7


  • Учителю
  • Урок внеклассного чтения. А . С . Пушкин « Моцарт и Сальери»

Урок внеклассного чтения. А . С . Пушкин « Моцарт и Сальери»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок внеклассного чтения. А . С . Пушкин « Моцарт и Сальери»

Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Тема и цель урока

сообщение темы урока ;

проблемный вопрос;

постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Объяснение нового материала



1. Из истории создания «Маленьких трагедий»



(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)



В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».



В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».



Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А . С . Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.



Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.



В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

гордость, презирающая всех;

жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

зависть, доводящая до злодеяния;

чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.



В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.



В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.



«Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.



2. Тема трагедии « Моцарт и Сальери»



- Какая же тема раскрыта в трагедии « Моцарт и Сальери»? (В « Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)



Тема - художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.



Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).



Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать - стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.



Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.



«Реквием» - произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.



Реквием - траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)



С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.



Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.



- Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)



Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы?



Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?



Вопросы и задания для обсуждения трагедии « Моцарт и Сальери»

К сцене I:

1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.



2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?



3. Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни?



4. Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого?



5. Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.



К сцене II:

1. Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.)



2. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»?



3. Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое здоровье, друг...» - и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..»



4. Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»?



5. В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина?



6. Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?



Выводы урока. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой праавоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями

Дом задание: Зависть- явление крайне страшное. Как с ней бороться. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Напишите свои рецепты.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал