- Учителю
- Система уроков по изучению комедии Н.В.Гоголя Ревизор в 7 классе
Система уроков по изучению комедии Н.В.Гоголя Ревизор в 7 классе
Дистанционный конкурс
педагогических идей и мастерства
ИЗУЧЕНИЕ
КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ
«РЕВИЗОР»
В 7 КЛАССЕ
ИЗУЧЕНИЕ
КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ
«РЕВИЗОР»
В 7 КЛАССЕ
Кулеш Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Учебно-педагогический комплекс
Ворнянский ясли-сад-средняя школа»
УРОК 1
ТЕМА: Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии
ЦЕЛЬ:
расширить знания учащихся о личности Н.В.Гоголя и его произведениях;
сформировать представление учащихся о драматическом произведении;
познакомить с историей создания комедии «Ревизор», раскрыть её идейный замысел;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературоведческими источниками;
способствовать развитию аналитического мышления, коммуникативной культуры учащихся;
воспитывать читательскую культуру, прививать интерес к сценическому искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, презентация, записанная в программе Мicrosoft Pawer Point, «Словарь литературоведческих терминов», учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона
Учитель: Ребята, любите ли вы шутить? (ответы учащихся)
- А над кем чаще всего смеётесь? Почему? (ответы учащихся)
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Учитель: А знаете ли вы, что именно в международный день смеха - 1 Апреля - родился известный русский писатель, драматург Николай Васильевич Гоголь? (ответы учащихся)
(демонстрируется Слайд №1)
- Вспомните, какие произведения писателя вам уже известны?
(ответы учащихся)
3. Изучение нового материала
3.1. Расширение знаний учащихся о личности Н.В.Гоголя. Просмотр видеоролика «Жизнь Гоголя»
Учитель: Предлагаю вашему вниманию видеофильм, отражающий основные этапы жизненного и творческого пути Н.В.Гоголя.
(демонстрируется Слайд №2, видеоролик)
- Вместе с тем Николай Васильевич был очень неординарной личностью. Он отличался большим количеством чудачеств и странностей характера.
3.2. Информационные минутки
Учащийся 1: Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сёстрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Учащийся 2: Писатель обожал миниатюрные издания. Не любил и не знал математики, но выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Учащийся 3: Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл «гоголем-моголем» и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
Учащийся 4: Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Учащийся 5: В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Во время пребывания в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
Учащийся 6: Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Учащийся 7: Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что, в конце концов, вылились в повесть "Нос".
3.3. История создания комедии «Ревизор»
Учитель: Действительно, Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель-сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика. Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем стал для него Пушкин (демонстрируется Слайд №3), у которого Гоголь просил: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». Что же получилось из этой просьбы?
Учащийся (заранее подготовленный) - примерный ответ: В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию "Ревизор". История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала "Отечественные записки" Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в "Петербургских записках 1836 года": " Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!" Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре - не частные люди, а должностные, представители власти. Анекдот, рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в "Авторской исповеди": "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем". "Ревизор" был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки.
3.4. ФизкультминуткаАкт, явление, ремарка
Что-то в классе стало жарко…
Сцена, занавес, подмостки -
Выучить не так-то просто!
учащиеся, как при счёте, загибают пальцы, маршируют в такт стихотворения
Наклоняйся, приседай,
Дружно, весело шагай.
Малость косточки размять -
И к учёбе приступать.
учащиеся выполняют наклоны, приседания
3.5. Исторический экскурс
Учитель: Я думаю, у вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто такой ревизор? Чем он занимается?». Обратите внимание, сколько времени Н.В.Гоголь работал над своим произведением.
Учащиеся: 1836-1842 годы.
Учитель: До 1823 - 1825 годов каждая губерния ревизовалась раз в 3 года. Большие сановники сами по России не ездили, а посылали молодых чиновников, находящихся на самых низших ступенях служебной лестницы. Чиновники приезжали не в мундире, а в гражданской одежде; это облегчало тайное наблюдение за порядками в губернии.
3.6. Работа с литературоведческими терминами.
Метод «Инсерт»
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы услышали новые для вас литературоведческие понятия - драматическое произведение, комедия. Вспомните, какие роды литературы вам известны.
Учащийся: Существуют три рода литературы - это эпос, лирика и драма.
Учитель (демонстрируется Слайд №4): Как видно из схемы, одним из жанров драмы и является комедия. Для того чтобы понять произведение "Ревизор", мы с вами постараемся определить особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене. С помощью учебника постарайтесь назвать отличительные черты драматических произведений, пометками «+» обозначить ту информацию, которая вам уже известна, «v» - если то, что прочитали, является новым, «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
(самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на стр.6-7)
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Учитель: Что из прочитанного является знакомым для вас? (ответы слабых учащихся)
- Какую новую информацию вы получили? (ответы учащихся, обучающихся на среднем уровне)
Учащийся: Для драматических произведений характерно:
а) предназначены для постановки на сцене, поэтому написаны в форме разговора действующих лиц, авторская речь почти отсутствует;
б) автор скрыт за персонажами;
в) характеры людей раскрываются в их действиях и поступках;
г) сюжет драматического произведения напряжён.
(данные особенности драматических произведений оформляются учащимися в рабочие тетради по русской литературе)
Учитель: При прочтении статьи вы встретили термины, характерные только для драматических произведений. Какие?
Учащийся: Комедия, ремарка, конфликт, мизансцена, афиша (демонстрируется Слайд №5).
Учитель: С помощью «Словаря литературоведческих терминов» найдите толкование этих слов.
(самостоятельная работа учащихся; озвучивание результатов поиска; демонстрация Слайда №6)
3.7. Знакомство с театральной жизнью комедии «Ревизор»
Учитель: Обратите внимание, как выглядела афиша к первым постановкам комедии (демонстрируется Слайд №7). Театр занимал большое место в жизни российских обывателей того времени. Репертуар был примитивный, игрались в основном водевили, фарсы, сколько-нибудь важные проблемы жизни страны, общества в театральных спектаклях не поднимались. Театр был местом, где можно было "на людей посмотреть, себя показать", весело провести время. Вот как Гоголь писал о театре того времени: "Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александринского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка…тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру и что же даётся на наших театрах? - какие-нибудь мелодрамы и водевили!" Какова же была театральная судьба комедии?
(демонстрируется Слайд №8)
Учащийся 1 (заранее подготовленный) - примерный ответ: В апреле 1936 года комедия была поставлена на сцене. Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера - министры, петербургская знать. В царской ложе - Николай Первый с наследником. В театре много знакомых Гоголя: Жуковский, которому Гоголь читал «Ревизора» во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга. Сначала смеялись охотно. Ведь комедия - это смешно. Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек. Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что два раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в четвёртом акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех. Аплодисментов почти совсем не было. Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. По окончании четвёртого акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом. Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит её принимать всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидев в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество», вообще на Россию. Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он - враг России, что он оклеветал её в комедии.
Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач Демидов, учредивший ежегодную премию в 20.000 рублей и передавший право присуждать её Российской академии наук, 11 мая 1836 года написал письмо секретарю Академии с просьбой увенчать Гоголя одною из золотых медалей. Но Академия была императорской. Демидову было отказано.
Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал.
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
Метод «Фишбоун»
Учитель: Ребята, вы видите скелет рыбы (демонстрируется Слайд №9).Но эта рыбка непростая: она на протяжении всех уроков будет плавать по волнам ваших знаний. Поэтому её необходимо оживить - каждую косточку скелета наполнить информацией по теме нашего сегодняшнего урока. Согласны? Начну с себя: ремарка. Продолжайте!
(высказывания учащихся)
- Рыбка ожила! (демонстрируется Слайд №10) Она готова сопровождать вас на всех уроках по изучению комедии «Ревизор».
5. Подведение итогов урока. Выставление отметок
6. Домашнее задание
Перечитать первое и второе действия комедии. Составить вопросник по материалу артикула «О драматических произведениях» и биографии Н.В.Гоголя.
Индивидуальное задание. Найти дополнительную информацию об уездном городе, толкование слова инкогнито.
7. Рефлексия.
Метод «Правило 3П»
Учитель: С какой целью вы сегодня пришли на урок? Достигнута ли онаПОЗНАКОМИТЬСЯ
(с чем познакомились сегодня на уроке)
ПОНЯТЬ
(что поняли?)
ПОЧУВСТВОВАТЬ
(что почувствовали?)
(ответы учащихся, демонстрируется Слайд №11)
УРОК 2
ТЕМА: Нравственные и социальные пороки чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
ЦЕЛЬ:
организовать работу учащихся по выявлению нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии;
проанализировать обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке;
способствовать развитию умения выразительно читать, анализировать прочитанное, делать обоснованные выводы;
способствовать формированию и дальнейшему совершенствованию связной речи учащихся, их творческих способностей;
стремиться к воспитанию ответственности, порядочности, добросовестности.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской; карточки с заданиями для групп.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: класс делится на четыре группы; из числа учащихся выделяется один Эксперт.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.
Игра «Цепочка пожеланий»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Чтобы наша работа была успешной, прошла в дружелюбной атмосфере, давайте что-нибудь пожелаем себе, друг другу. Начну с себя. Желаю всем получить удовольствие от своей работы на уроке.
(пожелания учащихся)
2. Проверка домашнего задания.
Игра «Знаешь ли ты?»
Методика проведения: вопросы, подготовленные учащимися дома, задаются в произвольном порядке любому однокласснику, причём вопрос должен начинаться со слов «А знаешь ли ты…».
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Историческая справка
Учитель: Ребята, нравится ли вам та местность, в которой вы проживаете? Чем она примечательна?
(ответы учащихся)
- А в каком городе проживают герои комедии «Ревизор»?
(ответы учащихся, потом - развёрнутый ответ учащегося-эксперта)
Учащийся-эксперт: Герои Н.В.Гоголя проживают в
одном из уездных городов России. Уезд - это звено в
административно-территориальном делении России. Этот термин
встречается в исторических документах с 13 века. Историк С.Соловьев
объясняет происхождение этого слова от способа межевания земли.
Межевщик отделял землю, которая должна была принадлежать или быть
приписана к определенному городу, поэтому после размежевания эта
земля как бы уезжала. Изначально уезд представлял собой
совокупность волостей, низшего административного звена в
территориальном делении России. Управлялся наместниками князя,
которых тот отправлял на кормление. С начала 17 века во главе уезда
ставится воевода. Административно-территориальная реформа Екатерины
II уезд понизила до низшей административной единицы, в таком виде
они просуществовали до 1923 -1929 годов, когда возникла нужда в
новых терминах и уезд заменили районом.
До 17 века уезд распадался на волости, те в свою очередь - на
станы, последние делились на околицы. Населённые пункты уездов
носили различные названия - городок, село, сельцо, слобода,
слободка, деревня, поселок. В хозяйственном отношении уезд - это
сельское население как по составу, так и по роду деятельности. В
уездном центре присутствовала судебная, а отчасти и финансовая
власть. В уездном посаде находился воевода, губной староста,
земский староста. Уезд - это местная территориальная единица,
имеющая населения от 20 до 30 тысяч душ. Центр уезда - уездный
город, в котором находится исправник и является начальником уездной
полиции, и административные органы. Постоянными в уезде являются
только финансовые органы - казначейства. Все остальные имеют вид
комиссий и собираются по мере надобности под руководством уездного
предводителя дворянства, а если такого не имеется, то под
руководством исправника.
Учитель: Действительно, гоголевский город - это модель города вообще, поскольку на сцене представлены практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Скажите, какие же учреждения есть в городе, в котором живут герои пьесы?
(ответы учащихся)
4. Изучение нового материала
4.1. Экскурсия по городу N. Работа в группах
Учитель: Давайте же прогуляемся по гоголевскому городу, посетим все заведения, познакомимся с их управляющими. При работе обратитесь к авторским характеристикам.
Задания для групп.
Первая группа. Посетите уездный город: кто его возглавляет, какие грешки водятся за главой города (авторские характеристики, реплики городничего), в каком состоянии находятся основные городские объекты? Какие изменения произошли с приездом ревизора?
Вторая группа. Зайдите в больницу: как в ней обстоят дела, что примечательное, кто её возглавляет, какие методы лечения больных используются? Какие изменения произошли с приездом ревизора?
Третья группа. Посетите училище: в каком состоянии оно находится, какие специалисты в нём работают, какие методы преподавания используют, кто возглавляет училище?
Четвёртая группа: Не пройдите мимо присутственных мест: что, по-вашему, необычного в суде, кто его возглавляет, почему Гоголь наделяет судью такой фамилией? (отразился принцип отношения к служебным делам - «тяп-ляп», неповоротливость, несообразительность)
(представление работы групп)
4.2. Мимическая физкультминутка
-
Брови свести и развести.
-
Глаза сильно прищурить и широко открыть.
-
Губы максимально растянуть в улыбке, вытянуть трубочкой, а затем - поджать их.
-
Шею максимально вытянуть, затем опустить.
-
Плечи свести и развести.
-
Обнять себя руками, погладить.
4.3. Аналитическая беседа по проблеме
Учитель: Дела во всех сферах городской жизни, как мы можем заметить, обстоят неблагополучно. Почему же так происходит? В чём причина? (каждая сфера городской жизни представлена одним лицом, причём автору важна прежде всего не общественная функция героя, а шкала его духовных или нравственных ценностей. Богоугодными заведениями в городе руководит Земляника, у которого люди мрут «как мухи», но это его нисколько не смущает. Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин (говорящая фамилия!), человек, прочитавший за всю жизнь пять-шесть книг. В полиции процветают пьянство и грубость, в тюрьмах людей морят голодом. Полицейский Держиморда без смущения заходит в лавки купцов как в личную кладовую. Почтмейстер Шпекин из любопытства вскрывает чужие письма)
(ответы учащихся)
- Ребята, как вы считаете, по статусу ли для чиновников их должности? Соответствуют ли они им?
(ответы учащихся)
- Что объединяет всех чиновников комедии? (каждый из них рассматривает свою государственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачивая никаких усилий, ведь понятия общественного блага в городе просто не существует. Никто и не пытается скрыть халатного отношения к своим обязанностям. Взяточничество же вообще считается нормальным явлением. Чиновники отдалены от подлинного смысла жизни, утратили естественную способность мыслить, видеть, слышать. Их поведение предопределено одной страстью - приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство. Они постепенно тратят свой человеческий облик)
(ответы учащихся)
- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновничьем мире? (презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)
(ответы учащихся)
- Есть в пьесе персонаж, который носит фамилию Гибнер. Это доктор, врач. Этимологическое значение слова врач - «волшебник, заговаривающий». Зачем драматург вводит этот персонаж? Какие ассоциации вызывает у вас его фамилия? (по национальной принадлежности Гибнер - немец, соответственно русская речь для него - всего лишь пустой звук. Таким образом, он не может врачевать и творить волшебство. Его фамилия у многих учащихся ассоциируется с русским глаголом «гибнуть». Доктор - бессловесный персонаж, наталкивающий на мысль, что в провинциальном городе практически всё обращено не на пользу, а во вред народу)
(ответы учащихся)
- Что же заставляет чиновников встрепенуться, объективно посмотреть на состояние дел в городе? (инкогнито проклятое)
(ответы учащихся)
- Каково значение слова инкогнито?
Учащийся-эксперт: «Толковый словарь русского языка» Д.Ушакова фиксирует следующее толкование этого слова: "пребывание под вымышленным именем".
Учитель: Ревизор-инкогнито - неожиданно нависшая опасность для городничего. Проверяется вся губерния и «особенно наш уезд». Не исключено, что ревизор вызван по специальному доносу кем-нибудь из обиженных купцов или граждан города. Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? Как вы считаете, помогут ли такие меры в данный момент? Не поздно ли их принимать?
(ответы учащихся)
5. Обобщение и систематизация изученного материала.
Составление кластера «Пороки современного общества»
Учитель: Комедия «Ревизор» является злободневной уже более 200 лет. Но, к сожалению, не меняются порядки, остаются прежними отношения между чиновниками и подчинёнными. Прежними остаются и проблемы, поднятые Гоголем. Попробуйте выделить наиболее значимые пороки-изъяны, изобличаемые писателем на примере деятельности чиновников, характерные и для современного общества. Оформите в виде кластера или схемы.
(работа в группах, оформление схем в тетради по русской литературе, озвучивание результатов работы, составление на доске общего кластера, дополнение и коррекция групповых кластеров)
Учитель: По выражению В.Брюсова, в своём творчестве Н.В.Гоголь стремился к «вечному и бесконечному». Художественная мысль писателя всегда приходила к широкому обобщению, его цель во многих произведениях заключалась в том, чтобы нарисовать наиболее полную картину русской жизни. Говоря о замысле «Ревизора», Гоголь отмечал, что в этом произведении он решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, какое он тогда знал…и за одним разом посмеяться над всем…». Так возник город «Ревизора», который автор назвал «сборным городом всей тёмной стороны».
6. Подведение итогов урока. Выставление отметок
7. Домашнее задание
Перечитать третье-четвётрое действия комедии.
Индивидуальное задание: инсценировка эпизода «Хлестаков и Марья Антоновна» (ст. 72-74)
Индивидуальное задание: составить цитатный план «Философия жизни Хлестакова».
8. Рефлексия
Учитель: Есть ли среди ваших друзей либо знакомых люди, похожие на какого-либо героя из комедии? Легко ли вам общаться с этими людьми?
(высказывания учащихся)
УРОК 3
ТЕМА: Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова
ЦЕЛЬ:
помочь учащимся составить представление о характере Хлестакова и его роли в произведении;
раскрыть смысл понятия «хлестаковщина»;
развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, умение работать с текстом драматического произведения и таблицами;
развивать аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
способствовать воспитанию нравственно и морально богатой личности.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской, эпизоды кинофильма "Ревизор", проектор, карточки с перепутанными эпизодами текста, заготовки кластеров, бумажные звёздочки жёлтого цвета.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Метод «Реконструкция событий»
Учитель: Вам необходимо восстановить правильную последовательность событий.
А отчего? - оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идёт гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин!
3
Городничий.
Я бы дерзнул… У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, покойная… Но нет, чувствую сам, это уж слишком большая честь…
5
Земляника.
Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запушении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать.
8
Хлестаков.
Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтоб обнимать вашу лилейную шейку.
2
Хлестаков.
Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп - он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно.
9
Городничий.
Целуются! Ах, батюшки, целуются! Точный жених.
6
Хлестаков.
Здесь много чиновников. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачьё! Напишу-ка я обо всём в Петербург к Тряпичкину…
7
Осип.
Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька - ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них…
4
Хлестаков.
Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф» … всё это я написал.
(задание выполняется в парах)
-
Изучение нового материала
Аналитическая беседа. Составление кластера
(в начале урока учащимся раздаются заготовки кластеров - Приложение 1)
Учитель: В уездный город приезжает новый человек. Кто он?
(ответы учащихся)
Учитель: Да, действительно, Хлестаков - человек, который, на первый взгляд, отличается от остальных жителей города и внешним видом - «недурной наружности, в партикулярном платье», и манерами - «престранно себя аттестует». Поэтому к нему - повышенное внимание городских обитателей. Свои наблюдения относительно этого персонажа фиксируйте в окнах кластера. Ребята, а кем Хлестаков является в реальности? (ответы учащихся)
(заполняется первый столбец кластера - «реальность»)
- Какова его жизненная позиция, к чему он стремится?
3.1. Представление результатов индивидуального домашнего задания. Цитатный план «Философия жизни Хлестакова»
Примерный ответ учащегося
-
«Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме»
-
«… я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения»
-
«Я сам тоже - я не люблю людей двуличных»
-
«… я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение, уважение и преданность»
-
«Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»
-
«… иногда очень заманчиво поиграть»
-
«… мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса»
-
«… смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»
-
«А я признаюсь: это (сигарки) моя слабость. Вот ещё насчёт женского полу, никак не могу быть равнодушен»
-
«Я - признаюсь, это моя слабость - люблю хорошую кухню»
-
«Я отчаянный человек, я решусь на всё…»
Учитель: Спасибо за работу. Сам Н.В.Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. Как вы считаете, почему? (ответы учащихся)
- Сделайте собственный вывод о «реальном» Хлестакове.
(учащиеся заполняют последнее окно первого столбца, озвучивание записей)
- Почему Хлестаков уже две недели проживает в трактире? Как он себя ощущает? (ответы учащихся)
(заполняется второй столбец кластера - «проживание в трактире»)
- Какой судьбоносный момент наступает в жизни Хлестакова именно в трактире? (встреча с городничим)
3.2. Просмотр видеосюжета «Инкогнито из Петербурга»
Учитель: Понаблюдайте за поведением Хлестакова и городничего на протяжении встречи. Как оно изменяется?
(просмотр видеосюжета; ответы учащихся)
- Так какую же новую социальную роль по счастливой случайности приходится играть Хлестакову? Отобразите соответствующий вывод в последнем окне кластера.
(учащиеся заполняют последнее окно второго столбца, озвучивание записей)
Учитель: Сюжет комедии развивается стремительным потоком: вот Хлестаков меняет место проживания - из комнаты с клопами переезжает в уютную комнату с периной. Как выглядит и как ведёт себя Хлестаков в доме у городничего? (ответы учащихся)
(заполняется третий столбец кластера - «проживание в доме у городничего»)
3.3. Физкультминутка
По швам руки опуская,
Плечи вверх приподнимая,
Корпус влево наклоняя,
Затем вправо прогибая,
Головою помотав,
Покивав и повздыхав,
Отдохнув немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
3.4. Просмотр видеосюжета «Хвастовство Хлестакова»
Учитель: В чём комизм сцены? (усилиями окружающих созданы условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью всё, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования)
(ответы учащихся)
- Что же даёт Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице величия? (конечно, реакция его слушателей: ловят с жадностью всё, что он ни произносит, они сами как бы кладут ему в рот всё и создают разговор)
(ответы учащихся)
- Н.В. Гоголь, как и В.Г. Белинский, видел в Хлестакове ничтожного, пустейшего человека, которого только страх чиновников возвёл в ранг влиятельного лица, но нельзя считать его полным ничтожеством. Он ничем не отличается от остальных людей, чиновников уездного города. Сущность его характера - неопределенность, лёгкость, легкомыслие, мечтательность. Обманулись не только чиновники. «Влиятельного петербургского чиновника»
В Хлестакове увидел и простой люд. Кто приходит к нему «на приём»? С какими просьбами?
(ответы учащихся)
- Чего же не хватает «петербургской штучке» для полного удовлетворения внезапно свалившейся славы? (женского внимания)
3.5. Инсценировка эпизода «Хлестаков и Марья Антоновна» (индивидуальное домашнее задание, ст. 72-74)
Учитель: Чем заканчивается соперничество матери и дочери?
(ответы учащихся)
3.6. Чтение по ролям эпизода «Разговор Осипа и Хлестакова» (действие 4, явление 9, ст.64-65)
Учитель: Насколько бы ни был Хлестаков глуп, но и он понимает, что зашёл слишком далеко. Кто заставляет его уехать из города от греха подальше?
(ответы учащихся)
- Каков итог пребывания Хлестакова в доме у городничего? (пишет письмо другу Тряпичкину)
(учащиеся заполняют итоговое окно третьей колонки кластера)
- Хлестаков прекрасно сыграл свою роль. Каково же ваше мнение об этом герое: кто он, что им движет? Оформите свои размышления в последнее окно кластера.
(запись в кластер, озвучивание, в конце урока у ребят получится приблизительно такой заполненный кластер - Приложение 2)
-
Закрепление нового материала.
Метод «Приглашение к рассуждению»
Учитель: Как вы считаете, может ли каждый из нас на мгновение превратиться в Хлестакова? (да, так считает и автор бессмертной комедии)
(высказывания учащихся)
- В русском литературоведении существует такое понятие как «хлестаковщина»? Что, по-вашему, оно обозначает? (обобщённое название любых проявлений лжи, беззастенчивого хвастовства, несерьёзности)
(высказывания учащихся)
-
Подведение итогов урока. Выставление отметок
-
Домашнее задание
Прочитать пятое действие комедии. Составить «визитные карточки» чиновников по примерному образцу.
-
Рефлексия.
Метод «Звёздное небо»
Учитель: На звёздочках одним словом обозначьте своё отношение к Хлестакову и прикрепите их к доске, проговорив для своих одноклассников.
(учащиеся записывают, проговаривают надпись, прикрепляют к доске)
Приложение 1
Приложение 2
УРОК 4
ТЕМА: Чиновники на приёме у ревизора (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
ЦЕЛИ:
помочь ученикам понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке;
способствовать развитию и дальнейшему совершенствованию аналитического мышления, творческого воображения, навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения;
способствовать воспитанию положительных нравственных ориентаций, читательской культуры учеников.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, записанная в программе Мicrosoft Pawer Point, учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской, репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», эпизоды кинофильма "Ревизор" (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), «Толковый словарь русского языка» Ожегова, запись мелодии Чета Аткиннса «Славься, Мария».
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: из учеников класса выделяется группа «теоретиков». На доске оформляется «Базар эмоций и чувств».
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.
Метод «Базар эмоций и чувств»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы совершать покупки? Что чаще всего вам приходится покупать? А что бы вы хотели покупать ежедневно?
(ответы учащихся)
Учитель: Сейчас я приглашаю вас на Базар эмоций и чувств. Что бы вы купили после прочтения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», после знакомства с героями?
(ответы учащихся с комментариями их выборов: сострадание, гордость, унижение, доброта, неприязнь, интерес, победа, жалость, достоинство, падение, общение, умение)
2. Проверка домашнего задания.
Метод «Переадресация вопроса»
Учитель: Ребята, я думаю, что за несколько уроков изучения пьесы «Ревизор» её герои вам успели полюбиться: над некоторыми вы смеялись, некоторым - сострадали… Давайте проверим, насколько хорошо вы помните персонажей комедии в ходе игры «Переадресация вопроса». Я буду задавать вопрос по содержанию, а вы направлять меня к тому учащемуся, который будет на него отвечать. Если вам встретится знакомая фамилия чиновника, зачитайте его «визитную карточку» (демонстрируется Слайд №1)
Вопросы
Кто первый предложил "подсунуть" взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
Продолжите фразу: "Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…" (Хлопов)
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, "что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…"? (Артемий Филиппович Земляника)
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестакова)
Чьи это слова: "Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей - богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну - и довольно"? (Осипа)
"Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…" Чьи слова? (Хлестакова)
Анна Андреевна: "Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери". О ком она говорит? (о Хлестакове)
У кого просит деньги Хлестаков: "Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот"? (у Городничего)
3. Изучение нового материала.
3.1. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение комедии «Ревизор» и обратимся непосредственно к проблеме взаимоотношения чиновников и мнимого «ревизора».
3.2. Аналитическая беседа по проблеме
Учитель: (демонстрируется Слайд №2) Один из исследователей русской литературы Ю.Манн в своём исследовании отмечал: «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца».
- Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему? (ответы учащихся)
- Почему среди чиновников живёт страх перед ревизором? Подтвердите цитатами из текста (ответы учащихся)
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (изыскивают наилучшую форму представления "ревизору" и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)
(демонстрируется Слайд №3)
Словарная работа
Учитель: Ребята, найдите в «Толковом словаре русского языка» лексическое значение слова «взятка».
Учащийся: Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
Учитель: Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело? (когда Хлестаков просит денег взаймы, они по невероятной случайности оказываются в карманах чиновников)
- Кто первый предлагает "подсунуть" и с какой целью? (судья; защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
(демонстрируется Слайд №4)
- Как происходит эта «процедура»? Используйте для ответа материал пьесы (деньги просто выпадают из его рук)
- А как пытается «дать взаймы» Хлестакову почтмейстер Шпекин? (он ничего не говорит, а только односложно отвечает на слова Хлестакова)
(демонстрируется Слайд №5)
- Чем выделяется из всеобщей массы смотритель училищ? (очень волнуется, бессвязно бормочет, обращается к Хлестакову как к духовному лицу: «Оробел, ваше бла… преос… сият…Продал проклятый язык, продал!»)
(демонстрируется Слайд №6)
- Понимает ли Хлестаков, почему ему с такой лёгкостью дают взаймы? (нет)
3.3. Физкультминутка и офтальмологическая пауза
3.4. Просмотр видеофрагмента «Взятку даёт попечитель богоугодных заведений Земляника»
Учитель: А кто же последним приходит на приём к «ревизору»? (Земляника) Давайте вместе посмотрим, как это происходило.
(просмотр видеофрагмента, демонстрируется Слайд №7)
Учитель: Почему Земляника приходит последним? Почему доносит на своих коллег? (Земляника - бывалый и опытный, последний, его невозможно проверить)
(демонстрируется Слайд №8)
- Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником? (Гоголь показал, что все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы)
- Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками)
3.5. Работа с репродукцией картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Учитель: Вспомните, кто подсказал Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (А.С.Пушкин)
Известно также, что на создание этой комедии Гоголя воодушевила картина русского художника 19 века Карла Брюллова
(демонстрируется Слайд №9)
- Что же движило гением в момент написания этого холста? Спросим у теоретиков (демонстрируется Слайд №10)
Теоретик 1 (заранее подготовленный ученик) - примерный ответ: 24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребёнными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце 16 века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине 18 века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всём мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города. В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи. От замысла картины до её завершения пройдёт долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы. В 1830 году художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 года полотно было готово (демонстрируется Слайд №11).
Учитель: Что же мы видим на этом полотнище?
Теоретик 2 (заранее подготовленный ученик) - примерный ответ:
Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом - коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними - христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое - ящик с кистями и красками. Это - автопортрет Карла Брюллова. Самая центральная фигура полотна - знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец - это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире - это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.
Учитель: Какое же отношение имеет эта картина к нашей комедии? (настроение пьесы постепенно меняется от комического до трагического, своего эпогея достигает именно в «немой сцене»)
Теоретик 3 (заранее подготовленный ученик) - примерный ответ: (демонстрируется Слайд №12) Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью "Последний день Помпеи (картина Брюллова)". Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед "концом мира" через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу "Ревизора", где герои комедии застыли, словно окаменели.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент
(просмотр видеофрагмента «Приезд ревизора», демонстрируется Слайд №13)
Учитель: (демонстрируется Слайд №14) Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на последнюю страницу «Ревизора»; (демонстрируется Слайд №15) герои застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение - не внешнее, а внутреннее - духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки - некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сцене» Гоголя, так же как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смешение «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.
4. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Как будут развиваться события с приездом нового ревизора?»
5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Учитель: Наш урок подходит к своему логическому завершению. Мне понравилась ваша активность, ваша подготовка к уроку. - Хорошим знанием текста, умением анализировать, оценивать поступки героев отличались ответы …
- Большая предварительная работа была проделана группой теоретиков, которым пришлось работать с дополнительными источниками информации. К тому же учащиеся проявили свою активность и в аналитической работе над содержанием комедии, поэтому заслуживают …
- Однословные ответы без подтверждения цитатами из текста были характерны для …
- Содержательностью, правильным пониманием смысла происходящего выделялись ответы …
(проговаривание отметок)
6. Рефлексия.
Метод «Рефлексивный ринг»
Методика проведения: наиболее активных учащихся учитель приглашает выйти из-за парт и поочерёдно ответить на вопросы о своей деятельности и эмоциональном состоянии на уроке, о ширине своих знаний и т.д.
-
Насколько хорошо вы были подготовлены к сегодняшнему уроку?
-
С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Кто помог вам разрешить проблему?
-
Какое задание вам показалось наиболее интересным?
-
Помог ли вам сегодняшний урок изменить представление о героях произведения?
-
Как вы считаете, что удобнее: просто отсидеться на уроке или активно работать и отстаивать свою читательскую позицию?
-
Обозначьте одним словом своё эмоциональное состояние в начале урока и на его заключительном этапе. Изменилось ли оно?
(ответы учащихся)
УРОК 5
ТЕМА: «Взлёт и падение» городничего. Композиция комедии
ЦЕЛЬ:
помочь учащимся составить представление о характере городничего и его роли в произведении;
способствовать формированию понятия о композиции комедии;
способствовать развитию и дальнейшему совершенствованию навыков выразительного чтения, аналитического мышления, творческого воображения, навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения;
способствовать расширению словарного запаса учащихся;
способствовать воспитанию честности, порядочности, ответственности за судьбу своей малой родины.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской; карточки с заданиями для групп; карточки с обозначением элементов композиции.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: класс делится на три группы.
ЭПИГРАФ: На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица
«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..» Городничий
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся представляют классу свои ответы на вопрос «Как будут развиваться события с приездом нового ревизора?»
3. Подготовка учащихся к активному к осознанному восприятию нового материала
Учитель: Итак, в центре комедии Гоголем выведены два образа: Хлестакова и городничего, прекрасно дополняющие друг друга. Как вы кратко можете охарактеризовать городничего?
(ответы учащихся)
3.1. Фиксация первичных знаний учащихся о «хозяине города».
Метод «Акрослово»
Учитель: Как вы считаете, какими качествами - нравственными, духовными, человеческими, христианскими - должен обладать человек, находящийся на государственной службе?
(ответы учащихся: честность, ум, честь, профессионализм, любовь к людям, к своему делу, к Отечеству)
Отобразим ваши наблюдения таким образом: на каждую букву в слове городничий необходимо назвать определённое качество
(учащимися производится запись в тетради)
Г - гордый
О - ответственный
Р - рациональный
О - оперативный
Д - деятельный
Н - нравственно богат
И - интеллигентный
Ч - честный
И - искусный
Й - интересный
Учитель: Страсть служить и приносить пользу Отечеству была у Н.В.Гоголя с юности. Деятельность человека на отведённом ему месте в жизни, его служба и служение, должность и дом - это было так важно для писателя. Делать всё возможное «на корабле своей должности и службы» и остаться человеком, спасти, сохранить свою душу. Ребята, похож ли гоголевский городничий - градоначальник - на идеал писателя? Почему?
(ответы учащихся)
3.2. Причинно-следственные связи городничего с другими персонажами комедии.
Метод «Клубок событий»
Учитель: Все события комедии сосредоточены вокруг образа городничего в равной степени, как вокруг образа Хлестакова. Определим последовательность действий и поступков городничего в произведении.
(учащимися производится запись в тетради)
4. Изучение нового материала
4.1. Образ городничего в комедии. Групповая работа
Учитель: Ребята, мы с вами неоднократно отмечали, что одной из особенностей драматических произведений является речь героев: диалоги, монологи, отдельные реплики, реплики в сторону. Поскольку в комедии нет прямых авторских описаний, то возрастает роль речевых характеристик героя другими персонажами, монологи героев о себе и т.д. Да, в комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Каким же видят городничего жители города, его сослуживцы-чиновники, что он говорит о себе? - на эти вопросы постараемся найти ответы.
Задание для первой группы. Найти в тексте комедии высказывания городничего о себе, о своём отношении к государственной службе (самохарактеристика). Прокомментировать эти высказывания.
Задание для второй группы. Найти в тексте комедии высказывания чиновников и жителей города о городничем. Обобщить эти высказывания.
Задание для третьей группы. Найти в тексте комедии реплики героев в сторону, которые относятся к городничему. Какова, по-вашему, их роль?
(работа в группах с текстом комедии; представление результатов работы)
Учитель: Действительно, главное лицо города предстаёт перед читателем как первый среди мошенников, который, по его же словам, «трёх губернаторов обманул». Занимая значительный пост в городе, он полностью лишён чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необходимым качеством у чиновников такого ранга. Но городничий не думает о благе родины и народа, а печётся о собственном материальном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззаконие над народом. На примере образа городничего мы можем судить о том, во что превращалась деятельность чиновников, управлявших уездами, губерниями Российской империи 30-х годов XIX века. Все они, подобно Сквознику-Дмухановскому, не пропускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие условия, чтобы обогащаться, презирали народ и ненавидели честное слово правды.
4.2. Беседа по проблеме
Учитель: «Взлёт» городничего - его мечта о петербургской жизни. Что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни. А Анну Андреевну?
(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого- нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!»)
(ответы учащихся)
- Но ведь Антону Антоновичу неплохо жилось городничим? Почему же так хочется ему стать генералом? (хлестаковщина)
(ответы учащихся)
- Кто помог этому страшному восхождению? (Чиновники с их поздравлениями уверили городничего, что его фантастическая мечта стала реальностью)
(ответы учащихся)
- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами?
(«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу... Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали...» В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников. В этом мире преступном кто вывернется, у того и права, и сила)
(ответы учащихся)
4.3. ФизкультминуткаДействие, завязка,
Кульминация, развязка.
Раз, два, три, четыре…
Экспозицию забыли…
Все ступени мы назвали,
Пьесу тоже прочитали.
Раз, два, три, четыре.
Наши знанья стали шире!!!
Учащиеся, как при счёте, загибают пальцы.
Маршируют в такт ритму стихотворения, руки - на поясе.
Разводят руки в стороны.
4.4. Композиция комедии «Ревизор»
(карточки с названиями элементов композиции прикреплены к доске)
Учитель: Попробуем назвать, какие события, происходящие в комедии, можно соотнести с каждым элементом композиции. Каково ваше мнение о завязке комедии, о развитии действия, кульминации и развязке?
(коллективная работа)
Экспозиция - сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.
Завязка - появление Добчинского и Бобчинского и их предположения, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников. Удивительное мастерство Гоголя проявилось в том, что он придумал такую завязку, которая сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев, встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против законности.
Развитие действия - все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчи-
вающиеся сватовством и отъездом.
Кульминация - вечер у городничего, чтение письма, реакция чиновников. Развязка - сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора.
4.4. Выразительное чтение монолога городничего (ст.94-95)
Учитель: В развитии действия происходит перелом в поведении городничего, преодолевшего свой страх, понявшего, что «ревизора» нетрудно обмануть, то есть скрыть от него все свои преступления, так как он молод. Завязался конфликт, но конфликт комедийный. Борющиеся силы: городничий и его окружение - Хлестаков. Комедийность конфликта состоит в том, что в нем всё наоборот: с точки зрения здравого смысла - героем нападающим, атакующим должен быть ревизор как государственный чиновник, приехавший в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является настоящим ревизором; напротив, он стал объектом нападения и, как может, отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказался городничий. Все его действия подчинены одному стремлению: обмануть ревизора, создать видимость благополучия в городе, не дать возможности раскрыть его преступления. Но обманулся, «упал» он сам.
(чтение отрывка учащимся)
- В монологе - вся правда о человеке, так «рьяно защищающем» интересы людей. К чему в итоге приходит городничий? (ответы учащихся)
4.5. Обращение к эпиграфу
Учитель: На смену комическому «взлёту» чиновника приходит трагическое «падение». Обратите внимание на эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку (озвучивание). Как вы можете их охарактеризовать, отнести к содержанию комедии? (ответы учащихся)
- Известно, что эпиграф к комедии дан Гоголем позже, в 1842 году, после пережитых им потрясений от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Эпиграфы помогают нам полнее понять жанр произведения - социально-политическая комедия. Но комедию ли написал Гоголь, если в ней переплетается и комическое, и трагическое?
(мнения учащихся)
Метод «Спектр мнений»
Пьеса «Ревизор» - это не комедия.
Пьеса «Ревизор» - это комедия.
5. Закрепление нового материала. Составление синквейна
Учитель: Обобщим все полученные вами знания, высказанные мнения о городничем и его деятельности в виде синквейна - схемы, имеющей следующую структуру:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
(работа в группах, представление результатов работы, запись синквейна в тетради)
Например:
Городничий.
Лживый, корыстолюбивый.
Обманывает, злоупотребляет, ворует.
Думает только о своём благе.
Лицемер.
6. Подведение итогов урока. Выставление отметок
7. Домашнее задание
Подготовить высказывание на тему «Смешное и грустное в комедии» с примерами из текста «Ревизора».
Ответить на вопрос 11 на ст.104.
8.Рефлексия.
Метод «ПОПС-формула»
Учитель: Запишите в тетради четыре предложения о городничем, отражающие следующие моменты формулы:
П - позиция (Я считаю, что…)
О - объяснение (Потому что…)
П - пример (Я могу это доказать на примере…)
С - суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)
(самостоятельная индивидуальная работа учащихся, представление результатов своей работы классу)
УРОК 6
ТЕМА: Счастливый случай (обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
ЦЕЛЬ:
обобщить и систематизировать знания учащихся о героях комедии;
выявить своеобразие гоголевского юмора;
способствовать развитию и дальнейшему совершенствованию коммуникативной культуры учащихся, аналитического мышления и творческих способностей;
способствовать воспитанию положительных читательских ориентаций.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русская литература. 7 класс. Часть 2» Л.К.Петровской; «Словарь литературоведческих терминов»; плакат с ячейками для рубрик игры «Счастливый случай».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона
2. Проверка домашнего задания
Представление учащимися результатов домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию нового материала
Словарная работа
Учитель: Смех смеху рознь. Гоголь тоже ведь смеётся по-разному, выступает в комедии и как юморист, и как сатирик. Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» толкование понятий юмор, сатира.
Юмор - веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо, кому-либо.
Сатира - обличающая, бичующая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки.
4. Изучение нового материала. Беседа по проблеме
Учитель: Читая свои сообщения, подготовленные дома, большинству из вас сцена в трактире показалась смешной. Чем она смешна?
(В данной сцене городничий и Хлестаков оба испытывают страх: один боится тюрьмы, другой - жалобы министру. Смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь - за правду. На ошибке основана комическая ситуация. Поэтому здесь звучит насмешка, непринуждённый смех)
(ответы учащихся)
- Обратимся к действиям чиновников, которых объединяет одна мысль: как дать взятку Хлестакову. И на «приёме» у ревизора они ведут себя очень смешно. Но весёлый ли смех на устах Гоголя?
(обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества)
(ответы учащихся)
- Особенность комедии ещё и в том, что писатель не даёт своим героям нравоучений, а просто насмехается, высмеивает. Как же он смеётся над главой уездного города? (конечно, язвительно: ведь Гоголь выставил на посмешище всему миру нравственные и социальные пороки жизни провинциального города, всей России, потому что считал и был твёрдо убеждён, что смех - одно из средств нравственного исправления людей)
(ответы учащихся)
- В комедии есть и смешные моменты в поступках простых жителей. Какие? (например, сцена жалоб слесарши или унтер-офицерши: женские образы не вызывают у нас сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, дополняют представление о жителях уездного города в целом)
(ответы учащихся с примерами из текста)
- «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех», - писал Гоголь. Можно ли смех назвать положительным героем? (кроме смеха в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки)
(ответы учащихся)
5. Физкультминутка
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И ещё
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Закрывают глаза ладонями
Расставляют ноги на ширине плеч
Делают поворот вправо
Делают поворот влево
Делают поворот вправо
Делают поворот влево
Шагают на месте
Встали на носочки, потянулись
Выполняют приседание
Занимают свои места за партами
6. Обобщение и систематизация знаний учащихся по комедии Н.В.Гоголя «ревизор».
Игра «Счастливый случай»
Методика проведения: на плакате размещены четыре ячейки с надписями рубрик: «Герой», «Внимательный читатель», «Общие вопросы», «Реплика». Каждая рубрика состоит из десяти вопросов, правильный ответ на которые оценивается учителем в один балл. В десятке вопросов есть один «пустой» - «счастливый случай», ответ на него не требуется, но очко команде присуждается. Класс делится на две команды. Участники команд поочерёдно называют рубрику и номер вопроса, на который бы хотели ответить. Если команда даёт неверный ответ, право ответить переходит к следующей команде.
Вопросы для рубрики «ГЕРОЙ»
-
Узнайте героя по описанию: «… молодой человек… недурной наружности, в партикулярном платье…». (Хлестаков)
-
О каком герое «Ревизора» идёт речь? «Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесёшь, ни в чём не нуждается. Нет, ему ещё подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несёшь». (о городничем)
-
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ!!!
-
Платочком на плечах какой героини комедии желал бы быть Хлестаков, «чтобы обнимать … лилейную шейку»? (Марьи Антоновны)
-
О мечте какого персонажа пьесы говорится в следующих словах: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только этак зажмурить глаза. Ах, как хорошо!»? (мечта Анны Андреевны)
-
На кого жалуется Земляника: «Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно»? (о смотрителе училищ Хлопове)
-
О ком из героев комедии звучит мнение городничего - «Врёт, врёт - и нигде не оборвётся. А ведь такой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его»? (о Хлестакове)
-
Какой герой комедии чаще всех чиновников хвалит себя, преувеличивает свои достижения? Например, говорит о себе: «У меня уж такой нрав: гостеприимство с самого детства; особливо если гость просвещённый человек. Не подумайте, чтобы я говорил это из лести. Нет, не имею этого порока, от полноты души выражаюсь». (городничий)
-
Кто из героев аттестует свою деятельность следующим образом: «С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров, и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком»? (Земляника)
-
Из уст какого героя пьесы звучит предостережение «.. лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли… И батюшка будет гневаться, что так замешкались. Так бы, право, закатили славно!»? (из уст Осипа)
Вопросы для рубрики «РЕПЛИКА»
-
Кому принадлежат слова: «… сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! пришли, понюхали - и пошли прочь»? (городничему)
-
Кому принадлежат слова: «… чем ближе к натуре, тем лучше; лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, он и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»? (Землянике)
-
Кому принадлежит следующее высказывание: «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение: иное письмо с наслажденьем прочтёшь: так описываются разные пассажи…»? (почтмейстеру Шпекину)
-
Кому принадлежат слова: «Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности…»? (Осипу)
-
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ!!!
-
Кому из героев комедии принадлежат слова: «Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трёх губернаторов обманул!..»? (городничему)
-
Кому принадлежат слова: «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что ещё можно бы… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь»? (Хлестакову)
-
Кто жалуется: «… мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке - мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало… Придёт в лавку и, что ни попадёт, всё берёт»? (купцы)
-
Кому принадлежат слова: «Ну вот видишь, дура, ну вот видишь: из-за тебя, этакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала, как сумасшедшая. Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно отказала: ты недостойна такого счастия»? (Анне Андреевне)
-
Чьи слова: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице»? (жандарм)
Вопросы для рубрики «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
-
Как Хлестаков назвал надзирателя за богоугодными заведениями Землянику в письме другу Тряпичкину? (свиньёй в ермолке)
-
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ!!!
-
На сколько дней, по словам Хлестакова, он уехал к дядюшке просить благословения? (на один день)
-
Какого цвета кавалерию мечтал носить через плечо городничий в Петербурге? (красного)
-
На каком языке должны быть сделаны надписи о болезни пациентов над кроватями в богоугодном заведении по распоряжению городничего? (на латыни)
-
Какой вид домашней птицы со всеми удобствами проживал в суде? (домашние гуси с маленькими гусёнками)
-
Какой предмет вместо шляпы надел себе на голову городничий после раздачи распоряжений чиновникам? (бумажный футляр)
-
За сколько времени пехотный капитан обыграл в пути Хлестакова в карты? (за четверть часа)
-
От вкуса какой рыбы Хлестаков пришёл в неописуемый восторг в доме у городничего? (лабардана)
-
В бочку с каким продуктом, пролежавшем около семи лет, любит запускать руку городничий? (с черносливом)
Вопросы для рубрики «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ»
-
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ!!!
-
Определите жанр гоголевского «Ревизора». (комедия)
-
Назовите эпиграф к комедии «Ревизор». (на зеркало неча пенять, коли рожа крива)
-
Кем Гоголю был подсказан сюжет «Ревизора»? (А.С.Пушкиным)
-
Назовите единственное «честное, благородное лицо в комедии». (смех)
-
Какому императору принадлежат слова, сказанные им после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне - больше всех»?
(Николаю Первому)
-
С какой картиной какого известного русского художника перекликается смысл «немой сцены» комедии? (с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи»)
-
В каком театре 19 апреля 1836 года состоялась премьера комедии Н.В.Гоголя? (в Александринском театре в Петербурге)
-
Из скольких действий состоит гоголевский «Ревизор»? (из пяти)
-
Что такое хлестаковщина? (безудержная ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с несерьёзностью)
7. Подведение итогов игры и урока. Выставление отметок
8. Домашнее задание
Напишите и отправьте телеграмму герою комедии (на выбор).
-
Рефлексия.
Метод «Награды»
Учитель: Пришла пора прощаться с комедией Гоголя и его героями. Вы активно работали на протяжении многих уроков. Любой труд должен быть вознаграждён. Сейчас и я награжу вас дипломами за достижения во время изучения произведения.
За удивительную аккуратность и оформительскую деятельность.
За прекрасно оформленные и содержательные тетради.
За красноречивость.
За оригинальность мышления.
За сохранность накопленных знаний.
За тонкий юмор.
За молчаливость и незаметность существования.
За отдых на уроке.
</