7


  • Учителю
  • Урок развития речи в 9 классе по теме «Анализ художественно - выразительных средств в тексте (по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка») .

Урок развития речи в 9 классе по теме «Анализ художественно - выразительных средств в тексте (по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка») .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок развития речи в 9 классе по теме «Анализ художественно - выразительных средств в тексте (по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Цель: продолжить обучение учащихся комплексному анализу текста обобщить и систематизировать сведения об употреблении выразительно-изобразительных средств, развивать у учащихся внимания к слову как выразительному средству языка; вырабатывать умение вести диалог с автором в тексте.

1. Вводная часть.

Учитель включает запись стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (или читает наизусть сам).

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас, на какие размышления натолкнуло?

Ребята обмениваются мнениями.

Учитель: благодаря чему поэту удаётся вызвать такой отклик.

Дети: благодаря мастерски подобранным художественным средствам.

Учитель предлагает самим прочитать текст стихотворения и приготовить ответы на вопросы:

  1. К какому типу принадлежит поэтический текст и почему?

  2. Какие выразительно - изобразительные средства используются, какие из них - преобладают?

  3. Какими частями речи эти средства выражены? Какие из них преобладает?


После самостоятельной работы шестиклассников делается вывод: перед нами художественный текст, неоднородный по типу.. В тексте используются разные средства: метафора, сравнение, устаревшие слова и формы слов, но самым распространёнными являются эпитеты. Чаще всего они выражены прилагательными, хотя встречаются и другие части речи (наречия, причастия, глаголы).


Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о роли выразительно - изобразительной средств. И будем это делать, анализируя одно из лучших стихотворений русских классков 20 века Н.А. Заболоцкого. Но чтобы сделать нашу работу более плодотворной, мы должны рассмотреть особенности композиции. На какие части можно поделить стихотворение?

Дети: 1 портрет девочки (описание), 2 -девочка и мальчики (повествование), 3 - философские размышления автора (рассуждения).


  1. Основная часть.

Учитель: рассмотрим, как прилагательные работают на раскрытие темы и микротемы текста, а в итоге - и на его главную мысль.

Итак, первый эпитет мы встречаем уже в названии. Что это даёт читателю?

Дети: Он настраивает нас на тему - речь будет идти о некрасивой девочке, вызывая сочувствие и лёгкую грусть.

Учитель . Анализируем 1 часть - портрет девочки.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.


Учитель: Что за картина предстаёт в этом отрывке? Какие эпитеты мы встречаем в этом отрывке? Зачем они используются?


Дети: Здесь рисуется портрет некрасивой девочки - ощущаются авторские симпатии и сочувствие - особенно через уменьшительно - ласкательные суффиксы - рубашока - лягушонка. Первый эпитет играющих выражен причастием и показывает основную деятельность детей. Дальше следует непосредственно портрет девочки с яркими эпитетами - прилагательными.

Учитель: Каково значение прилагательного худая рубашонка? Работа со справочным материалом из словарей. Метафора : колечки кудрей рассыпаны

худой

значения слова худой в толковых словарях русского языка:



Толковый словарь Ожегова.

худой

- не толстый, не
Пример: Худое тело, лицо. Худые руки.
***
2. - см. плохой N1
Пример: Худые времена. Х. мир лучше доброй ссоры (посл.). Худо (нареч.) слышит. Не говоря худого слова (о чем-н. плохом, нежелательном; ничего не сказав, без предупреждения, сразу. Не говоря худого слова, полез в драку). На х. конец (в худшем случае). Больному (в знач. сказ.). Худого (сущ.) никому не сделал.
***
3. -дырявый, прохудившийся
Пример: Худые ботинки.



Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

худой


1. прил.
Имеющий тело с сухими, лишенными жира мышцами; тощий, сухощавый
2. прил.
1) а) Вызывающий неодобрение, заслуживающий осуждения; плохой, дурной,
скверный.
б) Сулящий беду, несчастье;.
2) а) Имеющий изъяны; ветхий, дырявый.
б) Испорченный.
3) а) перен. устар. Лишенный достатка, благополучия; бедный, неимущий.
б) Скудный, недостаточный.



Дети: здесь эпитет употреблён в третьем значении -»прохудившаяся» рубашонка, т.е.е старая, ветхая. Девочка. Видимо, не из обеспеченной семьи.

Учитель: какие ещё портретные детали даны именами прилагательными? Чем обусловлен их выбор автором?

Дети: Колечки рыжеватые суффикс -еват -- несёт на себе не только значение малой степени наличия признака, но и оттенок ласкового отношения автора к героине.


Тип фрагмента 2 части - повествование. Отношение девочка мальчики. Зачем автору нужна эта эта композицонная часть? (Показать образ девочки в окружающем мире)

Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Глаголы здесь характеризуют как действия мальчиков и девочки: гоняют. Бегает, ликует, смеётся, так и и и внутреннее состояние девочки - томит и вон рвётся

Здесь мало прилагательных. Однако использовани контекстуальных антонимов своя - чужая (подбираем ряды синонимов и антонимов). Используется в сравнительном обороте. Олицетворение томит и рвётся используются для нарастания настроения восхищения и восторга не только самой героини, но и ЛГ, способностью девочки радоваться за других. Причастие охваченная используется в метафоре , придавая строфе возвышенный философский оттенок совместно с книжным словом бытие. Ещё одна архаическая форма слова забывши придаёт, наоборот, оттенок разговорности.

3 часть - философское рассуждение, вывод. Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Задача автора - передача мыслей и чувств, пафос которых передан с помощью риторических вопросов и восклицаний:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!,

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Эмоциональную окрашенность здесь также имеют глаголы и глагольные формы: не хочу думать, рыдая, переболит и т. д.

Прилагательные также призваны передать авторское сочувствие девочке, восхищение прелестью её внутренней одухотворённости.

Прилагательное здесь употребляется в другом значении - «вызывающий неодобрение, заслуживающий осуждения; плохой, дурной,
скверный». Несмотря на худую рубашонку, материальную скудость жизни и некрасивую внешность, девочка не знает худых помысловв. Она Она умеет радоваться жизни, с искренним и радосным любопытстовм открыва для себя мир. Это показано с помощью антитезы: Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!


Автор не идеализирует будущего героини:

.будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!

Такой день вполне возможен в мире, где существуют люди, для которых многое мертво. Поэтому автор используют лексический повтор в противопоставлении: И не хочу я думать - Мне верить хочется, в котором выражает надежду,

Что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Тема духовной силы вызывает образ огня и рождает яркую метафор: огонь горит, переболит, перетопит камень. Очень образны и другие метафоры: чистый пламень,сердце не игрушка, младенческая грация души сквозит. Основная проблема стихотворения сформулирована в финале риторическим вопросом: что есть красота? Автор не дааёт нам однозначного ответа самим текстом, предоставляя два противоположных варианта: Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?. Но он очевиден из контекста произведения. Безусловно, для него внутреннее духовное начало более прекрасно, чем внешняя красивость пустого сосуда.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов. Какие чувства и мысли вызвало это стихотворение? Согласны ли вы с автором? В каких ещё произведениях поднимается проблема неоднозначности понятия красивого? Обращаемся к эпиграфу, обсуждааем его.

Домашнее задание: найти высказывание о красоте , наисать эссе - размышление , раскрывающее суть афоризма.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал