта, в 1873 году - незадолго до смерти, он обратится к ней, которая сохранила ему верность вопреки всему, с покаянно-прощальным четверостишием:

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему ещё молиться мог.

Слайд 15 Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия.

Слайд 16

  1. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)

Елена Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы и составляющих «денисьевский» цикл - вершину любовной лирики Тютчева. Слайд 17

Когда они встретились, ему было 47 лет, ей - 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.

Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со вто­рой женой, вдруг объявился - и только для того, чтобы отречься от дочери. Две­ри всех домов захлопнулись - ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность.

Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим».

(чтение наизусть) Слайд 18

О, как убийственно мы любим

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались воспоминанья...

Но изменили и oнe.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

анализ стихотворения - индивидуальное задание.

Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: оно начинается и заканчивается горестным обобщающим жизненный опыт поэта восклицанием:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.

Поэт говорит здесь "мы", поскольку относит этот вывод ко всем людям и к себе в том числе. Центральная часть стихотворения построена на местоимениях "ты" и "она", включённых в контекст многочисленных риторических вопросов:

Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил....

...Что уцелело от нея? И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?.. И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Трагедия возлюбленной поэта раскрыта в стихотворении полно и глубоко: причина её страданий прежде всего кроется в любви самого лири­ческого героя. Его любовь стала для неё "судьбы ужасным приговором".

Не менее важной причиной является отношение светского общества к этой незаконной любви, то отторжение, которое испытала на себе лириче­ская героиня: "на земле ей дико стало", - говорит поэт. Дико, то есть одиноко и одновременно страшно.

Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим геро­ем бессилия перед устоями общества и привычным для него порядком ве­щей. Драматизм этого стихотворения сопоставим с ситуацией, описанной Л. Толстым в романе "Анна Каренина".

Любовь предстает многогранным и противоречивым явлением. Она охарактеризована на основе антитез:

«Что сердцу нашему милей» - «всего вернее губим»

«блеск очей» - «слёзы»

«смех младенчески - живой» - «улыбка» - «боль без отрады»

«мимолетный» сон - «пепл в душе»

«То, что в душе ее цвело» - «ожесточение»

«волшебный взор» - «горючая влага»

Романтическая концепция любви выражена в оксюмороне, начи­нающем первое и последнее четверостишия стихотворения:

О, как убийственно мы любим!

Если до Тютчева поэты в основном воспевали то чувство, которое было внушено им возлюбленной, и все перипетии их отношений, то Тютчев осмысливает драму женской души, стремится раскрыть натуру женщины, её место в обществе и его собственной жизни и её судьбу. В дальнейшем эту тенденцию в поэзии продолжит Н.А. Некрасов.

Любовь предстаёт не счастьем, а роком, уносящим счастье и радость бытия. И именно это подчёркивает новую черту в изображении женского характера у Тютчева: способность женщины глубоко и сильно, гораздо сильнее лирического героя, любить, отдавая этому чувству всю душу и жизнь.

"Денисьевский цикл" впервые в творчестве Тютчева показывает конфликт человека с собственной душой и другим человеком. До этого Хаос в его творчестве представал как свойство природы. Страсть для Тютчева также проявление хаоса: "буйная слепота страстей", "слёзы", боль" и, в конце концов, темнота смерти. Следует отметить, что в этом поэтическом цикле не меньший интерес представляет лирический герой, в котором исследователи творчества Тютчева видят типичные черты русского интеллигента этой эпохи: это герой Тургенева из повести "Ася". Им свойственна рефлексия (самоанализ), сомнение и разочарование, они упрекают себя в неспособности любить и при этом да­вать счастье, а не горькое страдание любимой женщине. Разочарование в любви и ощущение невозможности счастья - вот вывод, к которому они приходят.

Слайд 19 Вспоминается стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» (чтение наизусть)

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плач;

Кому и страсть, и молодость, и волю-

Все отдала - тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!., близка моя могила,

А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю -

Не проклинай! близка моя могила:

Поправлю все, все смертью искуплю!

«Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной - холодный мрак могилы,

Перед тобой - объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! близка моя могила -

Начатое и кончить дай судьбе!..»

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..

Ответ нам дает Тютчев. Слайд 20 (чтение наизусть)

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я -

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

  • Что нового появляется в этих стихах Некрасова и Тютчева в плане создания характера героини?

Поэты не просто создают характер героини. Они дают его в развитии, в разных проявлениях: самоотверженный, любящий, страдающий, т.е. стремятся проникнуть в духовный мир женщины, пытаются раскрыть мир ее чувств.

Домашнее задание: 1) письменно ответить на вопрос: «Какие особенности поэзии Тютчева позволяют называть его мастером изображения внутреннего мира, и в стихах каких русских поэтов можно найти описание тончайших состояний души?»

2) Философская лирика Тютчева.

Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных об­стоятельствах может привести к ги­бели, прежде всего гибели души. Об этом стихотворение «Предопределение». (чтение наизусть) Слайд 21

Любовь, любовь - гласит преданье

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

В стихотворении «Предопре­деление» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она посто­янно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не по­единок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается неж­нее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда двойственность любви, дающей человеку и ве­личайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одно­му любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить счастье.

Страдание и блаженство пронизывают сти­хотворение «Последняя любовь» - вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читате­лей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл.

Слайд 22 (прослушивание записи)

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

В стихотворении звучит чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, не­долговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмо­ций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари ве­черней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала - любовь и смерть, и лирический герой охвачен не­одолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся гла­голы в повелительном наклонении, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и много­численные восклицательные конструкции. Однако поэт уве­рен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и все­гда обречено на безнадежность.

Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал.

Чтение наизусть

Весь день она лежала в забытьи

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала - увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...


Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание.

Человек-Тютчев был часто слаб, Тют­чев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит зем­ля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» - это навсегда; «мое земное провиденье» - тоже. Страданье и слезы превращаются в озон.

Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве - о ЛЮБВИ!

Список использованной литературы

  1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева: Репринтное воспроизведение издания 1886 года. М.: Книга и бизнес, 1997, 337 с. - Подлинное жизнеописание Ф.И. Тютчева его современником.

  2. Березов Н. Федор и Амалия: История любви, которая подарила потомкам знаменитый романс "Я встретил Вас…" // Парламентская газета. - 2002. - № 188. - с. 16.

  3. Вейдле В. Последняя любовь Тютчева // Литература. - 2002. - № 2. - с. 8-15.

  4. Завьялова У. "О, как убийственно мы любим" // Литература. - 1997. - № 33. - с. 11. - О женщинах в жизни Тютчева.

  5. Кожинов В.В. Тютчев. - М.: Соратник, 1994. - 494 с. - (Серия избранных биографий).

  6. Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, лицеев и колледжей. - М.: Русское слово, 2001. - 80 с., ил. - Анализ творчества и повествование о жизни.

  7. Тютчев Ф.И. Сочинения в 2 т. - М.: Худож. лит.,1984. - 447 с.

  8. Тютчев Ф.И. Любовью воздух растворен / Сост. Абрамова Т.И. и др. - М.: Фонд им. И.Д. Сытина Зарницы, 2001. - 189 с. - В сборник включены любовная лирика, строки из писем поэта, несколько точек зрения как понимал любовь Тютчев.

  9. Тютчев Ф.И. "Ты, ты, мое земное проведенье…": Роман в письмах / Сост. и комментарии Г.В. Чагин. - М.: Книга и бизнес, 2002. - 469 с. - Письма, издававшиеся малым тиражом лишь в 1910 г.

  10. Чагин Г.В. Тютчев Ф.И. "Я встретил Вас …": Повесть Г.В. Чагина о жизни и творчестве Тютчева и избранные стихотворения поэта / Сост. И комментарии Чагин Г.В. - М.: Дет. лит., 1997. 208 с., ил. - (Школьная б-ка).

  11. Чагин Г.В. Федор Тютчев: Женщины в его жизни и творчестве. Челябинск: Урал ЛТД, 1999. - 287 с., ил. - (Биографические ландшафты). - Особое внимание уделяется взаимоотношениям Тютчева и Е. Денисьевой. Лирические шедевры.

  12. Чагин Г. "Я встретил Вас…" // Мир женщины. - 1999. № 3. - с. 14-17. - О личных коллизиях Тютчева.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал