7


  • Учителю
  • Урок по литературе для 11 класса 'Художественный мир М. Цветаевой'

Урок по литературе для 11 класса 'Художественный мир М. Цветаевой'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Художественный мир М.Цветаевой

11 класс


Цели. раскрыть художественный мир М.Цветаевой; показать, как отразился в поэзии художника трагический разлад разлад его мироощущения; проанализировать особенности образной системы произведений, наиболее характерные приёмы поэтической техники.

Оборудование. портрет М.Цветаевой; выставка работ учащихся по теме: «Моё представление о поэзии М.Цветаевой»; литература о жизни и творчестве М.Цветаевой (выставка); грамзапись Р.Шкмана «Карнавал».

Форма проведения урока: заседание литературного общества.


Ход урока

Слово учителя. Очень давно совсем юная поэтесса написала пророческие строки:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Эти слова принадлежат Марине Цветаевой, одному из крупнейших русских поэтов ХХ века. По её стихам, утверждал один из критиков, можно понять поэзию не только русскую, но и мировую.

«Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? Можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа - есть всё - всюду - вечно», - писала Цветаева в своей статье «Слово о Бальмонте».

И мы сегодня попробуем поговорить «о такой безмерности как поэт», попытаемся приблизиться к загадочному миру поэзии.

Какой эпиграф наиболее полно может отразить суть творчества поэта?


Учащиеся предлагают свои варианты эпиграфов


Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

М. Цветаева


Одна - из всех - за всех - противу всех!...

М. Цветаева


Чтение - прежде всего - сотворчество…

М. Цветаева


Какова же проблематика произведений Цветаевой? О чём она писала? Что ёе волновало?


1-ый литературовед. Цветаева писала об искусстве, о своих друзьях и близких, о природе и человеке, о том, что ей пришлось пережить в жизни, о любви, о Родине.

Учитель. Расскажите о начале творческого пути поэтессы.

1-ый литературовед. В октябре 1910 года Цветаева отдала в печать первый сборник своих стихотворений «Вечерний альбом». Она отобрала 111 стихотворений. которые разделила на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени». На первой странице было написано: «Посвящаю эту книгу блестящей памяти Марии Башкирцевой». Перед каждым разделом поставила эпиграф, а то и два: из Библии, Ростана, Наполеона.

Обращает на себя внимание условная ориентация произведений на романтическое видение мира глазами ребёнка. Об этом говорят и названия стихотворений: «У кроватки», «Баловство», «Дама в голубом», «Маленький паж» и др. Больше всего мне запомнилось стихотворение «Молитва», которое было написано 26 сентября 1909 года, когда Марине Цветаевой исполнилось 17 лет. Это первый литературный манифест поэтессы. Каждое слово его, каждая строка проникнуты странной жаждой жить, творить. «Я жажду сразу - всех дорог!» - писала девочка. Она хотела:

Гадать по звёздам в чёрной башне,

Вести детей вперёд, сквозь тень…

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!


В «Вечернем альбоме» много стихотворений посвящено умершей матери, которую она страстно любила. Книгу «населяют» гимназические подруги, литературные герои, исторические лица. Юная поэтесса писала о сестре Асе, Саре Бернар, Э.Ростане, сыне Наполеона, которого назвали Орлёнком. Книгу заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики как Н.Гумилёв, В.Брюсов, М.Волошин.


Первая экспертная группа.

- О ком из литературных героев писала Цветаева в это время?

- В стихотворении «Книги в красном перелёте» поэтесса писала о Бекки и индейце Джо, Геке Финне и Томе Сойере (Марк Твен «Приключения Тома Сойера»), Принце и Нищем (Марк Твен «Принц и Нищий»).


Учитель. Как постепенно изменяется представление Цветаевой о мире?


2-ой литературовед. Сначала 1917 года в лирику Цветаевой проникает книжно-театральная романтика. В это время мир прессы - это театр, с помощью которого она стремиться уйти от действительности. Это Франция XVIII века, костюмированные фигуры, маски. Это кавалер де Грие и Манон, Антуанетта и Калиостро, Корина и Освальд. Много здесь, на этом Маскараде жизни, словестного блеска, остроумия, иронии, элегантных интриг (циклы: «Плащ», «Комедиант», «Дон Жуан», «Диккенсова ночь»).

Но проходит время, и постепенно такие мотивы, темы теряют для Цветаевой свою привлекательность, так как приходят в резкое противоречие с драматическим ощущением жизни. И поэтесса заявляет:

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

(«Психея», 1918г.)


В сборниках «Разлука» и «Ремесло», объединивших стихотворения 1921-1922 годов, её лирика приобретает монументальное звучание, в ней появляются образы, заимствованные из Библии и античности. Это Ариадна и Тезей, Орфей и Эвридика, Федра и Ипполит, жена Лота, превратившаяся в соляной столб(«Рельсы»); Иов, веру которого испытывал Бог, наславший однажды на него проказу («Поэт»); Савл, яростный гонитель первых христиан, затем защитник христианского учения, один из двенадцати апостолов, принявший имя Павел.

Обращение к истории, мифу, преданию для М. Цветаевой есть стремление познать трагедию человека современного ей ХХ века, найти в прошлом ответы на мучительные вопросы настоящего и будущего.


Вторая экспертная группа. В поэзии Цветаевой часто встречаются следующие образы: Ипполит и Федра, Ариадна и Тезей. По древнегреческому мифу, Ариадна - дочь критского царя Миноса. Она помогла афинскому царевичу Тезею победить Минотавра и выйти тз лабиринта. Но Ариадна не была создана для земных забот и радостей: её, покинувшую вместе с Тезеем Крит, отобрал у героя бог Дионис. Позже Тезей женился на Федре, которая, полюбив своего пасынка Ипполита, погубила и себя и его.

- Какие ещё образы древних мифов встречаются в поэзии Цветаевой?

- Сивилла - легендарная пророчица, жрица бога Аполлона, который даровал ей бессмертие.

- Наяда - мифическое существо подводного мира, русалка.

- Орфей - легендарный певец из Фракии.

- Фетида - морская богиня, мать Ахиллеса.


3-й литературовед. Сущность поэзии Цветаева видела в необходимости передать «строй души» поэта, души, которая обречена на одиночество, на вечное страдание. Поэтому запрещено повторять то, что уже было сказано, но должен создать свой собственный мир.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал