7


  • Учителю
  • Разработка литературно-музыкального вечера

Разработка литературно-музыкального вечера

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В.ВЫСОЦКОГО “НИ ЕДИНОЮ БУКВОЙ НЕ ЛГ”.Владимир Семенович ВысоцкиОн не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда сре
предварительный просмотр материала

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В.ВЫСОЦКОГО "НИ ЕДИНОЮ БУКВОЙ НЕ ЛГУ...".

Владимир Семенович Высоцкий...

Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее-физики или лирики?

Впрочем, пели и читали все-и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.

Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.

Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей совестью.

Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера.Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил в Германии с отцом и мачехой. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву. Здесь Владимир закончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.

Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им.Пушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля-«Павшие и живые» по пьесе В.Розова-Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.

Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.

Пел и вне сцены-кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.

Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения, бешеных ритмов, стремительных взлетов.

Открытый, душа нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.

Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.



(Звучит запись песни «Я не люблю»).

Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.

Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»... Это вообще не песня-это стихи, которые исполняются под гитару... Я занимаюсь авторской песней-сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, раговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят...»

Первые песни-дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».

В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных... Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»- нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?

(Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно...»)

Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так-Высоцкий тоже неоднократно объяснял:» Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.

Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!-там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми... Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».

Главная тема всего творчества Высоцкого-поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:


(Звучит песня «Горная лирическая»)

Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками-соотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдение-то же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:

Так многие сидят в веках

На берегах-и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают

Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себе-всегда отрицательное.

... вырывается на волю

Второе в обличье подлеца,

И я борюсь, давлю в себе мерзавца...

Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия:

Любовь,Зло,Доброта,Честь,Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:

И вовеки веков, и во все времена

Трус,предатель-всегда презираем,

Враг есть враг,и война все равно есть война,

И темница тесна. И свобода одна- И всегда на нее уповаем,

Время эти понятья не стерло,

Нужно только понять верхний пласт.

(«Баллада о времени»)

Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,-комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого- знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе. (Звучит запись песни «Охота на волков»)


Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема органиченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место. Рядом с "Охотой на волков»- не менее значимые:»Бег иноходца»,»Чужая колея»,«Горизонт»,«Надежда»,» «Натянутый канат»,»Упрямо я стремлюсь на дно»,«Памятник» и др. И это многократно

повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.

Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.

Тема войны -одна из главных в творчестве Высоцкого.Ей посвящено более полусотни стихов,песен:»Тот,который не стрелял»,«Всю войну под завязку»,«Песня о моем старшине»,«Высота»,«Сыновья уходят в бой» и другие. О войне он знал понаслышке, она была у него...» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство-то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности. Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого-«Он не вернулся из боя»:

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло-для обоих.

Все теперь-одному, только кажется мне-

Это я не вернулся из боя.

Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни. Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие:«Маски».

Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили,не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».

В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья-Евгений Урбанский,Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.


Мои друзья ушли сквозь решето,

Им всем досталось Лета или Ирана,- Естественною смертию-никто,

Все-противоестественно и рано.

И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.

Мой путь один, всего один, ребята, Мне выбора, по

счастью, не дано.

И он спешил, хотел успеть сделать побольше.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне достались

привередливые!

И дожить не успел, мне допеть не успеть...

Поэт все равно успеет сделать главное-допеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним...

В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы:«Высоцкий был поэт- со своей темой, своим голосом. В нем много было... от природы, от Бога, это рарывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения...Он был очень одаренный человек». «Ни единою буквой не лгу...». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право подписаться под этими словами?





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал