- Учителю
- : Величие русских женщин (по поэме Некрасова «Русские женщины») .
: Величие русских женщин (по поэме Некрасова «Русские женщины») .
Приз Валентина Эмануиловна
Средняя школа с.Степногорское
г.Степногорск Казахстан
Тема урока: Величие русских женщин (по поэме Некрасова «Русские женщины»).
Цели урока:
-
Обучающая: совершенствование навыков работы с лирическим произведением; углубление знаний учащихся по теории литературы; совершенствование приёмов раскрытия характера литературного героя.
-
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся.
-
Воспитывающая: помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни; раскрыть и довести до их сознания величие духа русской женщины, вызвать уважение к ним, учить задумываться над общечеловеческими ценностями бытия.
Тип урока: Урок - размышление.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оформление урока:
- портрет Н.А. Некрасова;
- иллюстрации;
- плакат;
- звукозапись;
- тексты.
Словарная работа:
Долг-обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для
выполнения.
Самоотверженность (ый) - жертвующий своими интересами ради других, ради общего
блага. (Самоотверженный характер, поступок).
Преданность (ый) - исполненный любви и верности кому-нибудь.
Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
Решительность (ый) - твёрдый в поступках, не колеблющийся, исполненный твёрдости,
непреклонности.
Мужество-храбрость - присутствие духа в опасности, проявление стойкости.
Ход урока.
Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости при всей вашей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны Ваши имена!
А. Беляев
I Оргмомент. Активизация внимания.
-
Слово учителя.
Женщина… Сколько о ней сказано и написано!
Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Венера, Нефертити, Мария, Катерина, Анна, Александра… Многие из этих имён стали символами преданности и верности, красоты и женственности, мудрости и вдохновения, а также всепокоряющей любви к людям…
Женщины… Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.
… Любовь и верность воспевали,
В Уныние вы не впадали,
Святое свято берегли-
Иначе жить вы не могли!
Женщина - это прекрасное творение природы…
Должна быть в женщине какая-то загадка,
Должна быть тайна в ней какая-то…
-
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим о женщинах, образы которых созданы поэтическим пером Некрасова; о тех русских женщинах, о которых великий поэт сказал:
«… их самоотверженность останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине…»
Речь пойдёт о поэме «Русские женщины» и её героинях.
Цель: мы должны проследить:
-Как они, героини Некрасова, «измождённые трудом и горем, смогли сохранить величие духа и сиять своей нетленной красотой, как великие статуи, пролежавшие тысячелетия в земле» (Гончаров)?
- Как высокое чувство любви и долга помогло им сделать свой нравственный выбор?!
«Вы стали поистине образцом самоотвержения,
Мужества, твёрдости при всей вашей юности,
Нежности и слабости вашего пола.
Да будут незабвенны имена Ваши!» - напишет позднее декабрист А. Беляев.
II Проверка домашнего задания. Ввод в тему урока.
-
О чём же эта поэма? (ответы учащихся).
«Русские женщины» - это поэма о мужественном и благородном подвиге жен русских декабристов.
Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни, роскоши, и отправились в далёкую суровую Сибирь на каторгу, куда были сосланы их мужья-декабристы, чтобы делить с ними изгнание, своей любовью поддержать в них мужество и волю к борьбе. Они отказались от всех удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, сибирский холод и одиночество.
-
Тяжело было, но нравственный выбор сделан.
- Как же шли героини к этому выбору?
- Что дало им силы пережить драму разрыва с родными местами, родным домом и даже родными детьми?
Любовь, мужество, решительность, высокое чувство ответственности, долг, смелость, большая сила воли, преданность, самоотверженность, твёрдость духа и душевное благородство. Эти нравственные ценности стали основой их подвига, их поступка.
Вывод: Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все эти испытания до конца остаться любящей женщиной и преданным другом!
-
Слова учителя.
Говоря о своих героинях, Некрасов восклицал:
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали?
Их имена забыться не должны!
(обращаемся к стенду).
Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьёва, Полина Анненкова… Этот список можно продолжать.
Она другим дорогу проложила,
Она других на подвиг позвала, - так сказал Некрасов о Екатерине Трубецкой.
-Что мы можем сказать о ней?
Да она была первой из них!
Дочь графа Лавалля, она, видевшая Рим и Грецию, она недавно танцевавшая кадриль с Николаем I, первой поехала за мужем в Сибирь!
III Работа по теме. Анализ поэмы.
Теперь обратимся к поэме «Княгиня Трубецкая» - часть I гл.3.
-
О каком доме говорит княгиня?
В какую сталь одела грудь?
-
В каком эпизоде впервые слышится решительность и готовность к борьбе?
(Встреча в тюрьме с мужем).
Скажи, что делать? Я сильна,
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча…
- В пути ей сниться сон - воспоминания о прошлой жизни.
3. Какую нагрузку несут эти эпизоды в раскрытии образа героини?
-Воспоминания передают внутреннюю борьбу Трубецкой на пути к окончательному решению. Мотив дороги связан с темой нравственного выбора, с темой восхождения к нравственному подвигу.
- Встреча с губернатором - самое последнее и тяжёлое испытание на пути к поставленной цели.
4. Как губернатор наращивает психологическое давление на молодую женщину?
А) трудности дороги
(«Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть.»)
Б) он здесь и власть и царь
(«Покуда я не прикажу:
Здесь я - царь.»)
В) бумага
(«С последней почтой прислана бумага»).
Г) трудности жизни в Сибири
(«Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?»)
Д) угрызения совести мужа
(«В себе он будет сознавать
Причину ваших слёз»)
Е) напоминает о славе и знатности рода
(«Когда б не доблестная кровь
Текла б в вас - я б молчал.»)
Ж) обращается к женской гордости
(«… бежите вы за ним,
Как жалкая раба!»)
З) угроза добираться «этапом»
(«Вас по этапу поведут
с конвоем...»)
5. Как ведёт себя княгиня?
Все доводы губернатора разбиваются о твёрдость принятого решения. В тяжёлую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути её не остановят. В её словах - и любовь, чувство долга.
6. Как воспринимается поединок между губернатором и этой беззащитной женщиной.
7. Инсценировка из поэмы (музыка).
(Приложение I)
Вывод: Это нравственная победа княгини Трубецкой.
Ни уговорами, ни запугиваниями, ни угрозами не удалось ему сломить волю этой женщины. Он сам был сломлен великой силой её самоотверженной любви к мужу.
«Княгиня Волконская» - II часть
-
«Сибирь так ужасна, Сибирь далека,
но люди живут и в Сибири», - говорит другая героиня Некрасова Мария Волконская. Эта мысль зреет в её душе.
- Как рассказывает о ней Некрасов?
- Свидание Волконских в тюрьме.
- Как эта встреча характеризует Марию Волконскую?
- Какие черты характера раскрываются в ней?
(Мужество, решительность, высокое чувство долга, смелость, твёрдость духа, душевное благородство).
Она уже здесь, в тюрьме, приняла решение. («Ведь каторга нас не разлучит!»)
-
Как она говорит о своём чувстве долга:
- …место моё не на пышном балу,
А в дальней пустыне угрюмой,
Где узник усталый в тюремном углу
Терзается лютою думой
Один… без опоры… Скорее к нему!
Там только вздохну я свободно.
Делила с ним радость, делить и тюрьму
Должна я… Так небу угодно!..
-
Как Волконская анализирует возрастающую силу своей любви? Этапы своей любви?
- Ты сердца единый избранник…
- Я в нём полюбила героя…
- Позднее я в нём полюбила отца малютки, рождённого мною.
- Последнюю, лучшую сердца любовь
- В тюрьме я ему подарила!
- И я полюбила его, как Христа…
- Умру я, тоскуя по мужу…
4. Как автор показывает внутреннюю борьбу в душе княгини? Чем углубляется драматизм положения? (вынуждена оставить крохотного ребёнка).
Волненье
Меня охватило. «Я еду». Давно
Так радостно сердце не билось…
но
…И в горе упав на ручонки его
Лицом, я шептала, рыдая:
«Прости, что тебя для отца твоего,
Мой бедный, покинуть должна я…»
Сердце разрывалось на части, как его поделить?
С большой душевной болью оставляет она своего ребёнка.
Сестру заклинала я снова
Быть матерью сыну… Сестра поклялась…
Никогда не увидит своего сынишку, через год умрёт.
5. В Москве Волконская встречается с Пушкиным, который внушает ей бодрость и веру в то, что её подвиг не напрасен. Он напутствует княжну прекрасными и гордыми словами. В этих словах он рисует благородный и светлый образ Марии Волконской, с её душевной чистотой и «гордым терпеньем». (Стихотворение А.С. Пушкина. Приложение II).
6. Инсценировка.
«Сцена свидания Волконской с мужем в остроге». (Приложение III).
7. Какой показывает нам её поэт в заключительной части поэмы? (стойкой, бесстрашной, самоотверженной).
Вывод: Она бесстрашно спускается в подземные шахты рудника, как светлая и радостная вестница «края родного». Она вселяет бодрость и уверенность в ссыльных декабристов.
Каким глубоким смыслом проникнута и как трогательно описана эта встреча, когда она, увидав мужа в оковах, целует их, опустившись на колени!
И тихого ангела бог ниспослал
В подземные копи…
Взволнованы, бледны, суровы -
Стояли кругом. На недвижных ногах
Не издали звука оковы… Святая, святая была тишина!
IV Углубление темы. Дополнительные сведения.
- Хочется сказать ещё об одной женщине, урожденной француженке, о ней не написано в поэме, но она тоже станет «русской декабристкой», поедет вслед за своим возлюбленным в Сибирь и выйдет там за него замуж. Это будет первая свадьба на каторге.
Полина Гебль - жена декабриста Ивана Анненкова, вспоминает о том, как Ивана привели в кандалах… (Приложение IV)
Звучит музыка.
V Обобщение. Заключение. Выводы.
Слово учителя.
- Настоящие женщины … Их душа источает столько добра, тепла и любви, что можно говорить о её великой красоте, - отзывается Некрасов о своих героинях.
Наверное, эти мысли поэта не устарели и в наши дни. Ведь в любви есть что-то тайное, святое, ей нет конца…
Нравственный подвиг героинь Некрасова позволяет нам понять, что есть в жизни что-то тайное, святое, что делает наше существование не таким уж зависимым от материальных благ. Их жизнь похожа на песню, пропетую сильными, чистыми и звонкими голосами. Это гимн дома, нотки которого более чем через полтора века удивляют нас и заставляют преклонить колени перед их подвигом.
VI Рефлексия.
-
В чём же каждый из вас увидел подвиг этих женщин?
-
Какой след оставила эта поэма и какие мысли и чувства вызвали в вашей душе?
(отзывы учащихся).
-
Можно ли назвать этих женщин счастливыми? Стоило ли им отказывать?
-
Что дало им силы стать счастливыми? (Любовь, долг, верность, преданность - те нравственные ценности, о которых мы говорили).
Вывод: И каждая из этих женщин, выстадав своё счастье, с гордостью могла сказать: «Я самая счастливая женщина на свете!» Смысл жизни их заключался в любви, преданности, верности своему долгу.
«Любила ты, и так, как ты, любить-
Нет, никому не удавалось!» - напишет впоследствии русский поэт Ф.И. Тютчев.
В основе этих судеб - стремление к нравственному совершенству, к духовному освобождению. Ведь задача нравственного совершенствования человека никогда не устареет, а смысл-то искусства и заключается в защите человечности, в утверждении добра.
И хочеться думать, что и сейчас существует подобная любовь с таким накалом чувств и мыслей, и тяга к такой любви не истощится никогда, так же, как и не истощится тяга к красоте и гармонии.
VII Итоги урока. Выставление оценок.
VIII Задание на дом. Написать сочинение на тему: «Образ русской женщины в поэме Некрасова».
Приложение I
Инсценировка эпизода из части «Княгиня Трубецкая».
Автор:
(на фоне музыки)
Уже два месяца почти
Бeccменно день и ночь в пути…
Её в Иркутске встретил сам
Начальник городской.
(Княгиня входит, губернатор поднимается).
Княгиня:
В Нерчинск! Закладывать скорей!
Губернатор:
Прошу помедлить час.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
Княгиня:
Благодарю вас! Я сильна… (присаживается)
Уж не далёк мой путь…
Так что же даром и болтать! (вскакивает)
Готов ли мой возок?
Губернатор:
Нет! Я ещё не приказал…
Княгиня! Здесь я - царь!
Садитесь! (усаживает княгиню)
Княгиня:
Нет! Что однажды решено-
Исполню до конца! (вскакивает)
Губернатор:
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Да-с, восемь месяцев зимы
Там - знаете ли вы?
Там люди редки без клейма
Ие угой черствы.
Ужасен там тюремский дом,
Глубоки рудники.
Вам не придётся с мужем быть
Минуты глаз на глаз;
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Пускай ваш муж - он виноват…
А вам теперь… за что?
Княгиня:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Губернатор:
Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Княгиня:
Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя…
Губернатор:
Живут? Но молодость свою
Припомните, дитя!
Княгиня:
Пусть смерть мне суждена -
Мне нечего жалеть!..
Я еду, еду, я должна
Близ мужа умереть. (решительно к дверям)
Губернатор:
Да вы умрёте, но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него прошу:
Не ездите туда!
Княгиня:
Ах, эти речи поберечь
Вам лучше для других!
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг - я слёз перенесу
В проклятую тюрьму -
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
Губернатор:
Прекрасные мечты!
Но достанет на пять дней.
Княгиня:
Молчите!... Боже мой!... (закрывает лицо руками)
Губернатор:
Да откровенно говорю,
Вернитесь лучше в свет!
Княгиня:
(открывает руки от лица)
Вернуться? Жить среди клевет,
Пустых и тёмных дел?
Нет, нет, я видеть не хочу
Продажных и тупых…
Губернатор:
Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя:
О ком тоска? К кому любовь?
Княгиня:
Молчите, генерал!
Губернатор:
И что ж?... бежите вы за ним,
Как жалкая раба!
Княгиня:
(гордо) Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
Автор:
Княгиня кончила… Молчал
Упрямый старичок.
Он долго, важно, молчалив,
По комнате ходил.
И наконец, сказал:
Губернатор:
Быть так! Вас не спасёшь, увы
Но знайте: сделав этот шаг,
Всего лишитесь вы!
Княгиня:
Да что же мне ещё терять? (встаёт)
Губернатор:
За мужем поскакав,
Вы отреченье подписать
Должны от ваших прав!
Княгиня:
Нет! Ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? (протягивает руку)
Подпишу!
И живо - лошадей!
Губернатор:
Бумагу эту подписать?
Да что вы? Боже мой!
Ведь это значит нищей стать
И женщиной простой!..
(княгиня подписывает бумагу)
Приложение II
Напутствие Пушкина Волконской.
Идите, идите! Вы сильны душой,
Вы смелым терпеньем богаты,
Пусть мирно свершится ваш путь роковой,
Пусть вас не смущают утраты!
Поверьте, душевной такой чистоты
Не стоит сей свет ненавистный!
Блажен, кто меняет его суеты
На подвиг любви бескорыстной!
Да, верю! Недолго вам горе терпеть,
Гнев царский не будет же вечным…
Но если придётся в степи умереть
Помянут вас словом сердечным:
Пленителен образ отважной жены,
Явившей душевную силу
И снежных пустынях суровой страны
Сокрывшейся рано в могилу!
Приложение III
Мария Волконская (на фоне музыки)
Волконская:
Не знала я, что впереди меня ждёт,
Я утром в Нерчинск прискакала,
Не верю глазам - Трубецкая идёт!
Догнала тебя я, догнала!
- Они в Благодатске! - я бросилась к ней
Счастливые слёзы роняя…
В двенадцати только верстах мой Сергей
И Катя со мной Трубецкая!
Трубецкая:
Устала, устала я, Маша!
Волконская:
Не плачь, моя бедная Катя! Спасёт
Нас дружба и молодость наша!
Нас жребий один неразрывно связал,
Судьба нас равно обманула,
И тот же поток твоё счастье умчал,
В котором моё потонуло.
Пойдём же мы об руку трудным путём,
Как шли зеленеющим лугом,
И обе достойно свой крест понесём,
И будем сильны мы друг с другом!
Найдём мы униженных, скорбных мужей,
Но будем мы их утешеньем,
Мы кроткостью нашей смягчим палачей,
Страданье осилим терпеньем,
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!
(музыка) Трубецкая уходит.
Автор:
И дальше Волконская вспоминает:
Волконская:
Вдруг кто-то воскликнул: идёт он! Идёт!
Сергей торопился, но тихо шагал.
Оковы уныло звучали.
Пред ним расступались, молчанье храня,
Рабочие люди и стража...
И вот он увидел, увидел меня!
И руки простёр ко мне «Маша»!
(музыка)
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моём,
Вполне поняла его муки!
(музыка)
Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени,
И прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила…
(музыка)
Приложение IV
Полина Гебль-Анненкова.
(звучит скрипка)
-
Итак, я еду в Читу…
Радости моей нет предела…
Ещё несколько минут - и лошади слетят
С откоса вниз, к деревне. Сани остановятся
У края улицы. Вдали виднеется частокол
Острога, комендатура, бревенчатая суровая
Церковь. Ещё только шаг, ещё шаг…
(музыка)
-
Невозможно описать нашего первого свидания,
Той безумной радости, которой мы предались
После долгой разлуки…
(музыка)
-
А потом была наша свадьба… - событие для всей Читы.
Церковь была темна, у окон теплилась лампадка…
Собралась вся деревня - от мала до велика…
Ещё бы! Свадьба каторжанина и француженки!
(музыка)
-
Молча расступились люди, отстали солдаты,
На наперти церкви, у самого входа в неё, сняли с него оковы!
Церемония продолжалась недолго, священник торопился.
По окончании Ивану снова надели оковы и отвели в острог…
(музыка)