7


  • Учителю
  • Статья 'Личностно-ориентированный подход при изучении эпического произведения' (10 класс)

Статья 'Личностно-ориентированный подход при изучении эпического произведения' (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Личностно-ориентированный подход при изучении эпического произведенияна примере анализа эпизода Бородинского сражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» В своей школьной практике при изучении больших по объёму произведений педагоги часто используют такой вид
предварительный просмотр материала

Личностно-ориентированный подход при изучении эпического произведения

на примере анализа эпизода Бородинского сражения

в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

В своей школьной практике при изучении больших по объёму произведений педагоги часто используют такой вид работы, как анализ отдельного эпизода или сцены. Одной из основных задач в данном случае является научить ребёнка определять место этого эпизода в общем повествовании, вести его анализ под определённым углом, выбор которого зависит от характера материала и цели исследования.

Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого принадлежит к самой монументальной форме - эпопее. Для работы над анализом предлагаю взять главы, посвящённые описанию Бородинского сражения, так как это идейно - композиционный центр романа. Именно в этих главах - ключ к пониманию «мысли народной».

Текст объективно многогранен, поэтому важно определить аспект анализа. В данном случае считаю, что наиболее важной задачей будет раскрыть смысл нравственной победы русских при Бородино, показать «скрытую теплоту патриотизма».

Поскольку описанию Бородинского сражения предшествует много событий, постольку необходимо определить место его в общем повествовании. На мой взгляд, в основе романа лежат два конфликта: главный - борьба русского народа с армией французского нашествия и второй (внутренний, российский) - столкновение русской интеллигенции с бюрократической аристократией. У каждого из этих конфликтов есть свои этапы борьбы, Бородино же является тем идейно - композиционным центром, где эти конфликты получили своё разрешение, что определит дальнейшее течение жизни.

Вначале необходимо составить общий план описания Бородинского сражения, чтобы при анализе эпизода понимать его место в общей цепи событий:

  1. Бородинское сражение - кульминационный пункт в развитии действия романа.

А) Состояние духа армии перед сражением.

Б) Пейзаж солнечного утра.

В) Сражение на батарее Раевского.

Г) Подвиг Андрея Болконского.

Д) Наполеон и Кутузов в битве.

Е) Лазарет.

Ж) Пейзаж после боя.

З) Публицистическое заключение о смысле и характере победы.

2) Бородино - нравственная победа русских.

Следует обратить внимание учащихся на то обстоятельство, что события в большей степени даются в восприятии Пьера, ибо при Бородино была одержана нравственная победа, а Пьер - тот человек, который ищет смысл жизни, поэтому ему важна нравственная сторона в поведении людей. Пьер - натура эмоциональная, он на всё реагирует бурно и непосредственно, что даёт автору естественную возможность применять яркие выразительно - изобразительные средства.

  1. Учащиеся, исследуя текст, находят, как Л.Н.Толстой в восприятии Пьера показывает состояние духа русской армии перед сражением:

- песня казаков;

- реплика солдата: «Всем народом навалиться хотят. Одним словом, Москва»;

- в гл. 20 работающие ополченцы, которые подействовали на Пьера «сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты»;

- услышит разговор князя Андрея с Тимохиным, где первый убежденно заявляет: «Завтра мы выиграем сражение», а второй подтверждает: «Правда, правда истинная» (гл. 25);

- отказ солдат от водки («Не такой день»);

- слёзы на глазах Кутузова: «Чудесный, бесподобный народ» (гл. 22).

Учащиеся сами сделают вывод, что народ понимает важность предстоящего сражения, убеждён в победе.

Старшеклассники ищут контрастное описание французского лагеря, где царят веселье и беспечность. Особое внимание необходимо уделить эстетически непривлекательному утреннему туалету Наполеона. Эти контрастные эпизоды помогают нам понять, что Л.Н.Толстой ещё до сражения предрекал победу русским, т.к. считал, что обеспечивает победу не вооружение и количество солдат, а дух войска.

  1. Необходимо найти выразительно - изобразительные средства, которые использует автор для описания солнечного утра; определить, какова функциональная нагрузка этого пейзажа. Использованы эпитеты «лучи яркого солнца», «с золотым и розовым оттенком свет», сравнения «лес, словно высеченный из жёлто - зелёного камня» и т.д.

Пейзажем автор выражает мысль о том, что всходит солнце русской победы, солнце Бородино. Внутренняя связь пейзажа и происходящей битвы писатель подчёркивает такими словами: «…на всех лицах светилась…скрытая теплота чувств», « как из придвигающейся грозовой тучи чаще и чаще, светлее и светлее… молнии скрытого, разгорающегося огня».

  1. Подумайте, почему из всей массы схваток (а сражение простиралось на несколько вёрст по фронту) выбрана для описания битва на батарее Раевского?

Ученики легко определяют, что это была ключевая позиция русских, центральный редут ( «роковым» назовут его французы). Именно здесь в большей степени решался исход битвы. Сложнее даётся учащимся ответ на вопрос, почему же при описании позиции, где стояла батарея Раевского, Л.Н.Толстой сознательно снижает укреплённость: «Это было небольшое, окопанное канавами место, с десятью пушками».

Писателю важно подчеркнуть, что победа была одержана не за счёт удачно выбранной позиции или укреплений, а за счёт героизма и стойкости русских солдат. Высоту патриотического духа писатель раскрыл в кульминационный момент сражения, когда пальба усилилась, когда «человек двадцать унесли с батареи », когда часть орудий была разбита. И не рост страха или отчаяния отмечает писатель, а, наоборот, нравственный подъём, который выразился в юморе: «Что, знакомая? - смеялся другой солдат. И Пьер замечает, что после каждого попавшего ядра «молния скрытого, разгорающегося огня», который он чувствовал, разгоралась и в его душе. Итак, в душе Пьера рождалось то народное, патриотическое чувство, которое определит его путь к декабризму. Здесь, на Бородинском поле, увидев силу и красоту сражающегося народа, передовые дворяне поймут, что такой народ достоин лучшей участи.

  1. Подумайте, почему автор показывает не просто сцену смерти князя Андрея, а его душевную внутреннюю борьбу? Педагог подводит ребят к мысли, что в этом эпизоде ярче видна цена мужества: герой не хочет умирать особенно тогда, когда ценой мучительных исканий наконец - то открыл смысл жизни.

  2. Проследите за сменой настроения Наполеона, которое зависит от положения дел на поле боя.

- «игра началась» - Наполеон пьёт пунш;

- первое извести о подкреплении - « строгое удивление»;

- повторная просьба о помощи - « гневный жест», «дашь из резерва»;

- русские атакуют - «ужас», а затем полное безразличие.

«Все лица были печальными, все глаза избегали друг друга…» - это уже нравственная победа русских.

  1. Проследите за изменениями в поведении Кутузова ( общее выражение лица сосредоточено, реакция на ранение Багратиона, гнев на сообщение Вольцогена и т.д.).

  2. Подумайте, почему после того, как одержана победа, Л.Н.Толстой описывает лазарет с его криками, страданиями и кровью? Сильные ученики смогут понять, что таким образом автор подчёркивает цену победы, выражает своё отношение к войне, как к чему - то противоестественному для закона жизни.

Толстой Л.Н. - патриот прав в том, что под Бородино была «одержана победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии».

Таким образом, при анализе эпизода мы с учащимися определили место данного эпизода во всём произведении и его основную смысловую задачу.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал