- Учителю
- Разработка открытого мероприятия по литературе 'На реках вавилонских'
Разработка открытого мероприятия по литературе 'На реках вавилонских'
МБОУ «Фитижская СОШ» Льговского района Курской области
Внеклассное мероприятие по литературе с интеграцией в ОПК и музыку в разновозрастной группе( 8, 9.11 классы)
Учитель: Банина Ольга Николаевна
Тема : «На реках Вавилонских» -история одной песни.
Форма: урок-беседа.
Методы обучения:
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (иллюстрации икон, портретов иеромонаха Романа, Олега Погудина, аудиозаписи псалма 136, песни «На реках вавилонских» в исполнении хора Пюхтицкого монастыря, тексты песни «На реках вавилонских» Юлия Кима, иеромонаха Романа
Вид:проблемный.
Оборудование:
Компьютер (или мультимедийный проектор), экран
Цель: познакомить обучающихся с псалмом 136, восполнить пробелы в культуре восприятия эстрадной музыки
Задачи: толкование библейских выражений, обогащение словарного запаса, воспитание патриотизма.
Ход:
Организационный момент.
Слово учителя. Ребята, приближается Великий пост. В подготовительные воскресения в православном храме поётся псалом 136 «На реках Вавилонских». Вам что-нибудь говорит это название?
Предполагаемый ответ: Да, мы очень любим эту песню в исполнении группы Boni M. Она такая ритмичная, зажигательная, под неё здорово танцевать на дискотеке. У нас она даже на мобильных телефонах есть, её приятно слушать, она поднимает настроение.
Учитель. А кто-нибудь из вас знает, о чём в ней поётся?
Предполагаемый ответ.Нет.
Учитель. Попросим эксперта просветить нас.
Эксперт(подготовленный ученик). Этот псалом-очень короткая, но яркая и содержательная новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Давайте послушаем этот псалом в исполнении хора Пюхтинского монастыря.(Аудиозапись).
Учитель. Ребята, вы поняли содержание этой песни?
Предполагаемый ответ. Она очень грустная и совсем не похожа на бониэмовский хит, хотя мы не разобрали слов.
Эксперт. В таком случае, прочитаем текст этого псалма в интерпретации иеромонаха Романа. На экране(или мониторе) демонстрируется портрет иеромонаха Романа и текст псалма 136.
На реках Вавилонских (песнопения иеромонаха Романа)
Это песня плененных, гонимых врагом,
Преисполнена горя и стона.
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,
Внегда помянути нам Сиона.
И рыдают сидящие у чужих берегов,
Путь, которым ведут, как ты страшен!
И в молчаньи на вербиих посреде его
Обесихом органы наша.
Но отчаянье пленных не радует глаз,
И чтоб путь этот был интересней,
Вопросиша ны тамо пленшии нас
0 словесех песней.
0, ведущие в плен, о, служители тьмы,
Что глумитесь над болью людей?
Како воспоем песнь Господню мы,
Находясь на земли чуждей?
Мы молитвою к Богу боль утолим
И в чужих необжитых краях.
Аще забуду тебе, Иерусалим,
Забвена буди десница моя!
0, ведущие в плен, притупите мечи,
Богу нашему мы и без вас воспоем
Окаянная дочь, вавилонская дщи,
Да воздастся тебе воздаянье твое.
Так возми же органы, плененный народ,
Зазвучи серебро под руками.
Вавилонская дочь, наш Господь разобьет
Младенцы твоя о камень.
ИЕРОМОНАХ РОМАН
Текст переносит нас в шестой век до Рождества Христова, когда после разрушения Иерусалимского Храма тысячи и тысячи иудеев попали в вавилонский плен. Впали в отчаяние. Испытали труд и голод, потерю близких. Но самым страшным была потеря родины и веры. Через пятьдесят лет персидский царь Кир, завоевавший Вавилонское царство, отпустил израильтян . Может, уставшие люди присели отдохнуть, и кто-то из старцев рассказывает молодёжи об одном из событий времён плена. Как на реках вавилонских(Тигр и Евфрат со множеством притоков и каналов) сели усталые пленники отдохнуть в тени деревьев. Свои музыкальные инструменты повесили на ветви, оберегая от порчи. Надзиратели просят израильтян спеть какую-нибудь песню, чтоб было веселее. Но иудеи отказываются, потому что их песни тесно связаны с Богом. Петь их вне Божьего места нельзя! «Како воспоём песнь Господню на земли чуждей?». За отказ петь надсмотрщики жестоко избили пленников. Но люди веры стойки. Пусть лучше отсохнет правая рука и отнимется язык, если забудут они родной Иерусалим! И призывают Бога к отмщению. «Вавилонская дочь, наш Господь разобьёт младенцы твоя о камень»..
Демонстрируется икона
Учитель. А теперь давайте послушаем эту песню в исполнении Олега Погудина.
Учитель. Скажите, что означают последние слова псалма?
Предполагаемый ответ.Они очень суровые, жестокие,угрожающие.
Эксперт. Да, был такой вид казни. Но духовный смыл этих строк таков: с грехом надо бороться,когда он ещё «младенец», мелькает в помыслах, разбить его надо о камень веры, пока не овладел он человеком.
Учитель Один монах, опытом постигший, что значит бороться с грехом, просил учеников вырывать из земли растения, на которые он им укажет. Молодые иноки без труда вырывали траву и молодой кустарник. Но было тяжелее с юными деревцами, и, наконец, совсем невозможно было вырвать из земли деревья, укоренившиеся и окрепшие. Это было уроком относительно того, как нельзя позволять греху укореняться в душе. Нужно вырывать ростки - чем раньше, тем лучше. Потом будет всё тяжелей, а со временем и вряд ли возможно. Слабые ростки греха - это и есть вавилонские младенцы. Так проникаем в смысл Писания мы, если только Дух Божий живёт в нас
Учитель. Всем спасибо за участие в уроке.
Приложения
На реках вавилонских - псалом 136
Юлий Ким
Там, возле рек вавилонских,
Как мы сидели и плакали.
К нам приходили смеяться:
«Что вы сидите и плачете?
Что не по`те и пляшете?»
О! О! О!
Ерушалаим, сердце моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?
Там, возле рек вавилонских,
Нет нам покоя и радости.
Там, под плакучею ивой,
Арфы свои изломали мы,
Струны свои изодрали мы. -
О! О! О!
«Если я забуду тебя, Иерусалим,
пусть отсохнет десница моя»
Там, возле рек вавилонских,
Жив я единственной памятью.
Пусть задохнусь и ослепну,
Если забуду когда-нибудь
Камни, объятые пламенем,
Белые камни твои.
Ерушалаим, счастье моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?..
(1993-94 г.г.)
«Еврей Апелла» - это небольшое либретто для мюзикла, оно возникло благодаря Мише Левитину, который собирался ставить «Иудейскую войну» по Фейхтвангеру. Для него я написал несколько музыкальных произведений, в том числе перевод знаменитого псалма «На реках Вавилонских», положенный на музыку Дашкевича. Он звучит в одной из постановок Левитина. Я думал, что я первый перевожу этот псалом на русский, а оказалось - восьмой или десятый…
Вместе с Игорем Бяльским, редактором «Иерусалимского журнала», мы затеяли проект - либретто мюзикла о Втором храме. Конечно, нас подвиг на это тот самый 137 псалом - «На реках Вавилонских». Игорь сказал: «Я хочу, чтобы этот псалом стал центральной темой мюзикла». Начались поиски сюжета, мы стали читать то, что касается Второго храма…
Псалом 137 из Книги Псалмов Ветхого Завета (в еврейском оригинале - 136) - это жалобная песня евреев, изгнанных из Израиля в Вавилон (в 586 г. до н.э.). Пятый стих этого псалма позднее стал символом, напоминающим всем евреям об их вечной связи со Страной Израиля: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя».
-
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.
-
На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
-
Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
-
Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
-
Если я забуду тебя, Иерусалим, - пусть отсохнет десница моя.
-
Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
-
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
-
Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
-
Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Из истории Второго храма
В ходе войны между Вавилонией и Египтом за наследование ассирийских завоеваний Иерусалим на некоторое время подпал под власть египтян, а затем перешёл в руки вавилонян. В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город сдался, и царь Иехояхин вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками - всего около десяти тысяч человек - был уведён в Вавилонию. Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. Возведённый в 597 г. до н. э. на престол Навуходоносором Цидкияху поднял в 588 г. до н. э. восстание. В том же году вавилоняне подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен. Храм был сожжён, большинство населения убито или уведено в плен; сам Цидкияху, ослеплённый после того, как сыновья были умерщвлены у него на глазах, был в цепях отправлен в Вавилонию. Город оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.
Изгнание и связанное с ним чувство унижения не умалили верность народа Иерусалиму. Отождествляя с ним свою судьбу, изгнанники не теряли надежды на возрождение страны и восстановление Иерусалима.
В 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами, персидский царь Кир издал декрет, разрешивший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм.
Немногим известно, что в 24 года Самуил Яковлевич Маршак отправился на Святую Землю. Осенью 1911 года он совершает путешествие в Эрец Исраэль, которая тогда называлась Палестиной, и Сирию.
В семейных архивах Маршака есть одно никогда не публиковавшееся стихотворение, написанное незадолго до путешествия в Палестину, в 1907 году:
Снится мне: в родную землю
Мы войдём в огнях заката
С запылённою одеждой,
Замедлённою стопой.
И войдя в святые стены,
Подойдя к Ерусалиму,
Мы безмолвно на коленях
Этот день благословим.
И с холмов окинем взглядом
Мы долину Иордана,
Над которой пролетели
Многоскорбные века.
И над павшими в пустыне,
Пред лицом тысячелетий
В блеске жёлтого заката
Зарыдаем в тишине.
А назавтра на рассвете
Выйдет с песней дочь народа
Собирать цветы в долине,
Где блуждала Суламифь:
Подойдёт она к обрыву,
Поглядит с улыбкой в воду -
И знакомому виденью
Засмеется Иордан.
(Из книги «Сиониды»)
Видение Марии
Я закрываю глаза и вижу бесконечную вереницу людей в запылённых одеждах цвета бесконечной пустыни с глазами покрасневшими от песка и высохшими от палящих лучей всё меньше ослабевших и потерявших НАДЕЖДУ остаётся навсегда слитыми с песком почти неразличимыми на пути ведущем к ЦЕЛИ только самые сильные телом и духом дошли и скоро увидят завещанный им СВЕТ и вот уже мать отпустила руку своего ребёнка а сын не поддерживает за плечи отца близок СВЕТ и глаза каждого из оставшихся обращены в себя и вот он долгожданный СВЕТ и первые увидели а последние ещё бредут бесконечной чередой но нет радости в глазах первых увидевших СВЕТ только опустошение внутри и где-то далеко в сознании мысль о том что всё это было им завещано и исполнено радость будет ЗАВТРА а сегодня они дошли.
В этой песне так прекрасно соединились стихи Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича, голос Елены Камбуровой, что нет человека - «ни иудея, ни эллина», - у которого не дрогнет и не запоёт душа в унисон.
Елена Камбурова в конце песни немного изменила текст:
Зачем мне жить вдали от тебя?
На что смотреть вдали от тебя
Глазами, полными слёз?..
В очерке использована иллюстрация художника Льва Утевского.
Приложения:
Олег Погудин. На реках Вавилонских.
Пюхтицкий монастырь. На реках Вавилонских
Использованные ресурсы: