7


  • Учителю
  • Конспект урока К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество.

Конспект урока К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Конспект урока по литературе № 8

Предмет: литература

Класс 11

Учебник, по которому работает учитель, «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев



Тема урока: К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество.

Цель: Сформировать представление о жизни и творчестве поэта-символиста К.Д. Бальмонта.

Обучающие:

  1. Сформировать представление об основных этапах жизненного пути К.Д.Бальмонта;

  2. Обозначить основные черты поэтики К.Д. Бальмонта;

3. Формировать умение частичного художественного и лингвистического анализа поэтического текста через исследование стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» .

Воспитательные:

  1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

  2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

  3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

  2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

  3. Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.

Литература: учебник «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев; Кошелева Г.М. Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени [Электронный ресурс]. URL: www.openclass.ru/node/452132











План урока:



Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.



2. Изучение нового материала



3. Анализ стихотворения



4. Итог урока





2 минуты



20 минут



20 минут



3 минуты





Методическое обоснование: Данный урок входит в систему уроков по «Серебряному веку». На нем предполагается познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта-символиста К.Д.Бальмонта, для этого одному из учеников было дано индивидуальное задание (подготовить доклад о жизни и творчестве поэта), такой вид работы учит умению самостоятельно отбирать, систематизировать и обрабатывать информацию. Остальным учащимся предлагается выявить из доклада важные факты и записать себе в тетрадь, такая работа позволяет проверить умение школьников отбирать нужную информацию. Анализ стихотворения позволяет изучить творчество К.Д.Бальмонта на примере выявить особенности его поэтики. Анализ проходит в форме репродуктивно-эвристической беседы, что помогает развивать устную озвученную речь учащихся.





















Ход урока



Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование.

На этом уроке мы продолжим изучение символизма и познакомимся с творчеством еще одного поэта-символиста К.Д. Бальмонта.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).



Изучение нового материала







Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя.

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

На фоне будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя. Кто же он? Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? Попытаемся понять.

К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта.

Лучшие художники писали портреты К. Бальмонта. Но, пожалуй, интереснее всего словесные портреты поэта. В них живее схвачен его образ, манера поведения, привычки. Один из самых подроб­нейших портретов оставил нам А. Белый: "Легкая, чуть прихрамывающая походка точ­но бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространства попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевая пенсне и надменно (вернее, испу­ганно) озирается по сторонам, поджимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо гля­дят, коротко и недоверчиво; они могут глядеть и мстительно, выглядывая что-то бес­помощное с самом Бальмонте. И от того весь облик его двоится. Надменность и бесси­лие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и такая тонкая прихотливая гамма проходит на его источенном лице, бледном, с широко раздувающи­мися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным. И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!"

Возможно, этот портрет может нас приблизить к пониманию Бальмонта-человека. Очевидно, он обладает притягательной силой, облик его выделяется среди толпы, не оставляя равнодушным даже случайного прохожего. Илья Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь" писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу.

А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта - человека: "В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего". Для неё он был олицетворением самой поэзии. "На каждом Бальмонтовском жесте, слове - клеймо - печать - звезда - поэта". И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя

Послушаем доклад вашей одноклассницы о жизни Константина Бальмонта. Слушаем внимательно, важные факты заносим себе в тетрадь.



Метод, прием: слово учителя, сообщающее слово учителя

Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. "Я" стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы

  • позу стихийного гения;

  • эгоцентризм;

  • безразличие к условиям быта и морали;

  • восторженное отношение к самому себе;

  • уверенность в своей солнечности;

  • удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других;

  • бравурное самоудовлетворение;

  • владыка собственного мира;

  • "Не для меня законы, раз я гений".

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

- повис на дереве, читая;

- в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;

- вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;

Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут "бальмонтовщина" заслонило образ самого поэта.

Всю жизнь Бальмонт занимался переводами. В его переводах выходили и до сих пор выходят многие произведения Шелли, Эдгара По, Уитмена, Кальдерона, Уайльда, Верлена, Бодлера, Гофмана. Он знал немецкий, французский, чешский, болгарский, грузинский языки. Бальмонт - один из лучших переводчиков поэмы "Витязь в тигровой шкуре" Ш.Руставели.

И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя спиритизм Де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.

Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.



Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).























































































































Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Выступление ученика с докладом







Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).













Анализ героев произведения

Метод, прием: слово, учителя, инструктирующее учителя, выразительное озвученное чтение учителя, беседа, репродуктивно-эвристическая беседа

Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством К.Д. Бальмонта на примере его стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», к которому мы обращались на предыдущей неделе. Обратите внимание, у вас на столах лежат распечатанные листы со стихотворением.

Сейчас я его прочитаю, ваша задача внимательно послушать, после чего мы проанализируем это стихотворение.

1)Итак, какие особенности построения поэтического текста вы сразу заметили?

2) Посчитайте, сколько раз они встречаются?

Повтор - очень сильное поэтическое средство.

3) Для чего, с какой целью поэт его использует?

4) Слова какой части речи чаще встречаются в этом стихотворении? С какой целью?

5) Еще какие-то особенности вы заметили?

Посчитайте, сколько раз.

Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

6) Теперь определим, какова композиция стихотворения?

7) Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов?

Да, переносное значение - это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

8) С какого слова начинается стихотворение?

9) А кто подразумевается под «Я»?

Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно.

10) «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

11) «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

12) Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Какой это день?

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

13) Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

14) А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

15) В каком значении употребляют двойной союз?

16) Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится?

Здесь явное противоречие: вдали - значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта - они яснее.

17) … И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Прокомментируйте эти строки.

Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение - циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

18) Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? 19) Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя

Сделаем вывод об особенностях поэтики К. Бальмонта, опираясь на сделанный нами анализ.

Итак, первая особенность это культ мгновения - все, что происходит с героем, происходит в данный миг.

Следующая особенность связана с первой - это важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

Третьей особенностью является музыкальность, именно для этого поэт использует повторы, аллитерацию (шипящие, свистящие, сонорные согласные).

И наконец, необходимо сказать о ведущей теме в творчестве К. Бальмонта - это тема постоянного движения, герой в стихотворении постоянно находится в движение, он пытается достичь вершины.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Лингвистический анализ художесвенного текста

1) Повторы

2) 10 раз в 20-ти строчках

3) Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.

4) В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

5) Часто употребляется личное местоимение - «я».

11 раз в 20-ти строчках.

6) Композиция кольцевая последняя строфа зеркально отражает первую.

7) С переносным

8) С местоимения «я»

9) Лирический герой или автор, или сам читатель

10) Мечтать, фантазировать, представлять, воображать

11) Может быть, тени - это люди, которые уходят. Может быть, тени - это прошлое, которое нельзя вернуть

12) День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму

13) С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники

14) Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий - это трудный путь.

15) В значении сравнения, сопоставления двух явлений - выше шёл - ясней рисовались

16) Далеко от реального мира

17) Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.

18) Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой. 19) Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

- Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.















Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).



















\



Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.





Итог урока

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя

Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами М. Цветаевой: «Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала - Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал