7


  • Учителю
  • Урок 'Русский национальный характер в творчестве В. М. Шукшина' (9 класс)

Урок 'Русский национальный характер в творчестве В. М. Шукшина' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Алтайский край

Славгородский район

МОУ «Славгородская средняя

общеобразовательная школа»





Методическая разработка

Интегрированный урок



«Русский национальный характер

в творчестве В.М.Шукшина»




Учитель русского языка и литературы

Кучинская Галина Владимировна







Содержание:

1. Пояснительная записка 3-4

2. Технологическая карта урока 5-6

3. План - конспект урока «Русский национальный характер

в творчестве В.М.Шукшина» 7-17

4. Литература 18

5. Приложение №1. Ответы учащихся по заданию 19

6. Приложение №2. Сообщения учащихся 20

7. Приложение №3. Письменные работы учащихся как итог урока 21-22

8. Заключение 23



Пояснительная записка.

Формирование ценностного сознания будущего гражданина России может осуществляться только в процессе межсубъективной связи, взаимодействия учителя с учеником, как с равным ему субъектом, а не объектом его просветительской активности.

Целью данной методической разработки является вовлечение каждого

учащегося в активный познавательный процесс урока, причём не процесс пассивного овладения им на практике этих знаний, а четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применимы.

Отбор содержания урока произведен в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребенка. Форма проведения - работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью. Это одна из наиболее рациональных форм в системе ЛОО. При применении технологии ЛОО учитель выступает в роли организатора самостоятельной деятельности учащихся, консультантом и помощником.

Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Но эту ответственность ученики могут взять на себя, работая в небольших группах, они отвечают за успехи каждого и научатся помогать друг другу. Обучение в сотрудничестве дает всем членам группы равные возможности для достижения успеха.

На уроке применяется деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Основным методом является проблемно - поисковый, он построен на самостоятельной деятельности обучаемых по осознанию проблемы и поиску способов ее решения.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений по нескольким причинам: отказ от коммунистической идеологии потребовал заполнить этот вакуум, социальная и экономическая нестабильность чревата потрясениями в обществе, проблема нетерпимости вообще и религиозной в частности, правовой нигилизм, активизировавшееся в последнее время сектантство, «ловцы человеческих душ». И сдерживающим фактором в борьбе с этими болезнями общества способна стать религия.

Выбор православной религии обусловлен не доминирующим ее положением в обществе, а тем, что она в большей степени созвучна мировоззрению В.М.Шукшина.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, об искусстве и литературе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле. Это великая сила, которая формирует в человеке личность, пробуждает в душе его с ранних лет любовь к местам, где он родился и вырос.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.







Технологическая карта урока

«Русский национальный характер

в творчестве В.М.Шукшина»



Планируемые результаты

Учащиеся понимают величие В.М.Шукшина как мастера своего дела. Проблемы, поднятые Василием Макаровичем актуальны и сегодня. Он показал трагедию души человека, всего народа. Знание понятий «религия», «духовная сфера», РПЦ.

Личностная значимость изучаемого

Проблема взаимоотношений государства и церкви издавна являлась

одной из ключевых в создании гармоничного общества.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка проблемного вопроса и целей урока.

4. Информационный этап и постановка проблемных вопросов.

(работа в группах)

5. Анализ и интерпретация текста

6.Домашнее задание

7. Проектная деятельность.

8. Заключительное слово учителя.

Методы изучения

Проблемный, частично-поисковый.

Использованные технологии:

ИКТ, проектная деятельность, технология критического мышления, проблемное обучение, технологии компетентностного обучения.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью.

Приёмы деятельности учителя

Организация обсуждения проблемы, диалога, самонаблюдения учащихся, работа в группах, анализ, интерпретация произведения, высказывание аргументированного суждения о прочитанном.

Познавательные задания

Сообщения о храмах.

Организация деятельности учащихся

Решают познавательные задачи, аргументировано отвечают на проблемный вопрос, оценивают результативность своей учебной деятельности, проводят анализ произведения.

Развитие умений

Работать с первоисточником, сотрудничать с товарищами, обобщать информацию, выделять главное, обосновывать свою точку зрения, объяснять смысл основных понятий

Работа с лексикой

ЗАБУЛДЫГА - спившийся, беспутный человек.

ЛАЕТСЯ С БРИГАДИРОМ - бранится, ругается.

ДЛЯ КУРАЖА - непринужденное, развязное поведение, вести себя

издевательски (куражиться).

ТРАНЖИРИТ - тратит легкомысленно.

Знание терминов

Тоталитаризм, воинствующий атеизм, религия, конфессия,

православие, мировая религия, секта, интронизация, права человека.

Домашнее задание

Написать ответ на проблемный вопрос, который мы с вами поставили в начале урока, и вывод который вы сделали из прочитанного и всего услышанного на уроке.

Оценки за урок

Поддержка учащихся на уроке, оценки за исследовательно - поисковую

работу в группах, оценки за анализ и интерпретацию текста.



План-конспект урока «Русский национальный характер

в творчестве В.М.Шукшина».

Эпиграф: НАМ БЫ ПРО ДУШУ СВОЮ НЕ ЗАБЫТЬ.

НАМ БЫ НЕМНОЖКО ДОБРЕЕ БЫТЬ.

МЫ ОДИН РАЗ, УЖ ТАК СЛУЧИЛОСЬ,

ЖИВЁМ НА ЗЕМЛЕ. НУ, ТАК БУДЬТЕ

ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ ДРУГ К ДРУГУ,

ПОДОБРЕЕ.

Цель занятия:

дидактические: помочь учащимся разобраться в идейно-

художественном своеобразии рассказа, увидеть авторскую

оценку изображенного и высказать аргументированное

суждение о прочитанном. Развитие умений и навыков

анализа, интерпретации произведения. Рассказать о

шедеврах архитектуры Древней Руси. Раскрыть содержание

понятия «религия», «духовная сфера», РПЦ;

воспитательные: обратить внимание учащихся на актуальные для

сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы

духовности, нравственности. Воспитывать уважение к

талантливым, неповторимым людям, человеку творцу;

социальные: выяснить отношение государства и общества к церкви,

к архитектурным памятникам, сформировать

представления учащихся о нормах - принципах

взаимоотношений государства и религии, помочь учащимся

осознать, что соблюдение прав человека, толерантность,

является важнейшей ценностью гражданского общества и

правового государства;

развивающие: развивать умение выделять главное, логически излагать свои

мысли, развивать самостоятельность и познавательный

интерес у школьников, продолжить работ по формированию

основ правовой и духовной культуры у

учащихся;

оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный

материал с текстом рассказа В.М.Шукшина «Мастер»,

выставка книг о Шукшине, газета посвященная жизни и

творчеству писателя, газета «Наш класс в с.Сростки»,

медиапрезентация.

Основное содержание урока



1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Сообщить ребятам, что сегодня у нас интегрированный урок. Распределить учащихся на группы.

2. Вступительное слово учителя.

В.М.Шукшин - один из талантливейших людей 20 века, замечательнейший рассказчик, который сумел увидеть «необыкновенное» в обыкновенных, простых деревенских людях.(1 слайд)

В рассказах писателя поднимаются актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Рассказы Шукшина помогают в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Его произведения о красоте души русского человека, о людях мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинством. Умение писателя в том, что он видит то, мимо чего мы спокойно проходим каждый день. За этими короткими историями стоит особый мир героев, и мир самого писателя

(2 слайд)

Актуализация знаний.

Дома вы прочитали рассказы В.М.Шукшина «Мастер», «Крепкий

мужик»

- О чем эти рассказы?

Рассказ «Мастер» - повествование о человеке, которого не поняли,

которому не помогли в осуществлении прекрасной мечты - реставрировать историческую ценность - церковь.)

В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя,

оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

Проблемный вопрос

(3 слайд)

- Почему один человек разружает, а другой пытается восстановить храм?

- В чем особенность русского характера?

Сегодня мы и поищем с вами ответ на эти вопросы.

Постановка цели занятия самими учащимися.

(4 слайд)

- Каковы цели нашего с вами урока?

Сформулируйте их.

(Учащиеся предлагают цели урока. Учитель дополняет их).

Сопоставить двух героев, найти разницу.

Сравнить двух героев.

Почему в России разрушались храмы?..

Переходный этап.

Но прежде мы предоставим слово учителю истории, вместе с которым

мы выясним, как, же так случилось, что храмы, монастыри, церкви - святая святых оказались забыты, заброшены, разрушены.

Информационный этап.

Сообщение учителя: потребность в возрождении церкви возникла

потому, что мощным разрушительным катком прошлась по ней политика воинствующего атеизма советской власти, особенно в большевистский период. Хотя справедливости ради надо заметить, что не коммунисты были пионерами в деле борьбы с «опиумом для народа». Об этом свидетельствуют как отечественный, так и зарубежный исторический опыт.

Достаточно вспомнить «войны» фараонов со жрецами; христиан, брошенных римлянами на съедение львам.

От 450 церквей Москвы после ухода Лжедмитрия I остался лишь пепел. Патриарх Никон,

(5-ый слайд)

попытавшийся уровнять свой статус с царским, был отправлен Алексеем Михайловичем в вечное заточение. Этот ряд можно продолжить примерами межрелигиозных конфликтов.

- Давайте назовём их.

(Учащиеся называют: реформация, религиозные воины, Ольстер, Ближний Восток…)

Действительно не терпимость к религии вообще или иной религии это не ноу-хау большевиков. Однако такой системной борьбы против веры, такого тотального подавления воли верующих, таких гонений история ещё не знала. Оголтелому атеизму, агрессивным вандалам противостояло «вооруженное» верой и словом духовенство. Красные «инквизиторы» организовали настоящий конвейер по уничтожению церковнослужителей, устроили своеобразный геноцид. Но для истинно верующего христианина физическая смерть, особенно смерть жертвенная, не столь страшна.

Настоящим потрясением для них стало осквернение и разрушение традиционных символов православия - икон и церквей

(6-ой слайд).

Проблемный этап.

Задание, которое вы сейчас получите, будет связано с этими символами. Вам даны изображения храмов

(7 слайд)

Вы должны в течение трёх минут ответить на вопросы:

- Что это за храм?

- Назвать архитектора, основную идею и, по возможности, вспомнить что-либо интересное, связанное с его историей. (Работа в группах, приложение№1).

Беседа по тексту.

- Что мы узнали о герое?

(Характеристика героя. Портрет).

Кто такой Семка?

(8 слайд)

Читают отрывок из текста «Длинный, худой носатый - совсем не

богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце... И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она - в руках. Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они - ровные от плеча до лапы, словно литые. Красивые руки. Топорик в них - игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости…»

Авторская характеристика - («забулдыга», «непревзойденный столяр»

- выявляет всю суть человеческую. Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело свё на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно - поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь милое дело. Временами он крепко пьет.»)

Кто такой Николай Шурыгин?

Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", Мужик- то крепкий получив в

эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник.

Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для

сноса церкви.

-Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

1)Он испытывал удовольствие, что можно распоряжаться,

почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением: сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, - крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями.

Перестал материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел.

(8 слайд)

2)Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

"Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и...»

3)Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий

Характеристика героя - художественная деталь.

Шукшин скупо рисует внешность своих героев: празднично,

торжественно - приподнято раскрывает Семку в работе, акцентируя внимание лишь на одной детали портрета - руках. А Шурыгин мужик-то крепкий - (сильный, хозяйственный, основательный, все просчитывающий и предвидящий наперед), здесь крепкий звучит как ирония, даже сарказм.

-Чем была для людей церковь?

-Что такое храм?

(Это место единения с богом, с другой стороны то, что объединяло людей):

Строительство храма велось всем миром, по праздникам все шли в

храм, в годину опасности спасения искали тоже в храме. Церковь для наших предков была святыней, поэтому и по убранству, и по архитектуре - это самое красивое здание.

Для людей церковь была - символом Веры, нравственная опора, душа народа.

Церковь играла слишком большую роль в жизни людей. Церковь в

рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее -вроде уж дома. Она сил прибавляла...".

Она - хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все

этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

Разрушение храма на Руси считалось варварством)

5) Обращение к эпиграфу урока

Нам бы про душу свою не забыть, нам бы немножко добрее быть.

Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.

В.М.Шукшин.

-Почему Семка решил отремонтировать церковь?

Ученики находят в тексте отрывок

(ещё с детства помнил Сёмка, что если идёшь в Талицу…)

-Что помогло увидеть эту красоту?(10 слайд)

Предполагаемый ответ: случай помог «увидеть» эту красоту. Случай -

когда его пригласил в город писатель отделывать свой кабинет под избу 16 века. Живя у писателя, он пристрастился рассматривать старинные книги, рисунки, гравюры и в то же время стал присматриваться к церквушке.

-О чем размышляет, разгадывая секрет безвестного зодчего?

Об истинной красоте…(коротко пересказывают).

(10 слайд)

-Чувствуем ли мы здесь автора?

Предполагаемый ответ с пересказом или чтением отрывка. Да. в

вопросах и размышлениях сливаются голос автора и героя. «О чем он думал тот неведомый мастер, оставляя, после себя эту светлую каменную сказку?

Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя

показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь, там заметят. Этого заботило другое. Красота. Как песню спел человек. И спел хорошо. И ушёл».

Сопротивление оказывает старинная - на века - кладка и в рассказе

Шукшина.

- Найдите этот эпизод в тексте.

Шурыгин говорит председателю: «Гробанулась здорово! Покрошилось

много, ага. Причем они так: по три, по четыре кирпича - кусками. Не знаю, как их потом долбать...

Попробовал ломиком - крепкая, зараза. Действительно, литье!»

Кульминационной сценой рассказа

Является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя

равнодушным.

Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви

Отрывок с курсивом на экране. Читает ученик.(11 слайд)

Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной

струной. Странно, что все это было хорошо слышно - ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви... Стена,

противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз... Церковь лежала бесформенной грудой, прахом.

(11 слайд)

Образы, созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь

как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью. "Смерть" церкви вызывает глубокое сострадание.

(12 слайд)

2) Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее

стон, жалостный и молящий - он просит о помощи! Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз". Умерла... Она лежала «бесформенной грудой, прахом».

- Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?

- Шукшин, используя прием - градация «оживляет», «одушевляет» старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов, напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа. олицетворения,

-Как же относится к происходящему народ?

Видя, как гибнет церковь, толпа застывает, словно в оцепенении.

Люди жалеют церковь и ахают, пытаясь образумить Шурыгина, никто кроме учителя не пытается бороться.

Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее «убийце» -

Николае

Шурыгине, который ради самоутверждения «свалил» церковь.

-Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?

После содеянного, стена отчуждения отгораживает Шукшина от

людей, в глубине души ощущающих, что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.

-Как к этому отнёсся Шурыгин?

1) Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная.

2) « Хоть бы молиться ходили! А то стояла - никто не замечал...»- возмущался Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан, Но это все равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде бы и не замечал его, не носился с ним, не говорил: «Ах, как я люблю свой палец!», но попробуй, лиши его этого... А здесь речь о частице души.

-Чем была для людей церковь?

Для людей церковь была - символом Веры, нравственная опора, душа

народа.(13 слайд)

Церковь играла слишком большую роль в жизни людей. Церковь в

рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: «как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла...».

Она - хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все

этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

Николай Шурыгин - разрушитель.

-Что же такое истинная красота?

(13 слайд)

Рассуждают: когда человек творит от души, вовлекая всю энергию,

фантазию в задуманное дело. Для него важна не только внешняя красота, но и внутренняя, духовная. Красота - это неумирающая ценность, она не различает народов, национальностей.

В.М.Шукшин - мастер своего дела. Он обладал даром - талантом.

Он видел то, мимо чего мы проходим, не обращая внимания.

Короткой фразой он мог раскрыть огромную мысль. Есть такие слова о церкви «и только тому, кто шел к ней, она являлась…». В этих словах заключена огромная мысль.

-Что случилось с Семкой, когда он начал гореть желанием отремонтировать церковь?

Приходят к выводу, что жизнь обрела смысл. Он даже перестал пить.

Талицкая церковь, её гибнущая красота «выпрямила» душу человека.

-Что заставило его каждый день ходить к Талицкой церкви?(14 слайд)

Рассуждения учащихся: он всем сердцем, всей душой вник в это дело.

Он как будто заново родился, в нем проснулось творческое начало. На мгновение мир снова стал для него красочным, звучным, на некоторое время его душа обрела спокойствие, удовлетворение.

Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся (15 слайд)неосуществленным. На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим.

Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?

Сёмка очень захотел доделать задуманное им. К тому же он представил

себе, как еще красивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с отшлифованной восточной стеной.

Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:

«обеспокоенный красотой и тайной»

Семка обращается за помощью - сперва к церкви, затем в облисполком, но всюду получает отказ.(16 слайд)

Почему никто не согласился помочь Сёмке?

Служители культа не стали помогать, потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме - потому что, как оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

-Что же произошло с человеком потом? Почему?

Выводы учащихся: обманутой оказалась его надежда. Жизнь для него как будто остановилась. Его душа кровоточит и болит. Его не поняли беспечные люди, которые занимают посты в «госаппарате», отказались дать разрешение реставрирования церкви. И этот духовный рост от «забулдыги», как называет его Шукшин в начале рассказа к человеку был остановлен

Сёмка Рысь - созидатель.

- Почему даже самые близкие люди- жена и мать - отвернулись от Шурыгина?

Они осуждают Шурыгина за отсутствие души, ума, жалости, почтения

к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого.

Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь

человеческой неблагодарности и бездуховности

У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из

которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками - по несколько штук.

Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало.

И не просто на старинное здание покушается «крепкий мужик» Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, - на корни, истоки, веру.

И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в

родном доме. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его «идолом», «дьяволом», жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: «идол», «дьяволина»... Ей, старой, совестно и страшно за сына.

Л.Н.Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда

равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»

Я теперь понял, что так надо: всё время оставаться с людьми, даже

если в землю зароют. (В.М.Шукшин).

Эти слова как нельзя лучше подходят к русским мастерам. Их

творения многие века радуют нас своим величием и красотой.

- Кто такой мастер?

- Что характерно для этих людей?

В процессе беседы отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Мастер-

специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Мастерство, творчество, культура, ответственность, умение видеть

прекрасное, золотые руки, призвание, гордость за свою работу, желание оставить свое имя - это талант.

- Что такое талант?

Талант- дарование, выдающиеся природные способности.

Само название рассказа говорит о том, что речь пойдет о талантливом человеке.

- Но только ли о герое рассказа мы можем сказать: «Мастер, талантливый человек»?

(В процессе беседы ученики приходят к выводу, что это относится и к самому автору).

«Угнетай себя до гения»,- говорил В.М.Шукшин. Всенародная слава пришла к Василию Шукшину лишь после смерти. Быть поначалу непонятым - удел многих талантов на Руси. Так получилось и с Шукшиным. Но после его смерти - как плотину прорвало. В село Сростки, ставшее знаменитым, началось паломничество. Счет пошел на тысячи, потом на десятки тысяч.

- Делает ли Шукшин выводы?

Ожидаемый ответ: нет, он не делает выводы. Василий Макарович

Шукшин даёт нам возможность самим сделать выводы, пропустив всё через свою душу.

«Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду». Проявляется мотив удали, размаха, типичный для русского человека вспомним слова о том, что «какой же русский не любит быстрой езды». Но отсутствие духовного начала в сочетании с российской силой, удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.

Домашнее задание:

Напишите, какой вывод сделали вы из прочитанного рассказа

«Мастер» и всего услышанного на уроке, дайте ответ на проблемный вопрос, который мы с вами поставили в начале урока.

(Записывают домашнее задание, приложение №3).

-Какова актуальность проблемы, поднятой В.М.Шукшиным?

Предполагаемый ответ: очень много «умерших» русских деревень.

Гибель их начинается с ликвидации школы, церкви.

Учитель:

Сам образ разрушающихся, заброшенных православных храмов

становился для В.М.Шукшина символом утраты нравственности в обществе, реально наметившегося разрушения деревни, уходу из неё молодёжи, забывающей родной дом и родителей…Вместе с деревней гибнет русская душа. Эпиграфом к уроку мы взяли слова В.М.Шукшина: «Нам бы про душу свою не забыть. Нам бы немного добрее быть. Мы один раз, так уж случилось, живем на земле».

- Изменились ли проблемы, поднятые в рассказе?

(Сравнивают 70-ые годы, с нашими днями).

Переходный этап.

-А сейчас мы вместе с учителем истории выясним, как же обстоят дела с храмами, монастырями, церквями сегодня.

Учитель истории.

Возрождение церкви начинается примерно со второй половины

80-ых годов, в бытность патриарха Пимена. Либерализация советского образа жизни затронула и религиозную сферу: прежний жёсткий контроль над религиозными общинами был ослаблен и государство проявило готовность к диалогу с церковью.

А вот в чем это выразилось, нам сообщат следующие учащиеся.

(8-9 слайды)

(10-ый слайд)

(Сообщения учащихся, приложение №2).

Информационная и учебно-познавательная компетенции. Поиск, анализ и отбор необходимой информации.

Учитель истории.

Во многом благодаря подвижничеству патриарха возрос авторитет

церкви,

(11-ый слайд)

она стала одним из тех оснований, на которых держится российское общество. Тем болезненнее была воспринята смерть Алексия, причём скорбели не, только глубоко верующие христиане. Но жизнь продолжается. На смену Алексию пришёл продолжатель его начинаний патриарх Кирилл,

(12-ый слайд)

с чьим именем верующие связывают надежды на дальнейшее укрепление Церкви и веры.

- Делает ли Шукшин выводы?

Ожидаемый ответ: нет, он не делает выводы. Василий Макарович

Шукшин даёт нам возможность самим сделать выводы, пропустив всё через свою душу.

- Каков же он- русский национальный характер? (22 слайд)

Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет», «тоскует».

Заключительное слово учителя:

В Шукшине и его творчестве есть то, что глубоко близко русскому

человеку - совестливость, духовность, нравственность

«Как песню спел человек. И спел хорошо. И ушел». Эти слова

В.М.Шукшина из рассказа «Мастер», но они очень точно подходят и к самому автору В.М.Шукшину.

Мы живем в таком мире, когда люди привыкли говорить много

красивых слов, привыкли обещать, но мало делать. Хочу привести слова В.М.Шукшина: «Я не отвергаю мечты, но верую я все же в труд. Мечта мечтой, а когда мастер берется за дело, когда руки его знают, умеют сделать точно, красиво, умно - это дороже всякой мечты. Мечта слишком красивое слово. Слов красивых люди наговорили много, надо дел красивых наделать столько же, и хорошо бы больше».

Рефлексия:

-Было ли мне комфортно на уроке? Почему?

-Доволен ли я собой? Почему?

-В чём затруднялся? Почему?

-Где могу применить полученные знания?

Оценивание работ учащихся на уроке:

2 оценки за сообщения, оценки за работу в группах, оценки за анализ и интерпретацию текста.



Литература:



В.М.Шукшин рассказ «Мастер»

«Шукшинские чтения» В.М.Шукшин «Признание в любви» Барнаул 1984г.

Коробов В.И. «Василий Шукшин» «Современник» Москва 1988г.

Толченова Н. «Слово о Шукшине» Москва 1982г.

Данилов А.А. «История государства и народов России» «Дрофа» 2002г.

Асхаров А.Н.., Буганов В.И. «История России с древнейших времён до конца XVIII века» «Просвещение»1997г.

«Сокровища России» Энциклопедия. Л.Муравьёва, Т. Рудишина. «Росмэн» 2002г.

«Святыни России» Р.Алдонина «Белый город». Москва 2002г.

Энциклопедия для детей «Аванта» 1999г.

Материалы СМИ.











Приложение №1



1 группа

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор Монферан. Собор построен в 1858 году. Идея - памятник Петру I (на день Святого Исаакия, день рождения Петра). На украшения пошло 25 пудов золота. Строилась долго. Начинал Ринальди.



2 группа



Казанский собор. В честь чудотворной иконы Божьей Матери. Второе назначение - храм памятник Отечественной войны 1812 года. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Чтобы выглядела нарядно со стороны Невского проспекта, пришлось пристроить полукруглую колоннаду и портик, создавалось впечатление главного входа.



3 группа



«Пирамида». Церковь Преображения Господня в Кижах. Имеет 22 купола. Основная идея - маленькие главы рвутся вверх, к большой центральной главе, как души верующих к богу. Построил легендарный мастер Нестор в 1714 году. По окончании работы выбросил топор в озеро со словами: «Нет, и не будет такой!»

Приложение №2

В 1988 году к тысячелетию Крещения Руси государство вернуло церкви часть Киево-Печерской Лавры, Свято-Данилов и Толгский монастыри. Церкви были переданы святыни православия - часть Креста Господня, камни Гроба Господня, мощи некоторых святых. Празднование прошло в Москве, Киеве, и других крупных городах. Кульминацией торжества стал Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, на котором был принят новый устав церкви, заложен новый камень в основание нового храма в честь тысячелетия Крещения Руси. В1989 году были канонизированы первый патриарх Иов и патриарх Тихон.



Но наибольшего расцвета православная церковь достигла при Алексии II, интронизированном в Богоявленском соборе 10 июня 1990 года. Свою позицию относительно задач, стоящих перед церковью он обозначил словами: «Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве, а в единственном, от Бога заповеданном служении спасению душ человеческих при любых государственных формациях». Патриарх решительно продолжил курс на утверждение самостоятельности церкви. Начали строить новые храмы, восстановили сотни разрушенных. Наиболее торжественные богослужения проходят в главной святыне русского православия - Успенском соборе.

Приложение №3



Ответы учащихся:

В.М.Шукшин не делает выводов, но мы можем догадаться, что, поведав просто историю Семки, он показал трагедию души человека, всего народа. Хотел доказать, что у человека есть душа, что он тянется к красоте, к красоте духовной.

Василий Макарович описывает не выдуманного человека, а мастера, живущего рядом с нами, на которого мы можем не обращать внимания. «Талицкая церковь, её гибнущая красота «выпрямила» душу человека», по-моему, лучше не скажешь, ведь Сёмка ч действительно бросил пить. Может быть, именно так нужно возрождать Россию, чтобы отвлечь народ от пьянства.



В.М.Шукшин в своём творчестве правдиво и честно писал о простом человеке, крестьянине, он жил его радостями и горестями, он считал, что народ «всегда знает Правду». Своим рассказом «Мастер», я думаю, Василий Макарович хотел привлечь внимание не столько общественности, сколько государства к проблеме гибнущих деревень, спивающегося народа и к проблеме взаимоотношений государства и религии.

Долгие годы государство вело политику воинствующего атеизма, но не смогло уничтожить веру в православие. В своём рассказе Шукшин показывает, как меняется человек, обративший свой взор к церкви. В произведении есть такие слова: «и только тому, кто шел к ней, она являлась…». Несколькими предложениями автор показывает, насколько долгим и трудным был путь героя к храму, какие перемены произошли с ним, как изменился человек.



Рассказ В.М.Шукшина «Мастер» небольшой по объёму, но вместивший в себя огромные проблемы, стоявшие перед обществом в 70-ые годы. Эти проблемы актуальны и в наше время. В этом я вижу величие В.М.Шукшина. На предыдущих уроках мы говорили о том, что в его рассказах нет вступления и выводов, я считаю, что они и не нужны. Автор даёт нам возможность самим, обдумав, прочувствовав, сделать выводы. Вступление не нужно, так как он писал для современников, а им и так всё понятно было, и как показало время понятно и нам. Мы можем сделать вывод: Шукшин - это уникальный талант, понятный простому народу, так как он вышел из него и писал о нём.



Заключение



Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, об искусстве и литературе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле. Это великая сила, которая формирует в человеке личность, пробуждает в душе его с ранних лет любовь к местам, где он родился и вырос.

Данный урок проводился после серии мероприятий: урок «Самородок земли алтайской», поездка летом в с.Сростки, просмотр видеофильма «Где живет Шукшин». Выбранная тема созвучна мировоззрению В.М.Шукшина, учащиеся достаточно много знают о В.М.Шукшине - все это позволило провести интегрированный урок.

Урок предусматривает создание мотиваций поиска нужного материала. В ходе урока учащиеся исследуют текст. Взаимосвязь исследования и творчества развивает и пробуждает творческие способности учащихся. При отборе текста и материала к уроку мы руководствовались принципом воспитывающего обучения.

В ходе подготовки к уроку учащиеся обогатили запас своих знаний о творчестве писателя - земляка, об архитектурных памятниках страны, края, своего села.

Особенно удачно проведена работа в группах, позволяющая развивать коммуникативную функцию, способствующую развитию навыков взаимодействия с другими людьми, а также развивающая компетенцию личностного самосовершенствования, направленную на интеллектуальное саморазвитие.

Хороший эмоциональный настрой помог учащимся быть активными на протяжении всего урока.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал