7


Конспект урока 'Некрасов НА'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Методическая разработка

урока литературы



Тема: «Поэт и гражданин».

В поэтическом мире Николая Алексеевича Некрасова(1821-1878)

Подготовил преподаватель

русского языка и литературы

И. А. Карпова.


ОРЁЛ-2015



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово преподавателя. Мотивация. Поиски смысла жизни Некрасова.

3. Запись темы урока, сообщение целей. «Поэт и гражданин».

В поэтическом мире Николая Алексеевича Некрасова (1821-1838)

Эпиграф урока: «Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг…» Н.Некрасов.

Цели:

обучающая:

- познакомить студентов с биографией поэта, с творческим стилем поэта;

- раскрыть развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Некрасова;

- обучать студентов умению определять характер и жанр лирических произведений (исповедь,

проповедь, покаяние);

- подвести к осмыслению своеобразия поэтических творений Некрасова;

развивающая:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать навыки анализа поэтического текста;

воспитательная:

- нравственно и эмоционально воздействовать на чувства студентов.

4. Методы обучения: лекция учителя, сопровождаемая показом портретов и иллюстраций, заочное путешествие, беседа с элементами исследовательской работы, выразительное чтение стихов, сравнение стихотворений, прослушивание выразительного чтения стихотворений в записи мастеров художественного слов, составления хронологической таблицы, словарная работа, показ презентации.

  1. Проверка домашнего задания:

- Отец Некрасова

- Мать Некрасова

- Дорога горя и смерти. Сибирка. Владимирка.

- Река рабства и тоски. Волга.

- Детство с крестьянскими детьми

- Ярославская гимназия

6. Биография Н.Некрасова, сопровождаемая показом презентации, портретов и иллюстраций, чтением стихотворений студентами, мастерами художественного слова, прослушиванием песен и романсов на стихи Некрасова.

7. Судьба музея-усадьбы в Карабихе, музея-квартиры в Петербурге.

8. Тяжёлая доля крестьянина в лирике поэта («В дороге», «Песня Ерёмушке», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Размышления у парадного подъезда»)

9. Тема поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова («Поэт и гражданин», «Элегия»1874)

10. Любовная лирика («Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»)

11. Обзор поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)

12. Портреты Некрасова. Художник И.Крамской.

13. Презентация №2. «Я не люблю иронии твоей»

14. Подведение итога урока. Викторина. Презентация №2. Общие выводы по теме урока.

15. Задание на дом: Пересказ биографии поэта. Стр.205-211, наизусть стихотворение.

16. Инд. зад.: Биография Ф.И.Тютчева. Стр.177-187



Словарная работа

С.И.Ожегов «Словарь русского языка»


Жанры лирических произведений: исповедь, проповедь, покаяние


Исповедь - 1. Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов


Проповедь - 2. перен. Распространение каких-нибудь идей, взглядов (книжн.)


Покаяние - добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке


Демократ - сторонник демократии, проповедующий принципы народовластия,

свободы и равенства граждан

Муза - 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само

вдохновение, творчество (книжн.)


Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления
























Ход урока. Деятельность преподавателя.

Деятельност студентов

Слайды презентации

1. Вступительное слово преподавателя.

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как вели­кий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».


Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то ... местечке Подольской губернии». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в ко­тором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы ос­тавили глубокий след в сознании Некрасова.

Отец Алексей Сергеевич принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. «Всю неделю работали на него, а для себя только по ночам да по праздникам»,- рассказывал один из грешневских крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции. Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки. Одну из подобных сцен Некрасов позднее запечатлел в поэме «Несчастные»:

Обычный пир кипит мятежно,

И бледный мальчик, у стены

Прижавшись, слушает прилежно

И смотрит жадно (узнаю

Привычку детскую мою) ...

Смеются гости над ребенком,

И чей-то голос говорит:

«Не правда ль, он всегда глядит

Каким-то травленым волчонком?

Поди сюда!» Бледнеет мать;

Волчонок смотрит - и ни шагу.

«Упрямство надо наказать ­

Поди сюда!» - Волчонок тягу ...

«Ату его!»

Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, ­

Bсему начало здесь, в краю моем родимом!..

(«Родина»)

Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке. Вполне возможно, что ему была бы уготовлена судьба многих дворянских детей, выросших в условиях крепостни­чества и ставших в конце концов людьми черствыми, эго­истичными, душевно опустошенными. Но Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать - Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно об­разованная, Елена Андреевна была полной противополож­ностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал и «печальный взор», И «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его. О том, как относился Некрасов к своей матери, рассказал в своих воспоминаниях Ф. М. Достоевский: «Он говорил мне ... со слезами о своем ...детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в ро­дительском доме, о своей матери - и то, как он говорил о своей матери, та сила умиления, с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда (речь идет о 1840-x годах.) предчувствие, что если и будет что-нибудь святое в его жизни, но такое, что могло бы спасти его и послужить маяком, путевой звездой даже в самые темные и роковые мгновения судьбы его, то, уж конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слез, детских рыданий вместе, обнявшись, где-нибудь украдкой, чтоб не видали ... с мученицей матерью, с существом, столь любившим его».

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки­-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».


Село Грешнево, где прошло детство поэта, стояло на почтовом тракте, соединявшем Ярославль и Кострому. Барский дом стоял у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом, но и Сибиркой и Владимиркой. Множество людей проходило и проезжало по этой дороге. Позднее Некрасов вспоминал:

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин.,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин.

Под праздник молиться катит.

( «Крестьянские дети»)

На все это жадно смотрели маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Но самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, ко­торые одна за другой проходили пo дopoгe, направляясь в далекую и холодную Сибирь (отсюда и название дороги - Сибирка).


Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик

­И сердце дрогнуло во мне.

(«На Волге»)

Некрасов иногда подходил к бурлакам, располагавшим­ся привалом у реки; внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой.

Н. Г. Чернышевский уже после смерти поэта писал: «Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком, и передал; пересказав, прибавил, что думает воспользо­ваться этим воспоминанием в одном из стихотворений, которые хочет написать. Прочитав через несколько времени пьесу «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений или убавлений ... »

«Когда-то в Нижний попадем?

­Один сказал.- Когда б попасть

Хоть на Илью ... » - «Авось придем,­-

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил: - Эх, напасть!

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще ... »

Зрелище горя и неимоверных страданий народа заста­вили Некрасова по-иному взглянуть вокруг, навело на мысль о социальной несправедливости, об ужасах подне­вольного рабского труда:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

(«На Волге»)

Чтение отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»


Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Очень рано услышал он от своей крепостной няни старинные русские сказки и песни, общаясь с крестьянами, усвоил богатую и образную народную речь. Были у будущего поэта и свои детские радости. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Однако стоило отцу куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей. Вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами и ягодами, рыбачил, купался, принимал участие в их играх. Наверное, не было в Грешневе ни одной избы, в которой не побывал бы маленький Некрасов и где бы у него не было приятелей. Но он не пытался верховодить в играх с деревенской детворой, не подчеркивал, что он сын барина. Поэтому крестьянские дети видели в нём просто товарища, к тому же предприимчивого, находчивого и сме­лого, с которым можно было не только поиграть, но иной раз и подраться. Уже тогда Некрасов отличался упорством и настойчивостью. По рассказам сестры поэта А. А. Бут­кевич, обучаясь верховой езде, он часто падал. Но это не остановило его. И в конце концов Некрасов стал прекрас­ным наездником и не боялся садиться на самого норови­стого коня. Воля и настойчивость в достижении постав­ленной цели не раз выручали поэта в трудные минуты жизни.

Общение с крестьянскими детьми оказало самое бла­готворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям детства. И, уже будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить:

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Об этом Некрасов писал и в своих «Автобиографических записях»: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость ... »

О тяжёлой судьбе народа, крестьянских детей Некрасов писал во многих стихотворениях «Крестьянские дети», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Элегия» и др.


В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников. Недаром Некрасов много лет спустя в поэме «Суд» писал:

Когда придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Учился Некрасов неровно. И это не удивительно. Ему, как и многим другим ученикам, была глубоко антипатична система образования в гимназии, да и преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Один из его одноклассников, М.Н. Горошков, вспоминал: «В классах Николай, бывало, все сидит и читает, а в перемены что-нибудь рассказывает из деревенской жизни».

В Ярославской гимназии 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет, которые в той или иной мере окрасили первый период его творчества.

Петербургский период

Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку.

В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но как-то от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Ужасная нужда только закалила его характер. Тяжелое наступило время. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько про­изведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому ин­валиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинаю­щим авторам там платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они и так должны быть довольны, увидев своё имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что были «для него такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек». «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, - говорил Некрасов незадолго до смерти критику А.М.Скабичевскому. - Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмёшь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь»

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не по­колебали в нем страстного желания учиться.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки»

Начало литературной деятельности

После нескольких лет лишений жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду» и «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Некрасов увлёкся литературой. Несколько лет он усердно работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой («Господи, сколько я работал!..») - вплоть до середины 1840-х годов. Его ранние стихи и проза отмечались романтической подражательностью, и во многом подготовили дальнейшее развитие некрасовского реалистического метода.

У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки». В стихах можно было заметить подражания Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим. Сборник состоял из псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Готовящуюся книгу Некрасов отнёс В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Тот выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.».

Литературный критик Николай Полевой похвалил дебютанта, в то время как критик В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался пренебрежительно о книжке. Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно Н. В. Гоголю (который в своё время скупил и уничтожил «Ганса Кюхельгартена»), стал также скупать и уничтожать «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Тем не менее, Белинский, при всей суровости своего мнения, упомянул в рецензии на сборник «Мечты и звуки» о стихах, как о «вышедших из души». Но неудача поэтического дебюта была очевидна, и Некрасов пробует себя в прозе. В его ранних повестях и рассказах отразился собственный жизненный опыт и его первые петербургские впечатления. В этих произведениях действуют молодые разночинцы, голодные поэты, проживающие в нужде чиновники, бедные девушки, обманутые столичными хлыщами, ростовщики, наживающиеся на нуждах бедняков. Несмотря на то, что его художественное мастерство ещё было несовершенно, раннюю некрасовскую прозу можно смело причислить к реалистической школе 1840-х годов, во главе которой стояли Белинский и Гоголь.

Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки», а также находилась квартира Некрасова

Вскоре он обратился и к юмористическим жанрам: таковы были балагурная поэма «Провинциальный подьячий в Петербурге», водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», мелодрама «Материнское благословенье, или бедность и честь», повесть о мелких петербургских чиновниках «Макар Осипович Случайный» и др.

Музей-квартира Некрасова в Петербурге

С конца августа 1857 года до последних дней жизни Некрасов жил в квартире №4 с восьмью комнатами на углу Литейного проспекта и Бассейной улицы (теперь - ул. Некрасова)

Свой новый адрес И.И.Панаев указывает в письме М.Н.Лонгинову: «Живу я на углу Бассейной и Литейной №38, дом бывшего Норова - ныне Андрея Краевского - и редакция «Современника» стена со стеной с редакцией «Отечественных записок» - недурно?!»

Панаев и Некрасов были дружны, их всегда связывало тесное творческое сотрудничество. Они намеренно подыскивали себе квартиры рядом, для удобного устройства работы редакции. После смерти И.И.Панаева его комнаты присоединились к квартире Некрасова.


В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Современника», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума. Белинский полагал, что в области прозы из Некрасова ничего более, чем заурядный журнальный сотрудник, не выйдет, но его стихотворение «В дороге» восторженно одобрил. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846), в которых дебютировали Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Большой успех имел «Петербургский Сборник», в котором были напечатаны «Бедные люди» Достоевского.

Особое место в раннем творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Роман был начат в 1843 году и создавался на пороге творческой зрелости писателя, что проявилось как в стиле романа, так и в самом содержании. Наиболее это заметно в главе «Петербургские углы», которую можно рассматривать как самостоятельную повесть очеркового характера и одно из лучших произведений «натуральной школы». Именно эту повесть Некрасов опубликовал отдельно (в альманахе «Физиология Петербурга», 1845). Она была очень высоко оценена Белинским в его рецензии на этот альманах.

Сотрудничество в журнале «Отечественные записки


Фотографии Некрасова 60-ых годов


Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1877)

Обзор поэмы.

Фотография Некрасова 7-ых годов


Дом-музей Н. А. Некрасова в Чудово под Петербургом

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича. Отец поэта давно простил своего отпрыска, и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи, и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души. В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). Авдотья Панаева вспоминала, что когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски, и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались. Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей.


Памятник Некрасову с собакой и ружьём в Чудово, рядом с домом-музеем - бывшем охотничьим домике Н. А. Некрасова

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства. Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его. Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю». И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время когда его предки проигрывали - он один отыгрывал, и отыграл очень много. Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II. А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство, и которое было отобрано за долг его деда.


Музей-усадьба «Карабиха»

Портрет Н.А.Некрасова из коллекции музея «Карабиха» Страсть Некрасова к картам


Авдотья Панаева, гражданская жена Некрасова
Любовная лирика («Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»)

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева. Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна, и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева. Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку. Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию, Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым. Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену, и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу. В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый «Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе). Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставались единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник».

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые вскоре привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1860-х годах умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Но Некрасов помнил её до конца жизни, и при составлении завещания упомянул её в нём, а с Панаевым всегда оставался в очень хороших отношениях. Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.


Письма Панаевой и Некрасова практически не сохранились: Авдотья Яковлевна в порыве отчаяния уничтожила их переписку. Уцелели только три письма Панаевой. Они относятся к лету 1855 года, когда отношения стали предельно напряжёнными. Некрасов был тяжело болен, Авдотья Яковлевна недавно потеряла второго ребёнка. Вот выдержки из этих писем, адресованных Некрасову в Москву:

«Меня очень удивляет Ваша постоянная поспешность в письмах. Верно, Вы очень заняты чем-нибудь. Вы пишете, что кашель Вас беспокоит, но не пишете, какие Вы принимаете меры от него, советовались ли со своим доктором. Ваша болезнь отнимает у меня последнюю энергию. Будьте осторожны, лежите больше, не думайте ни о чём. Если пожелаете, я приеду к Вам на будущей неделе, если не желаете, то я останусь в Петербурге».


«Давно и нетерпеливо ждала я Вашего письма. Наконец получила. Что за тон? Что за странные предположения, будто я пишу о деньгах, которые имею в виду. Бог с Вами! Вы всё дурное, всё низкое приписываете мне, как бы Вашему первому врагу. Вы верно угадали, что Ваше письмо принесёт мне много слёз и горя. А у меня его так мало, что Вы и не задумались прибавить самой ядовитой горечи… Прощайте, не утруждайте себя письмами, напишите только - «я жив»: лучше одно холодное слово, нежели сто, наполненных злобой…»

Зинаида Николаевна Некрасова
(Фёкла Анисимовна Викторова), супруга Некрасова

В 1869 г. Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой, и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей. Ставшая в 1870-м году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг. Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь. Некрасов ни словом не упрекнул свою спутницу, а позже установил на могиле собаки надгробие с эпитафией.


Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50 лет. Причем, его избранницей стала не светская львица и записная кокетка, а обычная крестьянская девушка, 18-летняя Фёкла Викторова. Она была сиделкой поэта и настолько преданно за ним ухаживала, что Некрасов, зная о своей сокрой смерти, всё же решил с ней обвенчаться, чтобы избавить ее от нищеты и необходимости батрачить на господ.


После венчания Некрасов стал звать супругу Зинаидой, считая, что это имя подходит к его избраннице гораздо больше, чем простонародная Фекла. Девушка не отличалась особой красотой, не умела читать и писать, но при этом обладала феноменальной памятью, поэтому знала наизусть практически все стихи своего мужа. И - боготворила его, считая, что он наделен божественным даром точно и ярко выражать свои мысли рифмованным слогом.

Операция была неудачной и последний год своей жизни поэт провел в страшных мучениях. Всё это время Зина ни на шаг от него не отходила, оставаясь для писателя и преданным другом, и помощником, и сиделкой. Ее верность была вознаграждена - всего за несколько месяцев до смерти Н.А. Некрасов решил узаконить их отношения. В церковь идти он был уже не в состоянии, поэтому передвижную церковь-палатку доставили прямо к нему домой, в его санкт-петербургскую квартиру. Жених был в одной рубашке, у него едва хватило сил - трижды обойти вокруг алтаря ...

После смерти поэта все его родственники и друзья отверну­лись от Зины. Никаких денег Н.А. Некрасов по завещанию своей вдове не оставил, и она долго скиталась по разным городам, рас­считывая изыскать себе средства на жизнь. Наконец она поселилась в Саратове, где ей стали платить пенсию за счет Литературного фонда. Кроме того, Зинаида Николаевна издавала стихи своего мужа и обучала грамоте детей саратовских бедняков.

Умерла почти всеми забытая Фекла-Зинаида Некрасова за два года до Октябрьской революции, ей было почти 70 лет. Короткий некролог появился лишь в «Саратовском вестнике». Рассказывают, она, носившая всю жизнь траур по своему мужу, завещала по­хоронить себя в белом. И что как самую дорогую реликвию храни­ла подаренный Н.А. Некрасовым сборник стихов с дарственной надписью - «Милому и единственному другу моему - Зине».


В стихотворении «Зине», написанном Некрасовым за полтора года до смерти, поэт, обращаясь к супруге, пытается ее убедить, что после его кончины она получит не только право на новую жизнь, но и свободу, а также достаточно средств, чтобы ни в чем себе не отказывать. Кроме этого, поэт просит жену не придавать особого значения его литературному наследию, к которому сам он относится с изрядной долей пренебрежения. Автор убежден, что его слава очень скоро померкнет, и «ей долгим, ярким светом не гореть на имени моем». Подобные пессимистические прогнозы были свойственны умирающему Некрасову, который из-за постоянных болей видел окружающий мир в достаточно мрачных тонах. Тем не менее, он уверен в том, что ему «борьба мешала быть поэтому». Автор подразумевает, что значительную часть своей жизни был вынужден попросту бороться за существование, и в это время ему было совсем не до творчества.

Именно поэтому Некрасов считает, что не достоин зваться поэтом, так как не смог посвятить литературе всю свою жизнь. И эта мысль его настолько угнетает, что он решает поделиться ею с малограмотной женщиной, весьма далекой от понимания подобных вещей. Однако именно своей супруге он доверяет то, что наболело на душе, и это стихотворение можно трактовать, как завещание поэта, который считает, что его стихи недостойны того, чтобы стать достоянием русской литературы. Некрасов убежден, что «только то себя переживет» в своих произведениях, кто верой и правдой служил своему народу, ставя его интересы превыше своих собственных. Тем не менее, самокритичность Некрасова сослужила ему плохую службу, так как под конец жизни он полностью разочаровался в своем творчестве, впал в депрессию и умер с убеждением, что он - никудышный поэт.

Павел Михайлович Третьяков

Третьяковской галерее без портрета Некрасова никак не обойтись. Павел Михайлович и рад бы приобрести, да поэт не баловал живописцев вниманием. Крамской понимает: портрет необходим, но обстоятельства как будто все не в его пользу. И всё-таки надежда является. Гончаров и Салтыков-Щедрин хлопочут, чтобы Некрасов разрешил снять с себя портрет: «Он никогда не был так хорош, как теперь». Крамской, когда попадёт к Некрасову, ощутит, осознает высоту духа поэта. Измученный поэт на портретах, которые напишет Крамской, неизлечимо болен - и как бы освобождён от суетного преходящего, возвышенно духовен


Иван Николаевич Крамской

Крамской появился в квартире Некрасова 7 февраля 1877 года… Едва услышав, что портрет возможен, Некрасов тотчас согласился позировать, но времени мало. «Я дежурил всю неделю, и даже больше, работал по 10-15 мин. в день и то урывками (в узкие просветы между болями, оглушающими лекарствами, сном, стихами, мучительными процедурами, которым подвергают его врачи), последние три дня по полтора часа, т.к. ему относительно лучше»


Портрет поэта Н.А.Некрасова. 1877г.
Художник И.Н.Крамской

Первый замысел портрета - написать Некрасова такого, какого видит: больного, «на подушках», но спохватывается: Некрасова даже в халате себе представить нельзя, не то что «на подушках». Крамской принимает решение ограничиться «одною головою, даже без рук»: «Дай бог справиться мало-мальски хоть с этим». Но Крамской успевает: Некрасов изображён со скрещенными на груди руками, в сюртуке, при галстуке. Портрет выразителен, в нём многое сказалось - трагедия умирания и прозрение, сила духа, надежда.

Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878)

Некрасов умирает. Всем известно, приговор произнесён, сам знает лучше всех: «О муза! Наша песня спета!..» Боли истязают Некрасова: в длинной рубахе (одежда, бельё, одеяло - всё давит, мучает, страдания невыносимые), он места себе не находит - то лежит на спине, то поднимается на колени, то в отчаянии находит силы встать и, опираясь на палку, делает несколько шагов по комнате, то глушит мучения лекарствами, проваливается в сон, радуясь, что боль отступает, и страдая, что вместе с болью умолкает муза. А он - поэт, он хочет писать, у него появилось время писать.

"Нужно сказать ещё, - делится своими планами Крамской с Третьяковым, - что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал; в малом виде вся фигура на постели и некоторые детали в аксессуарах". Художник дежурил около Некрасова неделями, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками. Творческий порыв поэта стал лейтмотивом картины. Портрет экспонировали на литературном вечере, на сороковой день после смерти Некрасова.

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, в конце признаваясь:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

Последние годы жизни

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника - неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время его жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка народа сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.

В это нелёгкое для себя время он пишет «Последние песни», которые по искренности чувства относят к его лучшим творениям. В свои последние годы в его душе ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. Так, в колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»

В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума. Кажется, он всё ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела». Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера.

Похороны Некрасова

Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество народа. Его похороны стали первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Прощание с поэтом началось в 9 часов утра и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз, толпа свыше 4 тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище. Молодёжь даже не дала говорить выступавшему на самих похоронах Достоевскому, который отвёл Некрасову (с некоторыми оговорками) третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервав его криками «Да выше, выше Пушкина!». Этот спор затем перешёл в печать: часть поддерживала мнение молодых энтузиастов, другая часть указывала на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка». Были и третьи, которые с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, по их мнению лишённым всякого художественного значения.

В погребении Некрасова принимали участие представители «Земли и воли», а также другие революционные организации, которые возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов».


ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ

Тургенев описывает здесь посещение им тяжело больного Некрасова на его петербургской квартире, состоявшееся в начале июня ст. ст. 1877 г. Эта встреча Тургенева с Некрасовым была первой после разрыва их отношений в начале 1860-х годов, завершившегося взаимной многолетней неприязнью, и последней перед смертью Некрасова, умершего полгода спустя (27 декабря ст. ст. 1877 г.). В письме к М. М. Стасюлевичу от 24 мая 1877 г. А. Н. Пыпин сообщил, что Некрасов, узнав о приезде Тургенева в Петербург (известие об этом появилось на другой день после его приезда в "С.-Петербургских ведомостях", 1877, № 142, с. 102), просил передать ему, что всегда любил его. На предложение Пыпина повидаться с Тургеневым Некрасов ответил согласием и просил назначить встречу на 25 мая; однако состоялась она на неделю позже и в присутствии не Стасюлевича, как предполагалось, а П. В. Анненкова, приехавшего с Тургеневым. Узнав о смерти Некрасова, Тургенев писал Анненкову 9(21) января 1878 г.: "...вместе с ним умерла большая часть нашего прошедшего и нашей молодости. Помните, каким мы его с Вами видели в июне?" Незадолго до того, 1(13) января 1878 г., Тургенев писал в Петербург А. В. Топорову: "С немалым огорчением узнал я о смерти Некрасова; надо было ее ожидать и даже удивительно, как он мог так долго бороться. Никогда не выйдет у меня из памяти его лицо, каким я его видел нынешней весною". О безнадежном положении Некрасова Тургенев знал уже раньше из писем того же Топорова, хлопотавшего о примирении обоих писателей. По этому поводу Тургенев сообщал Ю. П. Вревской 18(30) января 1877 г.: "Я бы сам охотно написал Некрасову: перед смертью всё сглаживается -- да и кто из нас прав, кто виноват? <...> Но я боюсь произвести на него тяжелое впечатление: не будет ли ему мое письмо казаться каким-то предсмертным вестником". Отголосок слов "перед смертью всё сглаживается" мы находим и в "Последнем свидании" ("Смерть нас примирила"). В статье о смерти Гоголя (1852) Тургенев писал, что "смерть имеет очищающую и примиряющую силу: клевета и зависть, вражда и недоразумения - всё смолкает перед самою обыкновенного могилой". В перечне ("Сюжеты") беловой рукописи заглавие этого стихотворения записано так: "Два друга" ("Смерть, кот<������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������


������������

�����������������������������������


��������������������������������������������������������
����������������������������

�������������������������������


��������������

�������������

����ов Михаил

Мать Некрасова


Миронов Николай

Дорога горя и смерти

Купреев Владимир

Река рабства и тоски


Подколзин Эдуард

Детство с крестьянскими детьми

Зеляков Андрей «Элегия»

отрывок


Михайлов Николай

Ярославская гимназия

1-Изотов Вадим

2-Кузин Максим

3-Алекса Денис


Наизусть стихотворение «Памяти Добролюбова»


Руднев Егор

Пролог к поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Так это шутка, милая моя

«Ты всегда хороша несравненно

Тимаков Андрей

Джамалов

Имран


Шибаев Никитита

«Мы с тобой бестолковые люди»


Кукушкин Сергей «Прости»


Чтение ст-я

«Зине»

Чтение «Последнее свидание»

И.С.Тургенев

Рымшин Сергей

Слайд №1.

Слайд№2

Слайд№3


Слайд№4

Дом в Грешнево

Слайд№5

И. Левитан «Владимирка


Слайд №6.

И.Репин. Бурлаки на Волге.

Слайд№7

Крестьянские дети


Слайд №8

Ярославская гимназия


Слайд №9

Петербургский университет

Слайд №10

Фотография Некрасова 50-х годов

Слайд №11

«Мечты и звуки»


Слайд № 12

И.Панаев


Слайды №13-14

Музей и кабинет

Слайды №15-16

журнал «Современ

ник»

Слайд №17

Белинский

Слайд №18

Добролюбов


Слайды 19-20

Слайд №21


Слайды 22-23

Слайд №24

Слайд № 25


Слайд №26


Слайд № 27

Слайд №28

Слайды №29-31

Слайды №32-33

Слайд №34

Слайд №35


Слайд №36

Слайд №37

Слайд №38


Слайд №39

Слайд №40

Презентация

Слайд №1 Тема урока, эпиграф

Слайд №2 Годы жизни Некрасова

Слайд №3 Отец Некрасова

Слайд №4 Мать Некрасова

Слайд №5 И.Левитан «Владимирка»

Слайд №6 Репин «Бурлаки на Волге»

Слайд №7 Крестьянские дети

Слайд №8 Ярославская гимназия

Слайд №9 Петербургский университет

Слайд №10 Некрасов в 50-е годы

Слайд №11 сб. «Мечты и звуки»

Слайд №12 И. Панаев

Слайд №13 Музей-квартира в Петербурге

Слайд №14 Кабинет Некрасова

Слайд №15 Ж. «Современник»

Слайд №16 Работа в ж. «Современник»

Слайд №17 В.Г.Белинский

Слайд №18 Н.А.Добролюбов

Слайд №19 ж. «Отечественные записки»

Слайд №20 сотрудники ж. «Отечественные записки»

Слайд №21 фотографии Некрасова 60-ых гг.

Слайд №22 Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд №23 Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд №24 Фотография Н.Некрасова 70-ых годов

Слайд №25 Дом-музей Н. А. Некрасова в Чудово

Слайд №26 Памятник Некрасову с собакой и ружьём в Чудово, рядом с домом-

музеем - бывшем охотничьим домике Н. А. Некрасова

Слайд №27 Музей-усадьба в Карабихе

Слайд №28 Портрет Некрасова 70-ых годов. Игра в карты

Слайд №29 Авдотья Панаева. Любовная лирика

Слайд №30 Авдотья Панаева. Панаевский цикл

Слайд №31 Авдотья Панаева

Слайд №32 Зинаида Николаевна Некрасова
(Фёкла Анисимовна Викторова), супруга Некрасова

Слайд №33 Зина после смерти Некрасова

Слайд №34 Павел Михайлович Третьяков

Слайд №35 Иван Николаевич Крамской

Слайд №36 Портрет поэта Н.А.Некрасова. 1877г.
Художник И.Н.Крамской

Слайд №37 Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878)

Слайд №38 Поэзия Некрасова в 70-е годы. «Последние песни»

Слайд №39 Похороны Некрасова

Слайд №40 Домашнее задание.

Приложение

Элегия А.Н.Еракову

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая "страдания народа"

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!...

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее служить могла бы лира?...


Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи...

"Довольно ликовать в наивном увлеченьи,-

Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..


Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: "В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?.."


Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье:

Народному врагу проклятие сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он - и не дает ответа... (15-17 августа 1874)

«Зине» Николай Некрасов

Ты еще на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру - моя померкнет слава,

Не дивись - и не тужи о ней!


Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моем:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.


Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет…


Размышления у парадного подъезда (отрывок)

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..


Кому на Руси жить хорошо.

Пролог

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?


Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!-

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...


Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь -

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Такой ли спор затеяли,

Что думают прохожие -

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой...


Мы с тобой бестолковые люди


Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.


Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир - и скорее наскучит.


Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

1851 год


Ты всегда хороша несравненно


Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;


Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;


Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-


Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед - в это темное море -

Без обычного страха гляжу...


«Памяти Добролюбова»

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.


Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья


Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой,


Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!


Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами...

Плачь, русская земля! но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,


Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно...

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни...


* * *

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!


Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!


И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

(1850)

И. С.Тургенев «Последнее свидание»


Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг - и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен и - желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов - привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась - и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него - и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы... Никуда не смотрят ее глубокие, бледные глаза; ничего не говорят ее бледные, строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила... Апрель 1878

Викторина


1. О каком периоде жизни Некрасова говорится в отрывке из автобиографического романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «Я был один-одинёшенек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды»? Петербургский период)

2. Редактором каких журналов был Н.А. Некрасов? («Современник», «Отечественные записки»)

3. Какой сборник стихов Некрасов весь уничтожил? («Мечты и звуки»)

4. Какая поэма Н.А. Некрасова посвящена жёнам декабристов? («Русские женщины»)

5. Как назывался последний сборник лирики Н.А. Некрасова, изданный в последний год жизни поэта? («Последние песни»)

6. Перечислите основные темы лирики Н.А. Некрасова. (тема города, тема народа, тема поэта и поэзии, тема природы, тема любви)

7. Как определил сам Н.А. Некрасов жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (поэма-эпопея)

8. Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси? (7)

9. Кто первым встретился мужикам-правдоискателям? (поп)

10. Кто стал прототипом образа Гриши Добросклонова? (Н.Добролюбов)

11. К какой жанровой форме устного народного творчества относится следующий отрывок: «Замок - собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»? (загадка)

12. Кому посвящены следующие строки стихотворения Н. А. Некрасова?

«Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать» (Добролюбову)

13. Назовите адресатов любовной лирики Н. А. Некрасова. (Панаева, Зина)

14. Кто по своим взглядам и убеждениям был Некрасов? (демократ)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал