7


  • Учителю
  • Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 класс ФГОС

Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждаю»

заседании ШМО заместитель директора по УВР директор МКОУ Подгоренская СОШ

Протокол №_1_ /_________/ И.И.Верещак /________/ А.М.Гринев

От «27»_августа 2014г. Приказ №85- общ. от 29.08.2014г.

руководитель МО

/_____/Т.В.Плякина



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по литературе

Ступень обучения (5 класс) основное общее образование (5-9 классы)

Количество часов 105

Составитель: Тютюнникова Т.И., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

С. Подгорное

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Результаты изучения предмета

«Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе - 105 ч, в 6 классе - 105 ч, в 7 классе - 70 ч.



















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Планируемые результаты


1.

Введение. Книга в жизни человека

1

Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

2.

Устное народное творчество

10

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.

3.

Древнерусская литература

2

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

4.

Литература XVIII века

1

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

5.

Литература XIX века

42

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

6.

Из русской литературы XX века

31

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

7.

Из зарубежной литературы




13

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

8.

Итоги года

2

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Итого:


102





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Перечень обязательных самостоятельных творческих работ учащихся


п/п

Раздел

Название работы

1

Устное народное творчество

Сказка собственного сочинения

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники - иллюстраторы сказок».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Каков мой любимый герой русской народной сказки?

  • Почему я люблю читать народные сказки?

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

2

Древнерусская литература

Практические работы.

Поиск цитатных летописи и фольклора.

Проект:

Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

3

Из литературы 18 века

Сопоставление сказки А.С. Пушкина со сказкой В.А. Жуковского.

«Почему Тургенев изменил финал реальной истории»

«Жилин и Костылин: разные судьбы»

4

Из литературы 19 века

Практические работы.(И.А.Крылов)

Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях.

Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).

Составление таблицы «Жанровые особенности басен».

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова.

Конкурс инсценированной басни.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».

Практические работы. (В.А.Жуковский)

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки.

А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зелёный...». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки.

Понятие о лирическом послании.

Стихотворная и прозаическая речь.

Рифма, ритм, способы рифмовки.

Практические работы. (А.С.Пушкин)

Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина.

Инсценирование фрагментов сказок.

Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, решение тестов.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки».

Составление викторин к сказкам.

Написание отзыва на анимационный фильм.

Создание иллюстраций к сказкам.

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (тексты народных и литературных сказок и их герои в иллюстрациях).

Создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».

Контрольные работы.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • В чём превосходство царевны над царицей?

  • Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

  • В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

Тестирование по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

Практические работы. (А.Погорельский)

Инсценирование фрагментов сказок.

Составление отзыва о литературной сказке.

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Создание иллюстраций к сказкам

Практические работы. (М.Ю.Лермонтов)

Обучение выразительному чтению стихотворения.

Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».

Инсценирование фрагментов сказки.

Создание иллюстраций к стихотворению и сказке.

Практические работы.(Н.В.Гоголь)

Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя).

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание собственных иллюстраций к повестям Н. В. Гоголя.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях»

Практические работы. (Н.А.Некрасов)

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»).

Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова.

Практические работы. (И.С.Тургенев)

Инсценирование фрагментов повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

Создание собственных иллюстраций к повести.

Подбор цитат по заданной теме высказывания.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства).

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

  • Каковы друзья и враги Герасима?

В чём вина и в чём беда барыни?

Практические работы. (А.А.Фет)

Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении. Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Практические работы. (Л.Н.Толстой)

Инсценирование фрагментов рассказа.

Подбор цитат по заданной теме.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».

Определение роли сравнений в рассказе.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера - две судьбы».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Каковы друзья и враги пленного Жилина?

  • Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

  • Какие мысли JI. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Практические работы. (А.П.Чехов)

Инсценирование рассказов А. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).

Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».

Обучение составлению киносценария.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях»

Практические работы. (Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.)

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Обучение анализу стихотворения.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

5

Из литературы 20 века

Практические работы. (И.А.Бунин)

Обучение анализу эпизода рассказа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

Создание собственных иллюстраций к рассказам.

Практические работы. (В.Г.Короленко)

Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др.).

Создание иллюстраций к повести.

Проект:

Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

  • Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

  • Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Практические работы.(С.А.Есенин)

Обучение анализу стихотворения.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Практические работы. (П.П.Бажов)

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Обучение анализу эпизода сказа.

Создание собственных иллюстраций к сказу.

Практические работы. (К.Г.Паустовский)

Инсценирование фрагментов сказок.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж».

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Практические работы. (С.Я.Маршак)

Инсценирование фрагментов сказок писателя.

Сопоставление литературной пьесы-сказки и её фольклорных источников.

Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.

Составление плана высказывания «Драма как род литературы».

Создание иллюстраций к сказкам.

Проект:

Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С. Я. Маршака (выбор фрагмента пьесы- сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля).

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

  • Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

Практические работы. (А.П.Платонов)

Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.

Тематическое планирование

Подбор цитат для характеристики героя.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

Практические работы.(В.П.Астафьев)

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание иллюстраций к рассказу.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

Практические работы. (К.Симонов, А.Твардовский)

Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям

Практические работы. (Русские поэты XX века о Родине и родной природе.)

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.

Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»).

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

Практические работы.(С.Черный, Н.Тэффи)

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного.

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Создание иллюстраций к рассказам


Из зарубежной литературы

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Составление викторин по произведениям.

Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе («Иду домой» В. Белова; «Васюткино озеро» В. Астафьева).

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Почему Герда победила Снежную королеву?

  • Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?

  • О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

  • Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?

  • Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

  • Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

  • Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?


Уроки итогового контроля (2 ч).

Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Контрольные работы.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

*авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литерату­ры (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (началь­ные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произве­дения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиогра­фичность литературного произведения (начальные представления).


Учащиеся должны уметь:


*воспроизводить сюжет изученного произве­дения и объяснять внутренние связи его эле­ментов;

*отличать стихотворение от прозы, исполь­зуя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

*видеть связь между различными видами ис­кусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

*выявлять основную нравственную проблема­тику произведения;

*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

*прослеживать изменение настроения (инто­нации) в стихотворении;

*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас­сказ);

*пользоваться алфавитным каталогом школь­ной библиотеки;

*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, пре­дисловие, послесловие и др.);

*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

*готовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы;

*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить пря­мые авторские оценки;

*видеть общность и различия писателей в пре­делах тематически близких произведений;

*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

*сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

*создавать сочинения-миниатюры по карти­не или небольшому музыкальному произве­дению.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

применительно к различным формам контроля


п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

1,5 - 2 страниц)

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.) или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.


2

Диктант

(основные литературные

понятия и термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.Заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

4

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа - «5»

21-18 верных ответов - «4»

17-13 верных ответов - «3»

12 и менее верных ответов - «2»

5

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов - «5»

4-3 балла - «4»

2-1 балл - «3»

0 баллов - «2»

Перечень учебно - методического обеспечения


  1. Н.В. Беляева «Уроки литературы в 5 классе», М., «Просвещение»

2. Турьянская, Е.В. Комиссарова «Литература в 5 классе» (книга для учителя), М., «Русское слово», 2010

3. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 год, ФГОС

4. Научно-методический журнал «Литература в школе»

5. Фонохрестоматии

Приложение

Календарно - тематическое планирование


П/П

Тема урока

Дата проведения

Коррекция

1.

Введение. Книга в жизни человека

1.09


2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Вариативная природа фольклора

5.09


3.

Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. (викторина)

6.09


4.

Сказка как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

8.09


5.

Художественный мир сказки "Царевна-лягушка" Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

12.09


6.

«Царевна-лягушка» . Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

13.09


7.

«Иван - крестьянский сын и чудо- юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

15.09


8.

«Иван - крестьянский сын и чудо- юдо». Система образов сказки.

Особенности сюжета сказки. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки (викторина)

19.09


9.

Сказки о животных «Журавль и цапля» Сказочники. Русские народные сказки

20.09


10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

22.09


11.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Каков мой любимый герой русской народной сказки?

  • Почему я люблю читать народные сказки?

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники - иллюстраторы сказок».

26.09


12.

Древнерусская литература. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.


27.09


13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев).

Проект:

Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

29.09


14

Русская литература ХVIII века. М.В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...»(М. В. Ломоносов)

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов - великий россиянин»

3.10


15.

Роды и жанры литературы. (исследование)

4.10


16.

Басня как литературный жанр. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

6.10


17.

И.А.Крылов. «Волк и ягненок». Повествование и мораль в басне

10.10


18.

И.А.Крылов « Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

11.10


19.

И.А.Крылов «Волк на псарне. Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

13.10


20.

Обучение выразительному чтению басни. Конкурс исценированной басни

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».

17.10


21.

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

18.10


22.

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.

20.10


23.

В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость героев баллады.

24.10


24.

А.С.Пушкин. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

25.10


25.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

27.10


26.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

31.10


27.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

10.11


28.

Помощники царевны. Богатыри, Соколок. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность героев.

14.11


29.

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица). (семинар)

15.11


30.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • В чём превосходство царевны над царицей?

  • Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

17.11


31.

Тест по устному народному творчеству, по творчеству, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С Пушкина

21.11


32.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

22.11


33.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

24.11


34.

В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке.

28.11


35.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата - участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

29.11


36.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. (исследование)

1.12


37.

Н.В.Гоголь. Детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5.12


38.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

6.12


39

Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях»

8.12


40.

Н.А.Некрасов. Детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

12.12


41.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

13.12


42.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

15.12


43.

И.С.Тургенев. Детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

19.12


44.

И.С.Тургенев. «Муму ». История отношений Герасима и Татьяны.. Жизнь в доме барыни.

20.12


45.

И.С.Тургенев. «Муму». Нравственный облик Герасима.

22.12


46.

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

26.12


47.

И.С.Тургенев. «Муму ».

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства)..

27.12


48.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

  • Каковы друзья и враги Герасима?

В чём вина и в чём беда барыни?

12.01


49.

А.А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета (викторина)

16.01


50.

Л.Н. Толстой. Детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» - рассказ-быль.

17.01


51

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

19.01


52.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Каковы друзья и враги пленного Жилина?

  • Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

Какие мысли JI. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

23.01


53.

А.П.Чехов. « Хирургия» как юмористический рассказ.

24.01


54.

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия А.П. Чехова.

26.01


55.

А.П.Чехов. Рассказы Антоши Чехонте.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях»

30.01


56.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

31.01


57.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм. (исследование)

2.02


58.

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова

6.02


59.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Обучение анализу стихотворения.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

7.02


60.

И.А.Бунин. Страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине «Косцы»

9.02


61.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец .

13.02


62.

Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.

14.02


63.

Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Проект:

Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

16.02


64.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

  • Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

  • Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

Почему у Маруси и Сони два разных детства?

20.02


65.

С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.

21.02


66.

П.П.Бажов. « Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

23.02


67.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.

27.02


68.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова.

28.02


69.

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке.

2.03


70.

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

6.03


71.

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы. Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой

7.03


72.

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

9.03


73.

Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака

13.03


74.

Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака

Проект:

Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С. Я. Маршака (выбор фрагмента пьесы- сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля).


14.03


75.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

  • Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

16.03


76.

А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя «Никита».

20.03


77.

Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита»

21.03


78.

Тест по творчеству В.Г. Короленко, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова.

30.03


79.

В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения . Рассказ «Васюткино озеро».

3.04


80.

Жизнь как борьба добра и зла. Характеристика героя рассказа «Васюткино озеро». Язык рассказа В.П.Астафьева.

4.04


81.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

  • Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?


6.04


82.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; Дон-Аминадо. «Города и годы»; Д. Кедрин. «Алёнушка».

10.04


83.

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. А. А. Прокофьев, А. Кедрин и Н. Рубцов.

11.04


84

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

13.04


85

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

17.04


86.

Саша Чёрный. «Игорь - Робинзон».

18.04


87.

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного.

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

20.04


88.

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

24.04


89.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

25.04


90.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи (семинар)

27.04


91.

Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя

1.05


92.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

2.05


93.

Инсценирование фрагментов произведений.

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».


4.05


94

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке.

8.05


95

Х.К.Андерсен. «Снежная королева. Внутренняя

красота героини. Победа добра, любви и дружбы

9.05


96

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  • Почему Герда победила Снежную королеву?

  • Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?

  • О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

  • Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?

  • Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

  • Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

  • Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям.

11.05


97

Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

15.05


98.

Ю. Ч. Ким. «Рыба и кит»

16.05


99

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями

18.05


100

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев М. Твена. Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций

22.05


101

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

23.05


102

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Становление его характера.

Проект.

Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

25.05


103

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

29.05


104

Задание для летнего чтения

30.05


105

Подведение итогов года

30.05

26




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал