- Учителю
- Конспект урока литературы по теме Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Конспект урока литературы по теме Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Конспект урока литературы в 7 классе 25.02.2015г.
Тема: Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»».
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского;
дать представление об особенностях творческой манеры писателя;
определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.
- развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся;
- воспитание уважительного отношения к труду (показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей).
Ход урока:
-
Беседа
- Владимир Маяковский? Что вам известно об этом поэте? Знакомы ли вы с его стихами? А какие строчки запомнились?
-Конечно, детские стихи с очень взрослым содержанием : «Что такое хорошо и что такое плохо». Помните, «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Сегодня на уроке мы с познакомимся со стихотворением великого поэта, который всем своим творчеством отвечал на поставленный в детском стихотворении вопрос. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? А на какие вопросы мы будем искать ответы?
- Сегодня мы постараемся найти в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» ответ на вопросы: что такое поэтический труд, какова она, роль поэта, в чем предназначение искусства. Но сначала- слово группе литературоведов- устный журнал
2. Устный журнал поэте о Владимире Маяковском .
-
Семья Маяковского
-
Детство. Умер отец.
-
Переезд в Москву
-
Знакомство с Давидом Бурлюком.
-
В творческой лаборатории поэта.
-
Работа с эпиграфом к уроку. Беседа.
- Поэзия
- вся!-
езда в незнаемое.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
-Этот отрывок из стихотворения «Разговор фининспектора с поэтом» не случайно взят сегодня эпиграфом урока.
- С чем сравнивает поэт поэзию? Какой называется этот художественный прием?
(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)
- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?
(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)
- Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?
(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)
-Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?
Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.
-Что мы знаем об истории создания стихотворения ««Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
-
Сообщение учащегося об истории создания стихотоворения.
Работа в окнах РОСТа История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
-
Работа с учебником.
Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 107 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
-О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?
(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)
- Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?
(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)
-Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?
(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)
-Давайте прослушаем стихотворение.
5. Прослушивание фонозаписи стихотворения. Составление плана.
-Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей. Как вы думаете, что это будут за части? Как бы вы могли их озаглавить?
- Лето. Солнце;
- ссора и примирение с солнцем;
- разговор за чаем;
- вывод)
Физкультминутка
6. Работа в группах. Сейчас разделимся на группы. Каждая группа попробует проанализировать одну из этих четырех частей, опираясь на предложенные вопросы:
1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»:
- Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего
используется этот прием?
(«В сто сорок солнц закат пылал» - благодаря этой гиперболе
мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой
работает поэт)
- Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?
(Он смотрит на окружающее будто свысока)
- Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается?
(Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы
завтра снова приступить к труду)
- Что разозлило поэта?
(Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая
работать)
2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем».
- Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это можно проследить через лексический строй речи?
(Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед», «довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь - просьбу)
- Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?
3 группа: «разговор за чаем»
- Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские, враждебные, нейтральные) завязались за разговором между Поэтом и Солнцем? Какие детали помогают нам это понять?
(Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар - символы гостеприимства.
Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский тон в разговоре с поэтом - «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой).
- О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли
общий язык?
(Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких-либо трудностей, связанных с ее выполнением).
4 группа: вывод.
- Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и тени? Что противопоставлено этим явлениям?
(Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия)
- В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как писателя?
(Светить всегда, светить везде…)
- Зачем в стихотворение введен образ солнца?
(С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души)
-Как вы думаете- что важнее для поэта :ЧТО сказать или КАК сказать?
-Благодаря использованию каких выразительных средств Маяковский так убедителен в стихотворении?
Работа в парахЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
Проверка
Итоговая беседа
- Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением?
(Профессия поэта - тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности, необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное).
- Какие качества необходимы настоящему поэту?
- Можно ли сказать, что такое отношение к своей профессии - удел лишь творческих личностей?
(Нет, важна любая профессия. Необходимо найти именно ту, которая бы доставляла удовольствие ее обладателю и одновременно приносила пользу окружающим. При этом важно не забывать о таком важном качестве, как трудолюбие, ведь именно оно поможет достичь наибольших высот)
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос по выбору:
1.Тема поэта и поэзии в стихотворении В. Маяковского « Необычайное приключение…»
2. Как я понимаю слова:
«Светить всегда, Светить везде,
до дней последних донца,
Светить-
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой-
и солнца!
Задания для работы в группах.
1 группа. Часть «Лето. Солнце»:
1) Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего используется этот прием?
2) Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?
3) На Акуловой горе происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается? Что разозлило поэта?
2 группа. Часть «Ссора и примирение с солнцем».
-
Проследите, как изменяется отношение поэта к солнцу.
-
Как это можно проследить через лексический строй речи? Какие слова употребляет?
3) Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?
3 группа: «Разговор за чаем»
-
Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские, враждебные, нейтральные) завязались за разговором между Поэтом и Солнцем?
-
Какие детали помогают нам это понять?
-
О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли общий язык?
4 группа: вывод.
-
Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и тени? Что противопоставлено этим явлениям?
-
В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как писателя?
-
Зачем в стихотворение введен образ солнца?
Работа в парахЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
Таблица с примерными ответами
1 частьЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Пригорок кривился
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
горбил
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
В сто сорок солнц закат пылал
Катилось лето
Жара плыла
пригорок горбил, кривился крыш корою
спускалось, катилось солнце
мир залить вставало
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
2 частьЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Шляться в пекло
Дармоед
Ввалилось, дух переведя
Чаи гони
Сконфужен
Черт дернул..
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Занежен
златолобо
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Шляться в пекло
шагает солнце
в саду его глаза
ввалилось, заговорило
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
3 частьЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Не горюй, поди, попробуй
болтали
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Взорим
вспоем
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Солнце лить стихами
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
4 частьЛексическая группа слов
Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Стихов и света кутерьма
Тупая сонница
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Сонница
трезвонится
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Ночей тюрьма двустволка солнца
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
</