7


  • Учителю
  • Разработка урока по литературе для 10 класса по роману Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание'

Разработка урока по литературе для 10 класса по роману Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема урока: «РодионРоманович Раскольников в мире униженных и оскорбленных» (по роману Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание»). Интегрированный урок политературе и истории.Тип урока: урок-суд.Цель: раскрыть конфликт героя с мироми самим собой; показать, что этот кон
предварительный просмотр материала

Иркутская область Зиминский район

МБОУ Самарская СОШ








Интегрированный урок по литературе и истории.

Урок - суд.

Класс - 10.

Тема урока:


«Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению и наказанию». (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).


Автор:

Башарова Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории








Интегрированный урок литературы в 10 классе.

Разновидность урока: обобщающий.

Тип урока: урок - суд.

Тема урока:

«Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению и наказанию» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Цель: раскрыть конфликт героя с миром и самим собой; показать, что этот конфликт был типичен для думающих людей данной эпохи.

Задачи:

1.расширить представление учащихся о героях романа;

2.добиться понимания, что мир, в котором живут герои Ф.М. Достоевского, - мир «погибших» и «погибающих»; ввести учащихся в мир духовных исканий Р.Раскольникова, помочь понять сложный и противоречивый характер героя в контексте окружающих его исторических событий; раскрыть суть теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки с учетом идеологии народничества;

3.вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой опасности подвергается человек, пытаясь ее осуществить.

4. Показать, что раздвоение показанное на примере Раскольникова было присуще всему русскому обществу II половины XIX века, и особенно остро проявилось в движении народников.

Дидактическое оборудование и оформление:

портрет Ф.М. Достоевского, репродукция с картины Н. Ярошенко «Студент», иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Д. Шмаринова, индивидуальные дифференцированные карточки, презентация к уроку, мультимедийная установка, проекционный экран, тексты романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «шапка» вопросов, музыкальное сопровождение в начале судебного процесса, эпиграф к уроку:

«Я жить хочу, чтоб

мыслить и страдать».

А.С. Пушкин.


Предварительное домашнее задание:

1.Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, назвать определяющие черты характера героя, приготовить сообщения (свидетели обвинения и защиты:….).

2.Перечитать главы 6,7 из первой части. Анализ эпизодов, характеризующих Раскольникова с разных сторон (обвинитель и защитник:…..).

3.Перечитать статью Раскольникова «О преступлении», подумать над вопросом: в чем суть теории о «двух разрядах»? (обвинитель и защитник:…...).

4. Повторить П-Ф. 25, 26 (учебник 8 класс) - «Революционное


народничество II-ой половины XIX в.».


5.Выбрать из романа «Преступление и наказание» цитаты


Р.Раскольникова, в которых он обвиняет и защищает себя.

Этапы урока

Время на этапах, мин.

Деятельность учителя и учащихся на уроке

Примечания

1.Организационный момент


Давайте, как обычно, поздороваемся с вами. Поздоровайтесь со всеми жестом, который вам больше нравится. Улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки.

Добрый день!

Я вижу, что все настроены доброжелательно.

Итак, сегодня мы подводим итог изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в контексте романа рассмотрим историю народничества.

Запишите в тетрадях число и тему урока:

«Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению и наказанию» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Это урок-суд, на котором мы будем судить Раскольникова.

Цель урока:

раскрыть конфликт героя с миром и самим собой; показать, что этот конфликт был типичен для думающих людей данной эпохи.

Мультимедийная установка. Портрет Ф.М. Достоевского. Слайд1.

Слайд2.

Слайд3.

2.Вступительное слово учителя


Учитель литературы:


«Преступление и наказание» - это роман философский, роман идей, споров, «глубоких раздумий и страстных поисков решения важнейших проблем века» [5]. Достоевский с потрясающей силой показал «социальные контрасты эпохи, трагедию народа, закабаленного нуждой, бесправием» [5]. Свой голос писатель поднял в защиту униженных и оскорбленных.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель!

Своих героев писатель показывает в страшные минуты жизни, можно сказать, кризисные, когда их души предельно обнажены. Обостренность восприятия обуславливает и сложное развитие чувств главного героя. Окружающая жизнь вызывает у Родиона Раскольникова лихорадочную работу мысли. Он не просто задавленный бедностью маленький человек, бывший студент, но и мыслитель, анализирующий события жизни, социальные отношения, а также связанные с ними нравственные нормы.


Учитель истории:


Писатель, и сам испытавший влияние народовольческого движения, в 1849 г. приговоренный к смертной казни, замененной каторгой, переосмысливает в своем романе идеи и противоречия народовольцев, и на примере метаний Раскольникова показывает раскол, царивший в среде революционеров.

Итак, попробуем сегодня поразмышлять о судьбе Родиона Раскольникова, задумаемся над жизнью героев Ф.М. Достоевского и рассмотрим революционное движение в России во II половине XIX века.

Портрет Ф.М. Достоевского. Мультимедийная установка.

Слайд 4.

3.Аналитическая беседа о главном герое романа «Преступление и наказание».

4.Сообщение ученика.

5.Аналитическая беседа о преступлении Раскольникова.

6.Обобщение и анализ причин совершения преступления.


7.Анализ «теории» Раскольникова.

8. «Шапка» вопросов.

Секретарь суда:


Прошу всех встать. Суд идет. Судебное заседание объявляется открытым.


Судья:


Рассматривается дело Раскольникова Родиона Романовича по обвинению в убийстве старухи-процентщицы - Алены Ивановны и ее сестры - Лизаветы.

Подсудимый встаньте.

Как вас зовут?

Где проживали?

Где учились?


Секретарь суда:


Сегодня на судебном заседании присутствуют:

Судья - ….

Прокурор - …..

Защиту подсудимого осуществляет адвокат - ….

Подсудимый Раскольников …..

Все свидетели явились в зал заседания.

Свидетели защиты: Софья Семеновна Мармеладова, Пульхерия Александровна Раскольникова, Авдотья Романовна Раскольникова.

Свидетели обвинения: следователь Порфирий Петрович.

Секретарь суда: …….

На суде присутствуют присяжные заседатели (учителя). В конце вам предстоит вынести решение: виновен или не виновен Раскольников.


Секретарь суда:


Слово предоставляется обвинителю.

Каким Раскольников видится вам, человек, совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?


Обвинитель:


Родион Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Он очень горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Он делит людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. В герое проявляется холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, переход от доброго к злому. Это портрет не только подсудимого, это лицо всего движения народовольцев, каждый из них проходил этот путь исканий и в итоге присваивал себе право решать, кто достоин жить, а кто нет.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней.


Секретарь суда:


Слово предоставляется защитнику. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?


Защитник:


Родион Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Давайте не будем забывать, что большинство народовольцев это студенты и дворяне. Отзывчивый, чуткий, добрый по натуре человек, остро воспринимающий несправедливость и чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Раскольников упорно думает о бедах людей, как избавить людей от страданий.


Секретарь суда:


Вызывается свидетель защиты - Соня Мармеладова. Скажите, как выглядел Раскольников и в каких условиях он проживал?


Свидетель Соня Мармеладова:


Раскольников «…замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа…была высокая, круглая, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…».

«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа…».


Защитник:


Спасибо, свидетель.

Исходя из вышесказанного, герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к обществу.

Раскольников находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Можно предположить, что он думает, как изменить общество в целом ведь кумирами молодежи, а темболее народовольцев были герои романов Тургенева и Чернышевского и их идеи легли в основу первого революционного движения.


Обвинитель:


Да, конечно, мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Но, возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя было в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи…», не выходил из своей каморки. Как не вспомнить идею Ткачева и Нечаева о «небольшой, глубоко законспирированной революционной организации».

Идти ему было недалеко, ровно 730 шагов. Он собирался делать «пробу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад.


Секретарь суда:


Скажите, адвокат, в чем же сомневался герой?


Защитник:


В душе Раскольникова шла борьба мысли об убийстве и нравственном сознании. Он понимал бесчеловечность этой мысли. Все это несло герою страшные мучения. Ведь именно из-за таких же разногласий в августе 1879года произошел раскол организации народников «Земля и воля» на две самостоятельные «Черный передел» куда вошли сторонники пропагандистской работы и «Народная воля» стоявшую на позициях индивидуального террора.


Секретарь суда:


Слово предоставляется подсудимому.


Раскольников:


Я думал: «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? О боже! Как это отвратительно!…И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?…Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,… Господи, неужели? Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все ясно как день. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»


Секретарь суда:


Слово предоставляется обвинителю. Скажите, с чего же все началось?


Обвинитель:


За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к старухе-процентщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство.


Секретарь суда:


Вызывается свидетель защиты - Раскольникова Пульхерия Александровна, мать. Как вы считаете, почему ваш сын решился на это преступление?


Свидетель Раскольникова Пульхерия Александровна:


Я считаю, что причинами преступления явились нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям; мир жесток, и жизнь, полная страданий, толкает людей на преступления. Родя не может спокойно смотреть на страдания людей, большинство которых живет хуже его. Подобно большинству народовольцев он считал, что если убить одного человека олицетворяющего зло царя, губернатора или в данном случае процентщицу то человечество станет чище и жить станет легче.


Секретарь суда:


Слово предоставляется обвинителю. действительно ли бедность - причина убийства?


Обвинитель:


Нет, бедность как причину убийства старухи отвергаем, так как Раскольников так и не воспользовался украденными вещами, деньгами. Следовательно, бедность - не ведущая причина.

Скажите, Родион Романович, это действительно так?


Раскольников:


«…если б только я зарезал из того, что голоден был,… то я бы теперь… счастлив был! Знайте это!»

«Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!… не столько деньги мне нужны были, как другое…»


Обвинитель:


Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной убийства старухи. Что же привело Раскольникова к убийству? Вызывается свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович.


Свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович:


К убийству подсудимого привела идея, отвечающая всей истории человечества.

Размышляя над историей, Раскольников пришел к выводу: исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.

Суть теории Раскольникова в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. А другим не дано, они «твари дрожащие».

Таким образом, поделив людей на две категории, Раскольников не может определиться, «тварь он дрожащая» или «право имеет».


Обвинитель:


Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих», «Наполеонов». И он решил проверить себя - кто он? Убийство своеобразная самопроверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить» через кровь «по совести». Как писал идеолог народников Нечаев «Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения или человека, принадлежащего к этому миру.»


Секретарь суда:


Слово предоставляется подсудимому. Скажите, вы до сих пор сторонник своей теории?


Раскольников:


«Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!»

«Мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья!» Я и сам хочу жить, а то лучше уже и не жить!» « Нравственно все, что помогает мне, безнравственно и преступно все, что мешает», - так писал Нечаев.


Обвинитель:


В результате бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Но в последствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше оттого, что преступить-то он преступил, да на этой строке и остался, т. е. оттого, что он обыкновенный. Раскольников понимает, что он - как все - вошь, тварь дрожащая. Он не подходит под критерии революционера определенные Нечаевым.


Секретарь суда:


Скажите, адвокат, какие умозаключения Раскольникова приводят его к оправданию «крови по совести»?


Защитник:


Сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи было задумано, как жизненная проверка теории на практике. Родион ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства Раскольникова.

Цитирую (зачитать отрывок):

«Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.


Секретарь суда:

Объявляется перерыв.

Перед вами «шапка» вопросов. На столе у каждого лежит чистый листок. Напишите сейчас любой вопрос, касающийся романа «Преступление и наказание» или движения народников. В вопросе отразите, что вас больше взволновало или, как вы относитесь к тому или иному персонажу, или же вы спросите о том, чего вы не поняли и сами затрудняетесь ответить. Затем сверните листочки и положите в «шапку» вопросов. А в конце урока мы вместе попробуем на них ответить.

Перерыв закончен.


Секретарь суда:


Слово предоставляется обвинителю. Можно ли утверждать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?


Обвинитель:


Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба», во время которой Родион запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.

Мы видим стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы( «он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («…вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя,…почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивают растерянность Раскольникова (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Родион забыл сменить на фуражку; казус со временем - на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение Раскольникову захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее у старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого Раскольников допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Нельзя не отметить тот факт, что Лизавета была беременна, а значит - Раскольников лишил жизни еще не родившегося человека. Народовольцы так же допускали в своей деятельности гибель случайных людей, взрыв поезда в 1879г. взрыв в зимнем дворце в 1880г. от которых пострадали совершенно невинные люди, именно те ради которых они делали свое дело.

Таким образом, несоответствие между теоретическими решениями и практикой, говорит о том, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией.


Секретарь суда:


Вызывается свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович.

Что вы можете сказать о теории Раскольникова?


Свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович:


Очень страшные последствия могут иметь для отдельного человека и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Эта «идея» привела его к расколу с окружающими и с самим собой.

«Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.


Секретарь суда:


Раскольникова увлек идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих». У него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такую позицию, что примкнуть к миру людей, живущих по его теории, он не может.

Скажите, подсудимый, что же вам помешало жить по теории, созданной вами? Раскаиваетесь ли вы в преступлении?


Раскольников:


«Преступление? Какое преступление?... В чем я виноват перед ними?... Они сами миллион людей изводят, да еще за добродетель почитают…»

«Ну чем мой поступок кажется вам так безобразен?... Вот в чем одном признаю свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинной».


Обвинитель:


Итак, убеждаемся, что Раскольников не разочаровался в идее, а страдает от того, что не вынес идеи, вдохновившей его на преступление, и сделал «явку с повинной». Раскольников стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать.

На допросах Раскольников хочет победить не только следователя, но и себя, ощущение преступности в себе самом. Он делает в этой борьбе ставку на ум, логику. Логика мысли Раскольникова сильна. Победить свою натуру и следователя Раскольников хочет, опираясь именно на свою систему взглядов. Вот почему он требует допроса «по форме».


Секретарь суда:


Вызывается свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович.

Расскажите, как Раскольников вел себя на допросах?


Свидетель обвинения - следователь Порфирий Петрович:


На допросах я разгадал характер Раскольникова. Я не допрашивал его «по форме», понимая, что поймать Раскольникова с помощью допроса «по форме» нельзя. Я делал ставку на его живую душу. Вот почему вместо официального допроса « по форме» была болтовня, хитрая и расчетливая, ставящая целью вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить его. Я вел тонкую игру. И Раскольников, для которого «ясно как день», что убийство, совершенное им,- «не преступление», когда уничтожены все улики, в споре со мной «проговаривается».

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать».


Секретарь суда:


Слово предоставляется защитнику. Итак, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»?


Защитник:


Холодная мысль Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастьям людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Человеческая природа, его натура не выдерживает мучительного чувства преступности, он все время проговаривается, выдает себя. В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». Можно сделать предположение, что именно так Достоевский высказывает мысль о бесполезности индивидуального террора, и надежду на то, что сторонники мирного пути победят в движении народовольцев.


Секретарь суда:


Вызывается свидетель защиты - Раскольникова Пульхерия Александровна, мать. Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с матерью и сестрой?

Свидетель Раскольникова Пульхерия Александровна:


За словами Роди чувствуется его душевное состояние, которое противоречит его словам. Он волнуется, испытывает раздражение, досаду, смущение, слово вдруг передает быструю смену чувств и мыслей Родиона. В нем чувствуется раздвоенность, противоборство в душе. Разговор с родными для Родиона - пытка, он убеждается, что после совершенного им убийства искренние отношения с родными невозможны, так идет разрыв Роди с нами: матерью и сестрой.


Судья:


Именно такими и видели себя народовольцы «Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни даже имени»

Вызывается свидетель защиты - Соня Мармеладова. Расскажите, как мучается Раскольников после убийства старухи ?


Свидетель Соня Мармеладова:


У него было только одно желание - бежать. Он не знал и не думал о том, куда идти, «он знал одно: что все это надо кончить сегодня же, за один раз…» И вот, выйдя на улицу, Раскольников хочет поговорить с прохожими, залезает в толпу мужиков… ищет общения с людьми, но никто не обращает на него внимания.

Как только Раскольников находит утраченную связь с людьми, в его душе появляется чувство «вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». Это происходит, когда он помогает отнести домой умирающего моего отца, Мармеладова, а потом помогает нашей семье.

У него появляется вера в жизнь. Когда Родион заходит ко мне перед тем, как идти с повинной, и сам себе говорит: «Нет, - мне слез ее не надобно было… надо было…на человека посмотреть». Самое сильное ощущение тогда было у него - это тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание - ощущение отчужденности от людей.


Секретарь суда:


Вызывается свидетель защиты - Раскольникова Авдотья Романовна. Скажите, как воспринимают жизнь ваш брат - Родион и Соня Мармеладова?


Свидетель защиты - Раскольникова Авдотья Романовна:


Пусть позже, но Родя понимает, что значат для Сони эти бедные, маленькие дети - сироты, и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна. Соня «переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним она готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям.

Родион протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор.

Музыкальное вступление. Мультимедийная установка.

Индивидуальные карточки.


Слайд5.


Слайд 7.

Слайд 6.

Карточка № 1. (приложение).


Мультимедийная установка.

Слайд 8.

Мультимедийная установка.

Слайд 9.


Слайд 10.

Карточка № 2. (приложение).

Слайд 11.

Мультимедийная установка.


Карточка № 4. (приложение).

Слайд 12.


Мультимедийная установка.

Шапка (в стороне на столе).

Чистые листы бумаги.


Карточка № 5. (приложение).

Слайд 13.

Карточка № 3. (приложение).

Карточка № 6. (приложение).

9.Заключительный этап урока .


Секретарь суда:


Итак, предоставляется слово обвинителю. Заслушаем обвинительную речь.


Обвинитель:


Итак, поступок Раскольникова - испытание идеи. «Идея» Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы - смерть Лизаветы - смерть еще не родившегося ребенка - болезнь и смерть матери - почти смерть самого Раскольникова (у него были мысли о самоубийстве).

Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее - « это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Преступить -то Раскольников преступил, да на «этой стороне и остался». Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое. Отсюда и двойственное толкование фамилии. Одно происходит от слова «РАСКОЛ», что означает «раздвоение»; другое связано со словом «РАСКОЛЬНИЧЕСТВО», т. е. одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, раздвоении, происходящем в душе бывшего бедного студента. Точно так же и движение народовольцев после раскола и убийства Царя Александра II, когда стало ясно, что теория не совпала с практикой они ждали народного ликования и революции, а в стране царил траур, народническое движение зашло в тупик и на смену ему пришел марксизм.


Секретарь суда:


Предоставляется защитное слово адвокату.


Защитник:


В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете - отказывается от какого-либо протеста. Начинается новый рубеж: это контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки… Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком теперь для Раскольникова - значит, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.

Мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.

Раскольников преступник «не столько в уголовном, сколько в философском плане». Протест героя против жестокого мира «отравлен ядом индивидуализма, жаждой эгоистического самоутверждения». Большинство народников-террористов за редким исключением были люди, ничего не добившиеся в жизни и тоже нуждавшиеся в самоутверждении.


Секретарь суда:


Предоставляется последнее слово подсудимому.


Раскольников:


«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

«Совесть моя спокойна. О, как бы счастлив я был, если бы мог сам обвинить себя…»

«Я верю в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Я не признаю себя виновным и в преступлении не раскаиваюсь.»


Судья:


Я глубоко сомневаюсь, что наше милосердие принесет положительный результат, этот человек, как и народовольцы не способен оценить добро, которое они воспринимают, как слабость, а все с ним происходящее лишь минутная слабость он просто один, а окажись он в кругу себе подобных у него даже мысли о явке с повинной не могло бы возникнуть ведь и народовольцы по отзывам родных и знакомых были веселые и добрые люди и хотели всем добра, но оказавшись объединены общей идеей они убивали не задумываясь и не раскаиваясь. А миф о их вездесущности и неуловимости снискал им симпатии так называемой русской интеллигенции. Итак, на основании всего выше сказанного я предлагаю высказаться всем участникам процесса и присяжным заседателям: виновен или не виновен подсудимый.


Поименное голосование:

( каждый участник суда высказывает свое мнение о виновности или невиновности Родиона Раскольникова).


Судья:

(ведет подсчет голосов и делает соответствующие выводы).


Учитель:

А теперь давайте разберем вопросы из «шапки» вопросов. (разбор вопросов).

Мультимедийная установка.


Слайд 14.

Слайд 15.


Слайд 16.

Групповая совместная работа.


10.Выводы.


Обвинитель:


На примере Раскольникова Достоевский показывает трагедию русского революционного народничества, история которого практически полностью совпадает с жизнью главного героя романа.


Защитник:


Я думаю, что трагическая ошибка Раскольникова, выражается в стремлении перешагнуть через общепринятые нормы во имя великих целей, такая ошибка подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.


Раскольников:


Достоевский в романе не дает готовых ответов на поставленные вопросы и проблемы. У него Раскольников раскаивается не в своем поступке, а в том, что оказался морально не готов его пережить. Таким образом, проблема «Наполеонов» и «тварей дрожащих» остается открытой, к тому же во время написания романа народнический террор находился на своем пике.

Мультимедийная установка.

Слайд 17.


11.Итог урока.


Учитель:


Достоевский выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Писатель сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство. Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитым обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению.

Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?

В этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Ф.М. Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен.

Спасибо большое всем вам за урок!


Мультимедийная установка.

12.Домашнее задание.


1.Творческое задание.

Напишите «Письмо герою» (Раскольникову или Соне Мармеладовой).

Требования: сохранение особенностей жанра письма.

Содержание: письмо из 21 века.

Поговорите с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поговорить, что бы хотели посоветовать…

2.Сравнить идеологические направления народничества: Бакунина, Лаврова, Ткачева, Нечаева. Какое из них наиболее понятно и близко вам? Свой выбор аргументировать. П.-Ф. 25.

Мультимедийная установка.

Слайд 18.

13.Выставление оценок.


Выставление и обсуждение оценок.

Слайд 19.






Карточка №1.

1.Опишите внешность Родиона Раскольникова.

2.Где живет герой Ф.М.Достоевского?

(описания найдите в тексте романа «Преступление и наказание»).


Карточка №2.

1.Раскройте истинные причины преступления Родиона Раскольникова.

Какую из них можно считать главной?

2.Укажите наиболее распространенные теории народовольцев.


Карточка №3.

1.Расскажите, какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он встречается с матерью и сестрой

после убийства старухи-процентщицы?

2.Укажите отношение к жизни народовольцев по К.Р. Нечаеву.


Карточка №4.

1.Объясните, что же привело Родиона Раскольникова к убийству?


Карточка №5.

1.Расскажите о теории Раскольникова, по которой он делит людей на два разряда.

(на материале текста романа «Преступление и наказание»).

2.Укажите основные направления народовольцев.


Карточка №6.

1.Сравните, как воспринимают жизнь Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

(на материале текста романа «Преступление и наказание»).




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал