7


  • Учителю
  • Урок литературы.Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой Реквием

Урок литературы.Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой Реквием

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме

А.А.Ахматовой «Реквием»

Цели урока.

Образовательные:

  1. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой.

  2. Показать, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Развивающие:

  1. Развивать выразительную речь учащихся.

  2. Развивать навыки анализа лирических произведений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и биографии А.А.Ахматовой, а также интерес к познанию истории России.

Тип урока: закрепление знаний учащихся.

Методические приемы: проверка знаний учеников, выразительное чтение, анализ основных тем и мотивов поэмы, беседа по вопросам.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, сборники стихотворений, книги о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, диск с мелодией Шуберта «Аве-Мария».





Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.



- Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

















- Каковы ее основные мотивы?



















- В предисловии к поэме Ахматова написала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди Ахматова услышала шепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» И ответила: «Могу».

Так рождались стихотворения, вместе составившие поэму. Стихотворения эти не записывались - запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой, их было 11 человек.

Масштабы трагедии задавались уже первыми строками «Посвящения».

Массовые репрессии в стране, трагические события в личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни поэму «Реквием». Пять лет (1935-1940) с перерывами работала Ахматова над этим произведением. поэма создавалась в нечеловеческих условиях.







Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста (кресты - пересыльная тюрьма в Ленинграде). На фоне библейских мотивов 10 главки строка «Под крестами будешь стоять» обретает евангельский мотив.





III. Анализ поэмы «Реквием».















- Спасибо. В эпиграфе дважды повторяется слово «чуждый», дважды - слово «народ». Как вы думаете, почему?







- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?















- Как преподносится образ Родины в поэме?























- Да, вы правы. С самого начала поэмы Ахматова подчеркивает, что это не только ее трагедия, как матери и как жены, но и трагедия всего народа. Обратите внимание на название. Что означает слово «Реквием»?

Это слово переводится как «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения. Исследовательница Абелюк сопоставила латинский текст заупокойной мессы с поэмой и нашла ряд параллелей, что свидетельствует о глубоком воздействии текста мессы на Ахматову. Есть переклички поэмы с текстом молитвы, обращенной к скорбящей матери.

Свое личное горе Ахматова выразила в коротких строчках стихотворения, корнями уходящего в фольклор.















О себе автор пишет в третьем лице. Это уже не женщина - тень. Человеку невозможно вынести такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла…

- Скажите, как решена религиозно-библейская тема в поэме?









- Хорошо. А теперь обратите внимание на эпиграф.

«Не рыдай мене, Мати, во гробе зрящи» - неточная цитата из песни канона Великой субботы. Великая суббота - день перед Пасхальным воскресеньем, в который, по церковному преданию, Иисус Христос спустился в ад. Таким образом, мрачная современность, представленная в «Реквиеме». осмысливается как «погружение в преисподнюю».

- Для чего А.Ахматова использует именно момент распятия?

















- В стихотворении «Распятие» автор оперирует высокими общечеловеческими символами Матери, Магдалины и Распятия Христа. Это логическое завершение мотива несения креста на Голгофу. Каменеет ныне уже и сын, и оттого горе матери беспредельно. Ранее звучавшие одинокие голоса теперь превращаются в хор, сопровождающий последние реплики Сына. Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь - в соответствии с темой эпиграфа и «Посвящения» - сливаются воедино.

- Стихи начинают теперь звучать как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери, но она одерживает победу над палачами сына. Идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о стойкости, непреклонности и победительной силе женщины - поэта. И поэтому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости и еще одного символа окаменения.

- Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива:



























- Тема памятника приобретает трагические черты.

Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

(Запись на доске - выразительно читает ученик):

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.









Автор показывает прочность сплочения судеб народа и его поэта проверяет общим для них несчастьем.







В том, чтобы выразить и донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голосом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех.

«Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов».





Пространство России охватывает и «Сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «Кремлевские башни», и «Море», и «Царский сад», и Енисей, и Неву. но в этих просторах - лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение страшного библейского: «И живые позавидуют мертвым».Любимый Ахматовой Петербург - Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.







































Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.













Библейская тема воплощена в X главе «Распятие», хотя в смысловом отношении охватывает все пространство.(Чтение одного из учащихся отрывка «Распятие»).



























Трагедия народа так велика, что на вмещается в рамках траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества - распятие

Христа. трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына - Искупителя.





























































А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных Марусь.

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег.

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

- Этот памятник у стен тюрьмы - монумент не только поэту, но всем матерям и женам, всем жертвам произвола, самому Мужеству.









IV. Прослушивание отрывка из музыкального произведения Шуберта «Аве-Мария».



V. Итог обсуждения.

Поэма Ахматовой отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. отсюда та внутренняя патетика, которая звучит в ее строках. Полифонизм, многоголосье и распевность позволяют воспринимать это произведение и как траурное музыкальное творение. Только одно это произведение позволило бы Ахматовой войти в сонм классиков отечественной словесности.

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.



VI. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение по поэме А.Ахматовой «Реквием».

  2. Найти средства художественной выразительности.

  3. Найти эпитеты, описывающие внутренне состояние героя поэмы.



























































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Старая Отрада

муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»



























Урок литературы в 11 классе



Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием»





















Учитель русского языка

и литературы: Абукаева Лилия Фанилевна



















с.Старая Отрада - 2008 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал