- Учителю
- Урок Если душа родилась открытой 11 класс
Урок Если душа родилась открытой 11 класс
Тема урока: "Если душа родилась крылатой…»
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок - встреча
Цели урока:
Обучающая: подвести учащихся к выводу, что творчество М.И.Цветаевой,
это творчество поэта сложной и трагической судьбы, в
биографии которого отразились все противоречия его времени,
проследить путь становления М.И.Цветаевой как поэта и
человека, показать своеобразие художественного мира поэта,
отражение в её творчестве человека и времени.
Подготовка к ЕГЭ
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
умения мыслить исторически и системно, умения видеть
художественные явления в их развитии, формирование
поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитывающая: воспитание уважения к историческому прошлому нашей
страны, гордости за глубокую, экспрессивную русскую
поэзию, развитие литературного вкуса и поэтического
чутья.
Оборудование: выставка книг М.И.Цветаевой, портреты и
фотовыставка, выставки творческих работ учащихся,
иллюстрации к произведениям М.И.Цветаевой, альбомы-
подборки любимых произведений, компьютерная
презентация "Если душа родилась крылатой…»
Методическая цель: личностно - ориентированная ситуация на уроке
Опережающие задания: сообщение учащегося: « К вам душа так
радостно влекома…» (М.А.Волошин) - сборник стихов
«Вечерний альбом» (1910);
сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность
слов?..» (М.А.Волошин) - второй сборник стихов
М.И.Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912)
Ход урока.
-
Знакомство с целями урока и эпиграфом:
Жить так, как пишу: образцово и сжато…
М.И.Цветаева
План
1. Вступительное слово учителя: «Моим стихам, как драгоценным
винам, настанет свой черед…» - пророческий дар поэта»
2. Сообщение учащегося: « К Вам душа так радостно
влекома…»(М.А.Волошин) - сборник стихов «Вечерний альбом» (1910)» 3. Сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность слов?..»
(М.А.Волошин) - второй сборник стихов М.И.Цветаевой
«Волшебный фонарь» (1912)
4. «В октябрьские смертные дни…» (М.И.Цветаева) 5. Скорбь обо всех «упавших и не вставших - в вечность
перекочевавших» в сборнике «Лебединый стан» (1917 - 1920)
6. «Где свой, где чужой?» - ясность и взвешенность позиции поэта в период Гражданской войны.
7. «Жизнь - это место, где жить нельзя» - годы эмиграции
8. «Здесь я не нужна - там невозможна» - возвращение на родину
9. «Отказываюсь - быть» - последний период жизни М.И.Цветаевой
Проблемные вопросы:
-
Что значит для Цветаевой быть поэтом?
-
Как человек и время отразились в её творчестве?
1. Вступительное слово учителя: «Моим стихам, как драгоценным
винам, настанет свой черед…» - пророческий дар поэта
В мае 1913 года в двадцать один год М.И.Цветаева написала глубоко пророческие строки:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Так и случилось, истинный масштаб её дарования, подлинный смысл её творчества открываются только сейчас. «Черед настал…» И вдумчивому читателю требуется немало душевных усилий, чтобы вместе с поэтом со - чувствовать и со - переживать, дабы не расплескать «драгоценное вино» Поэзии:
Знаю все, что было, все что будет,
Знаю всю глухонемую тайну.
Что на темном, на косноязычном
Языке людском зовется… Жизнь
Но обо всем по порядку:
Цветаева, Марина Ивановна родилась 26 сентября (9 октября) 1892 года в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог - классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 году по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930 -х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков (Музей Александра III, Лавровый венок, Открытие музея, Отец и его музей).
Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн), мать Цветаевой - редкостно одаренная в музыке ученица Рубинштейна. Она умерла очень рано - в 1906 году, когда Марине было 14 лет. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Ей Марина Ивановна посвятила очерки-воспоминания, написанные в 1930 -х (Мать и музыка, Сказка матери). « После такой матери, - писала М.И.Цветаева, - оставалось только одно: стать поэтом». Отец, занятый созданием музея, мало обращал внимания на взрослых дочерей. Марина росла в обстановке книг, музыки, мечтаний, росла по её словам «мимо времени». Зимнее время года семья проводила в Москве, лето - в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 - весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
2. Сообщение учащегося: « К Вам душа так радостно влекома…» (М.А.Волошин) - сборник стихов «Вечерний альбом» (1910)
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» - стихи, написанные в 15 - 17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше). «Вечерний альбом» - книга о том, что по вечерам переживают юные души, когда вместе с дневной сутолокой отходит всё суетное, мелочное, наносное, «нарушаются запреты» и наступает царство грёз, воображения, которое, как гласит эпиграф к третьей части сборника, «правит миром»:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари,
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто - то идет из угла
«В зале» 1908г
«Вечерний альбом» - это дневник души юной Цветаевой. «В моей душе приливы и отливы!» - говорит о себе семнадцатилетняя героиня. С одной стороны - упоение жизнью («Ах, этот мир и счастье быть на свете / Ещё невзрослый передаст ли стих?»), любовь ко всему земному - как высокому, так и обыденному, - страстное желание насытить действием каждый миг, познать все соблазны:
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
С другой стороны - совершенно неожиданное завершение:
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
« Молитва» 1909
Энциклопедия для детей Русская литература Том 9, Часть 2.
ХХ век. М., Аванта+, 2004
Вопросы к сообщению учащегося:
▪ Как называется первый сборник стихов
М.И.Цветаевой?
▪ Что дало основание М. Волошину написать:
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?..
▪ Почему «Вечерний альбом» можно назвать дневником
души Цветаевой?
Вывод: «Вечерний альбом» поражал искренностью, отсутствием литературных влияний, что удивительно для такого юного возраста, критики отмечали дневниковый характер книги. Волошин увидел в этом достоинство, Брюсов - недостаток.
3. Сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность слов?..»
(М.А.Волошин) - второй сборник стихов М.И.Цветаевой
«Волшебный фонарь» (1912)
Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (на год моложе Цветаевой) юноша, больной туберкулёзом и недавно потерявший мать. Вскоре он станет мужем Цветаевой. Её избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль - быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним. Наступает самая счастливая (увы недолгая) в жизни Цветаевой:
Да, я, пожалуй, странный человек.
Другим - на диво!
Быть, несмотря на наш двадцатый
век
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Сергею Эфрону посвящен второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912). И пусть эта книга встречена критикой без прежних восторгов, литературная судьба Цветаевой складывается вполне удачно. Счастлива Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года родилась дочь Ариадна - Аля), окружена друзьями, не знает ни материальных, ни бытовых трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые, самые жизнеутверждающие цветаевские стихи.
В эти годы Марина Цветаева откровенно любуется собой: «Мой шаг изнежен и устал / И стан, как гибкий стержень; Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба», а в собственной душе и личных переживаниях ищет темы своих будущих произведений.
Стихи 1916 г. уже во многом не похожи на «Юношеские стихи». Большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. «Роман с собственной душой» продолжался. и будет продолжаться всю жизнь. Но душа теперь повзрослела, посерьёзнела. Практически исчезло прежнее кокетство, любование собой. Появились новые интересы, новые заботы.
Энциклопедия для детей Русская литература Том 9, Часть 2.
ХХ век. М., Аванта+, 2004
Вопросы к сообщению учащегося:
▪ Случайно ли, что второй альбом тоже имеет камерное
название «Волшебный фонарь»?
▪ Какую роль в творчестве Цветаевой сыграл Сергей Эфрон?
▪ Как можно сформулировать главную тему сборника
«Волшебный фонарь»?
Вывод: Поэзия Цветаевой взрослеет на глазах, несмотря на некоторую камерность названия второго сборника. Уже не внешность или детские впечатления - собственная душа, в которой столько огня, столько нерастраченной страсти, «безудержной» нежности, столько «безумья» и «благоразумья», душа, умеющая чувствовать «так сильно и так просто», - предмет гордости и любви Цветаевой. В чем она опять-таки не стесняется признаваться:
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе…
4. «В октябрьские смертные дни…» (М.И.Цветаева)
( Продолжение лекции учителя)
Внешние события предреволюционной истории мало коснулись ее стихов. Много позднее она скажет, что « поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Первая мировая война и революция задели её постольку, поскольку затронули судьбу ее мужа и детей. Ее муж С. Я. Эфрон был офицером, добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. У М. И. Цветаевой к этому времени было двое дочерей - Ариадна и Ирина. Сын родился позже, уже в эмиграции. В голодные годы «военного коммунизма» Цветаева была поставлена перед трагическим выбором: у нее не было возможности прокормить обеих девочек, и младшую Ирину онa была вынуждена отдать в приют, где девочка умерла от голода.
Помимо жизненных трагедий в первые годы революции( неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, голод, смерть маленькой Ирины) Цветаева переживает и творческую драму: обе ее книги «Версты» оказались непонятыми читателями, даже любивший и глубоко ценивший Марину Цветаеву Осип Мандельштам в статье «Литературная Москва» более чем резко отозвался о ее стихах Все это усиливало вой ощущение собственной ненужности в России. Но главной причиной ее эмиграции было желание воссоединиться с мужем.
5. Скорбь обо всех «упавших и не вставших - в вечность
перекочевавших» в сборнике «Лебединый стан» (1917 - 1920)
Суровая доля Эфрона послужила толчком к созданию «Лебединого стана», цикла стихов, посвященного Белой армии. Этот цикл - не гимн белому движению, а реквием его обреченной жертвенности, реквием скорбному пути мужа. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой:
Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в Вечности - жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Так писала Цветаева об Эфроне, принимая любовь как клятву:
В его лице я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху -
6. «Где свой, где чужой?» - ясность и взвешенность позиции поэта в
период Гражданской войны.
(В 1917-1920 гг. цветаевские стихи о России поднимаются на уровень истинно трагической и в то же время мужественно просветленной поэзии. Кто бы предположил, что автор «Вечернего альбома» и «Волшебного фонаря», которому в начальную пору его творческой жизни прославленный мэтр пожелал «острых чувств» и «нужных мыслей», пройдя свои «Версты» «под рокот гражданских бурь, в лихую годину», столь объемно и многопланово запечатлеет происходящее?
Цветаевское видение событий во многом оказалось близко позиции
М. А. Волошина. Как и для него, белые и красные, в ее представлении,- дети одной матери - России. Сыновний крик отчаяния, мольба о помощи и спасении звучат в стихотворении 1920 г.: ,
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! "
То шатаясь причитает в поле - Русь.
...И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!
Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был - красным стал
Кровь обагрила.
Красный был - белым стал
Смерть побелила).
(Т.Ю.Максимова. В кн: Русская литература ХХ век
Справочные материалы. М., «Просвещение», АО «Учебная
литература», 1995)
Вопросы к учащимся:
▪ Как бы вы сформулировали главную тему сборника
«Лебединый стан»?
▪ Достаточно ли ясно определилась гражданская позиция
Цветаевой в стихотворении «Ох, грибок ты мой…»?
Вывод: «Я никогда так не ненавидела красных, как любила белых», - писала Цветаева. В сборнике «Лебединый стан», также как и в стихотворении
«Ох, грибок ты мой…», звучит скорбь обо всех «упавших и не вставших - в вечность перекочевавших». Цветаева оплакивает Русь, которую «затуманила кровь - руда»
7. «Жизнь - это место, где жить нельзя» - годы эмиграции
11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. В эмиграции была трудная жизнь, полная материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок. Н.Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает: «М.И. Цветаеву я видела в последний раз на похоронах <...> князя С.М. Волконского, 31 октября 1937 года. После службы в церкви на улице Франсуа-Жерар... я вышла на улицу. Цветаева стояла на тротуаре одна и смотрела на нас полными слёз глазами, постаревшая, почти седая, простоволосая, сложив руки у груди. Это было вскоре после убийства Игнатия Рейсса, в котором был замешан её муж С.Я. Эфрон. Она стояла, как зачумлённая, никто к ней не подошёл. И я, как все, прошла мимо неё…». Решив уехать на родину, Цветаева пророчески написала: « Дано мне отплытье Марии Стюарт». «Здесь я не нужна - там невозможна. Здесь меня не печатают, там - не дадут писать, - понимала Цветаева
8. «Здесь я не нужна - там невозможна» - возвращение на родину
Действительность превзошла все мрачные ожидания: Сергея Эфрона поселили в подмосковном поселке Болшеве на даче НКВД. Его образ жизни
очень напоминал пребывание под домашним арестом. Через два месяца после её приезда на этой же болшевской даче арестовали Алю, а ещё через два месяца - мужа. Дочь и мужа Цветаевой подвергли страшным пыткам. Сергей Яковлевич был расстрелян, а Ариадна Эфрон 16 лет провела в сталинских лагерях. Надо было жить, растить сына…
9. «Отказываюсь - быть» - последний период жизни М.И.Цветаевой
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу - маленький городок в Татарии. Сохранилось заявление, написанное 2б августа 1941 г.: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева». Через пять дней она покончила с собой.
«Попала в тупик» - так она объясняла свое самоубийство в предсмертной записке к сыну. Биографы толкуют эти слова по-разному. По одной из версий Цветаеву пытались сделать доносчицей, и она боялась, что в случае отказа расправятся с сыном Георгием (Муром)
Конечно, хорошо бы найти документ, подтверждающий или опровергающий эту версию. Но существует другой документ: не в архивах КГБ, а собрании сочинений:
Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь -жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть
С акулами равнин
Отказываюсь - плыть
Вниз - по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
«О слёзы на глазах!..», 1939 г.
Анна Саакянц, исследователь творчества поэта написала: «Смерть Поэта тоже входит в его бытие. А его бытие принадлежит Будущему. Это Будущее уже наступило».
Вот такое оно, «драгоценное», а подчас горькое и терпкое «вино» истинной
Поэзии Марины Цветаевой, которая никогда не любила называть себя поэтессой, а именовала поэтом. Именно так, Поэтом с большой буквы, она и вошла в русскую литературу, и без этой поэзии уже невозможно себе представить жизнь современного читателя.
Итоги урока
Домашнее задание
Подготовить антологию (подборку стих.) по теме родины и поэта и поэзии в творчестве М.И.Цветаевой. Стихотворение по выбору наизусть
Подготовить сообщение: «Цикл «Стихи о Москве»