7


  • Учителю
  • Открытое занятие по русскому языку 'Нравственные ценности человека'

Открытое занятие по русскому языку 'Нравственные ценности человека'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Занятие направлено на формирование УУД по созданию собственного текста, используя различные источники информации и подготовку публичного выступления по теме.Задачи: формировать навыки работы с текстом; понимать основную мысль текста; сворачивать и разворачивать текс
предварительный просмотр материала

Учебное занятие.

Реализация надпредметной программы «Методы рационального чтения»

(русский язык , 6класс)

Учителя: Берладин Любовь Михайловна

Тема: «Нравственные ценности человека»

Цели: создать собственный текст, используя различные источники информации;

подготовить публичное выступление по теме.

Задачи: формировать навыки работы с текстом; понимать основную мысль текста; сворачивать и разворачивать текстовую информацию, используя ключевые слова, план.

Оборудование: тексты с заданиями, презентация, словари, ноутбуки, музыкальное сопровождение, фломастеры, бумага, магнитики.

Умения: понимать основную мысль текста;

сворачивать и разворачивать текстовую информацию, используя

ключевые слова, план;

отбирать информацию;

выступать публично





Ход занятия





Во все времена богатство языка

и ораторское искусство шли рядом

А.П.Чехов.

I. Слово учителя: Здравствуйте, ребята.(Слайд №1)

Учитель: Тема нашего занятия: «Нравственные ценности человека»

Говоря о нравственных ценностях, необходимо отчетливо представлять себе, что мы вкладываем в понятие «нравственность».

1. Работа со словарем (Слайд №2_) - 1мин.

Учитель: С. И.Ожегов так определяет понятие «нравственность»: - это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

В быстротечном и изменчивом мире очень важно формировать отношения к добру и злу. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие.

Об этом мы будем говорить сегодня на занятии.

II. Работа с эпиграфом (Слайд № 3)

2. Выход на цели занятия

а) Прочитайте эпиграф к нашему занятию.

б) Почему именно эти слова выбраны для занятия?

3. Работа в группах.

в) Каждой группе предлагается выдвинуть свою версию. (Группы обсуждают - 1мин.)

г) Учащиеся выдвигают свои предположения.-1мин.

(Каждый образованный человек должен владеть богатством языка, уметь грамотно и красиво говорить, логически продумывая свою речь. От самого человека зависит, как он будет пользоваться удивительным даром - языком.)

( должны создать собственный текст, а это значит показать богатство языка;

подготовить публичное выступление - проявить ораторское мастерство, искусство)

(Они определяют то, чем мы будем заниматься)

4. Учитель озвучивает цели (Слайд №4): создать собственный текст, используя различные источники информации;

подготовить публичное выступление по теме

5. Начинаем работу в группах

Главное - правильно распределить роли в группе, работать слаженно и дружно.

III. Работа в группах

Роли в группе (обсудили) (Слайд №5)

  1. Докладчик - докладывает о результатах.

  2. Организатор - организует работу в группе.

  3. Регистратор - записывает результаты работы в группе.

  4. Наблюдатель - хронометрист - наблюдает за временем, оценивает работу каждого участника.



  1. Задания группам.

Предлагаю организаторам выйти и выбрать пословицу или высказывание для определения темы. В течение 1 минуты вы должны озвучить тему своего публичного выступления (на разноцветной бумаге).

Пословицы и высказывания (слайд 6):

«Язык не кинжал, ранит - не залечишь»

«Тот, кто не имеет сострадания, жесток» (Бернард Мандевиль)

«Не беречь поросли, не видать и дерева»

«В книге ищи не буквы, а мысли»

Учащиеся озвучивают темы своих выступлений

Темы (предполагаемые): (слайд 7)

  • Роль языка в жизни человека.

  • Милосердие, сострадание.

  • Сохранение природы и ее богатств.

  • Роль книги в жизни человека.

  1. Работа в группах.

Учитель раздает конверты, в которых даны тексты и план работы (Приложение №1, Приложение № 2). Вам необходимо прочитать их, выбрать тексты, соответствующие вашей теме; подобрать нужную информацию из других источников; подготовить выступление.



  1. Получают пакет с текстами.

План

  1. Прочитать тексты, выбрать те тексты, которые соответствуют вашей теме; определить основную мысль.

  2. Выявить проблему, которую поднимают авторы данных текстов

  3. Найти ключевые слова и выражения, относящиеся к данной проблеме

  4. Использовать различные источники информации

  5. Составить собственный текс для публичного выступления:

а) озвучить тему и проблему данного текста;

б) последовательно изложить доводы в защиту своей точки зрения;

в) связать информацию, обнаруженную в текстах, с собственным

жизненным опытом;

г) выступить публично в течение 3-х минут

На работу вам отводится 20 минут.

Звучит легкая мелодия (включить запись)



IV. Публичное выступление групп. (Слайд №8)

Учитель:

На столе у вас есть лист контроля. Вы должны оценить работу каждой группы, а для этого необходимо внимательно слушать докладчиков.

а) Выступление 1 группы. (Слайд №9)

Тема нашего выступления: «Роль языка в жизни человека».

Учитель:

Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах - Даль Владимир Иванович

1 минута - заполняют Лист контроля.

б) Выступление 2 группы (Слайд №10)

Тема нашего выступления: « Милосердие, сострадание»

Учитель:

«Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее» .

Очень много сейчас говорят о милосердии, отзывчивости, сострадании. Ведь каждый из нас рождается со способностью откликнуться на чужую боль. Как важно, чтобы мы это чувство не растеряли, а увеличивали его, взращивали в наших душах. Тогда мир вокруг нас станет лучше, добрее, светлее.

На схеме тема и проблема.

1 минута - заполняют Лист контроля.



в) Выступление 3 группы. (Слайд №11)

Тема нашего выступления: «Сохранение природы и ее богатств».

«Охранять природу - значит охранять Родину» М.Пришвин

Красота природы многолика. Мы видим ее и в хрупких цветах, и в живых картинах родного края. Она притягивает и манит к себе людей. В окружении красоты природы душа поет, мы счастливы. Главное - сберечь эту красоту.

На схеме тема и проблема.

1 минута - заполняют Лист контроля.



г) Выступление 4 группы. (Слайд №12)

Тема нашего выступления: «Роль книги в жизни человека».

« Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» К.Ушинский

Наша русская литература - наша гордость. В ней запечатлены великие порывы духа. Литература, вдумчивое чтение возвышает душу человека, делает нас духовно богаче, лучше, добрее.

1 минута - заполняют Лист контроля.

Схеме тема и проблема.

V. Межгрупповое взаимодействие.

Учитель: Спасибо за интересные выступления. Я даю вам еще 2 минуты, чтобы вы оценили работу каждой группы. Организаторы сдают Листы контроля.

Организаторы сдают Листы контроля, учитель прикрепляет их на доске.

(Слайд №13)

Учитель:

В ваших выступлениях были подняты очень важные проблемы, существующие в нашем обществе. Вы указали очень важные понятия, качества, связанные с ними. Это какие понятия, качества личности? ( ученики говорят) Посмотрите, вот они на схеме (Слайд №14) - щелкнуть и показать только на схеме понятия.

??? А как это можно назвать единым понятием? Ученики говорят: НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ( щелкнуть на слайд и показать понятие в центре схемы)

( Нравственность - граница дозволяемого совестью, - писал С.А.Соловейчик)

VI. Итог занятия.

Сегодня мы хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье.

Лучшие качества человека формируются в семье, где царят любовь, взаимопонимание, доброта, заботливое отношение друг к другу. Именно о таких семейных ценностях говорил Л. Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».



VII. Домашнее задание (Слайд №15)

Напишите сочинение на тему: «Нравственные ценности моей семьи»

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Повесть «Олеся». Об истории повести и ее связях с циклом И.С.Тургенева «Записки охотника». Воплощение нравственного идеала в повести. Роль пейзажа в повести.

Повесть «Поединок». Значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской армии; гуманистический, антивоенный пафос повести.



М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.



А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.



В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Произведения, обязательные для прочтения


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА


И. А. Бунин

Три стихотворения по выбору.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору. Рассказы «Чистый понедельник» , «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни», «Антоновские яблоки»


А. И. Куприн

«Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь»


М. Горький

Пьеса «На дне».

Одно произведение по выбору.

Поэзия конца XIX - начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич.

Стихотворения не менее двух авторов по выбору.


А. А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Двенадцать».


В.В. Маяковский


Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору.


С. А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.


М. И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», а также два стихотворения по выбору.

О. Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», а также два стихотворения по выбору.

А. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», а также два стихотворения по выбору.

Поэма «Реквием».


Б. Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).


М. А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - один из романов в сокращении).


А. П. Платонов

«Котлован».

Одно произведение по выбору.


М. А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).


А. Т. Твардовский Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», а также два стихотворения по выбору.


В. Т. Шаламов

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору).


А. И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения).

Рассказ «Матренин двор» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения).


Проза второй половины XX века

Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору.


Поэзия второй половины XX века

Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.


Драматургия второй половины XX века

А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

Произведение одного автора по выбору.

Современная ЛИТЕРАТУРА


Т. Кибиров, В.Алексеев, Т. Толстая, В. Пелевин, Л. Петрушевская, В.Маканин

Произведения не менее трех авторов по выбору.


Произведения для самостоятельного чтения


  1. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»

  2. А.М.Горький. «Дело Артамоновых»

  3. А.Блок. «Скифы», «Возмездие»

  4. Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов

  5. В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)

  6. М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»

  7. А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)

  8. М.Шолохов. «Поднятая целина»

  9. В.Белов. «Кануны»

  10. Б.Можаев. «Мужики и бабы»

  11. Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…»

  12. В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»

  13. Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»

  14. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»


Произведения для заучивания наизусть

И. Бунин. (на выбор)

М.И.Цветаева (на выбор)

М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне»

А.Блок «Россия» «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Незнакомка»; отрывок из поэмы «Двенадцать»

С.Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Неуютная жидкая лунность…», отрывок из поэмы «Анна Снегина»

В.Маяковский «А вы могли бы?» «Послушайте!»

Н.Заболоцкий. На выбор

Н. Гумилёв (на выбор)

О. Э. Мандельштам. (на выбор)

А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)

Б. Пастернак. «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Н.Рубцов (на выбор)

Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор)

И.Бродский. (на выбор)


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 11-ом классе в объёме 175 годовых часов, поэтому в учебном плане гимназии выделено 5 часов в неделю.

Учебно-тематический план курса


Основные разделы

Количество

часов

сочинения

Количество

контрольных работ

Количество творческих практикумов

Русская литература конца XIX - начала XX века

25


Русская литература конца XIX - начала XX века.

3


Иван Алексеевич Бунин

9


1


Александр Иванович Куприн

9


1

Леонид Николаевич Андреев

4


Художественный мир русской драматургии конца XIX - начала XX века

10


Антон Павлович Чехов

2


Максим Горький

8

2

Художественный мир русской поэзии

39


Символизм. «Старшие символисты»

1


Александр Александрович Блок

13

2


1

Акмеизм

5


Акмеизм (0бзор)

1


Николай Степанович Гумилёв

2


1

Анна Ахматова

2


Футуризм, его основополагающие эстетические принципы, основные имена

10


1


Игорь Северянин

1


Виктор Владимирович Хлебников

1


Владимир Владимирович Маяковский

6


1


Поэты «вне групп» М. Цветаева, М.Волошин

1


Имажинизм. Сергей Александрович Есенин

10

1


1

Русская литература первой половины XX века

33


Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года.

2


Исаак Иммануилович Бабель

1


Александр Александрович Фадеев

3


Евгений Иванович Замятин

1


Михаил Александрович Шолохов

12

2


Андрей Платонович Платонов

4

1


1

Михаил Афанасьевич Булгаков

10

2

Русская литература

в изгнании

10

Литература русского зарубежья как культурный феномен

1


И.Бунин

1


Иван Сергеевич Шмелёв

1


Марина Ивановна Цветаева

3


Виктор Набоков

4

3

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

11

1

Литература второй половины XX века

14


Авторы и читатели. Современный литературный процесс (основные тенденции).

1


Анна Андреевна Ахматова

3


Борис Леонидович Пастернак

5


Николай Алексеевич Заболоцкий

1


Александр Трифонович Твардовский

1


Александр Исаевич Солженицын

2

1

Варлам Тихонович Шаламов

1


Миф-фольклор-литература

10


Ч.Т.Айтматов

1


Василий Иванович Белов


2


Валентин Григорьевич Распутин

3

1

Виктор Петрович Астафьев

1


Василий Макарович Шукшин

2

1

Ю.Трифонов

1


Русская поэзия второй половины 20 века

9


Русская поэзия второй половины 20 века: основные тенденции и имена

1


Андрей Андреевич Вознесенский.

1


Евгений Александрович Евтушенко. Белла Ахатовна Ахмадулина.

1


Иосиф Александрович Бродский

1


Николай Михайлович Рубцов

1


Владимир Семёнович Высоцкий. Булат Шалвович Окуджава.

1


Ю.Визбор. Ю. Ким. О.Митяев

1


Современная русская драматургия

1


Александр Валентинович Вампилов

1


Современная литература XX века

11

Современная литература XX века (обзор)

1


Т.Кибиров

1


П.Алешковский

1


В.Аксенов

1


В.Пелевин

1


Л.Петрушевская

1


Т.Толстая

1


В.Маканин

1


Литература постмодернизма

1


Итоговое контрольное сочинение

2

2

Зарубежная литература ХХвека

2


Читательская конференция

1


I полугодие

80

8

2

5

II полугодие

95

7

4

Итого

175

15

2

9



Требования к результатам обучения


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения,
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

1 семестр

Владение понятиями


Неореализм

Декаданс

Пролетарская поэзия

Модернизм

Кризис цивилизации

Психологизм бунинской прозы

Текст

Подтекст

Символика бунинской прозы

Социально-философская драма

Романтический идеал

Авторские ремарки

Песни

Притчи

Литературные цитаты

Серебряный век русской поэзии

Русский модернизм: символизм, акмеизм, футуризм



2 семестр

Владение понятиями


Неореализм.

«Вечные сюжеты».

Богоборческая тема.

Образ-символ.

Символизм.

Декадентство. Символ. Аллегория, Метафора. Мистическое содержание. Мифологический сюжет. Рифма. Звукообраз. Аллитерация. Ассонанс. Вариация, Рефрен. Эвфония. Тайнопись.

Оксюморон. Двоемирие.


3 семестр

Владение понятиями


Имажинизм. Святоотеческая литература. Напевность стиха. Идиллия. Роман-эпопея.

Эпическое время и пространство.

Герой эпоса.

Лирическое отступление.

Полифония («многоголосие»). Бытописание. Неореализм.

Антиутопия.

Фантасмагория.

Авторское «косноязычие».


4 семестр

Владение понятиями


Очерк нравов.

Дневниковая исповедальность.

Кольцевой повтор.

Рефрен. Военная публицистика.

Фронтовой репортаж.

Эпическая новелла.

Документальная проза.

Лирическая историческая песня.

Лирическая исповедь. Исповедальная лирика. Метафорический ряд.

Лирико-философский цикл.

Стихотворный эпилог.


5 семестр


Владение понятиями


«Натурфилософская» лирика.

Гротескный образ.

Философский комментарий.

Лирический очерк.

Двуединство автора и героя.

Роман-хроника.

Речевая почвенность

Тип героя-праведника.

«Двучастный» рассказ.

Автобиографизм.

Исповедальность прозы.

Стилеобразующая деталь. Герой - «чудик».

Сказка-притча.

Киноповесть.

Сказка-притча.

Киноповесть.

Пародийность языка.









СПОСОБЫ ОЦЕНКИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

творческая работа на заданную тему

Метапредметные

учебное исследование,

подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,

решение проектных задач.

Предметные

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова(Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-у изд.,стериотип.-М.: Дрофа, 2010)


Учебник, учебное пособие

В мире литературы: Учебник для образовательных учреждений гуманитарного профиля / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова; 2-е изд. - М.: Дрофа, 2010.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы ХХ века: 11 кл. - М.: Просвещение, 2006

Семенов А.М, Семенова В.В. Русская литература 20 века в вопросах и заданиях: 11 класс: Пособие для учителя в 2-х ч. - ВЛАДОС, 2007

Тесты. Литература.9-11 класс.Москва «Дрофа», 2005г.

Единый государственный экзамен: Литература. Контрольно-измерительные материалы. - М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие с поурочными разработками

Литература в 11 классе: Метод. советы / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2006

Золотарева и др. Поурочные разработки по литературе в 2-х частях. 11 кл. - М.:«Вако», 2006

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - М.: Вербум-М, 2006

Минералов Ю.И. История русской литературы 90-х годов. - М: ВЛАДОС, 2007

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2005

Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы. М.: Дрофа, 2005

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

DVD «Литература. 5-11 классы» (серия «Библиотека электронных наглядных пособий») - «Дрофа», ООО «Физикон», 2004

- ЕКЦОР

- ФЦИОР

- Всё по стихосложению.

- сетевое объединение методистов

-«Учительская газета»

- Российский образовательный портал

- образовательный сервер «Школы в Интернет»

- газета «Первое сентября»

- Все образование Интернета


Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 А класса и специфики данного классного коллектива. В классе 11 обучающихся. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

Основная масса обучающихся класса - это обучающиеся с высоким уровнем способностей и познавательной активности ( Сапожник К., Гордеева Д., Карандашева В., Юркина А., Сандркина М., Воротникова М.). Они отличаются ответственным отношением к выполнению учебных, домашних заданий, а также заданий творческого характера. В организации работы с обучающимися учтен тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в выполнении заданий творческого характера.

Есть в классе группа обучающихся, которых отличает, крайне медленный темп работы. В организации учебной деятельности с этими обучающимися следует применять индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к их интеллектуальным особенностям, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям:, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного).

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Оценивая уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 11А класса, следует учитывать выше названные особенности гимназистов.

Технологии, используемые в работе:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • Обучение в сотрудничестве

  • ТРИЗ

  • Уровневая дифференциация

  • Проблемное обучение

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

25




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал