7


  • Учителю
  • «ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА». ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ЛИЦА ВЫМЫШЛЕННОГО АВТОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

«ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА». ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ЛИЦА ВЫМЫШЛЕННОГО АВТОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

</ «Повести покойного ивана петровича белкина».

Книга (цикл) повестей. повествование от лица

вымышленного автора как художественный прием

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как авторе «Повестей Белкина», вовлечению в решение поставленных в повестях проблем, развитию интереса к Пушкину как мастеру прозы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя - рассказчика; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям А. С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

 коммуникативная сфера: развивать умения рисовать картину, создавать портрет на основе личных впечатлений и полученных знаний; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

 эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Интернет-ресурсы:

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». - Режим доступа : festival.1september.ru/articles/612277

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, макет книги «Повести Белкина» с титульными листами ко всем 5 повестям; плакат - эпиграф к уроку: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей - без них блестящие выражения ничему не учат» (А. С. Пушкин).

Основные понятия и термины: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка, ирония.

Сценарий урока

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей - без них блестящие выражения ничему не служат.

А. С. Пушкин

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

- Скажите, сколько повестей вошло в сборник «Повести Белкина»? Как они называются? Внимательно рассмотрите макет книги.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель просит внимательно прочитать эпиграф к уроку и в течение урока найти аргументы для его подтверждения.

2. История создания «Повестей Белкина». (См. Ресурсный материал.)

3. Выразительное чтение вступления «От издателя» к «Повестям Белкина».

4. Беседа по повести «Метель».

Беседа по вопросам 1-5, с. 57-58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим...»).

5. Художественный (близкий к тексту) рассказ о жизни Бурмина.

- Что вы можете сказать о характере героя?

6. Выразительное чтение сцены метели.

Вопросы для беседы:

- Какую роль, на ваш взгляд, сыграл этот эпизод в жизни героев?

- Почему повесть так названа?

- Можете ли вы вспомнить примеры из книг, из жизни, чтобы стихия природы вмешивалась в жизнь людей и меняла ее независимо от их желания, воли?

7. Пересказ сцены «В церкви» от лица одного из присутствующих.

- Задайте вопросы нашему рассказчику.

Беседа по вопросам 9-11, с. 58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим...»).

8. Художественные особенности повести.

- Рассмотрите следующие особенности повести:

1) описание природы, роль пейзажа;

2) художественные средства;

3) композиция.

- Обратимся к эпиграфу урока. Приведите аргументы, подтверждающие правоту высказывания Пушкина.

9. Сообщение ученика «Музыканты и художники-иллюстраторы повести А. С. Пушкина "Метель"».

- Какая иллюстрация к повести «Метель» соответствует вашему восприятию произведения?

- Слышали ли вы вальс композитора Г. Свиридова к кинофильму «Метель»? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Практическая деятельность: работа со словарем (в группах).

Задание для 1-й группы: найти лексические значения слов: отставной заседатель, летела стремглав, надела теплый капот, улан, деревянный ставень, в шлафорке на вате, более чем полудюжиною заговорщиков, стал перед налоем.

Задание для 2-й группы: объяснить значение понятий, требующих закрепления: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина - словно предвестие судьбы бедного ар-мейского прапорщика, который будет смертельно ранен под Бородином.

На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года: «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове "Отечество"! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

Подводя итог нашего разговора, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.

- Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание (по выбору).

1. Составить викторину по «Повестям Белкина».

2. Составить кроссворд по любой повести.

3. Нарисовать иллюстрацию к любой повести.

4. Подумать над предложениями по подготовке проекта урока внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Ресурсный материал

История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то не существовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Но сначала представим себе, о чем рассказывает Белкин. Жизненный материал, легший в основу повестей, - истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, происходившие за блестящим фасадом Российской империи, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно о них повествовал сам автор. Самостоятельных «голосов» мелких помещиков, офицеров, затерянных в глухих закоулках огромной страны, и вообще простого люда не было слышно. Теперь же Пушкин дает слово Белкину - выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это и крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей, только упомянутых или лаконично обрисованных. Тут и богатые, и бедные помещики, и нежданно залетевшие на почтовую станцию аристократы и офицеры, службой занесенные в отдаленные места.

Психологически, например, достоверно, что Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину. Они условно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в застойном быту тусклой и однообразной поместной жизни с ее медленным темпом. В судьбе «рассказчиков», которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями, как у самого повествователя, не было ничего примечательного, кроме одной-двух историй. Титулярный советник А. Г. Н. рассказал покойному «Смотрителя», Подполковник И. Л. П. - «Выстрел», приказчик Б. В. - «Гробовщика», девица К. И. Т. - «Метель» и «Барышню-крестьянку». С этими людьми И. П. Белкину легко было встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: чиновник рассказал о чиновнике, военный - о военном, мелкий торговец - о таком же мелком торговце, а уж девицу К. И. Т. больше всего интересовали, конечно, любовные приключения.

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все они принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде - деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком - Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле. Поэтому для Белкина все рассказы, с одной стороны, выходят за пределы его обычных интересов, ощущаются необыкновенными (недаром они врезались в его память и даже побудили взяться за перо), а с другой - оттеняют духовную неподвижность его существования.

События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно «романтическими»: в них есть всё: пули, неожиданные случайности, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения. Белкин ищет и находит в окружающем поэтическое, резко выделяющееся из повседневности, в которую он погружен. Он хочет приобщиться к яркой, неоднообразной жизни. В нем чувствуется тяга, пусть даже бессознательная, к сильным чувствам. В судьбах героев, о которых рассказывает Белкин, произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал подобного. Он лишь довольствовался рассказами. Но в нем тоже жило стремление к «романтике».

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым, узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются. Так, например, бедность воображения Белкина приобретает особую смысловую наполненность. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии живых людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Пушкин, создавая письмо ненарадовского помещика, конечно, ироничен. Иван Петрович и в фантазии не вырывается из пределов ближайших деревень - Горюхино, Ненарадово, около них расположенных городков. Но для Пушкина в подобном недостатке, конечно, заключено и достоинство - везде происходят или могут произойти случаи, описанные Белкиным.

«Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету.



















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал