7


  • Учителю
  • Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова

Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5



Урок литературы в 8 а классе по теме

«Образ Мцыри в поэме

М. Ю. Лермонтова «Мцыри».



Учитель: Долматова О. А.








Апшеронск

2013

Тема. Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Цель урока: выявить способы раскрытия образа главного героя произведения; развивать навыки анализа текста; сопоставлять произведения русской литературы по идее, теме, образам главных героев.

Задачи:

Образовательная: провести идейно-тематический анализ лирического произведения.

Развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательная: продолжить прививать любовь к поэзии как особому виду искусства, воспитывать чувство патриотизма.

Слайд 1

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы познакомились c произведением Лермонтова «Мцыри». Давайте вспомним основной материал, который будет положен в основу нашего сегодняшнего разговора.

- Каков жанр этого произведения? (Поэма)

- Что называется поэмой?

Слайд 2

(Поэма - один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.)

- Докажите, что произведение «Мцыри» - это лироэпическое произведении?

(В этом произведении есть событие - бегство Мцыри из монастыря, но сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания, все события трёхдневных скитаний Мцыри показано через его восприятие.)

- Каков смысл названия?

(Поэмы называется «Мцыри», что в переводе с грузинского языка значит, во-первых, « неслужащий монах, послушник», а, во-вторых, «пришелец, чужеземец». Поэма названа по-грузински, потому что действие происходит на Кавказе).

Слайд 3

- В каком значении употреблено слово «мцыри» в поэме? (чужеземец, пришелец)

3. Этап мотивации к уроку.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Мцыри, мы выявим способы, при помощи которых раскрывается образ главного героя поэмы.

Сообщение темы урока, запись в тетрадь(число, тема).

Слайд 4 Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Я ставлю перед вами задачу: создать образ Мцыри путём анализа произведения.

-А что же такое образ? Проведём словарную работу.

Слайд 5

Словарная работа.

Образ.

1.Вид, облик. Создать что-то по-своему образу и подобию.

2. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлые образы будущего.

3. В художественном произведении: тип, характер. Артист вошёл в образ.

4. Порядок, направление чего-н., способ. Образ жизни.

Слово «образ» многозначное, имеет несколько лексических значений.

- В каком значении мы употребим слово образ, рассматривая главного героя произведения Лермонтова? (тип, характер)

Таким образом, на уроке мы будем говорить о характере Мцыри.

Запишите значение этого слова в тетрадь.

4. Проверка домашнего задания.

- Расскажите о жизни Мцыри в монастыре. (Пересказ 2 строфы)

Слайд 6

(Русский генерал ехал из гор в Тифлис и вёз пленного ребёнка, которому было 6 лет. В пути мальчик заболел, он ничего не ел и потихоньку умирал, но ни стоном, ни жалобой не показал, что ему очень тяжело. Генерал оставил мальчика-горца в монастыре. Благодаря заботе монахов мальчик остался жив. Но в монастыре всё ему было чуждо, он бегал от всех, ни с кем не разговаривал, только смотрел на восток и вздыхал, потому что тосковал по своему родному дому. Постепенно, как казалось, он привык в жизни в монастыре, был окрещён и готов был принять монашество и стать монахом. Но однажды ночью он сбежал из монастыря, и после трёхдневных поисков его нашли без чувств и снова принесли в монастырь.

- Каким мы видим Мцыри в этом эпизоде? (гордый, потому что, тяжело заболев, он никак не показывает, что ему очень плохо, выносливый, страдающий от гнетущих условий жизни, одинокий)

5 Усвоение нового материала.

Дома мы выписали из произведении цитаты, объясняющие цель побега Мцыри. Прочитайте их.

- Какова цель побега Мцыри? (зачитать цитаты, выписанные учащимися в тетрадь)

Строфа 3

«Я мало жил, и жил в плену

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог…»

Строфа 4

«Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой ,но родной»

Строфа 8

«Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы».

Строфа 14

« Я цель одну,

Пройти в родимую страну,

Имел в душе…»

- Какая черта характера двигала им? ( свободолюбие, любовь к родине)

Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть сны о своей родине.

- Что такое композиция?

(Композиция - расположение, построение художественного произведения)

- Чем необычна композиция поэмы Лермонтова?

(Нарушена хронологическая последовательность; о годах жизни героя рассказано в 2 коротких главах, а о трёх днях - всё остальное содержание поэмы)

- Почему жизнь Мцыри в монастыре рассказана кратко, а о трёх днях проведённых на свободе, написана целая поэма?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а три дня свободы стали целой жизнью. Три дня свободы дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

- Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особо важными для раскрытия характера героя?(Чтение эпизодов)

Слайд 7

1) Бегство из монастыря(гл.8). Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой».

- Назовите черты характера Мцыри, которые проявляются в этом фрагменте.

(Мцыри решился на побег во время грозы - он смелый, целеустремлённый)

Слайд 8

2) Общение с природой(гл.11) принесло радость. Мцыри поражает богатство и разнообразие природы, которая противопоставлена однотонности монастырской обстановки. У Мцыри сверхчувственное восприятие . Он видит и слышит то, что обыкновенному человеку недоступно. Мцыри любит природу, понимает её, чувствует себя частью природы)

Слайд 9

3) Встреча с грузинкой (гл.13,14) вызвала «сладкую тоску».

- Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить.)

Слайд 10

4) Битва с барсом(гл.16-18).

- Какие новые черты мы открываем в Мцыри?

(В битве от познал счастье борьбы и восторг победы. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную схватку. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все поплечу, ему удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.)



- Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов для создания образа своего героя.

СРАВНЕНИЕ. строфа. 2(как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри

ст. 6 (дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, как братья в пляске круговой; я видел горные хребты, причудливые, как мечты..) Сравнения отражают мечтательность натуры юноши

ст.18(и мы сплетаясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей упали разом ), С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней.

ст.9(Я сам ,как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей). С помощью сравнений показана и отчужденность Мцыри от людей

ЭПИТЕТЫ

Строфа 2 («Но в нём мучительный недуг развил тогда могучий дух».

Строфа 3 («Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть»)

Строфа 4 («Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой»)

Строфа 5 («Меня могила не страшит: там говорят страданье спит в холодной вечной тишине»)

Строфа 8 ( «И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней»); (« той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой

Строфа 17 (« и первый бешеный скачок мне страшной смертью грозил»); (« бой закипел, смертельный бой»)

Эти эпитеты передают душевное настроение, глубину чувств Мцыри, их силу и страстность, внутренний порыв

Строфа 3 (« Она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»)

Строфа 6 ("снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ»; )

Строфа 7 («И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул»); («К нему , на золотой песок, играть я в полдень приходил»)

Строфа 11 («Кругом меня цвёл Божий сад; растений радужный наряд»); («и снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам»)



Строфа 20 ( «Сгонял виденья снов живых…Про лёгких, бешеных коней, про битвы чудные меж скал»)

Строфа 23 (взор рыбки " был грустно нежен и глубок", «её сребристый голосок мне речи странные шептал»)

Эти эпитеты передают поэтическое восприятие мира

МЕТАФОРЫ.

"Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой" (с.13).

"И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..", "Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём..." (с.16).

"Бой закипел" (с.17).

"Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит". "Судьба...смеялась надо мной!" (с.19).

"Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах.. "Казалось, звон тот выходил из сердца- будто кто-нибудь железом ударял мне в грудь»" (с.20).

"...палил меня огонь безжалостного дня", "иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном" (с.22).

" Дай руку мне:

Ты чувствуешь, моя в огне...

Знай, этот пламень с юных дней

Таяся жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему,

И он прожёг свою тюрьму…" (с.25)

Метафоры передают напряжённость переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира.



ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

"Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры" (с.1).

"Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине..." (с.10).

"Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут..." (с11).

"Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв" (с.14).

"И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Природа человечна. В природе Кавказа Мцыри находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ.

"А душу можно ль рассказать?" (с.3).

"Знал ли ты разгульной юности мечты?"

"Что за нужда? Ты жил, старик!

Я также мог бы жить! (с.5).

"Ты хочешь знать, что видел я на воле?" (с.6).

"Ты хочешь знать, что делал я на воле?" (с.8)

"Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?" (с. 8).

"О, я как брат, обняться с бурей был бы рад!" (с.8)

"Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!" (с.12).

"И если б хоть минутный крик мне изменил -

Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).

"Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!" (с.18).

"Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!" (с.19).

"Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?" (с.21).

"Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23).

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность мыслям и чувствам Мцыри.

6 Проверка усвоения нового материала

- Давайте вспомним историю создания поэмы.

История создания поэмы (сообщение учащегося).

Действие поэмы происходит в Грузии. В основу поэмы легли реальные события. М. Ю. Лермонтов путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагва и Кура. Михаил Юрьевич Лермонтов побывал в соборе , где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым во время Кавказской войны. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах монастыря.



- В чём отличие истории одинокого монаха, рассказанной Лермонтову от содержания поэмы «Мцыри»?

(Монах провёл оставшуюся жизнь в монастыре, а Мцыри умирает)

- Почему Лермонтов заканчивает поэму смертью Мцыри?

Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел испытать свободу, счастье борьбы и радость слияния с миром. И когда Мцыри после трёхдневных скитаний попадает снова в монастырь, он уже не может остаться здесь. Единственный выход для Мцыри - это смерть. Его последнее желание - быть похороненным вне монастырских стен, ещё раз ощутить красоту мира. Мцыри не примиряется со своей судьбой. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Работа с эпиграфом.

Слайд 11

При первом чтении поэмы мы обратили внимание на эпиграф. Давайте ещё раз на него посмотрим. (Учитель читает эпиграф).

- Объясните смысл этого эпиграфа

Эпиграфом в поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ианафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. А вся земля в это время источала мёд, а воины были голодны после сражения. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного мёда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».- я попробовал немного мёду, и вот я умираю»

- Как эпиграф связан с идеей произведения?

Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула Ионафана, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет.

- Каково значение поэмы?

(Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни.)

7.Закрепление нового материала.

-Произведения каких писателей в русской литературе созвучны произведению Лермонтова «Мцыри»?

(А. С. Пушкин «Узник».

Пушкина "Узник".

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном,

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.."

Главная мысль стихотворения такая же, как и в поэме «Мцыри» - воля превыше всего, человек должен быть свободным. В стихотворении «Узник» символом неволи является темница, в которой находится главный герой стихотворения «орёл молодой». Орёл стремится на свободу, т к. орёл - птица вольная, Мцыри - мальчик, рождённый среди горцев - свободолюбивого народа, тоже пытается вырваться на свободу из душных келий монастыря, где он не живёт, а существует.

М. Ю. Лермонтов «Парус».

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..



Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!



Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокий» и «мятежный». Одинокий, потому что заброшен в далёкую страну, оторван от родного края. Мятежный, потому что не ищет спокойной жизни, а, наоборот, в бурной жизни находит себе покой. Так и Мцыри - в монастыре среди монахов он одинок. Как и парус Мцыри вынужден находится вдали от родины, родных ему людей. И настоящую жизнь Мцыри испытал во время трёхдневных скитаний, когда ему удалось бежать из монастыря. Мятежный парус просит бури, А Мцыри ощущает себя счастливым в схватке с барсом.

8 Проверка знаний.

Работа проверь себя (выполняется на листочках)

Слайд 12

1. Каков жанр произведения Лермонтова «Мцыри»?

2. В каком значении употреблено слово «мцыри» в произведении?

3. В каком возрасте Мцыри оказался в монастыре?

4. Куда искал путь сбежавший из монастыря Мцыри?

5. Главная черта характера Мцыри?

Слайд 13 Взаимопроверка

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, сопоставили поэму Лермонтова с другими произведениями русской литературы.

Слайд 14

Домашнее задание:

написать мини-сочинение по проблемному вопросу: «В чём созвучно произведение Лермонтова «Мцыри» со стихотворением А. С. Пушкина «Узник»?



9. Рефлексия

Слайд 15

Образ - это ……. (тип, характер)

Образ Мцыри - это ……..(свободолюбивый, целеустремлённый характер, смелый и необыкновенный юноша)

Выставление оценок.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал