7


  • Учителю
  • Исследовательская работа 'Лесков и Орловский край'

Исследовательская работа 'Лесков и Орловский край'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Конкурс «Н.С.Лесков и

Орловский край» -2015"


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Церкви и монастыри Орловщины

в произведениях Н.С.Лескова»


Выполнила:

Дорофеева Анастасия

БОУ «В-Ольшанская сош»

10 класс

54-13 308751

выдан 12 декабря 2013 г.

Межрайонным отделом

УФМС России по Орловской области

в г. Ливны

303753 с. Вышнее Ольшаное

ул. Зареченская, д.25

05 ноября 1999 г. рождения

Черемухина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

БОУ «В-Ольшанская сош»

2-25-35

303753 с.Н-Ольшаное

ул. Новая, д.9

89208113879


Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Н.С.Лескова


Из черной рамы смотрит нам в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

Содержание.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Н.С.Лескова.

2. Полученные результаты, их анализ и выводы.

III. Заключение.


Введение.

В юности у каждого человека наступает момент, когда он начинает искать смысл своего существования. В это время очень важным становится собеседник - другой человек, с которым можно вступить по этому поводу в диалог. Такого собеседника - умного, талантливого, бескорыстного, образованного - нередко мы находим, открывая книгу. Каждое литературное произведение (особенно, если это русская классика) не только поражает нас средствами художественной выразительности, но и открывает нам личностную позицию автора, его восприятие мира, его уникальный жизненный опыт. Благодаря богатству русской литературы, мы в любое время имеем возможность вести диалог с людьми, мнение которых бесценно для становления личности каждого из нас; именно там мы находим ответы на многие наши вопросы.

На уроках литературы мы неоднократно обращались к произведениям Н.С. Лескова, и меня давно заинтересовало творчество писателя. Я выбрала для написания работы тему «Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Н.С.Лескова», так как мне захотелось больше узнать об отношении Лескова к вере и православию, прочитать его произведения, в которых он упоминает о церквях и монастырях нашего края.

Читая произведения Н.С.Лескова, я увидела, как писатель исторически верно и с большой любовью описывает культурные и архитектурные ценности Орла и Орловской губернии. Во многих его произведениях упоминаются монастыри, церкви и храмы Орловской земли. Писатель рассказывает о том, как люди ходят молиться, как красиво звучит пение в монастырях, как умиротворяющее звонят колокола. Во многих своих произведениях автор воплощает духовный идеал проповедника нравственных ценностей.

Когда я беру в руки книгу Лескова, между мной и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми. А картины жизни, воссозданные писателем, становятся реальными, и я вместе с героями Лескова живу в Орле Х1Х века, хожу по его улицам, бываю в его храмах. «Возвращаясь» в современный Орел, я уже по - другому смотрю на город и его жителей, так как писатель учит понимать быт и духовную культуру народа в их историческом развитии.

Совсем недавно я посетила дом-музей Н.С. Лескова в Орле, в котором размещается экспозиция литературно-мемориального музея писателя. Я имела возможность познакомиться со сложной творческой биографией Лескова, моментами его литературных падений и взлетов, с особенным миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека.

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что я заинтересовалась творчеством орловского писателя и попытаюсь проанализировать тему «»Церкви и монастыри Орловщины в произведениях А.С.Лескова».

Новизна исследовательской работы - данный материал позволяет расширить представление о писателях - орловцах и будет использован на уроках литературы и литературы родного края.

В процессе исследования я опиралась на следующие источники:

1. Новикова - Строганова А.А «Проповедник христианских истин». К 180 - летию со дня рождения // Орловская правда. - № 22 - 16 февраля 2011).

2. Критические статьи и литературоведческие исследования.

3. В мире Лескова / Сост. В.А. Богданов М. - . М, 1983.

4. Ашихмина Е.Н. Н.С. Лесков в Орле. - Орел, 2010.

5. Новикова А. Николай Семенович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия. - Орел, 2005.
6. Старыгина Н. Лесков в школе. - «Владос», 2000

7. Лесков Н.С. Собрание сочинений 1.т.- М.,1988 / Автобиографическая заметка.

8. Лесков Н.С. Собрание сочинений т. 1 - М., 1988, Леди Макбет Мценского уезда, гл.12.

Цель исследовательской работы: показать особенности раскрытия данной темы. Для достижения указанной цели в ходе исследования решала следующие задачи:

  • ознакомиться с произведениями Н.С. Лескова;

  • обобщить факты и материалы по теме;

  • создать библиографию статей о Н.С. Лескове.

Основные методы и принципы исследования, используемые при написании работы: теоретическое исследование и анализ научной и краеведческой литературы по теме «Н.С. Лесков и Орловский край», консультация с учителем школы, посещение районной библиотеки, знакомство с фотографиями и архивным материалом, осмысление и систематизация изученного материала.

Основная часть

Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны. Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

«Своих идеальных героев он называл «праведниками», ибо поступали они, как и древние святые подвижники, во всем «по закону божьему» и жили по правде. Главное, что определяет их поведение в жизни, - служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему. Смысл жизни лесковские праведники видят в деятельной нравственности: им просто необходимо творить добро, иначе они не чувствуют себя людьми». Он писал об истории церкви, рецензировал религиозные сочинения и художественные произведения из жизни духовенства («Холостые понятия о женатом монахе» (1873); «Карикатурный идеал» (1877).

Религия Лескова - это религия действия, религия добрых дел, выраженная в идее служения людям как важнейшей в христианстве. Его назвали «еретиком» и революционно-демократические круги, и церковная элита, потому что писатель шел своим путём к Богу, входя в конфликты с официальной церковью.

Читая и перечитывая произведения Н.С.Лескова, я увидела, с какой любовью автор говорит о жителях Орловской губернии. В двенадцатой главе повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков описывает народ Мценского уезда: «Наш народ набожный, к церкви божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное, «органистое» пение составляют для него одно из самых чистых его наслаждений. Где поют певчие, там у нас собирается чуть не половина города, особенно торговая молодѐжь: приказчики, мальчики, молодцы, мастеровые с фабрик, с заводов и сами хозяева со своими половинами, - все бьются в одну церковь; каждому хочется на паперти постоять, хоть под окном на пёклом жару или на трескучем морозе послушать, как органит октава»

О роли церкви мы читаем в "Мелочах архиерейской жизни": "Когда в Орле, в дни моего отрочества, расписывали церковь Никития и я ходил туда любоваться искусством местных художников, то один из таковых, высоко разумея о своем даровании, которое будто бы позволяло ему "одним почерком написать двенадцать апостолов", говорил, что будто ему раз один церковный староста дал десять целковых на шабашку, чтобы он поставил в аду на цепь к Иуде, и что он будто бы это отлично исполнил. "Сходства, говорит, лишнего не вышло, а притом все, однако, понимали, что это наш Тигр - Ефратович"

В одной из глав этого произведения Н.С. Лесков рисует удручающую картину жизни на Монастырке вызванных к архиерею провинившихся священников. В ожидании разбора своих дел они существовали «аки птицы небесные». В тихом домике этапного офицера «духовенные» находили себе приют; месяцами пребывая в безденежье и бездействии, они единственно «по усердию» мели двор и улицы (!), или пололи грядки («гряды»), или ходили за водой, для чего спускались с высокой горы на Оку. Этапный офицер разрешал им «дергать в огороде чрезвычайно разросшийся хрен, который угрожал заглушить всякую иную зелень и не переводился, несмотря на самое усердное истребление его «духовенными». Напротив Монастырской слободы помещалась случная конюшня императорского коннозаводства. Лесков называет ее коней «царскими жеребцами», поясняя, что так именно звали лошадей этой конюшни в Орле. Описанные события происходят примерно в то же время, когда в одном из домов на Нижней Монастырской слободе у однодворца Селихова стоял на квартире ученик Орловского духовного училища хороший мальчик Федор, Федя Амфитеатров из кромского села Высокое, будущий митрополит Киевский и Галицкий Филарет.
Церковь, о которой упоминает Н.С.Лесков в данном произведении (Никития), расположилась на высоком правом берегу Оки, прилегавшие к ней кварталы застроены небольшими 1-2 этажными домами. Колокольня церкви, прежде хорошо видная из любой часть города, была его главной вертикалью. После охватившей Россию эпидемии чумы 1771 г. выявилась потребность вынесения кладбищ за пределы города, и в Орле оно было устроено в Селиховой роще, где в 1773 г, и началось строительство Ахтырской церкви. В 1773 г. была построена придельная Никитская церковь, а в 1786 г. закончили постройку основного объема с престолом во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. В 1786 г., в связи с началом застройки курских улиц (городской квартал, примыкавший к церкви), кладбище было перенесено за Московские ворота, а церковь обращена в приходскую. Строительство трапезной завершилось в 1803 г., в ней устроили приделы. В 1802 г. были подняты своды алтаря и увеличены проемы основного объема. В 1819-1823 г.г. выстроили колокольню, которая стояла отдельно от храма. В 1870 г. трапезную удлинили на одно звено с западней стороны, до колокольни, тогда же, очевидно, церковь была оштукатурена и окна получили сохранившиеся доныне наличники. Ограда была устроена в 1875 г. После войны, в 1941-45 г.г., здание капитально отремонтировано и в нем устроено отопление. В конце 1950 г. по старым фотографиям восстановлена ограда. Церковь является памятником классицизма.

В повести «Несмертельный Голован» (Из рассказов о трех праведниках) Лесков так говорит о храме Орловской губернии: «Храм, разумеется, не вмещал и сотой доли собравшегося народа; видимо-невидимо людей сплошною массою стояло вокруг церкви».

В главе четвёртой рассказа «Интересные мужчины» он пишет: «Они сели именно

как раз, когда в городе звонили к вечерне и горожане, низко раскланиваясь друг с

другом, тянулись к церкви исповедоваться, так как описываемое мною событие про-

исходило в пятницу на шестой неделе великого поста»…«Церкви были полуосвеще-

ны, и из них тихо выходили поодиночке сложившие свои грехи исповедники»;

в главе пятнадцатой: «В церкви иное настроение, еще острее. Ораторское искусство

и не дерзает ни на минуту испортить тот священный строй, которому все выше и

выше возводит сердца песнотворческий гений Дамаскина.

Его поэтический вопль и жжет и заживляет рану».

В «Повести о богоугодном дровоколе» Лесков описывает деревянные старинные церкви Орловщины. «Было это давно, и в то время церкви были маленькие, деревянные, и строили их на «стоянах», или, проще сказать, на столбиках, и под пол таких малых церквей можно было согнувшись входить и там прятаться от стужи и дождя». В этой же повести Лесков упомянул о лице, имеющем высшую степень священства и в наше время - епископе: «Епископ рассказал людям о том, что он слышал «с неба», и все положили сойтись завтра утром рано в церковь и сделать все так, как велел пришедший с неба голос».

В произведении «Под Рождество обители (Житейские случаи)» вот что он пишет о монастыре: « - Я ноне пообещался сходить в монастырь к всенощной,- там благолепное пение, собери со мной паренька. Я его с собой возьму - пусть хорошее пение послушает»; в «Умершем сословии (Из юношеских воспоминаний)»: «Такая склонность побудила его, между прочим, вмешаться даже в дела церковного управления, что и было причиною возникновения много раз описанной непримиримой «войны» между ним и покойным орловским архиепископом…»; «В то время, как князь подъехал к Введенскому девичьему монастырю (нынче, кажется, простая приходская церковь)…».

В шестой главе рассказа «Загон» Лесков осуждает тех, кто промышлял воровством в церквях: «Нашу церковь покрыли белою жестью и раззолотили по кантам. «Золото заиграло на солнце», а ночью к алтарю храма протянул свою дерзкую руку вор и унес кое-какие ценности, которые ему попались под руку. Потом это повторилось еще раз, а проповеди, в том духе, как предполагал Гумилевский, в этой «маленькой, но хорошенькой» церкви не последовало».

В рассказе «Грабеж» в главе второй он пишет: «А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем…»; в главе десятой: «Больше всего нападали на тех, кто из мужского монастыря от всенощной возвращался, потому что наши певчих любили…»; а в главе семнадцатой есть такие строки: « Обратились к религии: в девичьем монастыре тогда жила Евникея, у которой была иорданская простыня… Каждый день в семи церквах с семи крестов воду спускали»; «Поедем мы с тобою во Мценск - Николе - угоднику усердно помолимся и ослопную свечу поставим…».

В рассказе «Грабеж» встречается Петропавловский собор. Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон отметил, что этот собор города Орла «Лесков запечатлел на века». В 1693 г. была выстроена надвратная церковь Петра и Павла, до 1775 г. бывшая также и приходской, а после ставшая домовой монастырской церковью.

Вместо деревянной Никольской в 1700 г. была построена придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями. Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д. Орлица и Подмонастырская слобода, ныне называемая в Орле по-свойски - Монастырка.

Монастырь владел 120 десятинами земли. В 1767 г. в монастыре насчитывалось 12 монахов. В первых числах ноября 1794 г. в монастыре вспыхнул пожар, во время которого сгорела церковь Петра и Павла. После ремонта она была переделана в жилое помещение, доделана в ней проезжая арка. Петропавловский кафедральный собор станет первым храмом Орла, возрождённым практически с нуля, после разрушения. Сейчас на этом месте находится библиотека им. И. А. Бунина. «Заразительно веселой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Лесков

До сегодняшнего дня сохранилась в селе Паслово (Послов Колодезь, Ганшино) церковь Спаса Нерукотворного Образа (Казанская), построенная в 1820 году. Расположена она на невысоком мысу, образованном рекой Окой и ручьем Паслов Колодезь. Первое упоминание о селениях на Паслове Колодезе содержится в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. Кирпичная холодная церковь в селе во имя Спаса Нерукотворного Образа построена в 1820 г. Прасковьей Николаевной Давыдовой (урожденной Лопухиной), женой полковника Владимира Денисовича Давыдова. В рапсодии Лескова «Юдоль» - это довольно странная женщина, никогда не покидавшая своего имения. «Сама же княгиня Д* не считала себя равною ни с кем и не допускала к себе никого.У нее была собственная церковь, собственный поп и собственный врач, которому она не позволяла лечить никого, кроме ее особы» . В историю же она вошла как тетя знаменитого поэта и героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Васильевича Давыдова.. К тому же Прасковья Николаевна задолго до реформы 1861 года дала в своем завещании вольную крестьянам.. В Паслово находилась усадьба Давыдовых, центром которой являлся большой деревянный 27-комнатный дом с двумя каменными башнями (не сохранился). В состав усадьбы, кроме того, входили конный завод, оранжерея, а также служебные и хозяйственные постройки.
Сооруженный на средства Прасковьи Николаевны храм имел три престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в трапезной - во имя Казанской Божией Матери и Св. мученика Иоанна Воина. Церкви принадлежали каменная часовня-усыпальница (1820 г.) на кладбище и деревянная часовня над Владимирским колодцем, построенная в 1898 г. (восстановлена). 23 января 1826 г. в церкви отпевали тело императора Александра II по пути из Таганрога в С.-Петербург. В 1881 г. (по другим данным - в 1905 г.) при храме была учреждена одноклассная церковно-приходская школа.

В романе Н. С. Лескова «Некуда!» описан Введенский (Христорождественский) женский монастырь. «Между тем тарантас, прыгая по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова покатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской заставы остановился у стен девичьего монастыря. Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесен со всех сторон красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же красные кирпичные башенки. Кругом никакого жилища. Только в одной стороне две ветряные мельницы лениво махали своими безобразными крыльями. Ничего живописного не было в положении этого подгородного монастыря: как-то потерянно смотрел он своими красными башенками, на которые не было сделано даже и всходов. Ничего-таки, ровно ничего в нем не было располагающего ни к мечте, ни к самоуглублению. Это не то, что пустынная обитель, где есть ряд келий, темный проход, часовня у святых ворот с чудотворною иконою и возле ключ воды студеной, - это было скучное, сухое место. В двух стенах монастыря были сделаны ворота, из которых одни были постоянно заперты, а у других стояла часовенка».

Основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на левом берегу р. Орел (Орлика), на месте древнего Афанасьевского погоста (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября). В 1703-08 гг. на нем построена церковь Введения Пресвятой Богородицы (здание существовало до 1950 г.). В 1843 г. монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви, построенной в 1800-1822 гг. Строительство велось по проекту архитектора Д.В. Орехова. Открытие монастыря на новом месте состоялось 31 октября (12 ноября) 1848 г. В 1857 г. он был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями. Во 2 половине XIX века на его территории были возведены храмовые, жилые и хозяйственные постройки. В начале XX в. монастырь являлся одной из самых благоустроенных обителей России. В нем имелось 4 храма: Христорождественский собор, Тихвинская надвратная церковь (1865), устроенная в ее нижнем этаже Троицкая церковь (1887) и Воскресенская церковь (1885). В 1907 г. в монастыре числилось 350 сестер, он имел 286 десятин земли и славился своими золотошвейными работами.

Познакомившись со многими произведениями Н.С.Лескова, я еще раз убедилась, что тема «Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Н.С.Лескова» очень обширна. Читая Лескова, я поняла, как многим мы обязаны писателю и его произведениям, в которых приобретаем знания о жизни и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем.

В своих произведениях Н.С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках Истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. Лесков был убеждѐн в том, что его книги должны «Не только занять внимание читателя, но дать какое - нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал прежде всего с христианством, отмечал, что всегда имел в виду «важность Евангелия», в котором, по его убеждению, «сокрыт глубочайший смысл жизни».20 «Истина, добро, красота» - в этой триединой формуле писатель выразил идеал, к которому нам необходимо стремиться.

Полученные результаты, их анализ и выводы.

Считаю, что цель моей работы достигнута. За это время мне удалось сделать многое:

  • собраны биографические данные о Н.С. Лескове;

  • изучено большое количество публикаций, изданий, статей в периодической печати;

  • прочитаны собрания сочинений Н.С. Лескова;

  • совершена поездка в музей города Орла;

  • по результатам поиска написана исследовательская работа.

Николай Семенович Лесков является одним из крупнейших русских писателей - классиков, чьѐ творчество современная писателю критика расценила как «художественная проповедь». В своей «художественной проповеди» Лесков выступил как проповедник христианских истин и как духовный наставник своих читателей, которых он своим творчеством призывал не заглушать в себе «способность любить и уважать истину».21

Перспективы работы над темой:

посетить церкви и монастыри города Орла, описанные Н.С.Лесковым в своих произведениях.



Никитская церковь отмечена служением здесь «суровых владык, между коими, по особенному жестокосердию, известны Никодим и Смарагд Крыжановский».

«Когда в Орле расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников».

Н.С.Лесков

«Мелочи архиерейской жизни».

Современный вид церкви Богоявления, упоминается

Н.С.Лесковым в рассказе «Грабеж






Лесков Н.С. Собрание сочинений 1.т.- М.,1988 / Автобиографическая заметка, с.43



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал