- Учителю
- Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику В. Я. Коровиной (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику В. Я. Коровиной (ФГОС)
Пояснительная записка
Программа по литературе для 6А класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №24».
Программа предполагает на изучение предмета - 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Целью изучения предмета «Литература» является создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма
-
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
-
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Виды и формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый: письменный ответ на вопрос; зачёт; сочинение на литературоведческую тему; тест; проект
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности смотреть в паспорте кабинета.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 А классе (2014-2015 учебный год)
№
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Основные виды деятельности
Системное повторение (подготовка к ОГЭ)
Художественное произведение. Содержание и форма.
Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.
ОГЭ: 1.1
Устное народное творчество (4 ч.)
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора
Определяют понятия «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; объясняют смысл и толкование значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
ОГЭ: 1.3
Загадки. В чем красота русского фольклора?
Учатся в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
ОГЭ: 1.3
Рр. «Что я знаю о человеке из Древнерусской литературы».
Учатся в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи
ОГЭ: 1.3
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе».
Определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
ОГЭ: 3.2
Из древнерусской литературы. Из литературы XVIII века (2 ч.)
Произведения 18 века. Русские басни.
Понятие басня, структура басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Анализируют басню, определяют проблематику произведения.
ОГЭ: 3.2
И. А. Крылов. «Осел и Соловей»
Понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);
термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих); работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни
ОГЭ: 5.1
Выразительное чтение басен И.А.Крылова.
Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);
термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
работа со статьей учебника; определять жанровые признаки басни
ОГЭ: 5.1
Басни «Листы и корни», «Ларчик».
Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);
термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
ОГЭ: 5.1
Вн.чт. И.А.Крылов «Баснописец, каких не было».
Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);
термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
ОГЭ: 5.5
12
А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник»
Изучают историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимают, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; определяют средства художественной выразительности и их роль, находят в стихотворении признаки жанра послания, прослеживают эволюцию чувств лирического героя
ОГЭ: 5.5
13
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».
Определяют какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
ОГЭ: 5.5
14
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
А.С. Пушкина: периоды его творчества, история создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
ОГЭ: 5.5
15
А. С. Пушкин.
«Барышня-крестьянка»
Определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
ОГЭ: 5.8
16
Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов
ОГЭ: 5.8
17
С/р по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
А.С. Пушкина: периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
ОГЭ: 5.8
18
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Художественные средства, используемые поэтом, при передаче приметы зимнего пейзажа
ОГЭ: 1.6, 1.7
19
Дубровский -старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Определение средств художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
ОГЭ: 1.6, 1.7
20
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
ОГЭ: 1.6, 1.7
21
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Определять сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
ОГЭ: 1.6, 1.7
22
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви.
ОГЭ: 1.6, 1.7
23
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
История создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды, составление плана в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев
ОГЭ: 1.6, 1.7
24
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Знание истории создания романа; понимание зависимости поведения человека от социальной среды; составление плана в соответствии с рассказом; сравнение образов главных героев, правильно оценивать поведение героев
ОГЭ: 1.6, 1.7
25
Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе
ОГЭ: 1.6, 1.7
26
Обобщение по теме «Дубровский».
Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе
ОГЭ: 1.6, 1.7
27
Сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе
ОГЭ: 1.6, 1.7
1 четверть-27часов
М.Ю. Лермонтов (5ч.)
М.Ю. Лермонтов (5ч.)
28
М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в творчестве поэта.
М.Ю. Лермонтов, периоды его творчества, , определение понятия «эпитет»; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
ОГЭ: 5.10
29
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Осуждение истории появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения; уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте.
ОГЭ: 5.10
30
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты
ОГЭ: 5.10
31
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
ОГЭ: 5.10
32
Самостоятельная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
Художественные особенности стихотворения. Понимание идейного смысла стихотворения. Анализ лирического произведения
ОГЭ: 5.10
И.С. Тургенев (5 час)
33
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
Историю создания сборника «Записки охотника»;
Выстраивать монологическое высказывание; анализировать эпизоды
ОГЭ: 6.2
34
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С.Тургенева «Бежин луг».
Исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.
ОГЭ: 6.2
35
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Пересказ содержания рассказа,сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст
ОГЭ: 6.2
36
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст
37
Вн.чт. по рассказам из цикла «Записки охотника»
Составление словесного описания портрета, составлять портретную характеристику
ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8
Ф.И. Тютчев (3 час)
38
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
Определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Тютчева остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8
39
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
Определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Тютчева остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8
40
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
Определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); определять средства художественной выразительности, элементы фабулы.
ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8
41
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…»
Определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8
42
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
Определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8
43
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Факты биографии Некрасова, литературная деятельность; определение понятий «сюжет», «фабула», понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
44
Народ - созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); определение средств художественной выразительности, элементы фабулы.
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
45
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); определение средств художественной выразительности, элементы фабулы
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
46
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); определение средств художественной выразительности, элементы фабулы
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
47
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;
уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
48
Самостоятельная работа по произведениям поэтов XIX века.
Дача краткого и развернутого ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8
49
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.
Изучение фактов его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
ОГЭ: 1.7, 1.8
2 четверть - 22
Н.С. Лесков (6 час)
50
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
12.01
12.01
Содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе
ОГЭ: 1.6, 1.7
51
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
Понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении
52
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Определение понятия «народная этимология»; осознавать и видеть комическое в произведении
ОГЭ: 1.6, 1.7
53
Сказовая форма повествования.
Определение сказа; определение особенности сказа
ОГЭ: 1.6, 1.7
54
Самостоятельная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
Краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
ОГЭ: 1.6, 1.7
55
А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
Изучение фактов биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним».
ОГЭ: 1.6, 1.7
56
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Понимать смысл названия рассказа; Наблюдение над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания
ОГЭ: 1.6, 1.7
57
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
Понимание смысла названия рассказа; наблюдение над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания
ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10
58
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»
Определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Я.Полонского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10
59
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».
Определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10
60
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении А.К.Толстого отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
61
Самостоятельная работа по стихотворениям поэтов 19 века
Анализ лирического произведения, создание связного текста
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
62
А.И.Куприн «Чудесный доктор».
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
63
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют внимание к личности другого. Уважение ценностей семьи.
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
64
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
Знакомство с автором, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были.
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
65
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
Отмечают сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определяют их общее и отличное
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.2
66
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Объясняют смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.2
67
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Объясняют смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений
ОГЭ: 1.6, 1.7
68
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
Составляют тезисный план, прочитанной статьи, находят в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализируют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор
ОГЭ: 1.6, 1.7
69
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Факты биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
ОГЭ: 1.6, 1.7
70
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
ОГЭ: 1.6, 1.7
71
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;
выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, прослеживают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные вопросы
ОГЭ: 1.6, 1.7
72
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;
выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, прослеживают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные вопросы
73
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Понимать смысл произведения, мотивы поведения бабушки; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
ОГЭ: 7.10
74
Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
ОГЭ: 7.10
75
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
Содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя
ОГЭ: 7.9
76
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
ОГЭ: 7.9
77
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
ОГЭ: 7.9
3 четверть-28 ч.
ОГЭ: 7.9
78
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Содержание сказки-были; смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
ОГЭ: 7.9
79
Человек в окружающем мире в сказке-были «Кладовая солнца».
Определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса;
ОГЭ: 7.9
80
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться
ОГЭ: 7.9
81
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
Определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А.Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
ОГЭ: 7.9
82
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
Определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,
близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
83
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
ОГЭ: 1.2, 1.6
84
Самостоятельная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века.
Художественные особенности стихотворения. Идейный смысл стихотворения, анализ лирического произведения
ОГЭ: 1.2, 1.6
85
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».
Смысл названия произведения, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
ОГЭ: 1.2, 1.6
86
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М.Шукшина.
Рассказ «Срезал».
Понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам
ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.2
87
Контрольная административная работа
Создание связного текста
ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.2
88
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Знакомство с сюжетом рассказа; смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.4
89
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Понимание смысла названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.10
90
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Понимать сюжет рассказа; смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
ОГЭ: 1.7,1.8
91
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
Понимание основных мотивов творчества Г.Тукая (родина, природа),уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
ОГЭ: 7.7
92
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки
ОГЭ: 7.7
93
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
Определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки
94
Геродот. «Легенда об Арионе».
Определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое
ОГЭ: 1.2, 7.9
95
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
Определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое;
Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений
ОГЭ: 1.2, 7.9
96
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
Понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
ОГЭ: 1.2, 7.9
97
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
Изучение биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
98
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
Чтение сведений о биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
99
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
Сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
100
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Изучение фактов биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8
101
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Вечные истины в сказке
Определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
ОГЭ: 8.1
102
Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения
Определяют по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения
ОГЭ: 1.1
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
По плану
По факту
По плану
По факту
По плану
По факту
По плану
По факту
По плану
По факту
Всего
27
22
28
25
102
Количество сочинений
2
1
3
Количество самостоятельных работ
2
2
2
1
7
Административная контрольная работа
1
1