7


  • Учителю
  • Проект 'Традиционная одежда ненцев'

Проект 'Традиционная одежда ненцев'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Введение


Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, которая хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Севера. Потребность в удобной и очень тёплой меховой одежде вызывалась окружающей природой и суровым климатом Заполярья. Северная одежда - настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды в куропаткином чуме (ямке в снегу, в которую ложатся ненцы в одежде, если их застала непогода или ночь в пути). Название очень точное: куропатки в мороз на ночь забираются в снег, где значительно теплее.

Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко её декоративная выразительность достигается только за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки всех элементов целого. Также со вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша). На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов. Особенно ценился красный цвет - цвет крови, огня, солнца - цвет жизни в отличие от чёрного.

При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу.

Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма - ягушка, а основной обувью - пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки.

Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.




М а л и ц а



Малица - мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.
Встречается несколько разновидностей малицы. Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва. Который обычно отделывается декоративным кантом из полосы сукна.

К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).

Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.
Покрой малицы - довольно широкой в верхней части - и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и проч.

Малицы ненцев, живущих в разных районах Ямала, отличаются воротниками и покроем. Так канинские и колгуевские ненцы имеют малицу с высоким круглым воротником из оленьего меха, а поверх этого отдельно надевается шапка с круглым дном и короткими ушами. Кроме того, покрой малицы у этих ненцев более узок, и она плотнее облегает фигуру.

Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей - перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава - значительно шире к проймам, с ластовицами.

В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы, то есть, на все случаи жизни, поэтому женщине приходится шить много - всю жизнь. К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.
В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.




Кисы женские



Кисы женские - ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов.
Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже - на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.
По указанным признакам женские пимы всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пимов, и сзади - выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пимы.

Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Всё зависит от мастерства и вкуса женщины, шьющей данную обувь. К каждому виду материала у мастерицы свой подход. Женские пимы часто украшены ромбовидным узором - «головешки», «телячьи рожки», а пимы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и пимов, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким.

Кисы мужские

Кисы мужские - ненецкая национальная обувь, которая шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя). Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше других людей в стойбище занимается тяжёлым физическим трудом. Поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива.
На мужские пимы расходуется до десяти камусов. Швы у пимов внутренние, то есть по шерсти. Для пошива пимов используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Подошва делается обычно из щёток с ног оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс направлен назад.

Мужские пимы по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Традиционный орнамент мужской обуви очень лаконичен, что говорит о безупречном вкусе мастерицы. Ненецкие пимы спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских пимах такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.
Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося» (считается особенно мужественным, выразительным и монументальным орнаментом), «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается
Пимы привязываются с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти.

Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Пимы ненцы носят 5-7 лет и более, у каждого мужчины обязательно имеется 2-3 пары, которые могут передаваться по наследству или «уносятся» с ним в нижний мир, есть также выходные пимы, которые могут служить всю жизнь.


Пояс женский



Пояс женский - обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение.

Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты.

Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники.


Пояс мужской



Пояс мужской (Ни) - важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу. Кроме того, пояс даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался - значит его ждут дела, он готов к любой работе. И в течение всего дня он не будет снимать пояса. В тундре редко можно увидеть мужчину без пояса. Пожалуй, только во время еды. И то пояс лежит рядом.
Пояс - символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё самое необходимое в быту и работе. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов.
Нож с ножнами - главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами.
Нож имеется у каждого взрослого члена семьи, им он пользуется во время еды. Нож внешне напоминает прямую узкую металлическую полоску, заточенную с правой стороны. Рукоятку ножей делают из кости, рога оленей или дерева (капа), которому отдаётся предпочтение, потому что нож с деревянной рукояткой легче, не морозит руку во время холодов и надёжнее крепится в ножнах.

Из этих же материалов изготавливают ножны, которые обычно имеют прямоугольную форму. Нижняя часть их плоская, в сечении напоминает вытянутую трапецию с полостью для клинка. Верхняя половина ножен расширена, в сечении - эллипсовидная. Здесь расположена планка для укрепления завязок. Тут же сквозное отверстие для рукоятки ножа. Рукоятку и ножны украшают геометрическими орнаментами, композициями из искусно вырезанных фигур. Нож привешиваться, как правило, с правой стороны пояса. Когда нож находится с правой стороны - это очень удобно хозяину. Если нож будет с левой стороны, то при езде на нарте будет касаться хорея или им можно зацепиться за дерево. Рукоятка ножа направлена назад. Так быстрее и удобнее доставать нож.

В середине пояса свисают клыки зверей, добытых мужчиной. Им отводится роль оберега от злых духов (по-видимому, духов умерших). Также считают, что медвежий клык предохраняет от болей в спине и приносит удачу в охоте, а волчий оберегает стадо оленей от хищников и болезней. Иногда мужчины подшивают к поясу костяное шило (оно необходимо при подготовке упряжки, так как без него невозможно развязать ни один узел на упряжи, особенно в сырую или морозную погоду), деревянные палочки с зарубками - своеобразные записные книжки. Они бывают разнообразной формы. Сделанные на ней зарубки говорят о том, сколько отелилось важенок во время дежурства оленевода. После отчёта зарубки срезаются. С правой стороны пояса располагается точильный камень для заточки ножа в нарядном кожаном чехле, похожем на сумочку для хранения женских рукодельных принадлежностей, только меньших размеров и к его устью пришита суконная или кожаная петля для насаживания на пояс. Лицевая сторона сумочки для точильного камня украшается меховым или суконным орнаментом, а окантовка выполнена из белого оленьего камуса.

Этот мешочек с точильным камнем постоянно под рукой, а значит и лезвие ножа всегда в отличном состоянии. Кроме того, бытует поверье, что этот мешочек олицетворяет мужскую селезёнку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть.
На поясе находится место и для мешочка, в котором хранятся трубка и огниво, а прежде укреплялась ещё и пороховница.

На мужском поясе находится место и для костяных изделий, например, пуговиц и ровдуги, которые в любой момент могут пригодиться оленеводу в пути. Костяные украшения крепятся с помощью узкого ремешка, который закрепляется с внутренней стороны пояса. Количество украшений на поясе должно быть нечётным, они занимают строго определённое место на поясе. Соблюдается симметрия.
На поясе также могут помещаться гильзы от патронов, мелкие костяные детали упряжи, шило и многое другое. В настоящее время красивые пояса встречаются сравнительно редко ввиду отсутствия традиционных украшений из меди, а также из-за того, что практически нет мастеров, которые могут делать красивые пояса.


С о в и к


СОВИК (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) - верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей. Следует отметить, что изготовление совика, как и любого другого вида одежды, у ненцев, как правило, сопровождается монологической внутренней речью, которой она выражает своё отношение к тому, для кого она предназначена. Эта речь позднее может стать песней, исполняемой для всех или даже народной. «У моего мужа, - поётся в одной народной ненецкой песне.- рядом с другими. Одетыми в белые и пёстрой масти гуси - совик, пусть не будет богатого и красивого наряда. Но в стужу ему будет тепло, он будет в своём гусе слышать только завывание пурги и ветра». Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины.

Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Совик носят без пояса. В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок. Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла - его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь.



Шапка женская



Шапка женская - головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок. Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной - 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки - вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками. Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии. Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком.
В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.

Шапки этого типа состоят из трёх частей - центральной части - длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину. Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.
Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон. Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.


Шапка мужская

Шапка мужская - традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка. Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец. Вторая разновидность мужской парадной шапки - это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад. Передняя и затылочная части шапки выкраиваются из целых кусков, причём перёд изделия бывает более высоким.Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.
Отличие мужских шапок от женских заключается в расположении суконных украшений. Суконные полоски на мужских шапках нашивают вдоль шва по кругу (если шапка с короткими ушами, то и вдоль боковых швов).Ненецкие мужчины очень бережно относятся к своим головным уборам. Нарядные шапки они хранят в мешках, а те, что носились каждый день, войдя в чум. Привязывали к шесту чума за ремешки или заталкивали за шести. Одним словом, старались шапку не бросать и клали на более высокое место. Гости. Пришедшие ненадолго, шапку не снимали или держали её на коленях.

Штаны женские, меховые

Штаны женские, меховые - нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви.
На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви.
В восточных районах Ямала женские штаны у ненцев имели пришивной нагрудник, представляющий собой полосу меха или ровдуги от талии до шеи. Он имел вверху два ровдужных ремешка, которые завязывались сзади на шее. Наличие нагрудника объясняется тем, что бытовала распашная одежда в условиях суровой зимы.
Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.

Штаны мужские, меховые

Штаны мужские, меховые - верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура. Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь.
Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.

Я г у ш к а

Ягушка (паница) - женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.
Первый тип ягушки - бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава - прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет.

Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов - все остальные швы являются горизонтальными.
Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении. Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз): полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха, четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос, полоса собачьего чёрного меха, вставка из сукна; полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз; вставка из сукна, опушка из белого собачьего меха. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки. Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух. Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку. Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении. Одежда состоит из спинки. Двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно - тёмные). На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна). Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Летом ненки надевают поношенные, с вытертым мехом зимние ягушки без подкладки или шьют суконную, по покрою сходную с зимней одежду. Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.


Литература


1. Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12.

2. Зинченко Е. Ни - ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19.

3. Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20.

4. Мухачёв А. Куропаткин чум и чудо северной одежды.//Ямальский меридиан.-2002.-№3.-С.39.

5. Неща (лесные ненцы): в 5 кн./ГМОС.-М.: «Комеити», 2004.-С.28-29.

6. Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.254-255.

7. Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.252;Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81.

8. Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат.дом «Светлячок»2002.-С.80.

9. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.146-147.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал