7


  • Учителю
  • Урок литературы в 9 классе. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок литературы в 9 классе. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Женские образы в романеМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Цели: Образовательная: выяснить с учащимися композиционную рольженских образов в романе «Герой нашего времени»; Развивающая:систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине; Воспитательная:в
предварительный просмотр материала

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Цели:

Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;

Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;


Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.


Методическое обеспечение урока:

Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.

Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».

Раздаточный материал: тестовые задания


Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).


Эпиграф:


Я никогда не считался рабом любимой женщины.


М.Ю.Лермонтов


Ход урока


I. Организационный момент


Постановка целей.


II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:


Тестирование


1. Кто рассказывает историю Бэлы?


а) Печорин;

б) автор;

в) сама героиня;

г) Максим Максимыч.


2. Как сложилась судьба Бэлы?


а) её увёз Казбич;

б) она осталась с Печориным;

в) она вернулась к своим родным;

г) она умерла.


3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?


а) в дом старухи;

б) на берег моря;

в) в трактир;

г) в сосновый бор.


4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?


а) Печорин не пошёл на него;

б) ундина чуть не утопила Печорина;

в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;

г) она назначила вторую встречу.


5. Чей это портрет?


«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»


а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.


6. В повести «Тамань» действующим лицом является:


а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.


7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.


а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.


8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?


а) Женился на Вере;

б) Уехал за границу;

в) Умер, возвращаясь из Персии;

г) Стал членом тайного общества.


III. Работа по теме


Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой - великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.

Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».

- Как вы их понимаете?


- Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.


IV. Задания группам


I группа: Печорин и Бэла.


1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?


2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?


3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?


(Тезисы ответов учащихся: Бэла - черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина к этому миру.

Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".

Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.

Ее поведение - признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.

Ее смерть - счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.

Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой - яркое тому подтверждение).


II группа: Печорин и девушка-ундина.


1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?


2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?


3. Какова композиционная роль ее образа?


(Тезисы ответов: Ундина - молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина - существо, соответствующее славянской русалке).

Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.

Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами.

Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.

Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).


III группа: Печорин и Мери


1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?


2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?


3. Каков композиционный смысл образа Мери?


(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери - соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны - помочь больному Грушницкому поднять стакан - сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).

Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.

Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).


IV группа: Печорин и Вера


1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?


2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?


3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?


(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью.

Вера - единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, - это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает.

Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.

Но "Вера такою и должна быть, ибо она - образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.

В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность - понятия взаимоисключающие, а Вера - само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).


V. Вывод


Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри - женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.


VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?


VII. Итог урока


Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная - отрицательный.


При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:


- в группе сохранилось единство и партнерские отношения?

- единство группы в ходе работы было нарушено?


Литература:


1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999

2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976

3. Коплан И.Е. «Анализ произведений русской классики». - М.,«Критическая литература», 1997

4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. - М., Просвещение, 1976

5. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.-П., Гуманитарное агентство «Академический проект, 1996

6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал