7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Театр кукол' (+ презентация ниже) (5 класс)

Конспект урока 'Театр кукол' (+ презентация ниже) (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Народный кукольный театр.

Цель урока: дать представление о театре, как жанре литературы и значимой составляющей устного народного творчества.

Задачи урока:

образовательная: знать отличительные черты сатирического кукольного театра; отличительные черты драмы как рода литературы;

воспитательная: прививать любовь к устному народному творчеству, классическим произведениям русской литературы, живописи и музыки;

развивающая: развивать литературоведческие и критические способности учеников.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: наглядный, практический, частично - поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная.

Основные понятия темы: театр, кукольный театр, народный сатирический театр, скоморохи, балаган, драма, комедия, акт/действие, ремарки, декорации, сатира.

Оборудование урока, наглядность: презентация по теме урока, мультфильм «Рождественская фантазия».

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Работа над особенностями драмы отличительными чертами народного кукольного театра.

- Что называется фольклором? Какие жанры фольклора вы знаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с народным театром.

- А кто из вас был в современном театре?

В Самаре много театров (слайды с изображением современных театральных зданий). Народный театр не имел таких красивых зданий. Но об этом мы поговорим немного позже. А сейчас давайте выясним - что же такое ТЕАТР?

Верно, театр - это искусство представления драматических произведений на сцене.

А кто «представляет» нам это искусство?

А вот в кукольный театр - это особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов - покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Мы выделим следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Существовала ещё в 16 в. до н.э. в Египте.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки, которые были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади. В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском - Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д.

У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря "из-под каменного моста аптекаря", обучался солдатскому делу, сражался с чёртом и Смертью. Всего таких сцен было больше двадцати. Но кукольники никогда не показывали их сразу.

В зависимости от настроения публики кукольники решали, какие сцены играть.

Самой сильной и выразительной была сцена встречи Петрушки со Смертью. Петрушка убивал Городового, за это Смерть собиралась утащить его в ад.

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры.

Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

Как мы уже говорили, народный театр не имел специальных красивых зданий. Представление разыгрывалось на ярмарках, городских улицах, площадях.

«Сценой» для подобных представлений служил яркий кусок крашенины (крашеного полотна), поднятый вверх наподобие женской юбки, закрывающий всю верхнюю часть туловища скомороха. Сверху, по краю юбки, и «играли» куклы.

Во время народных празднеств и гуляний, представление проходило в балаганах - временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях.

Но не каждое произведение может разыгрываться на сцене. Драма (пьеса) - произведение, специально предназначенное для постановки в театре.

Но не каждое драматическое произведение может быть показано в народном кукольном театре. Комедия - драматическое произведение, обязательно весёлое, вызывающее смех.

Пьеса делится на несколько частей: Акт (действие) - отдельная законченная смысловая часть пьесы; может включать в себя более мелкие составляющие - явления, эпизоды, картины.

Пьеса основана на разговорах, диалогах действующих лиц. Иногда в скобках мы встречаем замечания для артистов, например: Петрушка (поёт). Эти замечания называются ремарками.

- В современном театре вы обязательно увидите оформление сцены. Если действие происходит в лесу, то на сцене будут нарисованы деревья. Если действие происходит во дворце, то сцена будет оформлена "под дворец". Оформление сцены называется декорацией.

(В процессе работы над театральной лексикой на слайде появляются слова: афиша, сцена, драма, диалог, ремарка, декорации).

Но в народном театре зачастую, не было декораций, не имел театр и особых зданий.

- Почему, когда мы говорим о народном театре, мы говорим "народная драма"? Что значит "народная"?

3. Воспоминания о театре Петрушки

Чтобы лучше ощутить отмосферу того времени, послушайте воспоминания человека, жившего в то время. На широкой площади расположены балаганы, где проходили кукольные представления. Мстислав Валерианович Добужинский, театральный художник, вспоминает: "Самым весёлым временем в Петербурге была Масленица и балаганы. Весь город тогда наполнялся весёлым и праздничным звоном бубенчиков.

Приближаясь к Марсову полю, где стояли балаганы... я слышал, как в звонком воздухе стоял над площадью весёлый человеческий гул и целое море звуков - и гудки, и писк свистулек, и заунывная тягучка шарманки, и гармонь, и бубен...

Балаганы - это высокие жёлтые дощатые бараки, на всех расцветали трёхцветные флаги. Внутри балаганов было холодно, они согревались лишь дыханием публики, и несчастные актёры говорили сиплыми голосами из последних сил.

Гнусавил и Петрушка, выскакивая из-за ширмы, восклицая: "Здравствуйте, господа! Старый знакомый пришёл!" (такими словами начинал своё представление Петрушка в XIX веке), и я не мог оторвать глаз от его судорожных движений и ликовал... когда он колотил своей дубинкой и полицейского, и чёрта, и всегда сам воскресал невредим.

4. Работа с учебником.

Беседа по статье «На весёлой ярмарке» (учебник стр. 55-56)

Чтение статьи учениками.

- Почему главного героя кукольных представлений называется «Озорник Петрушка»?

- Какими определениями мы ещё можем "наградить" Петрушку? Он "озорник"…

(Дети добавляют: драчун, хулиган, смелый, невоспитанный, плут, обманщик, громогласный...)

- Так почему народ так любил Петрушку? Вы ни одного доброго слова про него не сказали.

(Ответ детей произвольный. Из их ответов ясно, что им трудно объяснить сильную любовь народа к ярмарочному герою.)

- Почему бедные люди не любили полицейского, султана (царя)?

Зачитывается Действие второе из пьесы «Петрушка Уксусов» (стр.60).

- Каким изображается доктор в драме? Почему он всё время спрашивает: "Где болит?"?

("Он не умеет лечить", "он безграмотный", "доктора вообще бедных не лечили" - делают свои выводы пятиклассники.)

- Мог бедный народ вот так, в жизни, расправиться со своими обидчиками, как это делает Петрушка?

Сатира - осмеяние изображаемого объекта с целью показать его отрицательные черты. Источник сатиры - несоответствие объекта изображения идеальному представлению; предмет сатиры заведомо несовершенен и скорее не смешон, а страшен, уродлив. Сатира - родная сестра карикатуры: подмечено не самое очевидное, но характерное преувеличивается, чтобы быть видимым и предмет изображения предстаёт в комическом свете.

Вывод. Петрушка стал любимцем народа потому, что он умел, пусть смешно и весело, пусть только на кукольной маленькой сцене, победить своих врагов, наказать зло и утвердить справедливость. Он, шутя, справляется даже с самой смертью.

Учитель выразительно зачитывает сценку:

Петрушка. Эй, человек, тебя как звать?

Смерть. Я, Смерть, тебя с собой зову!

Петрушка. Что? Ты похожа на сову.

Смерть. Я Смерть, и взять тебя пришла!

Петрушка. Другого, видно, не нашла?

Смерть. Твой смертный час пришёл, Петрушка!

Петрушка. Иди-ка к чёрту ты, старушка!

(Петрушка даёт Смерти пинка, и она летит за кулисы.)

- Почему Петрушка побеждает Смерть?

Вывод. Петрушка борется с несправедливостью - и с ним трудно справиться.

Где ещё мы можем увидеть подобных героев?

(Ребята проводят параллель со сказками, где герои, творящие добро, наделены особой силой.)

5. Работа с отрывком из мультфильма «Рождественская фантазия» по мотивам балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

Петрушка - знаменитый герой не только фольклора, он упоминается в стихах многиз знаменитых поэтов. Ему посвящён целый балет «Петрушка», и сочинил его композитор И.Ф. Стравинский. Он вспоминал: "Когда я сочинил эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял", стараясь придумать название для сочинённой музыки.

"И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран".

(отрывок из мультфильма, изображающий пёстрый гомон масленичного гуляния - первая картина.)

Примерный комментарий учителя.

Как вы считаете, удалось художникам передать образ Петрушки?

Создалось ли у вас впечатление, что вы побывали на ярмарке?

Отрывок поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку балета, как будто видишь перед собой картину весёлого праздничного гуляния.

Зримость образов - характерная черта музыки И.Ф. Стравинского. Композитор умело использует приём звукоизображения. Мы слышим шум ярмарки, весёлый разговор, заунывное звучание шарманки, грустный танец балерины, которую оживил фокусник.

6. Вывод.

Народному сатирическому кукольному театру свойственны:

условность (правдоподобие, узнаваемость изображения);

минимализм оформления и иных изобразительных средств;

несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

7. Домашнее задание

Прочитать пьесу «Петрушка Уксусов».

Подготовиться к игре «Устное народное творчество»:

знать

- отличительные черты волшебной, социально-бытовой и сказки о животных;

- определение:

  • загадка;

  • пословица;

  • поговорка;

  • небылица.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал