7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе. 6 класс

Рабочая программа по литературе. 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





















































Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 в редакции от 31.01.2012);

  2. Примерной программы основного общего образования по литературе;

  3. Авторской программы «Литература» 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухина, М. «Просвещение», 2010.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Актуальность изучения литературы обусловлена тем, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью

литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа направлена на совершенствование навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитие восприятия литературного текста, формирование умений читательской деятельности, воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим

ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико - литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В 6 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение русского языка реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-литературного мировоззрения, вооружения их основами знаний о литературе, развития нравственного и эстетического идеала; практических задач: формирования прочных умений и навыков анализа и интерпретации художественного произведения; использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы для изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). При этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Плановых контрольных мероприятий:

- контрольная работа - 1

- сочинение - 4

- развитие речи - 8

В рабочей программе в отличие от авторской были изменены часы на изучение некоторых тем. Уменьшено количество часов на изучение творчества Г. Тукая, К. Кулиева, Гомера, увеличено на изучение творчества А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. Экзюпери, М. Сервантеса, Н. Рубцова. Это обусловлено требованием примерной программы по литературе и отражается в таблице.


Содержание разделов и тем учебного предмета (68 часов)


Введение (1ч.)

Литература и другие виды искусства. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (1+1 ч.)

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

РР Пословицы и поговорки. Загадки. Красота и мудрость русского фольклора.


Из древнерусской литературы (1 ч.)

Русская летопись. Особенности жанра. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе».


Из литературы 18 века (1 ч.)

Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Особенности литературного языка 18 в.


Из русской литературы 19 века (29+3 ч.)

И.А. Крылов. Рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и корни», «Ларчик». Народ и власть. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение действительности.

А.С. Пушкин. Слово о поэте и писателе. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе. Поэты пушкинской поры.

Е.А. Баратынский. Родная природа в стихотворениях «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольется…».

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров. Образ благородного «разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Трагическая судьба Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Сюжет и композиция романа А.С. Пушкина «Дубровский». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - книга (цикл) повестей. «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои. Лицо и маска. Антитеза. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Композиция. Эпилог. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника в стихотворениях «На севере диком», «Утес», «Листок», «Тучи». Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».

Смысл названия рассказа. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «Листья». Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна.

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как воплощение прекрасного. Переплетение тем природы и любви.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К.И. Чуковский). Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэме. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в поэме. Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. «…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н. Лесков). Народ и власть в сказе. Особенности языка сказа. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…».

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Рассказы А.П. Чехова «Пересолил», «Хирургия», «Лошадиная фамилия». Смешное и грустное в рассказах. Роль художественной детали.

РР Двусложные размеры стиха.

РР Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова.


Из литературы 20 века (17+4 ч.)

А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

А.А. Грин. Слово о писателе. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. Жестокая реальность и романтическая мечта. Отношение автора к героям «Алых парусов». Душевная чистота главных героев.

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Нравственная проблематика произведения.

В.Г. Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение трудности военного времени. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Тихая» лирика Рубцова. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики.

Ф.А. Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы произведения. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. «О, как безумно за окном…», «Летний вечер». Трагическое мироощущение человека. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша». Пушкинские и лермонтовские традиции.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Чудики» Шукшина. Рассказ «Срезал». Особенности характеров героев. Рассказ В.М. Шукшина «Критики». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

РР Сочинение-сравнительная характеристика Насти и Митраши.

РР Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов и Д. Самойлов. Слово о поэтах. Патриотические чувства авторов и их мыли о Родине и о войне в стихотворениях «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Сороковые».

РР Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

РР Классное сочинение - рассуждение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина на тему «Истинное добро бескорыстно».


Из литературы народов России (1ч.)

Габдулла Тукай. Слово о поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Тема малой родины. Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема малой родины, бессмертия народа.


Из зарубежной литературы (9 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в мифах представлений об идеальном человеке. Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе». Миф и реальность. Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов.

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

И.Ф. Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

П. Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

М. Твен. Слово о писателе. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмористическое и комическое в романе.

Резерв (1 час)


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение (1ч.)

1

Литература и другие виды искусства. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному, устный ответ, участие в диалоге, сравнение, обобщение, различные виды пересказа.

Раздел 2. Устное народное творчество (1+1 ч.)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

Выразительное чтение, рецензирование чтения одноклассников, работа со словарем, различение пословиц и поговорок, использование их в устной и письменной речи, устный монологический ответ по плану.

3

Пословицы и поговорки. Загадки. Красота и мудрость русского фольклора.

1

Раздел 3. Из древнерусской литературы (1 ч.)

4

Русская летопись. Особенности жанра. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе».

1

Выразительное чтение, устное рецензирование, поиск цитат, характеристика героев, ответы на вопросы с использованием цитат.

Раздел 4. Из литературы 18 века (1 ч.)

5

Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Особенности литературного языка 18 в.

1

Устный рассказ о баснописце, выразительное чтение, устное рецензирование, характеристика героев, формулирование вопросов к тексту, работа со словарем литературоведческих терминов.

Раздел 5. Из русской литературы 19 века (29+3 ч.)

6

И.А. Крылов. Рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и корни», «Ларчик». Народ и власть.

1

Поиск сведений о писателе, устный рассказ, выразительное чтение, участие в диалоге, характеристика героев басни, выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, поиск сведений о поэте с использованием всех ресурсов, устное рецензирование ответов, ответ на проблемный вопрос, выявление жанровых особенностей, составление плана анализа стихотворения, анализ, сопоставление, систематизация, группировка, поиск незнакомых слов и определение их значения, пересказ, работа с планом, анализ эпизода, характеристика героя, различение образа рассказчика и образа автора, анализ различных форм выражения авторской позиции, анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений, выделение этапов развития сюжета, составление сравнительной характеристики героев, плана анализа эпизода, письменный ответ на проблемный вопрос, подбор цитат из текста повестей по заданной теме, обсуждение киноверсий повестей, устное иллюстрирование, участие в диалоге, работа со словарем. различение образов лирического героя и автора в лирике, составление цитатного плана письменного высказывания.

7

Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение действительности.

1

8

А.С. Пушкин. Слово о поэте и писателе. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

1

9

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

10

Стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе.

1

11

Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский. Родная природа в стихотворениях «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольется…».

1

12

Двусложные размеры стиха.

1

13

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров.

1

14

Образ благородного «разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1

15

Трагическая судьба Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

16

Сюжет и композиция романа А.С. Пушкина «Дубровский».

1

17

Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).

1

18

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - книга (цикл) повестей. «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои. Лицо и маска. Антитеза.

1

19

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Композиция. Эпилог.

1

20

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника в стихотворениях «На севере диком», «Утес», «Листок», «Тучи».

1

21

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

1

22

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

23

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.

1

24

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «Листья».

1

25

Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна.

1

26-27

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как воплощение прекрасного. Переплетение тем природы и любви.

2

28

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К.И. Чуковский).

1

29

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

1

30

Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэме.

1

31

Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в поэме. Трехсложные размеры стиха.

1

32

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.

1

33

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н. Лесков). Народ и власть в сказе. Особенности языка сказа.

1

34

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова.

1

35

Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…».

1

36

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

1

37

Рассказы А.П. Чехова «Пересолил», «Хирургия», «Лошадиная фамилия». Смешное и грустное в рассказах. Роль художественной детали.

1

Раздел 6. Из литературы 20 века (17+4 ч.)

38

А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

Различные виды пересказа, участие в диалоге, выделение этапов развития сюжета, характеристика героев, их нравственная оценка, анализ авторской позиции, сравнение, сопоставление, составление плана и сравнительной характеристики героев, выразительное чтение фрагментов, рецензирование, анализ текста, аргументация мнения, поиск информации, устный ответ, рецензирование, устный и письменный анализ эпизодов, ответы на проблемные вопросы, письменное изложение своей точки зрения на поставленный вопрос, составление плана ответа, сочинение-характеристика, выразительное чтение (наизусть), анализ стихотворения, различение образов рассказчика и автора-повествователя, анализ авторской позиции, выделение этапов развития сюжета, работа со словарем терминов, определение общего и индивидуального в литературном образе.


39

А.А. Грин. Слово о писателе. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. Жестокая реальность и романтическая мечта.

1

40

Отношение автора к героям «Алых парусов». Душевная чистота главных героев.

1

41

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

1

42

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

43

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия.

1

44

Сочинение-сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

45

Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов и Д. Самойлов. Слово о поэтах. Патриотические чувства авторов и их мыли о Родине и о войне в стихотворениях «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Сороковые».

1

46

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Нравственная проблематика произведения.

1

47

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

1

48

В.Г. Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение трудности военного времени.

1

49

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

1

50

Классное сочинение - рассуждение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина на тему «Истинное добро бескорыстно».

1

51-52

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Тихая» лирика Рубцова. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики.

2

53

Ф.А. Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы произведения. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

54

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. «О, как безумно за окном…», «Летний вечер». Трагическое мироощущение человека. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша». Пушкинские и лермонтовские традиции.

1

55

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.

1

56

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Чудики» Шукшина. Рассказ «Срезал». Особенности характеров героев.

1

57

Рассказ В.М. Шукшина «Критики». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

1

Раздел 7. Из литературы народов России (1ч.)

58

Габдулла Тукай. Слово о поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Тема малой родины. Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема малой родины, бессмертия народа.

1

Подбор материала, рассказ о поэтах, выразительное чтение стихотворений, работа со словарем, ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в диалоге, презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям, анализ текста, аргументация мнения.

Раздел 8. Из зарубежной литературы (9 ч.)

59

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в мифах представлений об идеальном человеке.

1

Поиск и отбор информации, выразительное чтение фрагментов произведений, различные виды пересказов, сопоставительный анализ, поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, анализ различных форм выражения авторской позиции, ответы на вопросы, характеристика героев, работа со словарем, ответы на проблемные вопросы, анализ текста, сравнение, аргументация мнения.

60

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе». Миф и реальность. Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов.

1

61-62

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

2

63

И.Ф. Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

1

64-65

П. Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

2

66

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

1

67

М. Твен. Слово о писателе. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмористическое и комическое в романе.

1

Резерв (1 час)


Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний


Оценка устных ответов учащихся

Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать суждения, применить знания на практике, привести примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ, но и за рассредоточенный во времени), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

Оценка сочинений

Сочинения - основная форма провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

С помощью сочинений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитыва­ется разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для оценки «4»на одну, а для оценки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано», т.е. недочет - это не ошибка, а шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки:

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста;

-неоправданная подмена лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: сложив руки.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.


Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.


Основная литература

  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -М.: Дрофа, 2006.

  • Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

  • Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.


Дополнительная литература

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.

  • Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с.

  • Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

  • Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).

  • Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2007. - 80 с.


Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Экранные пособия.


Информационные ресурсы в интернете

Универсальная энциклопедия «Википедия».

Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

Энциклопедия «Рубрикон».

Электронные словари.

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Мифологическая энциклопедия.


19




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал