- Учителю
- Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателя. «Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателя. «Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. 4 часа.
«Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Реалистическая правда о войне в поэме.
Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Юмор. Авторские отступления
РР Выразительное чтение отрывков из поэмы наизусть
Цели урока: кратко ознакомить уч-ся с жизненными вехами и творчеством; создать эмоциональный фон для восприятия поэмы; показать роль поэмы в гг. Великой Отечественной войны, рассмотреть особенность жанра и сюжета; дать понятия о народности в литературе; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Ход урока
І. Беседа по вв. учебника стр. 170-171.
1. А. Т. Твардовский - одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской л-ре. Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в гг. массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма.
2. Прошёл через 2 войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в гг. «оттепели» (поэма «Тёркин на том свете»), стал лидером оппозиции застойному режиму.
3. Будучи главным редактором «Нового мира», сделал журнал проводником демократических идей. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел.
Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенёсшим разорение и ссылку.
Авторитет Твардовского был очень велик в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель.
Один из главных эстетических принципов писателя - народность.
Под народностью в лит-ре понимается связи л-ры с народом, выражение в л-ре интересов, психологии народа.
Произведения Твардовского - стихотворения, поэмы - народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация - в «Стране Муравии», Великая Отечественная война - в «в. Тёркине», «оттепель» - в поэме «За далью - даль», разоблачение сталинизма - в поэмах «Тёркин на том свете» и «По праву памяти».
ІІ. «Василий Тёркин». История поэмы. Её значение. Эта поэма истинно народная. Твардовский известен как автор именно этой поэмы. Главная тема её - родина и народ, народ на войне. В гг. войны «Василий Тёркин» действительно воевал именно со всем народом.
Сам Тв. рассказывал о творческой истории своей поэмы: «В. Тёркин… известен читателю. В первую очередь армейскому с 1942 г. Но «Вася Тёркин» был известен ещё с 1939-40 гг. - с периода финской кампании.
Как-то, осуждая совместно в работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где бы были стихи и картинки… И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины». Решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабжённых стихотворными подписями. Это должен был быть некий весёлый, удачливый боец, фигура условная, лубочная… Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Тёркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, ещё как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя…
Перед весной 1941 я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Тёркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Тёркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках. Перемещение героя из обстановки финской компании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщало ему совсем иное, чес в первоначальном замысле, значение».
Изменился не только герой поэмы - другим стал её характер, её содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет.
Публикация 1-х глав началась в 1942 г. после тяжёлого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. «Свободный» сюжет позволял печатать её по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в тот же время поэма - целостное произведение.
3 части поэмы соответствуют 3-м этапам положения на фронтах:
начальное отступление,
переломный этап после победы под Сталинградом,
победное наступление 1944-5 гг.
и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Тв. поэму синхронно с окончанием войны.
Это произведение высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему светскому, восторженно отозвался о поэме: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова, слова. Возможно, он останется автором только одной книги, начнёт повторяться, писать хуже, но даже это можно ему простить за «Тёркина».
Пафос объединения народа в своём стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения, делает эту поэму поистине народной.
Новаторство поэмы:
-
«свободный сюжет», позволяющий включать и выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла: «Эта книга про бойца / Без начала и конца» - так характеризует свой произведение Твардовский в стихотворном вступлении «От автора».
Почему так - без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
-
1-я гл «На привале» - начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.
-
Затем Тёркин рисуется в деле: главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен» и т. д. Жизнь сама подсказывал темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой главы: фронтовой читатель мог не знать предшествующей главы или не дождаться следующей, погибьнув или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он всё равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.
«От автора»
-
Главный герой не Вася Тёркин, а Василий. Имеете ли зщначение изменение имени на полное?
-
Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне?
-
Как вы думаете, какое значение для отступающих и обороняющихся войск весной и летом 42 г. имели слова:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька?
«На привале»
Прочитаем, как сам Твардовский объяснял значение слова «сабантуй»: «слово САБАНТУЙ существует во многих языках и, например, в тюркских означает праздник окончания полевых работ: сабан - плуг, туй - праздник.
Я слово «сабантуй» впервые услыхал на фронте ранней осенью 1941 г. где-то в районе Полтавы, в одной части, державшей там оборону. Слово это, как часто бывает с привязчивыми словечками и выражениями, употреблялось и штабным командирами, и артиллеристами на батарее переднего края, и жителями деревушки, где располагалась часть. Означало оно и ложное намерение противника на каком-нибудь участке, демонстрацию прорыва, и действительную угрозу с его стороны, и нашу готовность устроить ему «угощение». Последнее ближе всего к первоначальному смыслу, а солдатскому языку вообще свойственно ироническое употребление слов «угощение», «закуска» ит. п. В эпиграфе к одной из глав «Капитанской дочки» А. С. Пушкин приводит строки старинной солдатской песни:
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Начинается гл. «На привале» с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих. Поднять настроение в трудную минуту.
Прочитаем главу "Переправа". Один из черновых вариантов поэмы начинается так;
Кому смерть, кому жизнь, кому слава,
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой.
И, угрюмый, зубчатый,
Лес чернел высоко над водой..
А под нами лежал берег правый, -
Снег укатанный, втоптанный в грязь -
Вровень с кромкою льда.
Переправа в шесть часов началась...
5. Беседа с классом.
Как поэт сочетает юмор и патетику, описывая подвиг Василия Тёркина?
1) 1-я строка - лейтмотив, проникающий во всю главу.
«Я почувствовал, что это слово не может быть произнесено иначе, чем и я его произнёс, имея про себя всё то, что оно означает: бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей, идущих на смерть за родину».
-
Вначале слова «переправа, переправа» звучат как возглас-вздох погружённого в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные, наиболее впечатляющие детали:
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, -
Ни приметы, ни следа.
-
И только из дальнейшего повествования мы узнаём, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который как бы совершают солдаты, подчёркнут короткой «оборванной» 4-й строкой строфы, звучащей словно команда:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лёд,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
-
Как нарисованы советские солдаты? Почему поэт сравнивает молодых солдат с их отцами - героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых веков? Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это «простые ребята» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими глазами»:
Поглядеть - и впрямь - ребята!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.
Совсем по-домашнему воспринимаются сначала детали боевой обстановки:
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
Не в испытаниях жестокой битвы показаны в начале главы «ребята», а в тяжёлом труде, требующем напряжения всех физических сил:
Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом.
Но отсвет героизма лежит на их лицах, в простоте и даже обыденности прозревается величие. И речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны и, более того, традиции русских воинов прошедших столетий:
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи - отцы.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Опасная переправа предстаёт как символ сурового пути к победе, которую всегда добывал русский солдат.
Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается 1-я часть главы:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Снова звучат слова: «Переправа, переправа!»
Но теперь они приобретают трагическую экспрессию
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели «наших стриженых ребят», тем сильнее потрясает создаваемая им картина:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.
Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадёжности. В 3 части гл., открываемой тем же рефреном: «Переправа, переправа…», - мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу:
Переправа, переправа...
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
Перед нами проходят картинки военного быта. Война изображена Твардовским в крови, труде, лишениях.
Бесконечная ночь, мороз.
За ночь грудою взялась
Пополам со льдом и снегом
Перемешанная грязь.
Скорчившись, дремлют усталые солдаты, «сунув руки в рукава».
И в лесу, в ночи глухой
Сапогами пахнет, потом,
Мерзлой хвоей и махрой.
Но чуток солдатский сон, даже не сон, в тяжкое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Поэт на мгновение изменяет строфику (опоясанная рифма) и размер стиха (перебивы 4-стопного хорея 3-стопнвым) - и строки начинают звучать неизбывной грустью, печальной песней:
А быть может, там с полночи
Порошит снежок им в очи,
И уже давно
Он не тает в их глазницах
И пыльцой лежит на лицах -
Мертвым все равно.
Стужи, холода не слышат,
Смерть за смертью не страшна,
Хоть еще паек им пишет
Первой роты старшина,
Старшина паек им пишет,
А по почте полевой
Не быстрей идут, не тише
Письма старые домой,
Что еще ребята сами
На привале при огне
Где-нибудь в лесу писали
Друг у друга на спине...
Раздумья о солдатах, погибших на переправе, - да и не только об этих солдатах, - поэт завершает патетическими строками:
Спят бойцы.
Свое сказали
И уже навек правы.
Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.
Высокое напряжение авторских раздумий разрешается юмористической сценой появления Тёркина.
Автор подчёркивает, что на фронте подвиг сливается с бытом, исчезает грань м/д обыденным и исключительным, героическое превращается в норму жизни и поведения.
Тёркин не противостоит своим боевым товарищам, он такой же, как они, только, может быть, чуточку смелее. Находчивее, веселее. Недаром автор так строит главу, что мы сначала знакомимся с другими солдатами, а затем - с Василием Тёркиным: на фоне всеобщего героизма его поступок выглядит закономерным и естественным, хотя, разумеется, от этого не становится мельче.
Обратим внимание на мастерство разговорной речи в последней части главы (диалог солдат в дозоре; их спор со старшиной) (по ролям).
Так, сочетая юмор и патетику, обнажая великий смысл событий, поэт создаёт глубоко правдивую картину войны, рисует колоритные образы её участников, в битвах и труде ковавших победу над врагом.
Существо подвига этих людей, их страданий, их героизма подчёркивается последней строфой, воспринимаемой как клятва, как боевой призыв.
Знакомые слова «Переправа, переправа!» выступают а новом контексте, в новой, патетической тональности:
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
«О войне»
-
Найти строки, ставшие рефреном этой главы
Раз война - про всё забудь
И пенять не вправе,
Собирался в дальний путь.
Дан приказ: «Отставить!»
Это суровые и простые слова о том, что солдат не имеет права на свою личную судьбу, о том, что ответственность за судьбу всей России должен чувствовать в своем сердце каждый боец:
Грянул год, пришёл черёд, Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Твардовский мастерски использует пословицы и поговорки:
Тут не скажешь: я - не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю.
Невелик тебе расчёт
Думать в одиночку.
Бомба - дурра. Попадёт
Сдуру прямо в точку.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела - грудь на грудь,
Драка - значит, драка.
«Гармонь»
Как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.
1. Большим, разнообразным содержанием насыщена эта глава.
2. Здесь и трудности военного быта («Гроб - дорога. Меж сугробами - туннель»), и незаметный героизм фронтовых тружеников (слова о шофёре:
Сколько суток полусонных,
Сколько верст в пурге слепой
На дорогах занесенных
Он оставил за гобой...
-
Здесь и мотивы боевого братства, той дружбы, святей и чище которой, по словам поэта (в главе «Тёркин ранен»), не сыскать на свете.
-
Глубоким психологизмом отличается диалог В. Тёркина с 2-мя танкистами, хранящими память о свеем погибшем друге. Выразительное чтение учителя с попутными комментариями.
-
Поэт подчёркивает душевный такт, чуткость, деликатность Василия Тёркина:
- Так сыграть бы на дорожку?
- Да сыграть - оно не вред.
- В чем же дело? Чья гармошка?
- Чья была, того, брат, нет...
И сказал уже водитель
Вместо друга своего:
- Командир наш был любитель...
Схоронили мы его.
- Так...- С неловкою улыбкой
Поглядел боец вокруг,
Словно он кого ошибкой,
Нехотя обидел вдруг.
-
Но желание помочь товарищам, поднять их настроение сильнее печали. И Тёркин
Поясняет осторожно,
Чтоб на том покончить речь:
- Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь.
А стрелок:
- Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем...
Трое - были мы друзья.
- Да нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну...
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же - посудите -
Может, завтра - с места в бой...
Не обижая танкистов, не тревожа светлую память погибшего, скорбя вместе с ними, Тёркин добивается всё же, чтобы они взглянули на мир иными глазами.
- Знаешь что, - сказал водитель, -
Ну, сыграй ты, шут с тобой.
Тёркин начинает играть - и вмиг преображаются солдаты. Мыслями они переносятся в далёкое и милое их сердцу прошлое.
Перед нами не видавшие виды бойцы, а простые крестьянские парни, да и сам Тёркин напоминает деревенского гармониста:
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
Огромное человеческое чувство живёт в сердцах этих людей, вынужденных оставить родные места, надеть солдатские шинели и принять тяготы боевой жизни. И Тёркин всеми фибрами души ощущает величие духа своих современников и сверстников.
- Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.
Я не то еще сказал бы, -
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы, -
Жаль, что лучше не могу.
Но вот - смена мелодии, и начинается лихая солдатская пляска. Изменяется ритм стиха, вызванный стремлением поэта к большей выразительности слова.
Шофёр, тот самый, что оставил за собой столько «суток полусонных», столько «вёрст в пурге слепой», теперь
И пошел, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечерке
Половицы гнет в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.
Кровь, смерть, испытания войны не могут заглушить силу жизни, бодрость духа советских солдат
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Музыка развеяла угрюмую суровость 2-х танкистов, разбудила воспоминания. И внезапно образ Тёркина-гармониста в их сознании совпал с образом того солдата, которого они когда-то раненого доставляли из боя в санбат. Тёркин будет достоин славы их командира; память о мёртвых не нуждается в застывших реликвиях, она - в делах и борьбе живых - таков подтекст их слов, обращённых к бойцу:
- А гармонь-то,
Знаешь что, - бери с собой.
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.
- Что вы, хлопцы, как же так?..
- Ничего, -сказал водитель, -
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это - память про него...
Глава «Два солдата»
По своему колориту приближается к бытовой сказке о ловком, смекалистом солдате, не теряющемся в любых обстоятельствах, умном, хитроватом и вместе с тем широкой души человеке, мастере на все руки.
-
Тонко и ненавязчиво поэт подчёркивает родство «человеческого материала» двух героев главы:
Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит - Теркин дома,
Теркин снова на войне.
А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
-
Непреложная вера Василия Тёркина в победу, в которой, может быть, на какое-то мгновение усомнился старик, основана на сознании безмерной мощи народа, на понимании народного характера войны. Тёркин не один, его сила - в единстве с родной страной, и в этой общности судеб отдельной личности и народа - источник победы, - так можно выразить пафос заключительных строк главы:
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
На 1-м плане главы «Кто стрелял?» снова боевые товарищи Василия Тёркина.
«Контрапункт» этой главы образуют мотивы мирной жизни, рисующейся солдатам почти в идиллических тонах, и суровой военной прозы.
-
Простые деревенские ребята, одетые в шинели и каски, растревоженные тишиной летнего вечера и жужжанием майского жука, предаются воспоминаниям. И так по-человечески понятен их испуг при внезапном появлении вражеского самолёта:
Смерть есть смерть. Ее прихода
Все мы ждем по старине.
А в какое время года
Легче гибнуть на войне?
-
Но жизнь сберегает не тот, кто ничком бросается на землю, прижимая к вискам ладони. А тот, кто идёт навстречу опасности, навстречу смерти.
-
Даже не веря в успех, Тёркин открывает стрельбу по самолёту: он не может представить себе, сто на войне можно бездействовать, «ничком молиться». Самообладание, мужество, активность, опыт отличают его от. По-видимому, ещё не обстрелянных товарищей. Но ни он, ни читатель не сомневаются в том, что и другие солдаты способны на подвиг. Полна глубокого смысла его реплика на слова позавидовавшего ему сержанта:
- Не горюй, у немца этот -
Не последний самолет...
«О награде»
В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьёзно Тёркин мечтает о том, как после победы вернётся в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек.
С тонким юмором представляет он своё возвращение домой. С подчёркнутым достоинством и даже с гордостью он будет держаться с односельчанами, и кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
- Как, мол, что? - Бывало всяко.
- Трудно все же? - Как когда.
- Много раз ходил в атаку?
- Да, случалось иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей.
Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Грозным напоминанием звучат слова:
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу: судьба каждого человека слита с судьбой его страны, счастье каждого невозможно без счастья народа - вот глубокая мысль, лежащая в основе как будто непритязательной весёлой сценки.
Недаром в главе «О войне» Твардовский писал:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.