7


  • Учителю
  • Из опыта изучения повести Л. Н. Толстого 'Хаджи- Мурат' (8 класс)

Из опыта изучения повести Л. Н. Толстого 'Хаджи- Мурат' (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Предупреждение писателя

Из опыта изучения повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» (8 класс)

Задача учителя-не только показать учащимся непреходящую ценность лучших произведений как русской классической, так и современной литературы, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, полнимаясь до авторского понимания жизни.

Предлагаю вниманию одну из попыток такой работы- урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Л.Н.Толстого «Хаджи- Мурат».

Основная задача этого урока заключается в том, чтобы показать школьникам: суть повести не только в отрицании зла, насилия, жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.

На уроке большое внимание уделено формированию литературоведческой лексики учащихся(ключевые слова, литературные параллели,композиция, портрет и т.п.)

Перед уроком целесообразно разобрать с ребятами значения встретившихся им при чтении повести незнакомых слов. Поэтому на доске( слайдах) делаем такую запись:

Газават- «священная война» мусульман против «неверных», т.е. немусульман.

Джигит(тюрк.)- искусный и отважный наездник.

Имам(араб.)- 1)титул верховного правителя у мусульман, соединяющего светскую и духовную власть; 2)духовное лицо, которое руководит богослужением в мечети; главный мулла в мечети, наиболее авторитетный богослов и правовед в суждениях по религиозным вопросам.

Ишан(перс.)-наставник и руководитель мусульманских монахов.

Мечеть(араб.)- мусульманский храм.

Мулла(араб.)- служитель религиозного культа у мусульман.

Мюрид(араб.)-послушник, последователь, ученик ишана или шейха, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения.

Наиб(араб.)-в некоторых мусульманских странах- помощник какого-либо духовного лица, иногда-начальник местной полиции, старшина сельской общины.

Шейх(араб.)-1)у арабов-глава рода, племени, деревенский староста; 2)представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед.



Начиная с учениками разговор о повести, обратим их внимание на ее композицию, на тот образ, который заставляет нас вспомнить начало произведения перед тем, как закрыть его последнюю страницу. Подчеркнем эту особенность мастерства Толстого, который, подобно живописцу, привлекающему наше внимание к своей картине каким-то особым мазком, деталью, с помощью точного высказывания, яркого образа ключевого слова определяет проблему повести. И не только определяет, но и предостерегает, и отрицает.

Что же отрицает Толстой? Предлагаем ученикам найти в описании вспаханного поля те ключевые слова, которые помогут определить главный смысл повести.

«Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем…Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни»,- думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мертвого черного поля».

Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким? Здесь необходимо подвести учащихся к выводу о том, что борьба за власть- основной источник жестокости. Поэтому обращаем их внимание на то, о чем мечтает Хаджи-Мурат, для чего ему нужна власть(гл.4) :

«Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля…»

Итак, власть как самоцель - во что она перерастает? Как называется такая власть? (Тирания,деспотизм,т.е. неограниченная власть).

Кто из наших русских поэтов определил суть неограниченной власти и показал, к чему она приводит? (А.С.Пушкин «Анчар»)

Какие слова(ключевые) находит Толстой, чтобы показать:Хаджи-Муратпрежде всего сам -жертва деспотизма? («Я связан, и конец веревки у Шамиля».

Кто же в повести олицетворяет деспотизм, т.е.высшее проявление жестокости?(Шамиль, Николай Первый).

Предлагаем найти в 25 главе портрет императора и те клячевые слова, с помощью которых Толстой раскрывает суть деспотизма Николая: «Длинное белое лицо с огромным покатым лбом, выступавшим из-за приглаженных височков, искусно соединенных с париком, закрывавшим лысину, было сегодня особенно холодно и неподвижно …И потому он(Бибиков) наклонил свою черную седеющую голову в знак покорности и исполнения жестокой, бездумной и нечестной высочайшей воли».

Теперь предлагаем выяснить, кем является Шамиль. С одной стороны, онивозглавляет движение за независимость. С другой,- у него есть и нечто общее с Николаем. Какэто подчеркивает Толстой? Учащиеся отмечают внешнюю схожесть с портретом Николая: «Бледное, окаймленное подстриженное рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было,как каменное, совершенно неподвижно». Умирающий Хаджи-Мурат видит бледное с рыжей бородой и прищуренными глазами лицо своего врага Шамиля. Отметим, что сущность и Шамиля, и Николая Первого однозначна: они воплощение абсолютной власти, которая обеспечивает им все жизненные блага. А то, что этопроисходит за счет жизни и свободы других, не так важно для деспотов.

Выяснив суть первой проблемы, которая заключается в отрицании жестокости насилия и их высшего проявления - деспотической власти, переходим к разбору следующей проблемы:Всякая ли власть есть зло? Предлагаем учащимся подумать над такими вопросами:

Обладал ли сам Толстой властью над людьми? Если да, то как именно можно назвать такую власть?

В процессе беседы выясняем, что Толстой был властителем любских душ, обладал моральной властью, имел огромный авторитет, т.е духовное влияние.(Отсюда авторитетный-заслуживающий доверия. Авторитарный-требующий беспрекословного, слепого подчинения).

Какой властью обладал Хаджи-Мурат? Какое выражение заметила Марья Дмитриевна на его мертвом лице? Как выявился в последнюю минуту жизни его характер? «Детское, доброе выражение», застывшее «в складке посиневших губ»,говорит об изначально добром, хорошем в характере Хаджи-Мурата. Предлагаем учащимся подумать,кем бы мог стать, не будь войны? Вспомним детство, юность, семью Хаджи-Мурата.

Проводим литературную параллель с творчеством М.Ю.Лермонтова,любимого поэта Л.Н.Толстого, написавшего свой первый рассказ «Рубка леса» под влиянием стихотворения «Валерик», отрывок из которого может стать эпиграфом к уроку:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!..небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он-зачем?

Итак, Толстой отрицает жестокость, деспотизм. Война- это смерть, уничтожение. И страницы повести, как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей. Предлагаем для анализа эпизоды о смерти Авдеева, о вырубке леса.

Какие ключевые слова подчеркивают отрицание Толстым жестокости войны? Учащиеся находят : «Солдатство было как смерть» (гл.8), «Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилмями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное…или , противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им» (гл.7).

Следующая проблема, которую решаем на уроке, - это причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма. (Крестовые походй, «священная война» газават, описываемая в повести,-двойное безумие).

Принял ли Хаджи-Мурат эту «священную войну»? Важно показать учащимся, что Хаджи-Мурат был вынужден принять в ней участие, и эта война стала для него западней, приведшей к гордой, но бессмысленной смерти. Предлагаем найти в тексте слова, являющимися реквиемом по такому яркому, незаурядному человеку: «Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защелкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце»(гл.25). Поют соловьи, торжествует жизнь, и на этом фоне еще более бессмысленной видится смерть героя повести.

Итак, Толстой отрицает бессмысленную резню и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека. Какие, по-вашему, главы являются для писателя основными? Почти всегда безошибочно школьники называют 7 и 8 главы, эпизоды, рисующие будни семьи Авдеевых. Главная тема разговора на этом этапе урока- решение Толстым проблемы созидания и разрушения. Созидание выше разрушения, убеждает нас писатель. Люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Никто никому не может ставить в вину национальную принадлежность. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию. В доказательство приведем примеры из повести. Где Авдеев отзывается о татарах: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие…Ей-богу! Я с ними как разговорился». Вспомним и слова Марьи Дмитриевны о Хаджи - Мурате : «Обходительный, умный, справедливый…Только зачем осуждать, когда человек хороший. Он татарин, а хороший». Так говорят и думают простые, искренние люди, не ведающие корысти. Об этом же мечтал А.С.Пушкин: «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…»

Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. И никогда нельзя об этом забывать. Иначе- бессмысленная гибель. Смерть ни в чем не повинных людей. Об этом предупреждал нас Толстой.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал