7


  • Учителю
  • Исследовательская работа учащихся на тему Адресаты лирики А.А.Фета

Исследовательская работа учащихся на тему Адресаты лирики А.А.Фета

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И.Б.Катунина» г.Брянска













Каталог

Адресаты лирики А.А. Фета.











Выполнили:

учащиеся 10 а класса

Ивашкина Марина

Дмитриева Анастасия

Щербакова Анна



Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Волкова Лариса Юрьевна











Брянск

2014 год



Оглавление



……………………………

3

«О Фете говорить легко. О Фете говорить трудно». Исследователи жизни и творчества А.А. Фета о людях, окружавших поэта……….......





4

Стихотворные послания А.А. Фета и их адресаты………………….........

5

Окружение А.А. Фета…………………………………….………………...

14

Связь количества посланий с событиями в жизни А.А. Фета…………..



19

Заключение………………………………………………………………….

21

Список литературы ………………………………………………………...

22







ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАБОТЫ



Афанасий Афанасьевич Фет - певец весны и любви, он оставил глубокий след в русской литературе. Наиболее ценная часть наследия поэта - его лирика - продолжает волновать нас и доставляет истинное удовольствие нам, людям начала XXI века.

Фет создал лирические «произведения высокого накала», он автор строк, исполненных веры в добрые человеческие чувства:

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Лирик из рук в руки передал читателю свое сердце. Мемуары и письма Фета, при всей их большой и все увеличивающейся ценности, не обладают все же той силой достоверности и исповедальности, которая заключена в его лирике. «Там человек сгорел»1, - смело можно сказать его словами о его же лирических стихотворениях.

Знакомясь с лирикой Фета, нельзя не обратить внимания на то, что поэт достаточно часто обращался в своих стихотворениях к конкретным лицам, то есть прибегал к жанру стихотворного послания. Именно этот жанр помогает глубже понять и почувствовать и лирику Фета, и личность самого поэта.

Было решено провести исследование лирических посланий поэта и составить каталог «Адресаты лирики А.А. Фета», содержащий в себе хотя бы краткие сведения обо всех людях, которым посвящал Фет свои стихи, чьи портреты дошли до наших дней.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  • познакомиться с литературой, рассказывающей об окружении Фета;

  • выявить все стихотворные послания, написанные поэтом;

  • определить круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических произведений;

  • установить, в какие годы и почему Фет чаще обращался к жанру послания;

  • познакомиться с биографиями адресатов;

  • систематизировать сведения о лицах, которым поэт посвящал стихотворения.



















ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.А. ФЕТА О ЛЮДЯХ, ОКРУЖАВШИХ ПОЭТА.



В своей книге-очерке о творчестве А.А. Фета Л.А. Озеров говорит, что жизнь поэта небогата внешними событиями, но зато его духовная жизнь интенсивна и сложна. Где обычно слышится один-единственный тон, там Фет улавливает бесчисленное количество переходящих друг в друга полутонов. Нескончаема цепь его переживаний, чувствований, ощущений, воплощенных в слове.

По возможности Фет старался избегать в лирике прямой автобиографичности, характерной для других поэтов. Но как бы он ни избегал ее, как бы ни уходил от непосредственного рассказа о своей жизни, именно в лирике надо искать ответ на многие недоуменные вопросы, которые ставит его биография. Психологические предпосылки фетовского творчества складывались именно в его житейской судьбе.

Описание этапов жизни и творчества А.А. Фета представлено в книге

Б.Я. Бухштаба «А.А. Фет: очерк жизни и творчества». Здесь изложена подробная биография Афанасия Афанасьевича Фета, упоминаются все его университетские друзья, а также люди, с которыми поэт был в очень теплых отношениях и сотрудничал на протяжении всей жизни.

Познакомиться с окружением Фета помогли личные письма самого поэта, а также его воспоминания.

Сведения об отдельных адресатах обнаружены лишь в энциклопедических словарях.

































СТИХОТВОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ А.А. ФЕТА И ИХ АДРЕСАТЫ



После знакомства с литературой, рассказывающей о жизни и творчестве Афанасия Афанасьевича Фета, начато исследование по изучению лирики поэта, а также его окружения.

Известно, что в основе лирики лежит настроение автора, его переживания и чувства, связанные с различными жизненными впечатлениями. Так как стихи более полно способны передать душевное состояние поэта, его тончайшие оттенки, Фет довольно часто прибегал к форме послания. Кому же поэт посвящал свои послания и почему?

Традиционно в лирике выделяют следующие основные жанры: ода - торжественное стихотворение, воспевающее чьи-либо достоинства; эпиграмма - сатирическое стихотворение, обращенное к определенному лицу; элегия - грустное размышление; послание - стихотворение, адресованное кому-либо2.

Были рассмотрены все стихотворения А.А. Фета, которые содержатся в полном собрании сочинений поэта, и выбраны стихи, адресованные каким-либо конкретным людям. Всего было обнаружено 138 посланий.

Адресатов этих произведений можно увидеть на диаграмме (рис.1).

Исследовательская работа учащихся на тему Адресаты лирики А.А.ФетаРис. 1.

По результатам исследования видно, что больше всего Фет в своих посланиях обращался к друзьям. Им посвящено 60 посланий, что составляет 43% от общего числа всех посланий. На протяжении всей жизни Фет сталкивался с удивительными людьми, дружбу с которыми он проносил через всю свою жизнь. Судьба поэта была отнюдь не такой простой, но его друзья, товарищи и соратники помогали пережить сложные моменты в жизни.

Стихотворения, посвященные друзьям и близким, полны трогательной доверчивости, признания, благодарности. Это обращения к Л.Н. Толстому, И.С. Тургеневу, П.А. Козлову, В.С. Соловьеву. Приведем для примера лишь отдельные произведения.

Как ястребу, который просидел

На жердочке суконной зиму в клетке,

Питаяся настрелянною птицей,

Весной охотник голубя несет

С надломленным крылом - и, оглядев

Живую пищу, старый ловчий щурит

Зрачок прилежный, поджимает перья

И вдруг нежданно быстро, как стрела,

Вонзается в трепещущую жертву,

Кривым и острым клювом ей взрезает

Мгновенно грудь и, весело раскинув

На воздух перья, с алчностью забытой

Рвет и глотает трепетное мясо,-

Так бросил мне кавказские ты песни,

В которых бьется и кипит та кровь,

Что мы зовем поэзией.- Спасибо,

Полакомил ты старого ловца!

1875 «Гр. Л.Н. Толстому»



Спасибо! Лирой вдохновенной

Ты мне опять напомнил дни,

Когда, не зная мысли пленной,

Ты вынес, отрок дерзновенный,

Свои алмазные огни.



А я, по-прежнему смиренный,

Забытый, кинутый в тени,

Стою коленопреклоненный

И, красотою умиленный,

Зажег вечерние огни.

1883 « Я.Полонскому»



Множество стихов, отнесенных к этой группе, Фет посвящал замечательным женщинам, восхищаясь их красотой, умом, вежливостью и обходительностью. Среди них Софья Толстая, жена знаменитого писателя А.К. Толстого, О.М. Соловьева, А.А. Олсуфьева.

В смущеньи ум, не свяжешь взглядом,

И нем язык:

Вы с гиацинтами - и рядом

Больной старик.



Но безразлично, беззаветно

Власть вам дана:

Где вы царите так приветно -

Всегда весна.

1887 «Гр. А.А. Олсуфьевой» (при получении от нее гиацинтов)

Я не у вас, я обделен!

Как тяжело изнеможенье;

У вас - порывы, блеск, движенье,

А у меня - не бред, а сон.



Какое счастье хоть на миг

Залюбоваться жизни далью,

Призыв заслышать над роялью, -

Я всё признал бы и постиг.



Я б снова трепет ощутил,

Целебной силой с прежним схожий;

Я б верил вновь, что ангел божий

Пришел и воду возмутил.

28 мая 1886 «Графине С. А. Толстой» ("Я не у вас, я обделен!..")

Следующую также достаточно большую группу занимают любовные послания, которых мы обнаружили 47, что составляет 34% от общего числа посланий. Любовная лирика занимает одно из ведущих мест в творчестве

А.А. Фета. Возможно, это связано с трагической любовью к юной красавице Марии Лазич, а возможно, это связано непосредственно с самим характером поэта.

Когда Фет встретился с Лазич, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии Лазич не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного.

Свои стихи Фет посвящал и жене Марии Петровне. Это была уникальная женщина, способная перенести все тяжбы вместе с мужем. Всю жизнь она помогала ему в работе, являлась редактором его произведений, но самое главное - Мария Петровна оказывала моральную поддержку своему любимому мужу, уважала и ценила его. Фет чувствовал любовь этой замечательной женщины и, конечно, отвечал ей взаимностью.

Но, несмотря на женитьбу на Боткиной, поэт восхищался многими молодыми женщинами и, по мнению некоторых критиков и исследователей3, довольно часто влюблялся. Им написаны послания Т.А. Кузминской, Е.Д. Дункер, княгине С.Н. Голицыной, С.П. Хитрово и другим замечательным женщинам.



Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Всё, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.



А я доверился предательскому звуку -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Души не воскресит и голос всепрощенья,

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

1859 «Старые письма» (в память о Марии Лазич)



Расстались мы, ты странствуешь далече,

Но нам дано опять

В таинственной и ежечасной встрече

Друг друга понимать.



Когда в толпе живой и своевольной,

Поникнув головой,

Смолкаешь ты с улыбкою невольной, -

Я говорю с тобой.



И вечером, когда в аллее темной

Ты пьешь немую ночь,

Знай, тополи и звезды негой томной

Мне вызвались помочь.



Когда ты спишь, и полог твой кисейный

Раздвинется в лучах,

И сон тебя прозрачный, тиховейный

Уносит на крылах,



А ты, летя в эфир неизмеримый,

Лепечешь: "Я люблю", -

Я - этот сон, - и я рукой незримой

Твой полог шевелю.

1857 «Расстались мы, ты странствуешь далече…» (М.П. Боткиной)

Я опоздал - и как жалею!

Уж солнце скрылося в ночи.

Я не видал, когда в аллею

Оно кидало нам лучи.



Но силу летнего сиянья

Не всю умчал минувший день,

Его отрадного прощанья

Не погасила ночи тень.



Еще пред дымкою туманной

Как очарованный стою,

Еще в заре благоуханной

Дыханье неба узнаю.

1882 «С.П. Хитрово»



А.А. Фет был высококультурным человеком. Для него было большой честью общаться с лицами, представляющими «верхушку» русского общества. Среди представителей царской фамилии, которым было посвящено 16 стихотворений, что составляет 12% всех посланий, были князья Константин Константинович, Павел Александрович, княгини Елисавета Маврикеевна и Александра Георгиевна, а также королева эллинов Ольга Константиновна.

Давно познав, как ранят больно

Иные тернии венков,

Нередко с грустию невольной

Гляжу на юношей-певцов.



Но пред высокою четою

В душе моей всегда светло:

За вдохновенной головою

Белеет ангела крыло.



Оно поэту в миг сомнений,

В минуту затаенных слез

Навеет горних сновидений

И аромата райских роз.

30 января 1889 «Великому князю Константину Константиновичу и великой княгине Елисавете Маврикиевне».

Всю жизнь душа моя алкала,

Всю жизнь, среди пустынь и скал,

Святого храма идеала,

Усталый путник, я искал.



И вот за дальними морями

Провижу этот чистый храм,

И окрыленными мечтами

Несусь припасть к твоим стопам.



Но замирают звуки лиры

В руках дряхлеющих певца:

Его смущает вид порфиры

И ослепляет блеск венца.



Воздвигни ж хоры песнопений,

Младые окрыли мечты,

Царица светлых вдохновений

И королева красоты!

26 декабря 1886 «Королеве эллинов Ольге Константиновне»

В своей жизни А.А. Фет сталкивался со многими великими людьми России, в связи с этим выделена отдельная группа, которая посвящена посланиям деятелям культуры, науки и искусства. Они составляют 7% от общего числа и насчитывают 10 посланий. Со многими людьми Фет общался как с хорошими знакомыми (Чайковским, Крюковым), другие же являлись его кумирами (Тютчев, Пушкин). Послания такого рода показывают значимость в русском обществе высококультурных и образованных людей.

Когда светильником пред нашими очами

Ко храму римских муз ты озарял ступень

И чудилося нам невольно, что над нами

Горация витает тень, -



Впервые тихие и радостные слезы

Исторгнул дышащий из уст твоих певец:

Пленили нас его неблекнущие розы

И зеленеющий венец.



В замолкнувший чертог к Минерве и к Зевесу

Вслед за тобой толпа ликующая шла, -

И тихо древнюю ты раздвигал завесу

С громодержащего орла.



Но светоч твой угас. Надежного союза

Судьба не обрекла меж нами и тобой -

И, лиру уронив, поникла молча муза

В слезах над урной гробовой.

1855 «Памяти Д.Л. Крюкова»



Исполнилось твое пророческое слово;

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!



Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?



На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк как сирота,

Всех громогласней тать, убийца и безбожник,

Кому печной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник.

26 мая 1880 «К памятнику Пушкина»



Следующую группу составляют послания родственникам. Они составляют 3% от общего числа. Обнаружено, что А.А. Фет писал стихи родственникам со стороны своей жены, замечательной семье Боткиных, которая была не только талантливой, но и очень дружной. Дмитрий Петрович очень интересовался искусством, у него была богатая коллекция картин. Особое сближение Фета с Боткиными произошло после женитьбы его на Марье Петровне Боткиной. Она принадлежала к большой купеческой семье (отец был чаеторговцем), младшие члены которой были одарены незаурядными талантами и вошли в русскую историю. Помимо брата Василия Петровича, прославил себя брат Сергей Петрович, один из основоположников научной школы лечения внутренних болезней. Известно в истории и имя Михаила Петровича Боткина, живописца, гравера и искусствоведа, автора книги о великом русском художнике

А.А. Иванове. Фет был очень частым гостем Боткиных, возможно, именно поэтому им посвящено достаточно много посланий.

Сегодня пир отрадный мы венчаем,

Мы брачные подъемлем чаши вновь.

Сегодня дружбе мы венец сплетаем

И празднуем счастливую любовь.



Красавицы, не преклоняйте вежды;

К чему скрывать румяный пыл сердец,

Когда в груди у всех одни надежды,

Когда в душе у всех один венец?



Ни красоты, ни почестей, ни злата

В дыму мечты ты раем не зови;

Наш рай не там, меж Тигра и Евфрата,

А рай вот тут, у дружбы и любви.



Как сень его лелеет человека!

Как божеским дыханьем он объят!

В своей листве хранит он четверть века

Плоды любви и дружбы аромат.



И, умилясь сердцами, мы встречаем

Сей вертоград, подъемля чаши вновь;

Сегодня дружбе мы венец сплетаем

И празднуем счастливую любовь.

28 октября 1883 «Д. П. и С. С. Боткиным» (В день двадцатипятилетия их свадьбы)



















































ОКРУЖЕНИЕ А.А. ФЕТА



В ходе исследования было выявлено 57 адресатов фетовских посланий. Среди них можно выделить тех, к кому поэт обращался чаще всего (см. таблицу 1)

Таблица 1

Количество посвященных ему посланий

Мария Лазич

14 посланий

Константин Константинович Романов

9 посланий

Иван Сергеевич Тургенев

7 посланий

Александра Львовна Бржеская

7 посланий

Софья Андреевна Толстая

5 посланий

Лев Николаевич Толстой

5 посланий

Федор Евгеньевич Корш

5 посланий

Елизавета Дмитриевна Дункер

5 посланий

Почему именно этим людям Фет писал вновь и вновь? На биографиях некоторых остановимся подробнее.



Мария Лазич

Мария была племянницей М. Петковича и дочерью отставного кавалерийского генерала сербского происхождения К. Лазича, сподвижника Суворова и Багратиона. Отставной генерал был небогат и обременен обширным семейством. Мария - старшая его дочь - разделяла все хозяйственные и воспитательные заботы отца.

Мария Лазич не была ослепительной красавицей. Признавали, что она «далеко уступает лицом» своей младшей замужней сестре. Однако Фет безошибочно признал в ней родственную душу. «Я ждал женщины, которая поймет меня, - и дождался ее», - писал он своему другу Ивану Петровичу Борисову, с которым вместе провел детство в Орловской губернии. «Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны», - считал Фет. Мария вполне разделяла его убеждения. Оказалось, что она еще с ранней юности полюбила фетовские стихи, знала их все наизусть. Поэт, вспоминая первые моменты общения с Лазич, писал: «Ничто не сближает так, как искусство, вообще - поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чутки и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно».

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу - не только по сердцу. Но она была такой же бедной, как Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с нею судьбу. Жизнь девушки закончилась трагически. Она погибла от неосторожного обращения с огнем.

Фет недаром сказал: « Смерть… хороший пробный камень». После трагической кончины Марии Лазич к нему в полной мере приходит осознание любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви - высокими, прекрасными, удивительными стихами4.



Князь Константин Константинович Романов



Константин Константинович, великий князь, второй сын великого князя Константина Николаевича. В 1891 году назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, в 1900 году - главным начальником военно-учебных заведений, в 1910 году - генерал-инспектором военно-учебных заведений. С 1889 года президент Академии Наук; с 1900 года почетный академик по разряду изящной словесности. Великий князь Константин Константинович наследовал от отца артистические вкусы и способности: он пианист и выступал как актер в ролях Гамлета, дона Цезаря в "Мессинской невесте" Шиллера и Иосифа Аримафейского в своей трагедии "Царь Иудейский". Как поэт он известен под инициалами К. Р.; дебютировал в "Вестнике Европы" стихотворением "Псалмопевец Давид". По направлению своему, муза К. Р. всецело примыкает к "поэзии чистого искусства". Оставшись совершенно в стороне от поэзии страстей и бурных переживаний, К. Р. вырос под обаянием поэзии Майкова, Полонского, Фета, которым посвятил несколько восторженных посланий.

К.Р. очень тесно общался с А.А. Фетом. Их общение побуждало Константина Константиновича к творчеству. Фет был ему наставником, именно поэтому К.Р. адресовано такое большое количество посланий.



Иван Сергеевич Тургенев



Первое знакомство Фета с И.С. Тургеневым состоялось в мае 1853 года. Близкие отношения этих двух талантливых людей долгие годы поддерживались разнообразными литературными, житейскими связями и взаимной художнической симпатией; но не менее существенны были и их всегдашние мировоззренческие разногласия, приведшие в конце концов к разрыву отношений.

Иван Сергеевич помогал Фету в издании его стихов. Был ли Тургенев хорошим советчиком и редактором? Вопрос этот трудный, и однозначно ответить на него нельзя. Фет так писал о работе над изданием, в котором принимал самое непосредственное участие Тургенев: «Конечно, я усердно благодарил кружок, и дело в руках его под председательством Тургенева закипело. Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчеркнутыми стихами и требованиями их исправлений. Там, где я не согласен был с желаемыми исправлениями, я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице «Один в поле не воин» - вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным».

К концу жизни отношение Фета к Тургеневу изменилось - стало намного холоднее, чем в молодости.



Александра Львовна Бржеская



В годы военной службы у Фета были подлинные радости - высокие, истинно человеческие, духовные. Это прежде всего встречи с приятными и добрыми людьми. К таким интересным знакомствам, оставившим по себе память на всю жизнь, относится знакомство с супругами Бржескими. Муж и жена были людьми образованными, с живым умом, любили поэзию. Об этих людях Фет всегда говорит с любовью, по его рассказам становится ясно, как дорога ему эта пара. Особую любовь Фет питал к Александре Львовне. Эта женщина произвела на него неизгладимое впечатление и осталась в памяти на всю жизнь. Бржеская оставалась добрым другом Фета до конца его дней, они состояли в переписке. После того как умер ее муж и она осталась одна, Фет приглашал поселиться ее в его имении. Ей он посвятил несколько самых задушевных стихотворений: «Далекий друг, пойми мои рыданья…», «Опять весна! опять дрожат листы…», «Мы встретились вновь после долгой разлуки…» и другие.



Софья Андреевна Толстая



Софья Андреевна Толстая (урожденная Бахметьева) после первого брака вышла замуж за А.К. Толстого, была его постоянной помощницей, принимала гостей, занималась хозяйством усадьбы и воспитанием детей. Она была человеком незаурядным, со страстной натурой и открытой душой, человеком энергичным и трудолюбивым и вызывала дружеское расположение у многих гостей. «Графиня умела оживить свой чайный стол каким-нибудь тонким замечанием о старинном живописце, или о каком-либо историческом лице, или, подойдя к роялю, мастерской игрою и пением заставить слушателя задышать лучшею жизнью…»

Фет был в восторге от жены Алексея Константиновича. Она привлекала своей непринужденностью, добротой в обхождении, имела очень приятный характер, но с другой стороны была очень образованной, любила живопись, музыку. Всегда могла поддержать разговор. Софья создавала очень приятную обстановку в доме, поэтому в дом Толстых Фет стремился вновь и вновь.



Лев Николаевич Толстой



Длившаяся четверть века дружба Фета и Толстого показывает, в чем эти художники были схожими, в чем различны. Как бы там ни было - они сошлись - две стихии, лирика и эпос, «стихи и проза», сошлись дополняя друг друга.

Наиболее дружелюбными отношения Фета и Толстого были в период написания «Анны Карениной». Расхождение их началось в конце 80-х годов. Если Толстой был повернут спиной к царю, а лицом к мужику, то Фет, наоборот, стоял спиной к мужику, лицом к царю. Фет отрицательно отнесся к толстовскому начинанию - роману о декабристах. У Фета и Толстого имели место споры о христианстве. Если первый находил убежище в красоте, то второй - в патриархальном укладе крестьянской жизни. Длительная дружба и сотрудничество обоих оставили след в их творчестве.



Федор Евгеньевич Корш

Родился в семье известного литератора Е. Ф. Корша. До поступления в университет овладел греческим, латынью и основными западноевропейскими языками. Впервые выступил в печати в 1860. Коршу принадлежат многочисленные исследования в области классической филологии, славяноведения, иранистики, семитологии и тюркологии. Как лингвист занимался типологическим изучением языков, пользуясь сравнительно-историческим методом. Изучал античное, древнеиндийское, персидское, тюркское и славянское стихосложение. Многие историко-литературные работы Корша посвящены критическому анализу текстов классических авторов (Гесиода, Софокла, Еврипида, Горация, Овидия, Плавта и др.). Работы Корша в области славяноведения охватывают проблемы этимологии, исторической фонетики и грамматики, истории русского языка и диалектологии, сравнительной грамматики славянских языков, русской литературы, фольклора и мифологии.

Много времени Корш уделял стихотворным переводам с древних и живых языков, а также с русского языка на другие языки мира (в частности, ему принадлежат переводы стихотворений Пушкина на латынь).

Корш находился в приятельских отношениях с Фетом. Нельзя сказать, что они дружили. Их связывал определенный интерес к творчеству и искусству. Именно поэтому послания к нему содержат чаще всего критику.



Елизавета Дмитриевна Дункер



Елизавета Дункер, в девичестве Боткина, являлась дочерью Д.П. Боткина и Е.П. Баратынской. Жена Фета, Мария Боткина, являлась Елизавете родной тетей и состояла с ней в постоянной переписке. Но, несмотря на родство, молодая девушка сумела очаровать Афанасия Афанасьевича. Она была его музой на протяжении нескольких лет. Фет был влюблен в девушку, о чем свидетельствуют строки:



Я расскажу, что тебя беспредельно люблю,-

Муза поведает, что я за муки терплю.

Это признание говорит о том, что любовь поэта была безответна, но несомненно оставила светлый отпечаток в его душе















СВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВА ПОСЛАНИЙ С СОБЫТИЯМИ В ЖИЗНИ А.А. ФЕТА



При изучении фетовских стихотворных посланий было обращено внимание на то, что в одни годы поэт часто обращался к этому жанру, а в другие - редко или не обращался вовсе.

Графическая зависимость количества написанных стихотворных посланий от года их создания представлена на рисунке 2.

Исследовательская работа учащихся на тему Адресаты лирики А.А.Фета

Рис. 2.

Исследуя представленную диаграмму, не трудно заметить, что написание стихотворных посланий у поэта очень неравномерно. Можно предположить, что такая закономерность связана с событиями в жизни А.А. Фета. В начале 40-х годов произведения Фета начинают печатать два самых крупных в то время журнала - «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают, как образцовые, в известную в то время «Хрестоматию» А.Д. Галахова. Осенью 1844 года умирает скоропостижно дядя Фета, Шеншин Петр Неофитович. Фету он был близким и дорогим человеком, нежно его любящим, помогавшим ему деньгами во время учения. Теперь он умер, а деньги его загадочным образом исчезли. Это было еще одним потрясением. Возможно, именно по этой причине в этот период времени у Афанасия Афанасьевича было не так много стихотворных посланий.

После поступления на военную службу Фет почти полностью простился с творчеством. В 1844 году он пишет всего 10 оригинальных стихотворений, а в 1845 - только 5.

Особый отпечаток на творчество поэта, а именно на его стихотворные послания наложили любовь к Марии Лазич и знакомство с семьей Бржеских. В память о Марии Фет посвящает ей в 1850 году 4 стихотворения.

В 50-е годы Фет возвращается со службы в Москву. Имея большое желание выпустить новый сборник стихов, поэт активно занимается его подготовкой. Редактирование берет в свои руки И.С. Тургенев. Фет отправляется в путешествие за границу, там он знакомится со многими образованными людьми.

В 1857 году поэт женится на Марии Петровне Боткиной, поэтому не случайно Фет посвятил своей возлюбленной 3 послания.

В начале 60-х годов А. А. Фет, разочаровавшись в профессиональной литературной деятельности, купил поместье и занялся сельским хозяйством. В это время он ведет активную переписку со своими друзьями, в том числе со Львом Толстым и Иваном Тургеневым. В 1860 году было написано 6 посланий, которые адресованы как друзьям, так и Марии Лазич, любовь к которой поэт до конца своих дней хранил в сердце.

В 70-е годы Афанасий Афанасьевич покупает имение в Воробьевке и возвращается к работе над сборником стихов. В 1877 году выпускает четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни».

К концу жизни творческий потенциал Фета резко увеличился. Он начал заниматься активными переводами, которые доставляли ему особое удовольствие. В 1886 году Фету за переводы античных классиков присвоено звание члена-корреспондента Академии наук. В этом году написано наибольшее количество посланий, их насчитывается 14. Среди них больше обращений к царским особам, с которыми Фет не так давно вступил в хорошие дружеские отношения. Его пятидесятилетний литературный юбилей в 1889 году был отмечен торжественно, пышно и вполне официально. Новым императором Александром III ему было пожаловано звание старшего ранга - камергер.

В ходе исследования стало очевидно, что большую часть посланий поэт написал уже ближе к концу жизни. Это связано с тем, что Фет добился высокого звания, вернул истинную дворянскую фамилию Шеншина со всеми ее почестями.











































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проанализировав лирические послания Афанасия Афанасьевича Фета, а также литературу, посвященную окружению поэта, можно сделать вывод, что среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Фет, есть один, особый талант дружбы. Поэт на протяжении своей жизни в определенные периоды достаточно часто обращался к жанру лирического послания, который наиболее полно передает состояние человека, тончайшие оттенки его переживаний.

В ходе исследования было выявлено 138 стихотворных посланий, написанных в разные годы и обращенных к 57 адресатам. 60 посланий (43%) адресовано близким друзьям поэта. Следующую большую группу составляют стихотворения, относящиеся к любовной лирике (47 посланий, 34%). 16 (12%) произведений посвящено представителям царской фамилии; 10 (7%) посланий адресовано деятелям культуры, науки, искусства. Отдельную группу составляют стихотворные послания, посвященные родственникам (5 посланий, 5%).

Был также рассмотрен круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических посланий. Среди этих людей Мария Лазич (14 посланий), Константин Константинович Романов (9 посланий), Иван Сергеевич Тургенев (7 посланий), Александра Львовна Бржеская (7 посланий), Софья Андреевна Толстая (5 посланий), Лев Николаевич Толстой (5 посланий), Федор Евгеньевич Корш (5 посланий), Елизавета Дмитриевна Дункер (5 посланий).

Как показало исследование, чаще всего к жанру послания поэт обращался в 1886 году (14 стихотворений), в 1888 году (12 стихотворений), в 1887 году (9 стихотворений), в 1890 году (7 стихотворений). Есть же периоды в жизни поэта, когда он вовсе не обращался к написанию посланий по объективным причинам, которые рассматриваются в работе.

Систематизировав сведения о лицах, которым Фет посвящал свои стихи, автор работы предпринял попытку создания каталога «Адресаты лирики Фета» , которое рекомендует использовать как наглядное пособие при изучении творчества поэта.

































Список литературы



  1. А.А Фет. Воспоминания: в 3 т. - Репр. изд. 1890-1893 гг. - М: Культура, 1992.

  2. А.А. Фет. Собрание сочинений: в 2 т. - М: Худож. лит., 1982.

  3. Бухштаб Б.Я. А. А. Фет: очерк жизни и творчества/Б.Я. Бухштаб. - Л.: Наука, 1974.

  4. Гапоненко П.А. О поэтике А.А. Фета//Литература в школе. - 2000. №8. - С.2-5

  5. Клюквина С.Н. Литература. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М: Аквариум, 1997.

  6. Кошелев В.А. «Сказаться душой…»//Литература в школе. 1995. №3 - С.8-17.

  7. Лебедев Ю.В. «Небесным пением своим он усыпил земные муки» О творчестве Ивана Ивановича Козлова//Литература в школе.- 1997. №1 - С.6-20.

  8. Озеров Л.А. А.А. Фет. - Л., М: Знание, 1970.

  9. Рогозинский В.В. Фет и эстетика «чистого искусства»// Русский язык и литература в школах Украины. - 1990. № 11(127). - С.24-32.

  10. Русский биографический словарь. Репринтное воспроизведение. - Москва: Аспект Пресс. 1995-1999.

  11. Русские писатели. Библиогр. слов. (В 2 ч.). Ч. I. А-Л/ Редкол.: Б.Ф. Егоров и др./ Под ред. П.А. Николаева. - М: Просвещение, 1990.

  12. Русские писатели. Библиогр. слов. (В 2 ч.). Ч. 2. М-Я/ Редкол.: Б.Ф.Егоров и др./ Под ред. П.А. Николаева. - М: Просвещение, 1990.

  13. Фет А.А. Стихотворения. - Государственное издательство художественной литературы, 1956.

  14. Фет А.А. Стихотворения/Сост. и предисл. Е. Винокурова. - М: Худож. лит., 1979. - 319с.

  15. Фет А.А. Сад весь в цвету. Лирика. Вступит. ст. Л.А. Озерова, примеч. В.И. Коровина. - М: «Дет. лит.»,1975.

  16. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма/Вступит. ст. А.Е.Тархова; Сост. и примеч. Г.Д. Аслановой, Н.Г. Охотина и А.Е. Тархова. - М.: Сов. Россия, 1988.

  17. Энциклопедический словарь/Ф. Брокгауз, И. Ефрон. Современная версия. - М: Изд-во Эксмо, 2003.

  18. Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М: Аванта+, 1999.









1 Озеров Л.А. А.А. Фет. Л. М: Знание, 1970. - С.3

2

3

4</<br>





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал