7


  • Учителю
  • Стихи поэтов XIX века о родной природе 'Край ты мой, родимый край'

Стихи поэтов XIX века о родной природе 'Край ты мой, родимый край'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Стихи поэтов XIX века о родной природе "Край ты мой, родимый край"

Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать, как через пейзаж, переданы чувства, настроения поэтов; развивать навыки анализа поэтического текста.

Задачи урока:

образовательные: познакомить со стихотворениями русских поэтов о природе;

учить детей с помощью презентации делать опорные записи для устного высказывания о стихотворении;

воспитетельная: способствовать воспитанию любви к русской природе;

развивающие: помочь прочувствовать семиклассникам настроение стихотворений, определить направление развёртывания художественного образа и средства его формирования.

Тип урока: урок - беседа

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский "Времена года", репродукции картин, портреты писателей, презентации PowerPoint 2007

Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола; изучение нового термина перифраза.

Предварительная подготовка: ученики готовят выразительное чтение стихотворений

Ход урока

  1. Организационный момент. Запись темы урока. Слайд 2

Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл "Времена года", где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?

II. Прослушивание музыкальных фрагментов. Слайд 3

Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века. Слайд 4

III. Слово учителя.

  • Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений русских поэтов: Слайд 5

  1. Что привлекает в стихотворении?

  2. Какое настроение оно выражает?

  3. На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

  4. Какими выразительными средствами пользуется автор?

  5. Как ритмо-мелодический строй поддерживает образную направленность стихотворения?

  6. Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?

IV. В.А.Жуковский «Приход весны» Слайд 6

Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852).

Чтение подготовленного ученика.

1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема - приход весны - выражена в заголовке.

2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.

3. Однако их представление своеобразно: они названы не прямо, а через признаки. Присмотримся к ним: что это за признаки? Как они выражены и почему выдвинуты на первый план? Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признака: «Зелень нивы. Рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод», - эти признаки выполняют ведущую роль.

4. Метафоры. Олицетворения. Слайд 7

5. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии - «Приход весны»).

6. В последней строке «весны приход» - «жизнь души», - это перифраза, запишем, что обозначает этот троп.. Слайд 8

Вот почему для человека так радостна возрождающаяся весной жизнь природы

7. Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям. Приведите примеры. «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным себя прославить…» Слайд 9

8. Каким размером написано стихотворение? Четырёхстопный хорей, придающий живость, динамизм .

9. Давайте вспомним, что такое рифма? Слайд 10

10. Какие строки рифмуются? Назовите рифму в этих строках. Слайд 11

Рифма парная женская 1-2 и 4-5 строки, 3-6 опоясывающая мужская.

11.В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично,

но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека. Слайд 12



V. А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». Слайд 13

Чтение подготовленного ученика.

Вопросы для работы в классее

  1. Какое настроене передаёт стихотворение? Приподнятое, взволнованное одушевление.

  2. Как это создаётся, какими приёмами и средствами? Восклицательными предложениями, число которых нарастает к концу стихотворения. В обращениях к родному краю («Край ты мой, родимый край!», «Гой ты, родина моя!»)

  3. Присмотримся к этим образам родины, родного края. Почему они выбраны для определения родины, её характера? Эти образы словно пришли из народных сказок, песен, былин - из фольклора: вольный конь, орлиные стаи, волк в чистом поле, бор дремучий, соловей, ветер и степь.

  4. Передаются образы через характеристики «Конский бег на воле», «крик орлиных стай», «волчий голос», «свист полночный соловья».

  5. Как пространственные характеристики родины, России, передаются через эти образы? Все они создают впечатление огромного, обширного пространства, необъятного простора: вольный бег коня, «волчий голос в поле», бор дремучий, свист соловья - на земле; в небе: «крик орлиных стай», тучи; на всём необъятном пространстве - ветер, вольный ветер.

  6. Образ воли и простора - типично русский; русский колорит создаётся не только фольклорными образами, но и подчёркнут фольклорным восклицанием в повторе: «Гой ты», употреблением союза да в значении И: «Ветер, степь да тучи!»

  7. Какие художественно-выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении? Эпитеты - родимый край, бор дремучий, свист полночный. Метафоры - конский бег на воле. Слайд 14

  8. Как ритмо-мелодический строй стихотворения определяет его динамичность и взволнованную интонацию? Стихотворение сотсоит из 2-х строф, в каждой из которых по 4 строки с перекрёстной рифмовкой; каждая строфа заканчивается восклицанием. Размер стихотворения -хорей - придаёт ему лёгкость, живость.

Всё это, безусловно, работает на образ летящего движения и простора - характернейших черт для русского пейзажа и русской души. Поэтому очевидно, что в стихотворении А. К. Толстого акцентировано русское нацилональное начало.

  1. А. К. Толстой «Благовест» Слайд 15 (колокола)

Чтение подготовленного ученика.

  1. Словарная работа. Объясните значения слов и выражений. Слайд 16

  • Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой. То есть благовест - это звон, несущий радостную весть душе человека о бессмертии этой души, о возможности её спасения и возрождения, о необходимости духовного возрастания, духовного труда ради этого. Вслушайтесь в звучание этого слова. Из каких частей оно состоит? Почему автор выбирает это название для стихотворения?

Вот почему благовест в этом стихотворении связан с образами храма, колоколов, крестов; вот почему «звон призывный» «гудит так дивно»


  • Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

  • Каяться - исповедоваться в грехах.

  • Отрекаюсь - отказываюсь.

  • «Звон призывный через могилы» - рядом с храмом традиционно располагается кладбище.



  1. А почему «звон призывный» доносится «через могилы», почему он гудит не только «дивно», но и «уныло»? С могилами связано представление об ушедших людях, тело которых стало в земле прахом, т. е. о бренности земной жизни, - но колокол напоминает о бессмертии души - и потому «гудит так дивно и так уныло!»

  2. В 3-й строфе подчёркнуто властное воздействие благовеста на душу человека («тянет», «зовёт», «манит»)

  3. Как это выражено? Фактически это выражено дважды:

  • В 1-х 2- строках: «К себе он тянет Неодолимо»; причём акцент на слове неодолимо, перенесённому на 2-ю строку и занимающем её всю;

  • В 3-й и 4-й строках: «Зовёт и манит Он в край родимый». Слово родимый тоже выделено: оно заключает 4-ю строку и строфу в целом

  1. Что же это за «край родимый», куда «неодолимо» призывает душу человека благовест? «Край благодатный»: лирический герой устремляется туда душой и мечтой: «Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные»

  2. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?

Преживание, которое можно назвать катарсис - очищение духа страданием.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Обращаем внимание на предпослденюю строфу: она представляет собой 3-сложный ямб, в отличие от других 2-стопных. Создаётся особая протяжённость, размеренная плавность; строфа действительно как бы взмывает в небеса.



  1. А. К. Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Слайд 17

Чтение подготовленного ученика.

  1. О чём это стихотворение?

  2. Какова его главная мысль? Призыв быть внимательным и бережным к природе.

  3. Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждою», «презрительной пятою»)

Опорная запись:

  1. Поэтическая тема - мир после грозы.

  2. Главная характеристика - контраст, смена грозного светлым: Слайд 18

Грозное

Светлое

Гром

Гроза

Чёрные тучи

Дрожат цветы

Вражда

Презрительная пята

Светлеют небеса

Приветно засияла лазури полоса

Вода

Пыль золотая

  1. Переходное, динамичное состояние мира передаётся через активность глаголов:

замолкнул -шуметь устала- светлеют-засияла-дрожат Слайд 19

  1. В пространственном изображении мира отражено движение от неба - к земле. Образы, соединяющие небесное и земное: Вода

Золотая пыль («цветы полны водою И пылью золотою»)

Метафора «пылью золотой» соотнесена с сиянием неба

  1. Тогда и цветы - образ взаимодействия земного и небесного начал: они отражают динамику прошумевшей грозым (дрожат), они наполнены небесной влагой и светомНа земле цветы - воплощение красоты и самой жизни.

  2. Что подчеркивают олицетворения: «замолкнул гром», «шуметь гроза устала», «светлеют», «приветно засияла»? Характер живой природы. Слайд 20

  3. Объясните последнюю фразу стихотворения. Слайд 21 (Содержит призыв щадить эту красоту. Лир. герой тонко чувствует мир живой природы, его красоту, любуется им и стремится его защитить).


  1. И. А. Бунин «Родина» Слайд 22

Чтение учителем и ещё 1-2 учениками, так в короткое стихотворение ученики не успевают погрузиться.

1. Опишите картину, котрую вы представляете, слушая это стихотворение.

  1. Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают? Слайд 23

  • Простор

  • Суровость

  • Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень»

  1. Какими определениями передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа?

  • «Под небом мертвенно-свинцовым»

  • «туман молочно-синий» Слайд 24

- цветовые определения выделены инверсией.

  • «угрюмо меркнет»

  • «сумрачную даль» - характеризующие эпитеты, в них явно выражено олицетворяющее начало. Эти эмоциональные характеристики передают состояние и природы, и находящегося в ней человека

  • Что же «смягчает сумрачную даль»? «Кроткая печаль» - вот эмоция, примиряющая человека с его суровой родиной. Характерно, что туман и «кроткая печаль» соотнесены в сравнении: «Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль… Смягчает сумрачную даль». Перед нами образ не просто русской природы, а русской души.

  1. В чем своеобразие стихотворения? В стихотворении «Родина» Бунину удаётся представить не только портрет родного края через характерный пейзаж, но и выразить черты, роднящие человека и край, где он родился.

X. Домашнее задание. Напишите краткое эссе «Пейзажная лирика. Для чего она нужна».

Выучить наизусть одноиз стихотворений. Слайд 25


Литература:

  • Т. С. Петрова «Анализ художественного текста и творческие работы в школе» 7 класс. Москва, 2008.

  • О. А Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс» Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва, 2012 г.

  • С. М. Аникина, И. В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе 7 класс Москва 2011 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал