- Учителю
- Урок литературы по поэме В. Ерофеева 'Москва- Петушки' (11 класс)
Урок литературы по поэме В. Ерофеева 'Москва- Петушки' (11 класс)
Пояснительная записка.
Урок на тему «Литературные процессы 1960 - 1990гг. на примере поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» проводится в разделе изучения обзорной темы «Русская литература второй половины XX века» в 11классе. Основная цель - познакомить с постмодернизмом и его разновидностями как литературным явлением. Поэма, написанная в 1969 начале 1970 годов, впервые напечатанная в самиздате, стала одним из знаковых явлений новой отечественной литературы, вызвавшей множество интерпретаций. Сегодня произведение интересно не социологической трактовкой - как повествование об извечном русском пьянстве, а соотнесенностью текста с сюжетами Евангелия; с ссылками на «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Двойника» и «Подростка» Ф.М. Достоевского; цитированием «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и др. произведений А.С. Пушкина, что, несомненно, раскрывает автора как начитанного человека с необыкновенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, редким опытом жизни. Несмотря на то, что Ерофеев впервые в русской литературе столь широко включил в художественный текст табуированные пласты речи, вызвав шоковое ощущение у читателя, произведение воспринимается как организованный по ритмическим и мелодическим законам текст. А речевая экспрессия была адекватна тем явлениям жизни, о которых он рассказывал. Сам Ерофеев говорил: «Мой антиязык от антижизни»
Пространство жизни героя жестко обусловленно беспощадным идеологизированным социумом - бежать он может только в себя…или спасительное опьянение. Правда, есть еще один путь: идти к Богу, на что и указывает автор.
Именно связь со многими произведениями классической литературы, идея спасения человечества, является причиной обращения к анализу поэмы в прозе «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева.
Впервые урок проведен в 2009году с электронным текстом, так как не было печатного варианта.
Содержательная часть.
Тема: «Литература 1960- 90годов XX века. Венедикт Ерофеев(1938-1990гг) «Москва - Петушки» - постмодернистское произведение».
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями творчества Венедикта Ерофеева; выявить художественные особенности поэмы в прозе «Москва - Петушки».
Задачи: познакомить с биографией писателя, с признаками постмодернизма; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации художественного произведения через детали; показать, как история страны преломляется в творчестве В. Ерофеева.
Оборудование: мультимедиа - проектор, текст поэмы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях творчества В. Ерофеева, содержание поэмы, признаки постмодернистского произведения, анализируют главы поэмы в связи с поставленными задачами.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
Погружение в тему урока: вводно - ориентировочная беседа
Какое впечатление произвела поэма?
Что особенно поразило вас?
На каких эпизодах вам хотелось бы остановиться?
Можете ли назвать литературное направление ?
III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя
Вен.Ерофеев - человек колоссальной начитанности, филолог по призванию. Начало его творчества связано с жанрами литературоведческой статьи, в частности его статьи о норвежских писателях и эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика». Предстает настоящим виртуозом художественной речи в поэме «Москва - Петушки». Нередко звучат широко известные литературные цитаты, иронически переосмысленные, сниженные в патетическом содержании. Например, всем известное обобщение Н.Островского из романа «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается человеку один только раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах». Или другая ирония: «…Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигу». Конечно, имеется в виду знаменитая цитата из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Российский читатель познакомился с содержанием произведения спустя 18 лет: написана в 1970г., а напечатали только в 1988г. В журнале «Трезвость и культура»№12. В чем причина столь долгой дороги к читателю мы попробуем и разобраться.
IV.Работа по теме урока
1.Выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией: «Жизненный и творческий путь Венедикта Ерофеева»
2.Сообщение учащихся с презентацией: «Постмодернизм как литературное явление»
3.Обобщение информации (запись в тетрадях):
ПОСТМОДЕРНИЗМ - антиреалистическое, нетрадиционное течение, противоречащее соцреализму, готовое обойтись без реальности выстроить модель мира на основе внутрикультурного материала на основе иллюзий, компьютерных технологий.
Подгруппы: 1) Соц- арт - откровенно-агитационное, разрушительное течение, текстовая игра со штампами( «Не стыдись ты, пьяница,носа своего / Он ведь с нашим знаменем цвета одного»).
2)Концептуализм - игра речевыми клише, идеями, символами, «языками культуры». Высокое искусство опрокидывается в анекдоты, «в низкое».
3) Иронический авангард - течение, живущее на грани реализма, гротеска и абсурда, идущего из классики ( Головин «День рождения покойника» сравни « Живой труп» Л.Н.Толстого)
Наиболее характерные признаки постмодернизма:
1).Обесценивание реальности, подчеркивание фиктивности, бессмысленности,
абсурдности.
2).Ироническое выворачивание мира, лозунг вседозволенности.
3).Теснейшая связь с современной субкультурой, даже самой «грязной», со средствами массовой информации.
4).Использование компьютера, особенно в создании детективов( Б. Акунин «Пелагея и Черный монах», «Любовники смерти»)
5). Создание виртуальных миров. Виртуальность - это особый язык творчества, не имеющий связей с объективно существующим миром, произвольное принуждение к блужданию среди знаков, схем, цветовых пятен.
4. Рефлексия. Аналитическая работа с текстом поэмы (с чтением и пересказом эпизодов)
- Что заставило Венечку совершить путешествие?
- Смысл названия станций?
- С кем ведет диалог главный герой?
- Как классифицирует людей. По каким достоинствам?
- Как понимаете фразу: «Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа!» Кто дал?
- О каком мире Чистогана идет речь?
- В чем причина разногласий между обитателями комнаты? Почему его считали другим? Серьезны ли аргументы?
- Какие литературные, исторические, общеизвестные аналогии звучат в тексте? В чем их смысл?
-Назовите самые ценные качества человеческой души в понимании Венечки.
- Из чего слагается человеческое счастье?
- Отношение к новому поколению. Почему?
- Что дают нам размышления о тьме и свете?
- Чем опасно одиночество для человека?
- Какое произведение напоминает деление на людей: «Один такой тупой- тупой (почему?)…А другой такой умный- умный…» О чем это говорит?
- Когда совершается предательство, по мнению Венечки?
- Роль монолога о смерти.
- Объясните роль деталей - символов, использованных в тексте: (зачитать эпизоды)
ОДУВАНЧИК( ранимость, хрупкость человеческой души);
ТУМАН( безвременье);
ТУЛОН и ЕЛЕНА( Наполеон начал с Тулона, а закончил изгнанием на о.Елены)
АНГЕЛЫ и ДЕТИ, смеющиеся над человеком, перерезанным поездом (время, деятели и люди).
V.Подведение итогов.
В тексте упоминается более 100 имен русских и зарубежных писателей, философов, композиторов, политиков, литературных и библейских персонажей.
Более 70 наименований книг,опер, картин, фильмов, а также исторических событий и названий географических местностей, не связанных напрямую с действием.
Мотив дороги использован автором как внутренний процесс постепенной утраты сознания, распада личности, изображенной на фоне полугротескной реальности деградирующего общества.
Особенности поэмы:
1) напряженный драматизм
2)сквозная цитатность
3) эффект живого, непосредственного монолога.
- Какова общая мысль всего произведения?
Произведение пронизано чувством страшных потрясений, ожидающих общество.
VI.Домашнее задание: Написать сочинение - эссе: «Веничка Ерофеев - вымысел или реальность? »
Использованная литература
OFF-LINE интернет.
-
Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. - М.: Вагриус, 2000. - С. 5-12.
-
Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. - М.: Радуга, 1999. - 368 с.
-
Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года - 11 мая 1990 года // Театр. - 1991. - № 9. - С. 74-122.
-
Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. - М.: Вагриус, 2002. - 320 с.: фот.
-
Домашняя беседа. - 1864.
-
Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. - 1989. - № 5. - С. 256-258.
-
Гаспаров Б., Паперно И. «Встань и иди» // Slavica Hierosolymitana. - 1981. - Vol. V-VI - С. 387-400.
-
Бавин С. «Самовозрастающий Логос» (Венедикт Ерофеев): Библиогр. очерк. - М., 1995. - 45 с.
-
// Ерофеев В. В. Мой очень жизненный путь. - М.: Вагриус, 2008. - С. 590-601.
-
О Венедикте Ерофееве// Фрейдкин М. Каша из топора. М.: Время, 2009. - С. 294-318.
-
-
Шмелькова Н. Во чреве мачехи, или Жизнь - диктатура красного. - СПб.: Лимбус Пресс, 1999. - 304стр.
-
Благовещенский Н. По ту сторону Москвы - к Петушкам: Исследование поэмы В. Ерофеева «Москва - Петушки», её героя и автора с точки зрения различных глубинно-психологических подходов // Russian Imago 2001: Исследования по психоанализу культуры. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 428-454.
-
Благовещенский Н. А. Случай Вени Е.: Психоаналитическое исследование поэмы «Москва - Петушки». - СПб.: Гуманитарная академия, 2006.