7


  • Учителю
  • Урок русской литературы в 9 классе Тема любви в творчестве А. С Пушкина

Урок русской литературы в 9 классе Тема любви в творчестве А. С Пушкина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 9 классе

Тема любви в творчестве А. С Пушкина



Цели:

  1. Образовательные



  • Обеспечить художественное восприятие лирических произведений А.С.Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты.

  • Показать исключительность чувств лирического героя.



  1. Развивающие



  • Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

  • Развитие умений осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников; навыков самостоятельной работы.

  • Развитие умения выразительно читать произведение, в том числе выученное наизусть, соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.



  1. Воспитательная



  • Воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.





Эпиграфы к уроку (записаны на доске)

1) В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, отразилось и в поэзии его.

Кн. П.А.Вяземский



2) …Любовь в браке, это верх человеческого достоинства в любви.

(записано с другой стороны доски)

А.С.Пушкин





Ход урока

Эмоциональная подготовка к уроку



Учитель читает на фоне музыки П.И. Чайковского

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И наконец окаменеть.

В мертвящем упоенье света, - так писал А.С.Пушкин в своём романе «Евгений Онегин», обращаясь к музе любви.

Как вы понимаете слова: « Не дай остыть душе поэта»?

Учитель

Для Пушкина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Он любил всю жизнь, многих, по-разному.

Звучит музыка Чайковского, потом музыка смолкает.



Сообщение темы, эпиграф, постановка целей урока.

Продолжить исследование личности А.С. Пушкина, его человеческих качеств и понаблюдать их отражение в творчестве поэта

Задачи:

  • познакомиться с женщинами, которые вдохновляли проникновенного лирика,

  • читать и анализировать стихотворения разных лет, посвящённых теме любви,

  • выяснить, как представлял себе любовь к женщине А.С. Пушкин.

Одной из самых ярких в лирике А. С. Пушкина является тема любви. Вот и ей мы сегодня посвятим урок. Познакомимся его шедеврами любовной лирики, музыкальными произведениями, созданными на его стихи. Вспомним некоторые моменты из биографии поэта. Также поработаем несколько над анализом лирического произведения. Старайтесь активно работать.





Учитель Кто же они, женщины, оставившие неизгладимый след в жизни великого поэта, чьи имена и образы дошли до нас в его стихах? И сегодня перед нами трудная задача. Мы должны понять, как Пушкин чувствует и как выражает себя в слове «любовь».



Вопросы урока:

  • Как характеризовал себя А.С. Пушкин, какой автопортрет создал в стихотворениях?

  • Какие женщины вдохновляли поэта, какие стихотворения посвящены этим красавицам?

  • Какие художественные средства использует А.С. Пушкин в стихотворениях о любви?

  • Какие женские образы встают перед нами, после прочтения каждого стихотворения?

  • Изменялось ли отношение поэта к любовному чувству в разные периоды его жизни?

  • Что такое любовь для А.С. Пушкина?

1.Слово учителя по теме урока: объяснение нового материала.

Стихотворений о любви у А. С. Пушкина немало. Среди шедевров особое место занимают «Простишь ли мне ревнивые мечты..», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Сожжённое письмо», «редеет облаков летучая гряда» и т. д. В чём же их сила? Достаточно выразительно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства самого поэта. Они просто просты и художественно выразительны без ярких эпитетов, без развёрнутых метафор, сравнений. Они легко читаются и запоминаются. Но они глубоки по содержанию. Ведь каждое из них написано под впечатлением реальных встреч с разными женщинами. А их в жизни Пушкина было немало. Но в этих стихотворениях мы с вами не увидим никаких рассказов об их романе с А. С. Пушкиным. В них говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях с возлюбленными. Мы из прошлых уроков знаем, что над поэтом часто нависала угроза ареста или ссылки. Жизнь была полна тревоги и за себя, и за друзей. В этим трудные минуты как раз чувство любви и дружбы не дают ему впасть в отчаяние. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил.



Как Пушкин характеризовал себя?



Да, таким, как бог меня создал,

Я и хочу казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености -

Да, таков Пушкин»



Первая детская влюбленность и первое посвящение женщине. Наташе, о которой, к сожалению, нет никаких сведений.

Первая любовь А. С. Пушкина Екатерина Павловна Бакунина.



Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах.

В те дни... в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь...

«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было!

Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» - восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.

Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С. Д. Комовский

«Но первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его… Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихи сии очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно петы не только в Лицее, но и долго по выходе из оного».

Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями.

Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии. «Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, - считает литературовед Нина Забабурова. - Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже поэтому должна была смотреть на него как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства».

Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…



Евдокией Ивановной Голицыной, прозванной в Петербурге Princesse Nocturne (Ночной княгиней), Пушкин познакомился по выходе из Лицея. Прозвище свое Евдокия Ивановна получила потому, что какая-то гадалка предсказала ей смерть в ночные часы, после чего княгиня превратила ночь в день и принимала своих гостей после полуночи. К моменту знакомства с ней Пушкина Евдокия Ивановна была уже не очень молода, но обретенное ею в петербургском свете влияние, вся необычность, даже некоторая эксцентричность ее облика и жизненных привычек, быть может, даже придавали ей в глазах поэта особое очарование. П. Вяземский так описывал ночную княгиню: "Она была очень красива, и в красоте ее выражалась своя особенность. Она долго пользовалась этим преимуществом. Не знаю, какова была она в первой своей молодости; но и вторая и третья молодость ее пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Черные, выразительные глаза, густые темные волосы, падающие на плеча извивистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношения необыкновенно мягкие и благозвучные - и вы составите себе приблизительное понятие о внешности ее. Вообще красота ее отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное"



Евдокия Ивановна происходила по отцу из древнего рода Измайловых, а по матери была племянницей князя Н. Б. Юсупова, одного из самых богатых и влиятельных русских вельмож. Ее судьбу решило краткое царствие императора Павла I, по воле которого она была выдана замуж за человека нелюбимого и весьма заурядного - князя С. М. Голицына. Поэтому, как только пришло известие о смерти императора, Евдокия Ивановна тут же покинула своего ненавистного мужа и стала жить отдельным домом. Поскольку этот разрыв так не завершился разводом, которому неизменно препятствовал муж, положение ночной княгини могло бы стать сомнительным, если бы не присущий ей светский такт и сдержанность.

Салон ночной княгини в Петербурге с начала 19-го века привлекал самые блестящие умы России. Его посещали многие французские эмигранты. Дом ее на Большой Миллионной отличался изысканным изяществом и строгостью отделки, так что в салон ее входили скорее как в храм, принимающий только избранных.



Пушкин познакомился с княгиней Голицыной как раз в то время, когда ее салон приобрел явно политическое направление. В первый раз он встретился с ней в доме Карамзиных осенью 1817 года и сразу же ею увлекся. В декабре 1817 года Карамзин писал Вяземскому в Варшаву: "Поэт Пушкин... у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви". Но в последнем Карамзин ошибался: 30 ноября появилось стихотворение Пушкина "Краев чужих неопытный любитель", посвященное Е. И. Голицыной.



Княгиня Голицына не могла не обратить внимание на своего юного поклонника. Когда поэт был отправлен в ссылку, княгиня Голицына не осталась равнодушна к его судьбе и вместе с А. И. Тургеневым способствовала тому, что он был переведен под начало Воронцова в Одессу.



Сестры Раевские

6 мая 1820 года по высочайшему повелению за написание вольнодумных стихов Пушкин бил выслан из столицы. Он выехал из Петербурга смертельно уставшим от разгульной жизни, где-то в глубине души лелея мысль отдохнуть от мирской суеты. Но молодость и кипевшая в нем страсть взяли свое. Южная ссылка началась с приятного знакомства с дочерьми генерала Раевского.



  1. «Увы! Зачем она блистает!» Лида Гаркач



Раевские были настоящими представителями дворянской культуры.

«Все дочери его - прелесть...», - пишет Пушкин.

Их было четыре сестры:

Екатерина - старшая, 23-летняя красавица, по словам Пушкина "женщина необыкновенная".

Елена - 16 лет, хорошо знала английский язык.

Мария, 15 летняя девушка.

Софья - младшая, 12 лет, была живым, красивым ребенком.

Влюблен он был во всех сразу.



2) «Не пой, красавица, при мне…» Валерия Маслова

3) «Тебе- но голос музы темной» Аягоз Тлепова

4) «Редеет облаков летучая гряда» Жанара Есетова

В Одессе Пушкин впервые испытал настоящую, невыдуманную любовь. Историки называют имена трех женщин, с которыми связано имя Пушкина в Одессе: Каролину Собаньскую, Амалию Ризнич и Елизавету Воронцову.





Каролина Собаньска



Об отношениях поэта с Каролиной Собаньской очень мало что известно. Известно, что в доме Собаньской, на углу Греческой и Ришильевской улиц, Пушкин бывал, что там он встречался с польским поэтом Адамом Мицкевичем, тоже влюбленным в прекрасную хозяйку. Пушкин познакомился с Собаньской в Киеве 21 января 1821 года.



5) «Что в имени тебе моем?» Александра Будаева



Чувство, вспыхнувшее к ней, вскоре было вытеснено другими увлечениями.



Амалия Ризнич

Об Амалии Ризнич известно немного. Дочь венского банкира, она вышла замуж за одесского купца и мецената Ивана Ризнича, приехала с ним и матерью-итальянкой в Одессу летом 1823 года, почти одновременно с Пушкиным. Дом Ризничей был открытым домом. Празднества, балы, приемы следовали один за другим. На одном из таких приемов Пушкин увидел несравненную Амалию и без памяти влюбился. По свидетельству современников, Амалия была высокой, очень красивой брюнеткой с длинной косой и пламенными глазами. Одевалась она в наряд полуамазонки и носила черную мужскую шляпу. Вокруг нее вечно вился рой поклонников, среди которых молва упоминает известных польских магнатов Исидора Собаньского и Яблоновского.



Образ жизни Амалии рано свел ее в могилу: она много пила, курила, ездила верхом, ночи напролет играла в вист и без устали танцевала. После рождения сына 1 января 1824 года она заболела лихорадкой, и муж отослал ее вместе с сыном в Италию, где она умерла летом 1825 года.



Пушкин был ревнив от природы, но никогда муки ревности не были столь мучительны, как в пору его романа с Амалией Ризнич. Брат поэта рассказывает, что однажды он "в бешенстве ревности пробежал пять верст с обнаженной головой, под палящим солнцем". Эти муки Пушкин описал в элегии "Простишь ли мне ревнивые мечты", которую заключил словами:



Мой милый друг, не мучь меня, молю,

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.



В Одессе написаны и другие стихотворения, посвященные Ризнич - "Ночь", "Надеждой сладостной младенчески дыша". Ей же посвящены шутливые строфы из Путешествия Онегина: "А ложа, где красой блистая..."



О смерти Амалии Ризнич Пушкин узнал в Михайловском, в 1826 году. Он отозвался на эту смерть со странным равнодушием, удивившим его самого:



Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я.



Сидя в болдинском карантине осенью 1830 года (знаменитая "Болдинская осень"), Пушкин, возвращаясь памятью к женщинам, которых он когда-то любил, пишет элегию "Для берегов отчизны дальней".



Мучительная, страстная, отравленная ревностью любовь Пушкина к Амалии вызвала к жизни строки лирического отступления к VI главе "Евгения Онегина", не вошедшие в основной текст.



Да, да, ведь ревности припадка -

Болезнь, так точно, как чума,

Как черный сплин, как лихорадка,

Как повреждение ума.

Она горячкой пламенеет,

Она свой жар, свой бред имеет,

Сны злые, призраки свои.

Помилуй бог, друзья мои!

Мучительней нет в мире казни

Ее терзаний роковых

Поверьте мне: кто вынес их,

Тот уж, конечно, без боязни

Взойдет на пламенный костер

Иль шею склонит под топор.

Я не хочу пустой укорой

Могилы возмущать покой;

Тебя уж нет, о ты, которой

Я в бурях жизни молодой

Обязан опытом ужасным

И рая мигом сладострастным.



6) «Храни меня, мой талисман» Айнура Туктамысова



Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

Жена Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в Одессе. По свидетельству многих современников, была предметом сильного увлечения поэта.

Пушкин познакомился с Елизаветой Ксаверьевной в сентябре 1823 года и зимой 1823-1824 годов стал постоянным посетителем ее салона. С ее именем исследователи связывают несколько шедевров пушкинской лирики: стихотворения "Сожженное письмо", "Желание славы", "Талисман", "Все в жертву памяти твоей". На полях черновиков второй главы романа "Евгений Онегин", писавшейся в Одессе, много раз появлялся бегло очерченный пером ее профиль.

Тут же в рукописи можно увидеть рисунок руки с перстнем. По преданию, перстень с сердоликовой печатью при прощании Воронцова подарила на память Пушкину. Поэт никогда с ним не расставался, считая перстень талисманом, охраняющим своего владельца от превратностей судьбы.

Очень трудно отделить в отношениях Пушкина и Воронцовой подлинные факты от догадок мемуаристов и биографов. Любовь к очаровательной графине переплелась с чувством совершенно иного плана: отношения между Пушкиным и его начальником стянулись в тугой, неразрешимый узел.

Последние встречи Пушкина с Воронцовой произошли в конце июля 1824 года, когда она вернулась ненадолго из Крыма в Одессу по пути в имение своих родителей - Белую Церковь, где ее ожидали дети. В эти дни поэт ожидал для себя отставки, опалы. Одессу покидать он не собирался. Известие о ссылке в Псковскую губернию застало его врасплох, ошеломило.

Все решилось быстро и бесповоротно - 1 августа он выехал в Россию.



Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная Бранницкая, жена генерал-губернатора Новоросийского края и наместника Бессарабии, генерал-фельдмаршала, участника войны 1812 года, появилась в Одессе через два месяца после Пушкина. Ей шел 31-й год, но вряд ли кто-нибудь дал бы ей эти годы. Хороша, моложава, утонченна...

В это время она была в «интересном положении», на людях и в обществе не появлялась, а потому поэт открыл для себя «прекрасную полячку» не сразу, лишь через два месяца после родов.

Позднее они виделись довольно часто, на приемах, которые устраивала у себя Елизавета Ксаверьевна, в театре, на балах у Ланжерона.

Со врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она был душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуи».

Графиня многим кружила голову, и, похоже, ей это нравилось.

Вокруг Воронцовых сложился блестящий двор польской и русской аристократии. Графиня Елизавета Ксаверьевна любила веселье. Она сама и ее ближайшая подруга Шуазель участвовали в любительских спектаклях, организовывали самые утонченные балы в городе.

Элиза, как многие ее называли, была прекрасной музыкантшей, что, впрочем, в те времена было не редкость.

Несомненно, магнетизм ее тихого, чарующего голоса, любезность обволакивающего милого разговора, стройность стана и горделивость аристократической осанки, белизна плеч, соперничающая с сиянием так любимого ею жемчуга, - впрочем, и еще тысячи неуловимых деталей глубинной красоты пленяют поэта и многих окружающих мужчин.

«Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходящей всех других во власти, с которой управляла мыслию и существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить про одного себя тайну этой любви.

Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы спокойного, благородного, величавого типа, которые идут почти по всем его бумагам из одесского периода жизни», - пишут об этом периоде жизни поэта.



7) «Сожженное письмо» Лилия Шепель



Прасковья Александровна Осипова

Запутавшись в своих любовных связях, озлобленный на себя, уволенный со службы, Пушкин приехал в Михайловское. Первые месяцы он жил мыслями об Одессе, оставленной там Елизавете Ксаверьевне, много сочинял. Со временем тоска прошла, душевная боль утихла, и поэта вновь потянуло в общество женщин, благо, что они были рядом - всего в нескольких верстах от дома. В соседнем селе Тригорское жила с семьей Прасковья Александровна Осипова, по первому мужу Вульф. Вместе с ней на лоне природы отдыхали дочери от первого брака, Анна и Евпраксия, падчерица Александра Ивановна и племянница Анна Ивановна.

Пушкин зачастил к соседкам, где его с нетерпением ждали. Молодежь вместе проводила целые дни, девицы постоянно кокетничали с молодым человеком. Боясь кого-либо обидеть, он ко всем относился с одинаковой симпатией, дарил им стишки в альбомы. Но вскоре цветущая, пышущая здоровьем хозяйка имения стала любовницей поэта. Она была на пятнадцать лет старше своего избранника..

Александра Ивановна Осипова .

8) «Я вас люблю - хоть я бешусь» Кристина Петровская

Может быть, так бы и случилось, если бы в это время не приехала погостить к своим родственникам Анна Керн.



9) «Я помню чудное мгновенье» Рамазан Ыдрышев



Анна КЕРН

Анна Петровна Керн, урожденная Полторацкая (1800-1879). Первое знакомство Пушкина с Керн произошло в 1819 году в семье Олениных в Петербурге. Об этом Анна Петровна рассказала в своих "Воспоминаниях". Со свойственной себе непосредственностью молодой Александр увлекся Керн. Прошли годы, увлечение изгладилось в памяти Пушкина. Во время ссылки в Михайловском они снова встретились. В это время Анна Петровна гостила в Тригорском у своей тети П.А.Осиповой. Новая встреча побудила Пушкина написать стихотворение "Я помню чудное мгновенье". В дальнейшем их знакомство продолжилось в Петербурге. Они встречались у родителей поэта, семье Дельвигов и других общих знакомых. Впервые Керн и Пушкин они встретились в Петербурге, в салоне Олениных, своих общих знакомых. Потом Пушкину рассказывали, что она очень любезно о нем отзывалась, а особенно хвалила его стихи. Он заинтригован. Он пишет одному своему другу, очень близко знакомому с Керн: «Объясни мне, милый, что такое А.П.Керн, которая написала много нежностей обо мне своей кузине? Говорят, она премиленькая вещь - но славны Лубны за горами». Следующая встреча поэта с Анной Петровной произошла лишь через несколько лет, в усадьбе Тригорское, куда Керн приехала отдохнуть к своим родственникам. А Пушкин там вообще был частым гостем, поскольку Тригорское находилось в двух шагах от Михайловского, где поэт томился в ссылке. Керн произвела на него неизгладимое впечатление. Как он написал в письме, «недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет». Этой встрече мы, собственно, и обязаны появлению на свет стихотворения «Я помню чудное мгновение». Известный пушкинист Гессен так примерно описывает процесс создания этого шедевра. Глубокой ночью Пушкин сидит за своим столом. Рядом с листком бумаги лежит камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки. Пушкин потом поднял его. Лежит и цветок гелиотропа, который он выпросил у нее. Горит свеча. В раскрытое окно влетают бабочки и, опаленные пламенем, замертво падают на листок. А рядом с ними ложатся пушкинские строки: «Я помню чудное мгновение…» Это, конечно, фантазия. Как поэт писал эти строки, знает только он. Однако основания для такой фантазии есть. Это следует из мемуаров Керн. Она же сообщает нам, как потом выпросила у поэта листок с этими стихами. Тот вечер, с камушком и цветочком, был прощальным - на другой день Анна Петровна должна была уехать. Пушкин пришел рано утром, принес в подарок вторую главу «Евгения Онегина», и стихотворение, посвященное Керн. Когда женщина собиралась спрятать листок в свою шкатулку, поэт вдруг судорожно выхватил его из ее рук и долго не хотел отдавать. Керн насилу выпросила. «Что у него мелькнуло тогда в голове, я не знаю», - написала она в мемуарах. По всему выходит, что мы должны быть благодарны Анне Петровне за то, что она сохранила для русской литературы этот шедевр. А то ведь, неровен час, сжег бы… Что касается бессмертного стихотворения, то Керн передала его Глинке, который написал романс, ставший также бессмертным, как и имя той, кому стихи были посвящены.



Романс «Я помню чудное мгновенье»



Осенью 1826 года столица устроила любимому поэту восторженную встречу, его буквально разрывали на части, приглашали на балы, приемы, банкеты. Пушкин упивался, наслаждался своей славой. Издатели платили ему самые высокие гонорары, которые он небрежно проигрывал в карты.

Но все чаще накатывались тоска и скука. Приближающаяся осень жизни наводила поэта на мысль, что пора остепениться, обрести тихую, спокойную гавань. Софья Федоровна Пушкина, Екатерина Николаевна Ушакова, Анна Алексеевна Оленина, Наталья Николаевна Гончарова... Барышни хорошо воспитанные, красивые, но не слишком богатые. Сватовство к С.Ф. Пушкиной окончилось неудачей. Ровно через неделю после его предложения, 8 декабря 1826 года, было объявлено о помолвке Софьи с В.А. Паниным.

Пушкин оказывал внимание Ушаковой, и все говорили о грядущей помолвке поэта, но в мае 1822 года он уехал в Петербург и до декабря следующего года не появился в Москве.





Анна Оленина

О браке с Анной Олениной Пушкин задумывался всерьез: на полях своих рукописей он выводил порой, словно примериваясь к будущему сюжету, - «Annette Pouchkine». Она так и не стала его женой, но он вряд ли бы отказался от этого брака, если бы на то последовало согласие - и избранницы, и ее родных.

Анна Алексеевна, по описаниям современников, была маленькой живой блондинкой, голубоглазой, с золотыми локонами. При этом она была остроумна, кокетлива, даже дерзка, и в то же время способна на спонтанные душевные движения. Но она привлекла Пушкина не только своей красотой и молодостью. Сближение с ней стало для него сближением и с той средой, которая близка ему была еще со времен петербургской юности. Дом Олениных уже в ту пору был тем местом, где собиралась интеллектуальная и художественная элита столицы.

Алексей Николаевич Оленин (1764-1843), отец Анны Алексеевны, был очень образованным человеком и занимал ряд крупных государственных должностей при всех царствованиях. При Павле I он был управляющим Монетным департаментом, за что произведен в действительные статские советники. При Александре I он занимал не менее почетные должности: статс-секретарь Государственного Совета, с 1811 года директор Публичной библиотеки в С. -Петербурге, а с 1818 года президент Академии художеств. Вступив на престол, Николай I назначил его государственным секретарем. Такая ровная поступательная карьера требовала, естественно, особых качеств: А. Оленин предпочитал не ссориться с властями. Это впоследствии скажется на отношении семьи Олениных к весьма неудобному для официальных властей Пушкину.



Анна Алексеевна была младшей (а потому и немного избалованной) из пяти детей Олениных. В 17 лет она стала фрейлиной двора. К знаменитостям в отцовском доме она привыкла с детства, и удивить ее было трудно. К примеру, сам М. Глинка давал девочке уроки музыки.



Встреча Пушкина с Олениной после ссылки была, по существу, первым знакомством, хотя в доме Олениных Пушкин бывал еще в 1817 году. Но Анне в ту пору было всего 10 лет. Она с детства увлекалась его поэзией и была одной из его благодарных и восторженных читательниц. Поэтому на том петербургском балу, где появился Пушкин в зимний сезон 1827-1828 гг., она сама, на правах «старой знакомой», подошла к поэту и пригласила его на танец.



Но ее девичьего воображения он не увлек. Все впечатления отражены в дневнике, который исправно вела капризная барышня. Внешне он никак не был похож на идеального романтического героя: ей не понравился его «арапский профиль» и ужасные бакенбарды. К тому же он показался ей излишне дерзким.

Но Пушкина потянуло к Олениной; он был пленен ее изяществом, изысканностью вкуса и, по-видимому, прекрасно сознавал, что эту барышню он сможет завоевать не «затеями хитрости презренной», а лишь поразив ее ум и чувства своим гением.



10) «Я вас любил» Наталья Мосейко



И каждое из стихотворений поэта, ей посвященных, становилось для нее событием.Но Анна Оленина была своенравна и самолюбива. Пушкин называл ее «драгунчиком». Вряд ли она была серьезно влюблена в поэта, тем более что ее дневник сохранил тайную историю любви к другому человеку, надежды на брак с которым у нее не было. При этом ей охотно доносили «нескромные» (т. е. шутливые) высказывания Пушкина на ее счет. А она нуждалась в благоговейном поклонении.Пушкин, по-видимому, искренне считал, что все дело лишь в строптивости, которой Анна Алексеевна, как броней, прикрывает свою девичью гордыню.Все эти недоразумения могли бы разрешиться, если бы чувствами Анны Алексеевны управляла любовь. Но она никогда не любила поэта и этого не скрывала. К тому же с открытой враждебностью относилась к Пушкину мать Олениной, Екатерина Марковна: для нее он был, прежде всего, бунтовщиком.Так что Пушкина неизбежно ждало разочарование, которое он пережил очень болезненно.К осени 1828 года его визиты в дом Олениных прекратились. Пушкин предложил руку и сердце Анне Алексеевне Олениной. Поэт получил решительный отказ от матери невесты. Удрученный, он поспешил к Ушаковой. Поздно! Та уже была помолвлена с другим. "С чем же я остался?" - воскликнул Пушкин. "С оленьими рогами", - ответила Екатерина.



Наталья Гончарова

Зимой, в самом конце 1828 года, на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля Пушкин встретил 16-летнюю необычайно красивую девочку - Наталью Гончарову. Она только недавно начала выезжать, но о ней уже говорили в свете, называли ее одной из первых московских красавиц, восхищались ее одухотворенной, "романтической" прелестью.



11) «На холмах Грузии» Айя Комиссариева



Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умиротворяющей, кружила ему голову.

Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. И вот наконец в апреле 1830 года согласие было получено. "Участь моя решена. Я женюсь... Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - Боже мой - она... почти моя... Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?" Так писал Пушкин весной 1830 года, сразу после помолвки. С этого времени Пушкин постоянно возвращается к мысли о возможности счастья для него, бездомного, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим.

Свадьба беспрестанно откладывалась. "Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое. Много денег пошло на разные пустяки и на собственные наряды Натальи Ивановны", - вспоминала княгиня Долгорукова.

Временами на поэта находила жестокая хандра. В такие моменты он нервничал, жаловался друзьям, ходил мрачным. За неделю до свадьбы он писал своему приятелю Н.И. Кривцову: "Женат - или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было... Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей..."

Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно - и еще больше полюбил "...Женка моя прелесть не по одной наружности", - писал Плетневу через несколько дней после свадьбы.



12) «Мадонна» Валентина Провоторова







Учитель В конце своей жизни А.С.Пушкин пришёл к выводу, что

«…Любовь в браке это верх человеческого достоинства в любви».



Согласны ли вы с поэтом?



Как же Пушкин чувствует и как выражает себя в слове любовь?

Что для Пушкина - любовь к женщине?



Выводы по уроку

Домашнее задание. (По выбору учащегося).



  • Написать послесловие к уроку.

  • Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина о любви.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал