7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2016-2017 учебный год. УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2016-2017 учебный год. УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Июсская средняя общеобразовательная школа»



«Рекомендовать к утверждению»:

Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Июсская СОШ»

_________Сиротинина Г.Е.

Протокол № 1 от 25.08.2016г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР МБОУ «Июсская СОШ»

_________Гаппель Г. И.

Протокол МС № 1 от 29.08.2016г.



«Утверждено»:

Директор МБОУ «Июсская СОШ»

____________Михайлова Т. С.

Приказ № 66 от 31.08. 2016г.















Рабочая программа



по литературе

для 5 класса

на 2016 - 2017 учебный год

















Составитель:

Додонкина Е.Н.,

учитель русского языка и литературы































с. Июс

2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе (образовательная область «Филология») с изучением литературы на базовом уровне составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.10 г. № 1897) с учётом примерной программы основного общего образования по литературе на базовом уровне, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана с учётом МБОУ «Июсская СОШ» на 2016-2017 учебный год, и с учётом УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, учебник для общеобразовательных школ/ Курдюмова Т. Ф. Литература: 5 кл.: М.: Дрофа, 2012, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утверждён федеральным перечнем учебников (приказ Министерством образования и науки Российской Федерации № 253от 31.03.2014).

Общая характеристика курса

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цель:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Описание ценностных ориентиров учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Межпредметные связи

-с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

-с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

-с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных

произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Июсская СОШ» на изучение литературы в 5 классе отводится 102 часов из расчёта 3 часа в неделю.

Особенности преподавания в данном классе

В данном классе 15 учащихся. Из них 8 человек могут успевать по литературе на «4» и «5». Индивидуального подхода требуют 7 учащихся.



Содержание программы 5 класс

Происхождение и развитие литературы.(1ч)

Литература- искусство слова

Мифы народов мира.(3ч)

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».

Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(12ч)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.

Былины

Русский народный эпос - былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке

Русские народные сказки.

Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира.

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".

Малые жанры фольклора.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр.

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.

Русская литература XIX века. (20 ч.)

Русская классическая литература XIX века.

Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.

А.С. Пушкин

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.

М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»

Н.В. Гоголь

Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».

И.С. Тургенев

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».

Поэтический образ Родины.

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них - у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.

Героическое прошлое России.

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода). М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX век.

Литература XX века.(23ч)

Связь веков.

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.

Литературные сказки XIX - XX веков.

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб». Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией .человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону». Внеклассное чтение. ДжанниРодари« Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес". Алиса (она же Аня) - героиня сказок. Игра словами в сказке « Аня в стране чудес». Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».

Проза русских писателей XX века .

И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой». Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».

Поэтический образ Родины.

А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).

Героическое прошлое России.

Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.

Современная литература.

В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».

Путешествия и приключения на страницах книг. (9 ч.)

Покорение пространства и времени.

Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. Игровой урок по книге Р.Э. Распэ« Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твен "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера". А. Линдгрен "Приключения КаллеБлюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен« ПриключенияКаллеБлюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.

Новая жизнь знакомых героев.

Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян« Новые приключения Синдбада- морехода». Итоговый урок по теме

« Путешествия и приключения».

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

-работать с книгой;

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявлять авторскую позицию;

</ -выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочныйбалл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 41 - 77 %;

«2»- менее 40 %.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:

  • правильное оформление сносок;

  • соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

  • целесообразность использования тех или иных источников.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки.

Учебно - методический комплект для учащихся

Т.Ф.Курдюмова, Литература, 5 класс-учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях - М. «Дрофа», 2012 год

Учебно - методический комплект для учителя

Т.Ф.Курдюмова, Литература, 5 класс- учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях - М. «Дрофа», 2012 год















Календарно-тематическое планирование5п/п

Тема урока

Предметные результаты

Дата

Примечание

План

Факт



1

Введение. Литература как искусство слова. Понятие о тропах

Понимание лите­ратуры как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, исти­ны, красоты, справедливо­сти, совести, дружбы, люб­ви, дома, семьи, свободы и ответственности

01.09







Раздел 1 «Мифы народов мира» (4 ч.)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

  • Познавательные: анализировать произведения;

понимать поставленную цель; организовывать рабочее место; сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов;

Регулятивные: оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; открывать новые знания и умения, решать задачи через наблюдения и рассуждения; корректировать работу, при нахождении ошибок; выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью; уважительно относиться к мнениям других; выслушивать

Личностные:

формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России;



2

Мифы и мифология

Определить основные особенности мифа. Характеристика героев мифа. Средства художественной выразительности.

05.09







3

Славянские мифы. Мифы о сотворении мира



06.09





4

Календарные мифы. Масленица



08.09





5

Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Основа сюжета мифов

12.09





Раздел 2 «Устное народное творчество» (20 ч.)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

  • Познавательные: анализировать произведения;

понимать поставленную цель; организовывать рабочее место; сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов;

Регулятивные: оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; открывать новые знания и умения, решать задачи через наблюдения и рассуждения; корректировать работу, при нахождении ошибок; выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью; уважительно относиться к мнениям других; выслушивать

Личностные:

формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России;

6

Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Детский фольклор

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров

13.09





7

Былина как жанр фольклора. Герои былин

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

15.09





8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»



19.09





9

Сюжет и герои былины. Гипербола. Сюжеты былин в других видах искусства

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Совершенствование вос­приятия и понимания вол­шебной литературной сказки, навыков пересказа. Составление схемы по­строения волшебной сказки

20.09





10

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители

Структурирование знаний; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.

Совершенствование вос­приятия и понимания от­личия волшебной сказки от литературного произве­дения. Совершенствование навыков пересказа

22.09





11

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Работа с текстом волшебной сказки. Сюжет и художественный мир сказки

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

26.09





12

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

27.09





13

Сказки народов мира



29.09





14

Тысяча и одна ночь»



03.10





15

«Путешествия Синдбада-морехода»



04.10





16

Сказки об освоении незнакомого мира



06.10





17

Обучающее сочинение. Сочинение-сказка

Знакомство с Жуковским- переводчиком, способным видеть красоту окружающей природы; понятие темы и поэтической идеи сти­хотворения; роль компо­зиции в понимании смыс­ла стихотворения

10.10





18

Малые жанры фольклора, их разнообразие. Пословицы и поговорки.

Загадки. Сказка-загадка

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

11.10





19

Анекдот. Сказка-анекдот

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Знакомство с творчеством писателя. Описание при­роды как центральный эпизод произведения. Главная мысль произведе­ния. Определение жанра литературного произведе­ния

13.10





20

Песни, частушки. Рифма. Музыка в произведениях фольклора

Роль пейзажа в литератур­ном произведении.

17.10





21

Особенности построения драматического произведения. Народная драма «Озорник-петрушка»

Уточнение знаний о био­графии писателя. Понятие о басне. Знакомство с язы­ковым своеобразием басен И. А. Крылова. Жанр бас­ни. История его развития. Образы животных и их роль в басне

18.10





22

Исполнение пьесы в лицах

Знакомство с историей сюжета, центральными об­разами басни. Жанр лите­ратурного произведения, его проблематика. Харак­теристика главного героя

20.10





23

Обобщение по фольклору. Контрольный тест

Специфика жанра басни, аллегория, мораль. Со­ставление плана сочине­ния, подбор цитатного ма­териала. Редактирование сочинений

24.10





24

Введение. Русская классическая литература. Анализ текста

Специфика жанра басни Поступки героев и мораль басни.





25.10





25

И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом»

Знакомство с творчеством писателя. Характер и по­ведение главного героя, его душевные и нравст­венные качества. Главная мысль произведения, сю­жет и особенности его из­ложения

27.10





Русская литература XIX века (26 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

  • Познавательные: анализировать произведения;

понимать поставленную цель; организовывать рабочее место; сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов;

Регулятивные: оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; открывать новые знания и умения, решать задачи через наблюдения и рассуждения; корректировать работу, при нахождении ошибок; выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью; уважительно относиться к мнениям других; выслушивать

Личностные:

формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России;

26

Чтение и анализ басен «Зеркало и обезьяна» и «Осел и Мужик

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий

31.10





27

А. С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог

Содержание понятия герой художественного произ­ведения.

10.11





28

Поэма «Руслан и Людмила». Чтение и анализ 1 песни

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему. Выбор жан­ра сочинения, составление плана, подбор цитатного материала

14.11





29

2 песнь поэмы. Составление плана

Самостоятельный подбор дополнительного мате­риала. Устный портрет

15.11





30

3 песнь поэмы. Характеристика героев. Подготовка к домашнему сочинению

Жанр стихотворения- послания, гимна. Тема дружбы в стихотворении. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Радостное чувство от общения с близкими людьми

Теория литературы: гимн, послание

17.11





31

Поэтические картины зимы в лирике Пушкина. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне»

Знакомство с биографиче­ской основой стихотворе­ний

21.11





32

Стихи и проза. Ритм. Рифма. Стопа

Продолжение знакомства с лирикой Лермонтова; понятия антитезы и ме­тафоры. Антитеза как ос­новной композиционный прием в стихотворениях

22.11





33

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Чтение и анализ стихов «Парус», «И вижу я себя ребенком», «Листок», «Из Гете»

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему

24.11





34

Н.В. Гоголь. Детство и юность. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Пропавшая грамота»

Слово о писателе. Отраже­ние в рассказе социально­го, бытового и культурно­го уклада русской жизни начала XIX века. Мастер­ство портретных характе­ристи Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя - герои рассказа к. Былички

28.11





35

Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота»

Знакомство с содержанием рассказа; с нравственной проблематикой: отражение существенных черт рус­ского национального ха­рактера. Сравнительная характеристика героев. Приемы, которые исполь­зует писатель при созда­нии портрета. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

29.11





36

И. С. Тургенев. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Портрет героя. Герасим в деревне и в городе

Роль речевой характери­стики героя как средства создания образа. Особенности диалога в рассказе. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Содержа­ние понятия герой худо­жественного произведе­ния. Автор о своем герое. Картины природы как ес­тественный фон рассказов мальчиков

01.12





37

Герасим и его окружение

Песня как вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев.



05.12





38

Герасим и Муму. Счастливый год

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему

06.12





39

Возвращение Герасима в деревню

Анализирование сочинений

08.12





40

Подготовка и написание сочинения по рассказу «Муму»

Слово о писателе. Отраже­ние в рассказе социально­го, бытового и культурно­го уклада русской жизни начала XIX века. Мастер­ство портретных характе­ристи Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя - герои рассказа к. Былички

12.12





41

Чтение и обсуждение стихов о природе, о Родине. И.С. Никитин «Русь»

Знакомство с содержанием рассказа; с нравственной проблематикой: отражение существенных черт рус­ского национального ха­рактера. Сравнительная характеристика героев. Приемы, которые исполь­зует писатель при созда­нии портрета. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

13.12





42

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», А. А, Фет «Весенний дождь», Н. А. Некрасов «Соловьи». Анализ сочинения

Роль речевой характери­стики героя как средства создания образа. Особенности диалога в рассказе

15.12





43

М.Ю.Лермонтов. «Сашка». «Кто видел Кремль в час утра золотой…». Выразительное чтение стихотворений наизусть. Двусложные размеры стиха. Контрольный тест

Содержа­ние понятия герой худо­жественного произведе­ния

19.12





44

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Композиция стихотворения

Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Автор о своем герое. Картины природы как ес­тественный фон рассказов мальчиков

20.12





45

Герои стихотворения «Бородино» - участники Бородинской битвы

Песня как вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев



22.12





46

Р/р. Защитник Родины в изображении М.Ю.Лермонтова

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему

26.12





47

Л.Н. Толстой. «Петя Ростов». Знакомство с героем

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Яркость изо­бражения крестьянских детей. Их жизнерадост­ность, любознательность и оптимизм. Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.

27.12





48

Петя Ростов в партизанском отряде. Первый бой и гибель Пети

Образ русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.



10.01





49

М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Особенности драматического произведения. Сопоставление прозаического произведения и его инсценировки



12.01





Литература XX века (33 часа)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: анализировать выразительные и изобразительные интонации; организовывать рабочее место; планировать практическую работу и работать по составленному плану;

Регулятивные: оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению,

Личностные:

формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России;

50

Богатство литературы ХХ века. Связь веков. Память об А.С. Пушкине в литературе ХХ века. И.А. Бунин «26 мая», А. Ахматова «В царском селе», В. Рождественский «Памятник юноше Пушкину»

Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

16.01





51

Литературные сказки ХХ века. Х.К.Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в

17.01





52

«В какой длинный путь она отправилась…»

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в

19.01





53

«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

23.01





54

К.Паустовский «Рождение сказки». Пути рождения сказки

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

24.01





55

А. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

26.01





56

Сюжет и герои сказки

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

30.01





57

Особенности языка сказки

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

31.01





58

Приметы народной сказки

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

02.02





59

Дж.Родари. «Сказки по телефону»

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

06.02





60

Лаконизм как одно из свойств художественного текста

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью.

07.02





61

Льюис Керролл. «Алиса в стране чудес». В. Набоков «Аня в стране чудес»

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии



09.02





62

История создания перевода. Чтение и обсуждение первой главы

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

13.02





63

Чудо и парадокс как основа повествования ученого



14.02





64

Дж. Толкин. «Хоббит,или туда и обратно»,смысл двойного названия повести

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения

16.02





65

Сказочная страна. Герои повести



20.02





66

Ожесточенность битвы добра и зла

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в

21.02





67

И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»



27.02





68

Двойное название рассказа



28.02





69

Е. И. Замятин. «Огненное «А». Рассказ о мечте подростка начала ХХ века

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении

02.03





70

А. И. Куприн. «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои



06.03





71

А. И. Куприн. «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

07.03





72

Поэтический образ Родины. А, Блок «На лугу», «Ворона», И. Бунин «Сказка»



09.03





73

К.Бальмонд «Снежинка», «Фейные сказки», С.Есенин «Пороша», М.М.Пришвин «Времена года»

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

13.03





74

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето», Н. Заболоцкий «Оттепель», Н.Рубцов «Звезда полей»



14.03





75

Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям нашим меньшим. С. Есенин «Песнь о собаке», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.

16.03





76

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Их популярность во время войны и после нее. А, Фатьянов, А.Ахматова, А. Твардовский, Р. Гамзатов



20.03





77

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в тайге

Песня как вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев.



21.03





78

Человек и природа в рассказе



23.03





79

Человек и природа в рассказе



03.04





80

Подготовка и написание сочинения по рассказу «Васюткино озеро»

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве



04.04





81

Сочинение по рассказу «Васюткино озеро»



06.04





82

Т. Янссон. «Последний в мире дракон»



10.04





Путешествия и приключения (13 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: анализировать выразительные и изобразительные интонации; организовывать рабочее место; планировать практическую работу и работать по составленному плану;

Регулятивные: оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению,

Личностные:

формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России;

83

Мир нарисованных писательницей сказочных героев. Анализ сочинения.



11.04





84

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове

Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои.



13.04





85

Устройство жизни. Характер героя



17.04





86

Р.Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена». Герой и придуманные им истории

Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности. Рождественский рассказ

18.04





87

Сюжет и композиция художественного произведения

Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.



20.04





88

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Философское звучание романтической сказки.



24.04





89

А. Линдгрен

Юный читатель XX в. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка

25.04





90

«Приключения Калле Блюмквиста»



27.04





91

Новая жизнь старых героев

Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов



02.05





92

Н. Гумилев «Орел Синдбада», Б. Лесмьян



04.05





93

«Новые приключения Синдбада-морехода»



08.05





94

М.Цветаева. «Книги в красном переплете»

Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

11.05





95

Рекомендации не лето. Подведение итогов года



15.05





96

Г.Тукай. «Шурале». Сопастовление с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Знакомство с творчеством писателя. Характер глав­ного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведе­ния. Герой рассказа и его любимые книги

16.05





97

Г.Тукай. «Шурале». Сопастовление с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»



18.05





98

К.Насыри

Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Название произведения

22.05





99

Поучения. Сказки



23.05





100

Кленовый лист детства

Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцо­вые мерзости жизни» и живая душа русского че­ловека

25.05





101

Дети войны по повести-новелле Р.Кутуя «Мальчики»

Активность автор­ской позиции. Изображение внутреннего мира подростка

29.04





102

Подведение итогов четверти

Знакомство с творчеством писателя. Характер глав­ного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведе­ния.

30.05









































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал