7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

______О.С.Лукиенко _____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев

Протокол №_______ Приказ №_____

«___»________ 20___г. «___»________ 20___г. «___»________ 20___г.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6 класса

основного общего образования


Постоюк Анны Павловны














2015/2016 учебный год

І. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой по учебным предметам, авторской программой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2014.

 Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Литература обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят школьникам адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, стремящейся к самосовершенствованию и внутреннему обогащению, расширению культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

• формирование гуманистического мировоззрения, основанного на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

• формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

• воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, уважения к истории и традициям других народов;

• развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

• приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

На основании ФК ГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Предмет «Литература» - одна из важных частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без обращения к художественным произведениям. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература тесно связана с другими учебными предметами: с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). На уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. С историей и обществоведением литература обращается к проблемам, связанным с общественной сущностью человека, обогащает культурно- историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, природе, к окружающему миру.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


ІІІ. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется 385 ч, в том числе: в 6 классе - 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).

С учетом специфики класса выстроена система занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Рабочая программа по литературе для основного общего образования отражает только инвариантную часть.


IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и уметь аргументировать свою.


V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».


VІ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание

Кол-во часов

Разв.

речи

Вн.

чт.

Дом.

соч.

Контрольные

работы

Сочинен.

Разв.отв.,

тесты

Введение

1


Устное народное творчество

2


Из древнерусской литературы

1


Произведения русских писателей XVIIIвека

3


Произведения русских писателей XIXвека

26

2

1

1

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

1

Произведения русских писателей XX века

5

2


Произведения о Великой Отечественной войне

8

1


1

Писатели улыбаются

4

2



1


Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

3

1


1

Из литературы народов России

2


Из зарубежной литературы

14

1

2

1

Итого:

70

8

4

2

2

3


VІІ. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

план

Дата факт

Темы

Характеристика основных видов деятельности


Писатели - создатели, хранители и любители книги (1 ч)


1

03.09


Введение. Знакомство со статьей учебника «В дорогу зовущие»

Духовно- нравственные ценности русской литературы. Жанры литературы и известные средства художественной выразительности. Художественное произведение. Единство формы и содержания. Способы выражения авторской позиции.


Устное народное творчество (2 ч)

Устное народное творчество (2 ч)

2

08.09


Обрядовый фольклор. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Обрядовый фольклор, старинная русская обрядовая поэзия. Манеры исполнения обрядовых песен, колядок. Композиция колядок. Выразительное чтение, исполнительское мастерство обрядовых песен. Устное рецензирование выразительного чтения и исполнения обрядовых песен, репродукций картин


3

10.09


Пословицы и поговорки. Загадки

Произведения устного народного творчества, духовно-нравственные ценности русской литературы. Отличие малых жанров устного народного творчества друг от друга, их использование в устной и письменной речи


Древнерусская литература (1 ч)

Древнерусская литература (1 ч)

4

15.09


«Повесть временных лет»: «Сказание о Белгородском киселе» Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Произведения древнерусской литературы. Духовно-нравственные ценности нашей истории. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. Особенности древнерусской литературы. Термины: летописание, летопись, летописец.


Произведения русских писателей XVIII века (3 ч)

Произведения русских писателей XVIII века (3 ч)

5

17.09


Русская басня. И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия

Отношение к прочитанному произведению.
Духовно-нравственные ценности русской
литературы. Басня.
И. И. Дмитриев «Муха», «Летучая рыба». Литературоведческие термины, характерные для басни. Выразительное чтение и анализ басни


6

22.09


И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти народа в достижении общественного блага

Биография баснописца И. А. Крылова. Выразительное чтение и анализ басни «Листы и Корни». Герои произведения, авторская позиция


7

23.09


И. А. Крылов. Басня «Ларчик» - пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства

Духовно-нравственные ценности русской литературы. Литературоведческие термины, характерные для басни. Выразительное чтение и анализ басни, устное рецензирование басни


Произведения русских писателей XIX века (26 ч)

Произведения русских писателей XIX века (26 ч)

8

29.01


А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях

Лицейский период жизни А. С. Пушкина. Друзья Пушкина. Наставники, факты их биографии. Произведения А. С. Пушкина. Духовно-нравственные ценности русской литературы. Выбор материала по интересующему вопросу, использование справочных источников, интернет-ресурсов. Жанр послания, средства художественной выразительности (эпитет, метафора). Композиция лирического послания. Авторская позиция, художественные особенности стихотворного послания .Основные понятия и термины: Парнас, святое братство, наставник, воздать


9

30.09


«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения

Творчество и личность поэта. Духовно-нравственные ценности русской литературы. Средства художественной выразительности: эпитет, метафора. Слово-образ, прием контраста, интонация стихотворения, мотив неволи. Выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворения. Сопоставительный анализ двух стихотворений


10

06.10


«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни.

Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Способы выражения авторской позиции в стихотворении. Выразительное чтение, анализ стихотворения. Художественно-творческие способности.


11

07.10


«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров

История создания романа «Дубровский». Герои романа. Литературоведческие термины: роман, композиция, сюжет. Выбор материала по интересующему вопросу, использование справочных источников, интернет-ресурсов. Создание текста на основе личного опыта, на основе прочитанного


12

13.10


Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

Проблематика произведения. Сюжетные линии романа. Пересказ, выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Авторская позиция, своеобразие писательского мастерства. Словесный портрет героя


13

14.10


Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

Анализ произведения
в единстве содержания и формы. Авторская позиция и отношение автора к герою. Виды пересказов, пересказ с изменением лица рассказчика. Сравнительная характеристика героев. Своеобразие писательского мастерства, стиль писателя. Особенности жанра романа. Средства художественной выразительности, их художественные функции. Основные понятия и термины: совесть, справедливость, честь, произвол, деспотизм


14

20.10


Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Анализ отдельного эпизода художественного произведения. Определение роли эпизода в канве всего романа. Своеобразие писательского мастерства. Изобразительно-выразительные средства языка, их художественные функции. Характеристика литературного героя. Словесный портрет.


15

21.10


Развитие речи №1 Подготовка к контрольной работе по роману А. С. Пушкина «Дубровский» (написание контрольного домашнего сочинения)

Раскрытие темы, речевое оформление, соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Типы и стили речи. Простой и сложный план.


16

03.11


«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Цикл повестей. Повествование от лица вымышленного автора. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая.



17

04.11


М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Произведения М. Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта, факты его биографии. Оценка выразительного чтения одноклассников. Различия образов лирического героя и автора
в лирике. Формы выражения авторской позиции в стихотворении. Цитирование. Изобразительно-выразительные средства языка, их художественные функции. Устный и письменный анализ стихотворения. Поэтическая интонация, олицетворение, эпитет, сравнение, двусложные размеры стиха(ямб, хорей)


18

10.11


М. Ю. Лермонтов. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Стихотворения «Листок», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром в стихотворении «Три пальмы»

Различия образов лирического героя и автора в лирике. Авторская позиция в стихотворении. Изобразительно-выразительные средства языка, их художественные функции. Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ


19

11.11


И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям

Жизнь и творчество
И. С. Тургенева как великого русского писателя, автора «Записок охотника». Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в произведении. Создание словесного портрета


20

17.11


И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность

Мастер портрета. Пересказ с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика. Различия образов автора-повествователя от рассказчика в «Записках охотника». Составление устной и письменной характеристики героя.

Основные понятия и термины: портрет в литературе


21

18.11


Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Мастер пейзажа.
Взаимосвязь человека и природы. Роль пейзажа в произведении. Формы выражения авторской позиции. Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в произведении.


22

24.11


Рассказы И. С. Тургенева «Записки охотника». Защита индивидуального проекта

Характеристика литературных героев. Построение устного ответа с использованием цитирования. Оценка выразительного чтения одноклассников. Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в произведении. Создание словесного портрета на основе полученных знаний и представлений


23

25.11


Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья»

Жизнь и творчество
Ф. И. Тютчева. Великий русский поэт, круг его друзей и современников. Различие образов лирического героя и автора в лирике. Авторская позиция в стихотворении. Изобразительно- выразительные средства языка, их художественные функции.


24

01.12


А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…»

Жизнь и творчество
А. А. Фета. Анализ поэтического произведения. Авторская позиция в
стихотворении. Изобразительно-выразительные средства языка в лирическом произведении. Биография поэта. Словесный портрет


25

02.12


Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа

Н. А. Некрасов - великий русский поэт. Факты из биографии поэта. Главная тема его творчества. Богатство и своеобразие художественного мира поэта. Композиция стихотворения. Виды рифм, способы рифмовки, размер стиха. Основные понятия и термины: эпиграф, композиция, пейзаж, звукопись, строфа, риторический вопрос


26

08.12


Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Народ - созидатель духовных и материальных ценностей.

Картины-образы в стихотворении «Железная дорога». Народность лирики Некрасова. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа


27

09.12


Контрольная работа №1. Тестирование по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и Н. А. Некрасова

28

15.12


Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования

Н. С. Лесков - самобытный русский писатель. Биография писателя. Своеобразие языка. Изображение русского национального характера. Герои сказа. Сказовая форма повествования. Жанровые особенности сказа, его связь с устным народным творчеством


29

16.12


«Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша

Самобытный русский писатель. Факты его биографии. Пересказ текста. Авторская позиция. Изобразительно-выразительные средства языка, их художественная функция. Словесный портрет


30

22.12


«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера

Своеобразие мастерства художника слова, его любовь к своему народу и гордость за силу его характера и силу духа. Составление устных ответов на вопросы с цитированием.


31

23.12


Развитие речи №2. Контрольное сочинение. «Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н. А. Некрасова "Железная дорога" и в сказе Н. С. Лескова "Левша"»

Н. А. Некрасов и
Н. С. Лесков - великие русские писатели. Проблематика произведений. Авторская позиция в стихотворении и в прозаическом произведении. Своеобразие писательского мастерства, стили писателей.


32

12.01


А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора.

Жизнь и творчество
А. П. Чехова. Анализ текста. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Роль художественной детали в тексте. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Основные понятия и термины:
юмор, сатира, жанр юмористического рассказа, художественная деталь, псевдоним.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (1 ч)

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (1 ч)

33

13.01


Развитие речи №3 Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого». Защита проекта

Поэзия XIX века. Факты биографии поэтов Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого. Проект и его защита. Выразительность образов родной природы в пейзаж- ной лирике. Настроения, чувства поэтов. Способы создания образов.





Произведения русских писателей ХХ века (5 ч)


34

19.01


А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

А. И. Куприн - талантливый русский писатель. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематика. Герои произведения, жанровые особенности рождественского рассказа. Различия образов рассказчика и автора в произведении. Анализ форм выражения авторской позиции. Основные понятия и
термины: рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие


35

20.01


А. И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям

Своеобразие стиля писателя. Личность Н. И. Пирогова - ученого, врача, педагога и просто отзывчивого человека. Судьба героев, проблема гуманного отношения к личности. Рождественский рассказ как жанр, его особенности.

Основные понятия и термины: бескорыстие, благодетель


36

26.01


Вн.ч. А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести

Феерия А. С. Грина «Алые паруса», ее герои. Представление о жанре феерии, о позиции автора. Своеобразие писательского мастерства. Создание портрета
на основе личных впечатлений и полученных знаний


37

27.01


Вн.ч. А. С. Грин «Алые паруса». Душевная чистота героев. Отношение автора к героям. Повесть «Алые паруса» в оценке критики

Отличие автора от повествователя-рассказчика. Анализ формы выражения авторской позиции. Своеобразие писательского мастерства. Богатство душевного мира главных героев.
Повесть «Алые паруса» в оценке критиков.


38

02.02


А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

Жизнь и творчество
А. П. Платонова - писателя, «опережающего время». Взаимосвязь человека и природы. Признаки жанра сказки-были. Анализ текста. Позиция автора в произведении. Гуманное отношение к человеку и природе. Основные понятия и термины: композиция





Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)


39

03.02


К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов «Сороковые»

Жизнь и творчество К. М. Симонова и Д. С. Самойлова как поэтов, участвовавших в Великой Отечественной войне, правдиво, честно и проникновенно рассказывающих о войне. Чувство скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя, патриотизма и гордости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, ее независимость. Анализ лирического стихотворения


40

09.02


В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы

Произведения В. П. Астафьева. Факты биографии. Своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера. Герои рассказа. Приметы послевоенного времени.

Основные понятия и термины: автобиографичность, эпизод, фабула


41

10.02


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи

Основные нравственные вопросы рассказа. Идейно-художественное богатство рассказа. Характер героев рассказа, характеристика, нравственная оценка поступков. Авторская позиция в рассказе. Основные понятия и термины: нравственность, речевая характеристика, юмор, рассказчик


42

16.02


Контрольная работа №2 по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Письменный ответ
на проблемный вопрос: «Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева "Конь
с розовой гривой"?». Своеобразие языка, изображения русского национального характера. Работа с текстом. Создание словесного портрета на основе полученных знаний и представлений, построение доказательного ответа на проблемный вопрос по прочитанному произведению


43

17.02


В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени

Жизнь и творчество
В. Г. Распутина. Современный русский писатель, факты его биографии, своеобразие языка, изображение русского характера. Герои рассказа «Уроки французского». Судьба героев произведения в трудное послевоенное время. Основные понятия и термины: духовная память, духовный опыт человека


44

24.02


В. Г. Распутин «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственных юному герою

Современный русский писатель, продолжатель традиций классической прозы. Решение нравственных проблем героями рассказа. Своеобразие изображения характеров героев.


45

01.03


В. Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения

Своеобразие изображения характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие. Анализ произведения в единстве содержания и формы. Виды пересказа. Рассказчик и автор-повествователь в произведении. Формы выражения авторской позиции. Основные
понятия и термины: нравственность, безнравственность


46

02.03


Развитие речи №4 Сочинение-рассуждение «Истинное добро бескорыстно».


Тема, речевое оформление, соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Простой и сложный план. Устное сочинение. Написание сочинения разных типов речи


Писатели улыбаются (4 ч)



47

09.03


В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Жизнь и творчество
В. М. Шукшина. Выдающийся русский писатель, факты его биографии. Анализ текста. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Роль
художественной детали в тексте. Устный и письменный анализ стихотворения


48

15.03


Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

Стиль писателя Фазиля Искандера. Рассказ о жизненном и творческом пути поэта. Рассказы писателя и его герои. Художественный мир Ф. Искандера. Образы героя и автора в произведении. Авторская позиция. Основные понятия и термины: юмор, юмористическая ситуация, конфликт


49

50

16.03

16.03


Развитие речи№ 5-6 Подготовка к контрольному сочинению по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Контрольное сочинение

Собственное отношение учащихся к рассказам Ф. Искандера, его героям. Тема, речевое оформление, соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Простой и сложный план. Устное сочинение. Написание сочинения разных типов речи





Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (3 ч)


51

22.03


А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы

Творчество поэтов Серебряного века А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой. Сопоставительный анализ текста. Образы лирического героя и автора в лирике. Авторская позиция в стихотворении. Создание словесного портрета на основе полученных знаний и представлений


52

23.03


Н. М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Отличительные черты характера лирического героя

Поэзия Н. М. Рубцова. Проблематика стихотворений. Вехи жизни Н. М. Рубцова. Тематика и своеобразие поэтического творчества. Жанр элегии. Анализ
лирического стихотворения. Различия образов поэта и лирического героя в стихотворении. Авторская позиция в поэзии. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям


53

05.04


Развитие речи №7«Но я ж не Пушкин, я другой…». Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова.

Подготовка к домашнему сочинению.

Жизнь и творчество
Н. М. Рубцова как талантливого русского поэта, круг его друзей и современников. Анализ поэтического текста. Образ лирического героя и автора в лирике. Авторская позиция
в стихотворении. Сочинение-миниатюра





Из литературы народов России (2 ч)


54

06.04


Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека

Представления о Г. Тукае как выдающемся татарском поэте. Факты из биографии поэта. Главные темы творчества. Богатство и своеобразие художественного мира поэта. Анализ стихотворения, сравнительный анализ двух стихотворений разных авторов. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям поэта. Сочинение-рассуждение


55

12.04


К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

Кайсын Кулиев - народный поэт балкарского народа. Факты из биографии поэта. Главная тема его творчества. Богатство и своеобразие художественного мира поэта. Поэтические образы, символизирующие Родину, в стихотворениях К. Кулиева. Анализ поэтического текста. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи





Из зарубежной литературы (14 ч)


56

13.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Легенды и мифы Древней Греции. Герой в древнегреческой мифологии. Духовно-нравственные ценности мировой литературы
и искусства. Анализ текста. Выразительное чтение и пересказ. Сравнительный анализ на примере мифа «Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта», изложенного разными авторами. Содержание и значение для мировой истории шестого подвига Геракла


57

19.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид»

Мифы Древней Греции. Рассказ о подвигах Геракла. Миф «Яблоки Гесперид». Древнегреческие боги и герои. Сюжет и поступки героев.
Анализ текста мифа.


58

20.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Древнегреческая мифология как сокровищница мировой культуры. Древнегреческие боги, герои. История олимпийских игр. Стихосложение


59

26.04


Геродот «Легенда об Арионе»

Легенды и мифы Древней Греции. Общее и различное в понятиях миф и легенда. Миф, рассказывающий об искусстве. Анализ текста. Пересказ, работа со словарем, самостоятельная работа с текстом


60

27.04


Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни

Личность Гомера. Истории Древнего мира. Содержание поэмы «Илиада». Истинные и мифические причины Троянской войны. Памятник античной литературы, греческой цивилизации. Сюжетная основа поэмы. Главные герои. Понятие гомеровский эпос. Анализ поэмы. Образы поэта и лирического героя в поэме. Формы выражения авторской позиции


61

62

03.05

04.05


Гомер «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях

«Одиссея». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».


63

64

10.05

11.05


Мигель де Сервантес Сааведра. Вн.ч.№1 Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса - романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы

Жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса Сааведра. Герои романа «Дон Кихот». Анализ эпизода, пересказ текста. Выразительное чтение. Устная характеристика героя. Портрет героя.

Основные понятия и термины: роман, пародия, ренессансный гуманизм, эпоха Возрождения


65

17.05


И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь

Жизнь и творчество немецкого писателя Иоганна Фридриха Шиллера. Проблематика баллады «Перчатка». Баллада и ее особенности, жанр рассказа, повести. Анализ лирического произведения. Образы поэта и лирического героя в балладе. Формы выражения авторской позиции в поэзии.


66

17.05


Развитие речи №8 Выразительное чтение баллады И. Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского

Жизнь и творчество
И. Ф. Шиллера - великого немецкого поэта. Образы лирического героя и автора в лирике. Формы выражения авторской позиции в произведении. Перевод баллады Лермонтовым

и Жуковским. Основные понятия и термины:

кодекс чести, достоинство, коварство, власть


67

18.05


П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

Жизнь и творчество выдающегося французского писателя-реалиста Проспера Мериме. Жизненный и творческий путь писателя, мастерство новеллиста. Формы выражения авторской позиции в произведении. Основные понятия и
термины: новелла


68

24.05


Вн.ч.№2 А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин

Жизнь и творчество Антуана де Сент-Экзюпери - выдающегося писателя современности. Рассказ о необыкновенной личности писателя-летчика. Философская сказка-притча «Маленький принц», ее удивительные герои. Анализ эпизода. Формы выражения авторской позиции в сказке-притче.


69

25.05


Контрольная работа №3 Тест по изученным произведениям зарубежной литературы

Произведения зарубежной литературы: новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» и сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


70

26.05


Итоги года. Задание на лето


VIІІ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов


Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ


Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».


Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы


Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.


Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».


ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


IХ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмадуллина, Р. Г. Литература. 6 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Р. Г. Ахмадуллина. - М. : Просвещение, 2013.

  2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. - М. : Просвещение, 2013.

  3. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. - М. : ВАКО, 2011.

  4. Литература. 6 класс в 2 частях, под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2014

  5. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

  6. Турьянская, Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком / Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2000.

  7. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года);

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011.

  9. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной./ Замышляева А.Н. - Волгоград: Учитель, 2014

  10. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной./ Замышляева А.Н. - Волгоград: Учитель, 2014

  11. Василенко, Л. П. Литература. 5-7 классы : метод. пособие. - СПб. : Паритет, 2002. - (Серия «Поурочное планирование»).

  12. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010

  13. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы.5-9 кл. - М.: Просвещение, 2011

  14. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2011.

  15. Программы «Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» Под редакцией В.Я.Коровиной 10-е издание.- М.: «Просвещение», 2009.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Литература. 6 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2014

  2. Великие русские писатели и поэты (компакт-диск) - ООО«КОМПЭДУ», 2015


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Мультимедийная доска (Promethean)

Проектор (Panasonik)

Ноутбук (Acer)



31




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал