7


  • Учителю
  • Методическая тема 'Изучение типов речи на уроках русского языка и литературы'

Методическая тема 'Изучение типов речи на уроках русского языка и литературы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа по развитию речи в среднем звене является логическим продолжением работы, начатой в начальной школе. Из курса 1-4 классов учащиеся имеют представление о тексте, знают три типа речи (повествование, описание, рассуждение), умеют писать изложение. Поэтому одной из главных задач уроков развития речи является обучение ребят написанию сочинений. При знакомстве с основными типами сочинений необходимо опираться на известные им понятия типов речи, вспомнив характерные признаки последних. Поэтому работа по изучению типов речи является особо значимой на уроках русского языка.

Изучение повествования как типа речи

Приступая к работе, необходимо прежде всего вспомнить, что особенность повествования как типа речи заключается в том, что он предполагает рассказ о следующих друг за другом событиях. Сообщение о сменяющихся действиях есть «новое» в предложениях такого текста, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в предложениях текста-повествования является указание на лицо, совершающее действие, на время. Поэтому на уроках русского языка нужно как можно чаще устно или письменно составлять план текстов упражнений или текстов, читаемых учителем. На уроке знакомства с понятием диалога можно предложить учащимся следующее задание: отредактировать план текста, найдя в нём ошибки и исправив их. Текст при выполнении этого задания воспринимается визуально.

Плохо. План.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Женщина отогнала собаку.

Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, «Как вам не стыдно!»

взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и Котёнок «жалобно мяукал».

жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и Мальчики стояли рядом и

ждали, что будет. ничего не делали.

В окно выглянула девочка и поспешно выбежала на «Собака яростно лаяла».

крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула

мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила девочка.

Ребята редактируют план и делают вывод об особенности передачи событий в тексте - повествовании.

С целью выявления необходимости последовательности изложения в тексте - повествовании также можно использовать задание, заключающееся в правильном расположении предложений в предложенном тексте.

«Одумалась. Выскочила на улицу и помчалась к дому старухи - молочницы. Женя бросилась к крыльцу. Положила ребёнка на кровать».

Работу над данным тестом можно вести по следующим вопросам: Есть ли смысл в данном тексте? Что надо сделать для его смысловой цельности и понятности? Текст какого типа речи мы получили? В чём особенность передачи событий в нём? Проверьте себя, воспользовавшись приёмом фотографирования. В каждом из предложений повествования выделите «новое». Что оно обозначает? Какими средствами языка обозначены действия? Во всех ли предложениях назван предмет, совершающий действие? Почему это возможно? Какими словами автор подчёркивает последовательность действий?

Аналогичные виды заданий можно использовать и на уроках литературы, привлекая внимание учащихся к композиционным частям текста. Например, работая со сказкой, следует предложить ребятам выделить основные этапы, моменты события, о котором рассказывается в этой сказке. Выполнение такого задания не только ещё раз привлечёт внимание к последовательности передачи событий в тексте - повествовании, но и позволит ввести в употребление такие термины, как вступление, завязка, развязка, заключение. Тем самым на доступном и интересном для ребят материале они познакомятся с особенностями строения (композицией) текста - повествования.

Ещё одним из направлений работы по изучению повествования как типа речи является работа по предупреждению возможных ошибок, часто допускаемых учащимися при создании текста - повествования.

Одной из ошибок являются неудачные повторы. Сам факт, что в «данном» должен называться один и тот же предмет, совершающий действия, предрасполагает к появлению повтора-недочёта. Вероятен повтор и при использовании в «данном» слов, подчёркивающих последовательность действий (затем, потом), а также глаголов со значением начала действия (начали, стали). Поэтому ребятам надо чаще предлагать для работы тексты со специально сделанными повторами. Важно научить ребят видеть эту ошибку, и тогда они не допустят её в своей работе. Например, на уроке по теме «Словосочетание», прежде чем выписать из текста словосочетания и сделать их разбор, необходимо исправить речевую ошибку, допущенную в предложенном тексте.

«Мы с папой сделали скворечник. И вот я решил сам его повесить. Я выбрал дерево, быстро взобрался на него. Потом я ударил молотком по гвоздю, но промахнулся и попал по пальцу».

Также возможной ошибкой при создании текста - повествования является смешение видо--временных форм глагола. Поэтому необходимо развивать у ребят умение видеть подобные речевые недочёты, исправлять их и не допускать в своих работах. Предложения со смешением видовременных форм глаголов можно давать, например, для синтаксического разбора в ходе работы над однородными членами, сопровождая задание просьбой первоначально исправить имеющуюся в предложении грамматическую ошибку. Предложения для синтаксического разбора могут быть предложены следующие: «Люба собирает ромашки, а потом сплела венок. Он

быстро поднимался и побежал дальше».

Учащиеся преимущественно создают тексты-повествования художественного и разговорного стилей. Качество же этих текстов во многом зависит от умения выбрать языковые средства для называния действий.

В повествовании художественного и разговорного стилей чаще всего используются глагольные формы прошедшего времени совершенного вида, позволяющие называть последовательные действия. Однако, чтобы придать тексту выразительность, в ряду с этими формами могут быть употреблены и другие. Так, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, подчеркнув его длительность. Обычно при этом значение длительности усиливается словом «долго». Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя. Формы будущего времени совершенного вида с частицей «как» (как прыгнет), а также форма типа «хлоп», «прыг» помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность действия. Поэтому на особенности употребления видовременных форм глаголов как средств выразительности речи следует обращать особое внимание на уроках изучения повествования как типа речи.

Таким образом, изучение повествования как типа речи включает:

1.работу над правильным построением текстов этого типа: «данное» - указание на лицо, совершающее действия, на время, «новое» - сообщение о сменяющих друг друга действиях;

2.предупреждение неоправданных повторов в «данном»;

3.обучение детализации тех действий, о которых идёт речь, и выбору нужных средств языка.

Изучение описания как типа речи

Описание предмета создаётся для того, чтобы охарактеризовать его, то есть сообщить о его признаках. В тексте - описании признаки предмета являются той новой информацией, ради которой создаётся высказывание. Поэтому отправным моментом в предложениях текста-описания, то есть «данным», является название самого предмета или его частей, а «новым» - указание на признаки, а развитие мысли происходит за счёт того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как одушевлённого, так и неодушевлённого предмета.

Работу над описанием как типом речи целесообразно начинать на уроках литературы, используя для анализа описания, встречающиеся в художественных текстах. Например, при работе над поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» мы встречаем описание Головы. Выделив этот фрагмент поэмы можно провести беседу по следующим вопросам: С чего начинается описание Головы? На что обращает внимание автор при описании Головы? Слова каких частей речи чаще всего использует А.С.Пушкин для описания Головы? Почему? Какие выражения делают описания Головы более ярким? В ходе беседы можно составить цитатный план описания Головы.

Проведение беседы и составление плана позволит доступно и наглядно познакомить учащихся с особенностями строения (композицией) описания как одушевлённого, так и неодушевлённого предмета, со средствами выразительности речи. Как продолжение этой беседы можно дать учащимся задание нарисовать Голову и на следующий урок проанализировать рисунки, сделав вывод, кто же из ребят точно отразил в своей работе описание Головы, данное в поэме.

Также на уроках литературы можно начать работу над описанием картины. При изучении русских народных сказок большая роль отводится иллюстрированию (словесному в том числе) и работе с иллюстрациями, созданными великими художниками. В процессе рассмотрения, например, репродукций картин В.М.Васнецова «Алёнушка» и «Иван Царевич на Сером Волке» можно провести работу по карточкам с текстом-описанием одной из картин. В тексте есть пропуски, на месте которых необходимо вставить наречия.

«Алёнушка сидит на берегу и ….. смотрит в воду. Её тёмные мечтательные глаза… открыты. Каштановые волосы … падают на плечи. Взгляд Алёнушки прикован к лесному озеру, по которому … плавают осенние листья. За спиной Алёнушки … стоит лес. Ели … тянутся вверх. Лучи солнца … освещают верхушки деревьев. Природа охраняет Алёнушку, разделяя с ней горе».

По тексту-описанию картины В.М.Васнецова проводим беседу по следующим вопросам: К какому типу речи относится данный текст? Какие части в нём можно выделить? О чём каждая из частей? С чего начинается описание картины? Как создаётся образ Алёнушки? Что следует после её описания? Как создаётся образ леса? С какой целью автор описывает лес? Чем заканчивается описание картины? Слова каких частей речи и с какой целью чаще всего использованы при описании картины? Какую роль в тексте-описании играют наречия, вставленные на место пропусков? Сделайте вывод об особенностях текста-описания картины.

В ходе выполнения такого задания учащиеся знакомятся с особенностями композиции текста-описания картины, со средствами выразительности речи, используемыми в тексте данного типа речи. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить описать репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

Использование приёма устного словесного рисования на уроках литературы играет немаловажную роль в изучении описания как типа речи, так как даёт возможность воспитывать талантливого читателя, думающего, домысливающего, ярко представляющего себе образы и картины, облачённые в словесную форму.

Изучение описания как типа речи на уроках литературы следует гармонично сочетать с изучением последнего на уроках русского языка. Так как учащиеся уже знакомы с описанием как типом речи, его изучение продолжаем на уроках другой тематики. Например, на уроке изучения стилей речи ребятам можно предложить для сравнения два текста на тему «Моя любимая вещь».

«Моя любимая вещь - лыжи. Они коричневые. Их длина - два метра».

«Моя любимая вещь - коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены».

Работу с текстами можно провести по следующим вопросам: К какому типу речи относятся данные тексты? Есть ли в этих текстах-описаниях недочёты? С чем они связаны? К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свою точку зрения. Создание текста какого стиля речи предполагает данная тема? Почему? Какие художественно-выразительные средства помогут передать наше отношение к любимой вещи?

Такие задания не только помогают закрепить знания учащихся о композиции текста-описания и умение использовать средства выразительности речи, но и позволяют учителю на наглядных примерах показать разные возможности употребления языковых средств для обозначения признаков предмета в описании художественного и научного стилей речи.

В художественном и научном стилях различен сам подход к выделению в предмете сторон, деталей, подлежащих описанию. В научном стиле характеристика должна быть полной, а в художественном стиле акцент делается только на самых ярких деталях, позволяющих создать образ предмета. Поэтому в художественном стиле языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в научном. Если в научном описании признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением, то в художественном используются прилагательные с более конкретным значением, существительные, глаголы, наречия; очень распространены сравнения, употребление слов в переносном значении. От удачного выбора этих языковых средств во многом зависит качество описания.

При изучении описания как типа речи большую роль играет наблюдательность учащихся, их умение обобщать наблюдения. Чтобы помочь ребятам развить наблюдательность, научиться видеть отличительные признаки предметов и явлений и применять разнообразные формы обобщения, следует использовать на уроках русского языка в качестве материала для работы загадки, являющиеся яркими примерами поэтического обобщения признаков того или иного предмета, животного.

Таким образом, изучение описания как типа речи включает:

1. работу над правильным построением текстов этого типа: «данное» - название самого предмета или его части, «новое» - указание на признаки;

2.обучение детализации тех признаков предмета, из которых сложится общая картина, и выбору нужных средств языка;

3.обучение отбору признаков с учётом требований стиля (точные, объективные характеристики для научного стиля и эмоциональные, конкретные для художественного стиля).

Изучение рассуждения как типа речи.

Начиная работу над строением рассуждения, необходимо, прежде всего, научить учащихся видеть принципиальное отличие рассуждения как типа речи от повествования и описания. Учащиеся должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения - связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.

ТЕЗИС



Работу над рассуждением как типом речи можно начать на уроках литературы. Например, в ходе анализа русской народной сказки «Василиса Прекрасная» можно провести беседу по следующим вопросам: Можем ли мы назвать героиню сказки Премудрой? Почему? Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Эта работа поможет не только выявить своеобразие композиции текста-рассуждения, но и познакомиться со средствами связи его композиционных частей. Сделанные выводы целесообразно обобщить в схеме

ВЫВОД

Обоснование:

аргументы,

примерыпочему? Ч что из этого следует?

потому что потому что поэтому, итак

так как таким образом

следовательно

После составления такой схемы необходимо как можно чаще использовать её на уроках литературы, так как, рассуждая, мы развиваем логику мышления учащихся, воспитываем внимательного, думающего, делающего выводы читателя.

Интересной получится работа, если попросить ребят, опираясь на схему, ответить, например, на вопрос: Можем ли мы отнести соперников Руслана в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» к отрицательным героям? Отвечая на этот вопрос, они будут не только учиться правильно строить своё рассуждение, но и учиться работать с текстом, приводя в качестве аргументов цитаты из текста.

Изучение рассуждения как типа речи на уроках русского языка идёт непрерывно, так как вся работа построена по принципу: ни одного ответа без объяснения. После знакомства с композицией текста-рассуждения необходимо применять полученные знания на практике, выполняя, например, следующее задание: В соответствии со схемой композиции текста-рассуждения объясните правописание безударной гласной в корне слова «комок». Учащиеся, согласно схеме, в ходе своего ответа должны выдвинуть тезис, привести аргументы, сделать вывод.

Отвечая на вопросы таким образом, учащиеся сами могут контролировать правильность построения своего рассуждения. К анализу ответов учащихся, можно привлекать их одноклассников (взаимопроверка), развивая тем самым внимание учащихся и продолжая формировать умение правильно строить высказывание этого типа речи, потому что анализ ответа тоже требует рассуждения.

Изучение рассуждения как типа речи необходимо вести на уроках русского языка и в письменной форме. В качестве материала для этой работы на уроках по любой теме можно использовать небольшие тексты-рассуждения, в которых учащиеся должны выделить композиционные части, установив между ними смысловую связь. Также можно предложить дополнить аргументы, приведённые в тексте, своими доказательствами или дописать недостающую композиционную часть рассуждения. При этом следует обратить внимание учащихся на то, что рассуждение может быть полным и сокращённым, в котором отсутствуют примеры или вывод.

Для того чтобы учащиеся увидели разницу между рассуждениями научного и художественного стилей, на уроке по теме «Стили речи» можно предложить им для сравнения два текста одной тематики, но разных стилей, задав вопросы: Что объединяет эти тексты? Чем они различаются? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу, что в тексте научного стиля факты сообщаются, поэтому доказательства тезиса точны и кратки, а в тексте художественного стиля факты изображаются, следовательно, благодаря аргументам и примерам, в которых активно используются художественно-выразительные средства, создаётся образ. Также следует обратить внимание на то, что именно рассуждение научного стиля чаще всего является полным, а его композиционные части связаны союзами. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения сокращённые, а союзы опускаются.

В ходе выполнения такого рода заданий учащиеся постепенно овладевают композицией рассуждения и понимают уместность использования средств выразительности речи в рассуждении определённого стиля.

Таким образом, изучение рассуждения как типа речи включает:

1.работу над правильным построением текстов этого типа речи: тезис обоснование

вывод;

2.предупреждение неуместных аргументов и примеров в обосновании;

3.работу над композиционным и языковым своеобразием рассуждений разных стилей речи.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1994.

2.Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! - СПб, 2000.

3.Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7классы. - М., 2002.

4.Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980.

5.Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5 -8 классы. - Волгоград, 2008.

6.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград, 2008.

7.Кривоплясова М.Е. Русский язык и литература. 5 -9 классы. Средства и приёмы

выразительности речи. - Волгоград, 2008.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал