- Учителю
- Урок по литературе для 9 класса «Крестьянский мир Тархан в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
Урок по литературе для 9 класса «Крестьянский мир Тархан в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
УРОК
ТЕМА. Крестьянский мир Тархан в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
(Виртуальная экскурсия)
ЦЕЛИ: знакомить учащихся с историко-культурной ситуацией эпохи; показывать влияние тарханских крестьян на жизнь и творческие впечатления М.Ю. Лермонтова;
развивать информационную компетенцию учащихся, внимание, воображение; расширять словарный запас школьников; формировать умение работать с книгой, картой; оценивать результаты своей деятельности;
воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к родному краю, к творчеству поэта-земляка; формировать чувство уважения и ответственности за достойное продолжение традиций высокого уровня культуры края.
ФОРМА: виртуальная экскурсия
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: крестьянин, мир, творчество, родина, патриотизм, жнива, отрада, гумно, ставни
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг (о М.Ю.Лермонтове, о Тарханах; сборники стихотворений), «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля; выставка фотоматериалов (24 открытки «По лермонтовским местам» художника Б. В. Щербакова); литературная карта Пензенской области; мультимедийная установка (презентация «Виды Тархан», диск «Тарханы. Виртуальная экскурсия»).
ЭПИГРАФ к уроку: Хочешь узнать поэта - побывай на его родине.
Иоганн Вольфганг Гёте
(Немецкий поэт, мыслитель)
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка задач урока
- Беседа с классом. (Словарная работа)
- Чтение учащимися стихотворений
- Слово учителя
- Сообщения учащихся-экскурсоводов.
(Просмотр диска «Тарханы. Виртуальная экскурсия»)
- Игры с учащимися
- Работа с эпиграфом
- Чтение учителем стихотворения
- Аналитическая беседа. (Словарная работа)
3. Итоги урока. (Викторина)
4. Домашнее задание
ХОД УРОКА
● Беседа с классом
- Напомните мне, пожалуйста, тему прошлого урока.
(Прогулки по усадьбе. Барский дом)
- О ком и о чем мы говорили?
(О семье М.Ю.Лермонтова, экспозициях барского дома)
- Что из материала урока вам запомнилось, понравилось?
- Прочтите тему сегодняшнего урока и запишите ее в тетрадь.
- Предположите, о чем будет идти речь?
- Объясните сочетание слов «крестьянский мир».
Запись в тетрадь
Крестья/нин, -а, мн. -яне, -ян, м. Тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледелец. //ж. крестья/нка, -и// прил. крестья/нский, -ая, -ое.
Мир, -а, м. 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, порядок, строй жизни. Старый м. Научный м. 7. (предл. на миру/). Сельская община с ее членами (устар.). Всем миром (все сообща). На миру и смерть красна - не страшно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с другими.
- Объясните значение слова «творчество».
Тво/рчество, -а, м. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина.// прил. тво/рческий,
-ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя.
- Можно ли стихотворения Лермонтова назвать ценностью? Почему?
- Кто выучил стихотворение к уроку? Попробуйте при чтении передать чувства автора.
- Пока ребята будут читать стихотворения, подумайте, какова их тематика.
● На фоне презентации «Виды Тархан» - чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Вечер после дождя», «Осень», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Когда волнуется желтеющая нива…» учащимися. (См. Приложение №1)
- Понравились ли вам стихотворения?
- Какая тема их объединяет? Что помогли увидеть нам стихотворения?
(Природу Тархан, родные места М.Ю.Лермонтова)
- Какие чувства переживает поэт?
(«…памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей»;
« Прекрасны вы, поля земли родной…»; «…И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.)
- Кому из чтецов удалось достоверно передать эти чувства?
(Давайте доверим им прикрепить фотографию М.Ю.Лермонтова на литературную карту Пензенской области)
● Слово учителя
Итак, благодаря стихотворениям можно оказаться на родине поэта.
- Каким еще способом можно нам посетить родину великого поэта?
- Поделитесь впечатлениями те, кто бывал в Тарханах на экскурсии.
- А в чем прелесть виртуальной экскурсии?
- Какова цель нашего урока?
Сегодня мы с вами побываем на экскурсии в Тарханах, узнаем поближе быт русского тарханского крестьянства, свидетелем которого был сам Михаил Юрьевич.
● Сообщения учащихся-экскурсоводов. Просмотр диска «Тарханы. Виртуальная экскурсия» (См. Приложение №2)
Путь, по которому Лермонтов пришел к народу, уже был проложен его матерью Марией Михайловной. В 1880 году помнившие ее тарханские старожилы рассказывали первому биографу поэта П. А. Висковатому, как слабая и болезненная добрая молодая барыня время от времени обходила с лекарствами крестьянские избы.
Контакты Лермонтова с сельскими ребятами не ограничивались играми, со многими сверстниками он дружил на равных, бывал в селе, в их семьях запросто.
Видимо, его тяга к крестьянской тарханской среде не задержалась на грани детского любопытства, а переросла в участие и; быть может, в попытки как - то облегчить положение крепостных. В таком случае легко объясняется бытование легенд о Лермонтове. В них он предстает защитником крестьян перед суровой и довольно скаредной Е. А. Арсеньевой.
Содержание одной из легенд сводится к следующему…
ФОТОГРАФИИ Тархан
(Музей. Историческая справка. История села Лермонтово)
● Слово учителя
На протяжении почти полутора десятков лет М.Ю.Лермонтов являлся свидетелем жизни и быта тарханских крестьян. Не раз ему приходилось заходить в избы, «крытые соломой», сравнивать их убранство с барскими покоями.
На вопросы учителя отвечают экскурсоводы.
- Что же представляло из себя мужицкое пазьмо?
- Что именно мог видеть будущий поэт, бывая в селе?
- Что представляло собой жилище тарханского крестьянина в лермонтовские времена?
(Бревенчатые, серые от времени стены, пепелистая от непогод соломенная крыша, два, в лучшем случае три небольших окна в улицу, одно (порой и того нет) - в проулок, плетневая завалинка, плетневые сени. Редкое из них украшалось простеньким крылечком с односкатной крышей. Каменных домов не строили: старожилы не помнят о них и даже не слышали.)
- Ребята, как вы думаете, чем крыли крыши изб?
(В стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтова есть строчка «изба, покрытая соломой.)
СЛАЙДЫ «Изба ключника»
(Музей. Прогулки по усадьбе. Летом)
Недалеко от барского дома стоит маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили семьи привилегированных дворовых - конторщика и ключницы. Здесь, в доме ключника, доживал свой век дядька Лермонтова А.И.Соколов, преданный слуга, воспитатель, помощник.
Давайте зайдем в дом и посмотрим на внутреннее убранство жилища (экспозицию).
Обстановка крестьянской избы была хорошо знакома М.Ю.Лермонтову, ведь он часто играл с крестьянскими ребятишками, бывал в селе у своей «мамушки» - так он называл свою кормилицу, тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину (в селе до сих пор живут предания о трогательно заботливом отношении поэта к своей «мамушке»)
Ключник м. - ница, ж. кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом, а иногда и питьями. В монастырях тоже бывают ключники. Ключника нет, так и не монастырь.
Конторщик м. служащий в купеческой или помещичьей конторе; писарь и счетчик.
(Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.)
- Сколько комнат было в крестьянской избе?
(В старых Тарханах преобладали жилища четырехстенные, или «круглые», как их здесь называли.)
- Как же люди могли жить на столь ограниченной площади? А если к тому же семья большая? Если в ней десять, а то и пятнадцать человек?
- Где они все размещались? Где спали? Как усаживались за столом?
Слайд «Посуда»
- Предположите, какие блюда были на крестьянском столе?
(Щи, каша)
- Напитки?
(Вода, молоко, квас)
- У кого из вас есть дача, дачный участок?
- Что выращивают на дачном огороде ваши родители?
- Что могли выращивать крестьяне на своем огороде?
(Овощи: капуста, репа, свекла, тыква, лук, огурцы, морковь; фрукты: яблоки, груши, слива; ягода: крыжовник, малина, смородина)
- А что выращивали тарханские крестьяне?
(Капуста, репа, свекла, тыква)
- А что не выращивали?
(Лук, огурцы, морковь тарханцы предпочитали покупать или обменивать на хлеб у огородников из села Волчково, которые разъезжали со своим товаром по деревням и селам с середины лета. О помидорах в Тарханах «знатья не знали» до начала 20 века. Картофель до 1828 года на крестьянских огородах в Чембарском уезде (а значит, и в Тарханах) не сажали. Он получил признание у мужиков значительно позже - с середины 19 века.)
● Игровой момент
У меня на столе - корзинка, в ней - главный овощ Тархан. Назовите его.
(Главным овощем в Тарханах считалась капуста. Ее мелко рубили и квасили в кадушках по двадцать и более ведер. И все съедали. Щи варили круглый год. Одних кочерыжек, или, как их называли в Тарханах, кочней, оставалось по плетюхе. Их не выбрасывали и не скармливали скоту, а убирали в погреб. Зимой кочни приносили раз в неделю, и детвора жадно набрасывалась на них, как на лакомство.)
Слайд «Люлька»
- Как обстояло дело с ночлегом?
Слайд «Сундук»
- Что еще из мебели было в доме?
- Где крестьяне хранили одежду, обувь, холсты?
(Стоял сундук где-нибудь в сторонке или уголке. На нем сидели и даже иногда отдыхали, прислонившись к стене дома. Мужчины к сундуку касательства не имели.)
Слайд «Изба»
- Из какого строительного материала изготавливаются полы?
(Дуб, осина, сосна)
- Какие полы были в крестьянских семьях?
Слайд «Печь»
- Что являлось самым главным предметом в избе?
(Печь. Оттого, где и как ее поставят, зависела вся планировка избы. Неспроста, видимо, появилась поговорка о том, что начинать танцевать надо от печки.)
- Почему ее называли сердцем избы?
(Она согревала и кормила. Она же лечила от недугов.)
- Сколько раз в сутки готовили еду русские крестьянки?
(Один раз в сутки - утром. Пока топится печь, хозяйка приготовит завтрак и накормит семью. В это же время она позаботится об обеде и ужине. Как только в печи прогорит, поставит в нее горшки и чугуны, закроет чело заслонкой, и еда станет вариться, но хозяйка уже до нее не касается. К обеду пища готова. В горячем виде она сохраняется в печи до самого ужина. Вечером надо лишь открыть заслонку, поддеть ухватом горшок или чугун со щами или похлебкой, выдвинуть его на шесток и налить варево в блюдо.)
- Как вы думаете, где мылись крестьяне, если бань в Тарханах не строили до 1960 года?
- Какие строения (хозяйственные постройки) находились возле избы?
(Амбар, загон для скота)
- Что хранили в амбаре?
- Почему его никогда не ставили на землю, а на дубовые столбы высотой в пол-аршина?
(Это позволяло предохранять зерно от сырости.)
- Зачем в нижней части двери каждого амбара прорезали круглое отверстие?
(Для беспрепятственного проникновения кошек. Лучше их никто не справлялся с мышами, которые часто наносили значительный ущерб крестьянскому хозяйству. В «Памятной книге» И. И. Кузнецова есть такая запись: «1877 год… а осенью в озимом множество было мышей и выели много озимей».)
- Какие животные содержались в загоне для скота?
(Овцы, коровы, лошади)
- Назовите причины, по которым в Тарханах не держали коз, свиней.
(Коз считали их беспокойными и непослушными. Они могли зайти на огород или в посевы. Свиньи траву и солому не ели, а хлеба самим крестьянам от урожая до урожая не всегда хватало.)
● Работа со слайдами «Рисунки М.Ю.Лермонтова» (См. Приложение №5)
(Творчество. Живопись и графика)
1). Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок Лермонтова. Начало 1830-х г.
1). Тройка у постоялого двора. Рисунок Лермонтова. 1832-34 гг.
1). Крестьянин под деревом. Рисунок Лермонтова. Начало 1830-х г.
Большую любовь М.Ю.Лермонтов проявлял к рисованию (пол в комнате маленького Миши был застлан сукном, и величайшим удовольствием для мальчика было ползать по нему и чертить мелом). Эту любовь он пронес через всю жизнь.
- Рассмотрите и прокомментируйте рисунки М.Ю.Лермонтова.
- Что на них изображено?
- Что находится на переднем плане?
- Что находится на дальнем плане?
- Что особенно удалось? Почему?
- Почему Лермонтов писал сцены из крестьянской жизни?
● Игры (звучат русские народные песни) (См. Приложение №3)
Крестьянская жизнь не состояла сплошь из беспросветных будней. Каждое воскресенье, принарядившись, взрослые тарханцы отправлялись в церковь. Во второй половине дня, отобедав, выходили, если позволяла погода, на улицу. Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр. Вдвоем-втроем игра шла вяло, скучно. Она затухала, не успев разгореться.
Основная особенность большинства игр заключалась в максимальной подвижности.
Мы сейчас попробуем показать картину крестьянского досуга. (Физминутка)
● Работа с эпиграфом
- Прочтите эпиграф урока
(«Хочешь узнать поэта - побывай на его родине». Иоганн Вольфганг Гёте.)
- Объясните слова немецкого поэта, мыслителя
(Чтобы узнать Лермонтова, надо обязательно побывать в стране его детства - Тарханах, в старинной дворянской усадьбе, принадлежавшей бабушке поэта по материнской линии Е.А.Арсеньевой.)
- Где родился М.Ю.Лермонтов?
(В Москве)
- А почему Пензенский край (Тарханы) принято считать его родиной?
(13 лет - почти половину своей короткой жизни, Лермонтов провел в Тарханах. Сюда приезжал летом 1828 года перед поступлением в Московский благородный пансион, почти 1,5 месяца прожил здесь зимой 1836 года, будучи в отпуске, а в апреле 1842 года в Тарханы привезли гроб с телом поэта для перезахоронения на фамильном кладбище.)
- Как вы думаете, жизнь в Тарханах отразилась в творчестве М.Ю.Лермонтова? Почему?
(Детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь: «Долго, долго ум хранит первоначальны впечатленья». Без Тархан не было бы «Родины», «Вадима», «Бородино», «Песни про… купца Калашникова», ранних драм и многих других произведений.)
В 1841 году современники М. Ю. Лермонтова были поражены его необычным поэтическим признанием в любви к родине, написанным за несколько месяцев до гибели.
● Чтение учителем (диктором) стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» (См. Приложение №1)
● Аналитическая беседа с классом
Гвардейский офицер, завсегдатай аристократических салонов, пользующийся покровительством своих родственников, среди которых - воспитатель детей Николая 1 генерал А. И. Философов и вельможа адмирал Н. С. Мордвинов, вдруг поворачивается спиной к своему сословию, а лицом к народной, а точнее, крестьянской жизни.
- Чем же привлек его этот мир? Давайте проанализируем стихотворение.
- Как оно называется?
Запись в тетрадь
Слово «родина» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова имеет два значения: 1). Отечество, родная страна. 2). Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. А в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «родина» имеет много родственных слов (с одним и тем же корнем - род-).
- Подберите родственные (однокоренные) слова к род-
(Род, родители, родить, родной, родня, родословная, родоначальный и т.д.)
- Что же означает слово «родина»?
(Значение слова «родина» огромно. Родина - понятие, вбирающее в себя прошлое, настоящее и будущее народа, его материальные, культурные и духовные ценности. Но для каждого человека его родина начинается с родного края - местечка, где он родился, вырос; местечка, которое любишь всем сердцем, всей душой.)
- А что означало слово «родина» для М.Ю.Лермонтова? Найдите в тексте.
- Какой литературный прием использовал поэт?
(Эпитет)
- Как вы понимаете строчку «Дрожащие огни печальных деревень»?
(Тяжелая жизнь крестьянина, подневольного человека, униженного, лишенного всех прав и надежд)
- Подтвердите ваши догадки русскими пословицами.
(Была бы спина, найдется и вина. Крестьянскими мозолями и бары сыто живут. Господской работы не переработаешь. Тело - государево, душа - божья, спина - барская.)
- Какие картины возникают в вашем воображении?
(Пейзаж средней полосы России, сельская Россия, это и пейзаж Тархан)
- Каков этот пейзаж?
- Какие чувства, вызванные неброским, простым, по-своему живописным пейзажем испытывает поэт? Докажите.
(«Люблю отчизну я, но странную любовью!
«Но я люблю - за что, не знаю сам…»
«Проселочным путем люблю скакать в телеге…»
«Люблю дымок спаленной жнивы…»)
- Почему свою любовь он называет «странной»?
(Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.)
- А что означает слово «патриотизм»? Кого можно назвать патриотом?
- Найдите значение этого слова в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова и «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля
Запись в тетрадь
Патрио/т, -а, м. Человек, одушевлённый патриотизмом. Советский п.//ж.
патрио/тка, -и.
Патриоти/зм, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, народу и
готовность к любым жертвам во имя интересов своей
Родины. П. русских воинов. Советский п. // прил.
патриоти/ческий, -ая, -ое. П. Подвиг.
(Из «Словаря русского языка С.И.Ожегова.)
Патрио/т [патрiо/тъ], -тка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.
(Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.)
- Считаете ли вы себя патриотами?
- Лермонтова можно назвать патриотом?
- А стихотворение «Родина» можно назвать патриотическим?
- Что воспевает поэт в своем стихотворении?
(Единство со страной и народом. Духовное богатство русского крестьянина составляют вместе с величием природы то единство, имя которому Россия. Здесь в провинциальной глуши родилось это великое чувство, которое затем окрепло и определило весь трудный путь поэта.)
- Почему?
(В 1831 году в Тарханах насчитывалось 176 человек дворовых, в том числе женщин и детей. Именно они обслуживали жизнь усадьбы.)
● Викторина для лермонтоведов подводит итоги урока (См. Приложение №4)
- Какие этапы урока вам запомнились, понравились?
- Чем пригодится информация сегодняшнего урока в будущем?
- А вы смогли бы подготовить экскурсию?
● Домашнее задание к уроку внеклассного чтения
Подготовить экскурсию (презентацию) на тему:
- Пейзажи Тархан
- М.Ю. Лермонтов-художник
- Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова и их исполнители и др.
Приложение №1
● Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Вечер после дождя», «Осень», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Когда волнуется желтеющая нива…»
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
1828
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
Один меж них приметил я цветок,
Как будто перл, покинувший восток,
На нем вода блистаючи дрожит,
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
1830
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна с ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…
1831
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
1837
Как часто, пестрою толпою окружен…
… И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами…
1840
● Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
1841
Приложение №2
● Сообщения учащихся-экскурсоводов. Просмотр диска «Тарханы. Виртуальная экскурсия»
Путь, по которому Лермонтов пришел к народу, уже был проложен его матерью Марией Михайловной. В 1880 году помнившие ее тарханские старожилы рассказывали первому биографу поэта П. А. Висковатому, как слабая и болезненная добрая молодая барыня время от времени обходила с лекарствами крестьянские избы.
Контакты Лермонтова с сельскими ребятами не ограничивались играми, со многими сверстниками он дружил на равных, бывал в селе, в их семьях запросто.
Видимо, его тяга к крестьянской тарханской среде не задержалась на грани детского любопытства, а переросла в участие и; быть может, в попытки как - то облегчить положение крепостных. В таком случае легко объясняется бытование легенд о Лермонтове. В них он предстает защитником крестьян перед суровой и довольно скаредной Е. А. Арсеньевой.
Содержание одной из легенд сводится к следующему:
● Учащийся
Как- то Михаил Юрьевич приехал домой на побывку. Бабка от радости не знала, чем ему угодить.
- Проси, Мишенька, что угодно: все для тебя сделаю, - пообещала будто бы она.
Михаил Юрьевич сказал, что многие избы стали ветхими, покосились от старости и вросли в землю. Пора бы заменить их новыми, благо и строевой лес есть в избытке в Долгой роще.
Не ожидая такого оборота дела, Арсеньева вынуждена была согласиться дать лес нуждающимся крестьянам.
Лермонтов выложил перед ней вторую просьбу. Он сказал, что крестьяне топят печи по-черному и от дыма в избах смрад и грязь. Надо им выделить кирпич, чтобы они переделали печи и топили по-белому. Скрепя сердце Арсеньева обещала и кирпич.
Тогда внук назвал свою третью - и последнюю просьбу: отпустить всех крестьян на волю, наделив их землею.
Отступать было некуда. Бабка дала слово уважить и третью просьбу.
Первые две стали выполняться немедленно, но с третьей Арсеньева замешкалась. Все откладывала и откладывала, а там и срок побывки вышел. Михаил Юрьевич уехал, но напоследок не забыл напомнить бабке об ее обязательстве отпустить крестьян, и та заверила внука, что помнит об этом и сделает, как обещала.
Однако слово свое Арсеньева не сдержала. Она, говорят, долго колебалась и поддалась влиянию услужливой своей холопки ключницы Дарьи Куртиной.
Хитрая и льстивая женщина отлично понимала, что барыне очень жаль расставаться с «крещеной собственностью», и, чтобы угодить ей, будто бы говорила: «Матушка барыня, не делай греха, не отпускай от себя мужиков, избалуются и сопьются, и землю твою дарную пропьют. Все прахом пойдет».
ФОТОГРАФИИ Тархан
(Музей. Историческая справка. История села Лермонтово)
● Учащийся (изба) 10 слайдов
Избы рубили из сосны, осины или липы. Но нижние венцы (до окон) в основном делались из дуба, так как он лучше противостоял влаге, которая шла от земли, и дольше сохранялся.
Как внутри, так и снаружи стены не штукатурили. Для утепления избы венцы ставили на мох, который подбивали. А затем пазы между бревнами конопатили паклей.
Деревья на избу выбирались ровные, рубили их, как правило, ранней весной, во время движения сока. Засохшие на корню в дело не годились. С привезенных из лесу бревен сразу же снимали кору, буртовали их, укрывали ветошью или делали над ними навес из лубка. Крестьянин проявлял сметку и знал, что в тени бревна будут подсыхать постепенно и равномерно, а на солнце они сразу же начнут лопаться, образуя широкие и глубокие продольные трещины.
Хорошо просушенные бревна открывали, ибо они уже не боялись солнца. Даже наоборот: под его лучами их выдерживали еще два-три месяца, а иногда и больше с тем, чтобы они окончательно стали твердыми и долговечными. Избы, срубленные из таких бревен, стояли по сто с лишним лет. Вот почему некоторые старожилы села помнят постройки лермонтовских времен.
● Учащийся (крыша) 3-ий слайд
На среднюю избу требовалось шесть-семь возов обмолоченной ржаной соломы, которая привозилась с гумна и поливалась водой. Хозяин избы собирал, как говорили в Тарханах, помочь. Кроме кровельщика приглашались три-четыре женщины. Они граблями аккуратно, соломинка к соломинке делали наборки. Два-три мужика попеременно деревянными «трехрогими» вилами подавали эти наборки кровельщику, который принимал их на грабли и укладывал по застрехе первый ряд и так до самого конька. Вот в этом и сказывался опыт кровельщика. Если наборки он уложит точно по заданному размеру, то крыша получится гладкой, без впадин, и вода по ней будет стекать равномерно.
Однако на этом работа не заканчивалась. Чтобы кровля хорошо держалась, оказалась менее огнеопасной, ее поливали глиняным раствором. После этого первый ряд ниже застрехи обрезали серпом или косой, и образовавшаяся ровная линия придавала крыше привлекательный вид.
Некоторые крестьяне для большей надежности по всему коньку клали жердь и дополнительно засыпали глиной. От первого же дождя она размокала, вместе с водой скатывалась по крыше и еще больше пропитывала солому. В таком случае даже ураганный ветер не разносил ее.
СЛАЙДЫ «Изба ключника»
(Музей. Прогулки по усадьбе. Летом)
● Учащийся (стол) 1 слайд
Скученность в иных семьях действительно далеко превышала все пределы. Но она не была постоянной, а только в часы, когда семья собиралась вместе: за столом или на ночлег. Даже зимой большую часть суток крестьянин проводил вне избы. А завтракать ли, обедать или ужинать садились не все сразу. Самых малых, а также дряхлых стариков, больных кормили отдельно. Старшей женщине в доме (обычно свекрови) тоже некогда было сесть со всеми: она еле поспевала подавать на стол.
Каждый, в том числе и дети, имел за столом свое постоянное место. Ели дружно и основательно из общей большой деревянной или глиняной посуды. В большой семье ставили два блюда, чтобы далеко не тянуться и не разливать хлебово из ложек. За столом никто не модничал и не жаловался на качество приготовленного варева. Если будешь раздумывать да смотреть по сторонам, то не заметишь, как посуда окажется пустой. А особо кормить тебя не станут. Не было обычая и принуждать к еде. Хочешь - ешь, не хочешь - другим больше достанется. Насытился ты или нет - вылезешь из-за стола вместе со всеми. Зато в следующий раз не станешь ротозейничать. Голод научит работать ложкой.
● Учащийся (кровать) слайд «Люлька»
В каждой избе стояла кровать, а в большой - две. Возле нее на крючке, ввинченном в матицу - потолочную балку, висела зыбка для младенца.
Лавки вдоль стен тоже не пустовали ночью, потому-то и делались они широкими (до 40 см), чтобы на них можно было спать. Отсюда, несомненно, поговорка «семеро по лавкам».
Во всех избах обязательно использовался «второй этаж» - печь и полати. Первую из них испокон веков занимали старики. Здесь всегда было тепло, потому что печи топились в Тарханах ежедневно и зимой и летом. К старикам «подселяли» бесштанную мелюзгу. Остальные размещались на полатях.
● Учащийся (полы)
В лермонтовские времена, вероятно, не во всех крестьянских жилищах имелись деревянные полы. Старожилы рассказывают, что в самом начале 20 века еще оставалось несколько изб с земляными полами. Последнюю из них сломали приблизительно в 1915 году. Она стояла на улице Ильинке, и проживала в ней семья вдовы М. Д. Агейчевой. Дочь Маланьи Дмитриевны Дарья Ивановна Агапова, восьмидесятилетняя старушка, рассказывала в 1984 году: «Наша избенка была всего в два окна. У всех в селе деревянные полы, половицы в них дубовые или осиновые, а то и сосновые, а у нас - простая земля. Черная земля. Только очень умята, как дорога. Нигде ни трещинки… Мы следили, чтобы пол не трескался и не крошился… Водичкой сбрызгивали. Он и притаптывался. Чистоту соблюдали, как и все; веничком подметали и чисто. Жили как будто так и надо».
● Учащийся (печь) Слайд «Печь»
Парились крестьяне в печах, а мылись после пара в избе. Чтобы приготовить печь под пар, вечером хозяйка вынимала из нее все горшки, чугуны и корчаги с горячей водой для мытья, выгребала золу и настилала соломы. Затем ошпаривала кипятком шайку (деревянное ведро), вливала в нее кружки две-три воды, клала веник (березовый, ореховый или дубовый) и ставила ее в ближайший угол печи. Все, она для пара готова. Залезай в нее и парься сколько душе угодно
Внутренность печи позволяла сидеть в ней, вытянув ноги или «по-китайски» поджав их под себя. Можно было париться лежа, чуть поджав колени. Чтобы жар в печи держался дольше и его хватило на всех, чело закрывали заслонкой.
Мылись, присев на корточки, в деревянной лохани. Рядом ставилось ведро с горячей водой.
● Учащийся (животные)
С малых лет у крестьянских детей воспитывалась любовь к скотине. Летом, как правило, подростки сгоняли овец в стадо и встречали их по возвращении.
После окота на день-два в избу впускали овец с ягнятами. Когда взрослые расходились по своим делам (после завтрака или после обеда), хозяйка открывала дверцу из лубка, прикрепленную к ножке кровати, и ягнята выкатывались на свет божий. Им нужно было движение, иначе обезножат.
Резвость ягнят нередко возбуждала и захватывала детей, и все начинали взапуски гоняться друг за другом: то дети за ягнятами, то ягнята за детьми. Глядя на них со стороны, трудно было сказать, кому больше игра доставляла удовольствия: ребятишкам или ягнятам.
Лошадь каждый хозяин берег пуще своего ока. Он относился к ней, как к умному, доброму и верному другу и настоящему помощнику. Труд лошади никогда не превращался в каторжный, в непосильный и непрерывный, если даже она в хозяйстве была одна. Хозяин больше работал сам, чем подневольное ему животное. Вот он привез снопы на гумно. Пока их складывал, молотил, лошадь в это время отдыхала. Вот приехал на жатву: целый день машет тяжелым крюком, сваливая рожь, овес, просо ли на ряды - лошадь, привязанная к телеге, жует корм и, помахивая хвостом, отгоняет мух и слепней.
Еще больше ей раздолья поздней осенью: запрягают раза два в неделю, если не реже. Без пут, играя и резвясь на свободе, гуляет она на густых озимых.
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив (1, 31).
Так писал Лермонтов в стихотворении «Узник».
● Учащийся (легенда)
Зная о любви Лермонтова к лошадям, тарханские крестьяне в благодарность за его доброту подарили ему серого в яблоках жеребца. Народное предание гласит, что происходило это событие зимой. Значит, в ту зиму 1836 года, которую он провел дома. На барской усадьбе по такому небывалому случаю собралась огромная толпа. Впереди - старики. Лермонтов вышел к ним, и они торжественно передали ему повод из рук в руки. Коня оседлали, поэт лихо вскочил в седло и помчался. Сделав несколько кругов по площади, всадник осадил коня и, спрыгнув, стал благодарить крестьян за подарок и хвалить замечательного жеребца. Он велел поставить его в конюшню и, пока жил в Тарханах, на прогулки выезжал непременно на подаренном земляками коне.
Приложение №3
● Игры
1 ряд - ИГРА - «Катание яиц»
Число играющих должно быть четным. Выбирали для этой игры чистое от травы место. Обычно им служила дорожка, проходившая вдоль домов. Она была ровной и невыбитой. Участники игры приносили в узелке, в подоле, в фартуке или корзинке круто сваренные крашеные яйца. По одному вложив в «общий котел», мешали их. Чтобы определить очередность в игре, поручали кому-нибудь, не глядя, брать из «котла» по одному яйцу. Чье яйцо оказывалось первым, тот первым и начинал катать.
Попарно с интервалом в один шаг, яйца раскладывали на одной линии. Та, которой выпал жребий катать первой, становилась в 15 шагах от линии яиц, брала в руки мяч и, прицелившись, пускала его на яйца. Мяч валяли из шерсти или шили из холстины покрышку и набивали ее тряпками или опилками.
Если мяч сшибал или задевал одну из пар, то играющая брала ее себе и получала право опять катить мяч. Оно сохранялось до первого промаха. Тогда наступала очередь второй показать свое мастерство и так до тех пор, пока не разыграют все разложенные яйца. На этом кон заканчивался.
2 ряд - ИГРА - «Посиделочная»
Вот по условиям игры выпадал черед садиться на скамейку спина к спине парню с девушкой и по счету «раз, два, три» резко повернуть голову влево или вправо. Если они оказывались лицом к лицу, то парень имел право поцеловать девушку. Но только не следовало медлить, а то она вскочит и убежит, а ты останешься ни с чем.
3 ряд - ИГРА - «Тарас», «слепни» (жмурки)
Одному из участников завязывали глаза полотенцем или платком, ставили к печке и кричали: «Тарас, Тарас, ищи три года нас!» Он, разведя руками в стороны, ловил остальных. Кого поймает или хотя бы коснется рукой, тот и становится очередным «слепнем».
Приложение №4
● Викторина для лермонтоведов
1. Сколько лет исполнилось бы Михаилу Юрьевичу в этом 2008 году?
(194 года)
2. Почему Тарханы называют колыбелью М. Ю. Лермонтова?
(Жил до 12 лет)
3. Объясните значение слова «тарханы».
(«крестьяне… сверх хлебопашества промысел имеют, скупая в других селениях мед, воск, деготь, овчину, и продают по торгам и на ярмарках». Таких мелких торговцев называли тарханами.)
4. В каком году было написано стихотворение «Родина»? (В 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта)
6. Каким предстает М. Ю. Лермонтов в тарханских легендах? (Защитником крестьян)
12. Из каких деревьев тарханцы рубили избы? (Сосна, осина, липа)
13. Сколько соломы требовалось для крыши одной избы? (6-7 возов)
14. За что крестьянский ребенок мог получить ложкой по лбу во время завтрака, обеда или ужина? (Громко чавкал, хныкал, сопел, шмыгал носом за столом)
15. Чем сбрызгивали земляной пол в крестьянской избе, чтобы он не трескался и не крошился? (Водой)
16. Что хранили крестьянки в лубочных коробах, сундуках? (Сарафаны, кофты, юбки, обувь, холсты и т. д.)
17. Что называли сердцем избы? (Печь)
18. Что заменяло баню тарханцам до 1960 года? (Печь)
19. Что являлось долгое время главным овощем в Тарханах? (Капуста)
20.Каких животных не держали крестьяне, считая их беспокойными и непослушными? (Коз)
21. Кто из домашних животных являлся самым верным другом и настоящим помощником семьи? (Конь)
22. Что означает слово «патриотизм»? (Преданность и любовь к своей родине)
23. Какие произведения М. Ю. Лермонтова убеждают нас, что он - истинный патриот своей отчизны? («Родина». «Прекрасны вы, поля земли родной», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто пестрою толпою окружен».)
Приложение №5
● Портреты семьи М.Ю.Лермонтова
Хочешь узнать поэта - побывай на его родине.
(1749 - 1832) Иоганн Вольфганг Гёте
(Немецкий поэт, мыслитель)
● Фотоматериал с диска «Тарханы. Виртуальная экскурсия»
Лермонтово. Фото В.Г.Чудинова. 1937-38 гг.
Материал взят из книг:
1). Государственный Лермонтовский музей-заповедник Тарханы. Комплект цветных открыток./ Сост. Саблина Ю.В. - Пенза, 2004; 2). Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в двенадцати томах. - Москва, «Мир книги», 2002; 3). Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. - М., «Детская литература», 1989; 4). Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4т. Т.1 - М., 1964; 5). М.Ю.Лермонтов. Проблемы идеала./ Щеблыкина И.П. - Куйбышев-Пенза, 1989; 6). Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53000 слов. Изд. 4-е стереотип. - Москва, «АЗЪ», 1997; 7). По Лермонтовским местам. Комплект цветных открыток. Художник Щербаков Б.В./Дмитриевой М.П. - М., «Изобразительное искусство», 1984; 8). Ульянова В. Кругом родные все места. - Внешторгиздат, 1990; 9). Фролов П.А. Лермонтовские Тарханы. - Саратов, Приволжское книжное издательство. Пензенское отделение, 1987; 10). Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… - М., «Знание», 1991; 11). Щеблыкин И. Этюды о Лермонтове. - Пенза, 1993
- Разработчик диска «Тарханы. Виртуальная экскурсия» - ООО «Мультимедиа компания «АЛЮР» (г. Пенза). alyur @ pochta. ru