7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №9

городского округа города Выкса











.



Рабочая программа



Наименование курса: литература

Класс: 8

Учитель: Коклеева Ю.А.

Срок реализации программы: 1 год 2016-2017

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Рабочая программа составлена на основе: «Рабочая программа по литературе 5-11 класс. По учебнику Т.Ф.Курдюмовой. Курдюмова Т.Ф. Санкт-Петербург, 2012»



Учебник: :«Литература, 8 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. - М.: Дрофа, 2010 г





Рабочую программу составила ____________ Коклеева Ю.А.













г. Выкса 2016 год



Цель обучения:

Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи обучения:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  2. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  3. освоить теоретические понятия и принципы так, чтобы они не являлись самоцелью, а стали «ключиком», который откроет перед читателями дверь художественного мира литературного произведения

  4. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Особенности преподавания литературы в 8 классе.

Для реализации этих целей разработана новая структура программы. Каждый класс имеет своё название, которое подчёркивает главную для данного курса эстетическую проблему.

8 класс называется «Литература и время». В тематическом плане и методике уроков красной нитью проходит этот мотив. Весь учебный материал подаётся под углом отражения конкретных исторических событий в художественном произведении. В центре внимания учителя и учащихся становится образ автора с его личностной нравственной оценкой человека в том или ином срезе истории, актуальной компетенцией на данном этапе является культурологическая компетенция в связи с тем, что учащиеся погружаются в ту или иную эпоху. Не менее важным является формирование у восьмиклассников критического мышления, так как на данном литературном материале им необходимо не только соотносить историческое время с реальным, но и вырабатывать собственную позицию относительно героев, идеи, проблематики произведения. Следовательно, такие формы уроков как: урок-диспут, урок-суд, урок-обсуждение - становятся наиболее востребованными.

Теоретический блок в курсе 8 класса насыщен, но понятия и термины играют прикладную роль в главном - чтении и изучении текста художественного произведения.

Творческие работы в 8 классе приобретают всё более аналитический характер. В тематическом планировании особое место занимают устные сочинения разных жанров. Учитель как бы «пишет» соответствующее сочинение вслух на уроке, в присутствии учащихся, опираясь на учеников и советуясь с ними. Таким образом вскрывается сама «кухня» написания сочинения, его технология.

Составление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении и чтении художественных произведений необходимо совершенствовать все виды пересказа, обращать особое внимание на идейно-тематическую направленность произведения, формировать навыки нахождения тропов, а также осмысления их роли в образной системе произведения в связи с новой формой аттестации учащихся в 9, 11 классах. В связи с тем, что учебник литературы для 8 класса ориентирован на изучение исторических произведений разнообразных жанров, логика прохождения учебного материала подчиняется не историческому принципу (от фольклора до произведений 20 века), а крупноблочной подачи материала. Календарно-тематическое планирование разработано, опираясь не на хронологический, а на проблемно-тематический принцип. Например, при прохождении народной исторической песни, отражающей образ Петра первого, параллельно изучается пушкинская «Полтава» (19 век) и «Восковая персона» Ю.Н.Тынянова (20 век). Такое структуирование учебного материала позволяет более логично, целостно, доступно представить то или иное историческое событие на примере различных по роду, жанру, литературному направлению художественных произведений.

Данная перестановка не нарушает логики изложения материала и по окончании 8-го класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы в 8 классе обучающийся должен

знать/понимать

1. Образную природу словесного искусства

2. Содержание и историческую основу произведений;

3. Черты литературных направлений;

4. Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов

5. Систему художественных образов изучаемых произведений;

6. Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;

7. Основы сценического поведения героев в произведениях;

8. Содержание критических статьей к изучаемому произведению;

9. Приемы анализа прозаического и поэтического текста;

10. Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.

уметь

1. Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;

2. Владеть различными видами пересказа;

3. Воспринимать и анализировать художественный текст;

4. Определять род и жанр произведения;

5. Определять тематику и проблематику произведений;

6. Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное;

7. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

8. Выявлять авторскую позицию;

9. Выделять смысловые части произведения;

10. Давать характеристику героев;

11. Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;

12. Выражать свое отношение к поступкам героев;

13. Строить устные и письменные высказывания;

14. Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;

15. Глубоко анализировать художественный текст;

16. Анализировать изобразительно-выразительные средства;

17. Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;

18. Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;

19. Перефразировать мысль;

20. Владеть монологической и диалогической речью;

21. Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;

22. Использовать различные виды пересказа и чтения;

23. Владеть основными видами публичных выступлений;

24. Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;

25. Проводить информационно- смысловой анализ текста;

26. Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

27. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни









Содержание программы.

Литература и время. Автор и время.

Литературный процесс как часть исторического процесса. Время на страницах исторических произведений. Роль авторской позиции в произведениях исторической тематики. Теория. Эпиграф.

Историческая народная песня.

Историческая народная песня. Её герои и сюжеты. «Правеж». Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петра Первого узнают в шведском городе». Слово и музыка в народной песне. Теория. Историческая народная песня.

Народная драма.

« Как француз Москву брал». Особенности народной драмы. Герои пьесы:Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

Теория. Древнерусская литература.

Русская летопись как литературный жанр.

«Повесть временных лет». Рассказ о смерти Олега, его образ в летописи. Теория. Летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». События и герои на страницахповести. ЕвпатийКоловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством. Теория литературы. Воинская повесть.

Жития святых как исторические повествования. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жития. Теория. Житие.

История на страницах произведений 18 века.

Повесть »Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Теория. Историческая драма.

Историческое прошлое в литературе 19 века. Былины и их герои.

А.К.Толстой. «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С.Д.Дрожжин. «Песня МикулыСеляниновича» и др. (по выбору). Народный идеал и авторская позиция. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Теория. Былина и баллада.

Исторические басни Крылова и Отечественная война 1812 года. Мораль басни и её роль в реальных событиях 1812 года. Теория. Басня на историческую тему.

Генри Лонгфелло. «песнь о Гайавате». Поэтичность легенды, сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Образность и красота поэтического языка, совершенство перевода песни-поэмы И.А.Буниным. Теория. Песнь как жанр.

Вальтер Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и персонажи романа. Теория. Исторический роман.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Медный всадник». «Капитанская дочка». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава» (фрагмент). Образ Петра I в поэме. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести, герои исторические и вымышленные. Гринёв и Пугачев. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Маша. Утверждение нравственных идеалов. Образ Пугачёва. Взгляд Пушкина на «русский бунт». Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). Теория. Историческая проза. Эпиграф.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Нравственные проблемы песни. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с народным творчеством. Позиция автора. Теория. Историческая поэма.

Н.В.гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Батальные сцены и героические характеры. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление товарищества, её нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический характер. Роль лирических отступлений в повести. Теория. Историческая повесть.

А.Дюма. «Три мушкетёра». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров, кодекс чести и правила поведения героев романа. Яркость авторской позиции. Теория. Авантюрно-историческийроман.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Серебряный». Баллада «Василий Шибанов». Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Воспроизведение эпохи на страницах романа. Исторические лица и вымышленные герои. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования, нравственные идеалы автора. Художественные особенности романа.

Л.Н.Толстой. «После бала». Критическая сила рассказа, гуманистический пафос. Контраст как основа композиции рассказа, как способ раскрытия душевного состояния, как оценка увиденного главным героем рассказа. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания солдата, значение красочных и звуковых образов в её создании. Теория. Контраст как приём композиции.

Историческое прошлое в лирике 19 века. «Минувшее меня объемлет живо…»: В.А.Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С.Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.В.Давыдов.»Бородинское поле»; И.И.Козлов. «Вечерний звон»; Ф.Н.Глинка. «Москва»; А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Яркая индивидуальность поэтов в оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе 20 века.

Былины и их герои в произведениях 20 века.

И.А.Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д.Бальмонт. «Живая вода»; Е.М.Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора, разнообразие и богатство ритмики стихотворений Бунина. Былинные мотивы в творчестве К.Д.Бальмонта. Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений.

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона». «Подпоручик Киже». «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I . Теория. Язык и стиль исторического повествования.

С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.

М.Алданов. «Чёртов мост» (главы). Серия исторических портретов. Изображение полководца Суворова. Образ Наполеона в последние годы жизни. Связь времён - главная тема творчества М.Алданова.

Б.Л.Васильев. «Утоли мои печали». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображённые в произведении (Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, В.И.Немирович-Данченко). Смысл заглавия романа.

Тема ВОВ в исторических произведениях.

Л.М.Леонов. «Золотая карета». Тема ВОВ и её отголосков в событиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии 20 века.

Традиционное внимание поэтов к родной истории и её роковым минутам. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н.Гиппиус. «14 декабря»; Н.С.Гумилёв. «Старина», «Прапамять»; М.А.Кузмин. «Летний сад»; М.И.Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Д.Б.Кедрин «Зодчие». Тема прошлого как одна из главных тем лирики 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Итоги. Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.





















































































Календарно - тематическое планирование















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал