7


  • Учителю
  • Урок- исследование по литературе 'Хождение русских писателей в Оптину пустынь'

Урок- исследование по литературе 'Хождение русских писателей в Оптину пустынь'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА

НА ТЕМУ

ХОЖДЕНИЕ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

(Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

в монастыре Оптина пустынь)

Цель урока:

  1. Расширить представления учащихся о жизни и духовных исканиях русских писателей 19 века.

  2. Развивать речевую культуру, умение обосновывать свое мнение.

  3. Воспитывать в учащихся любовь к отеческой культуре через знакомство с традициями духовной жизни русского народа.

Компьютерное обеспечение урока: использована программа FrontPage для создания электронного пособия по теме урока.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя, определение целей и задач урока, рассказ о знакомстве с наследием оптинских старцев, чтение молитвы монахов, осмысление духовного послания святых Оптины.

  2. Словарная работа, объяснение тех понятий, которые связаны с монашеской жизнью (раздел сайта «Справочные материалы»)

  3. История Оптиной пустыни (сообщение заранее подготовленного ученика, в ходе которого идет показ видеоматериала сайта)

Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в ХIVвеке покаявшийся разбойник Опта, ставший впоследствии смиренным отшельником и нареченным при пострижении в иночество Макарием. Также есть предположение, что обитель была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.

Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. Судьба испытывала Оптину не раз. Через столетие после своего основания она вместе с городом Козельском пережила жестокое время литовского разорения. Но уже с 1630 года обитель оправилась от набега инозеных поработителей, и вновь собралось в ней небольшое братство.

В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реформ Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как "малобратный монастырь". Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена.

При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий. Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: "Да у меня нет таких, владыко, - а вот разве дать тебе огородника Авраамия?" Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину. Обитель он нашел в крайнем запустении: "Не было полотенца руки обтереть служащему". Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам - благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад.

В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил. Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами - все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Сердцем Оптиной Пустыни - местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря - был знаменитый оптинский скит, место пребывания святых оптинских старцев, построенный в 1821 году.

Скит создал историческую славу Оптиной Пустыни. Основание скита произошло следующим образом. О. Моисей, в то время пустыножитель Рославльских лесов, ездил по делу в Москву и оттуда на обратном пути заехал в Оптину Пустынь. Настоятель - о. Даниил, зная желание преосвященного Филарета, тогда епископа Калужского, основать вблизи Оптиной Пустыни лесной скит, представил ему о. Моисея, который в это время был далек от мысли расстаться с пустыннической жизнью в Рославльских лесах. Владыка и о. Даниил усердно его убеждали о преимуществе жизни вблизи монастыря, и он уехал, увозя с собой письмо владыки Филарета к рославльским пустынникам, приглашавшее их перебраться в Калужскую епархию под его всекрылие. Прибыв на место, о. Моисей рассказал своим сопостникам свои впечатления. Отшельники, выслушав его, одобрили план переселения, тем более что в этот момент им угрожали неприятности от земской власти. С о. Моисеем отбыли в Оптину Пустынь его брат о. Антоний и два монаха: Илларион и Савватий. По прибытии в Оптину Пустынь в 1821 году о. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата - о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Скит был расположен в 170 саженях от обители. План скита был одобрен владыкой Филаретом, который начертал: "1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить". Благочестивые местные граждане помогли деньгами. Сначала поставили дом, в котором поселились начальные насельники. В одном из писем о. Моисей извещает одного иеромонаха, что "выстроены уже 3 келлии и храм во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня". Но средства оскудевали, и о. Моисей поехал за сборами в Москву. Он вернулся с возком, переполненным поклажею, которая состояла из церковной утвари. 5-го февраля 1822 года состоялось освящение храма. Отец Моисей был назначен духовником скитской братии. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. О. Моисей был вынужден сделать долги и поехал вторично в Москву за сбором для погашения их, но был вскоре вызван назад, так как владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил его настоятелем Оптинского монастыря, и он должен был к нему явиться для принятия прощального благословения. Это знаменательное событие совершилось в 1825 году. После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний.

Тридцатисемилетний период настоятельства о. Моисея составил целую эпоху в истории Оптиной пустыни. Значительно изменился внешний облик монастыря: расширены приделы главного Введенского храма, близ него, на месте старой братской трапезы, построена церковь во имя преп. Марии Египетской, сделана пристройка к Владимирской (больничной) церкви, вновь возведены семь братских корпусов (при о. Моисее число монахов выросло с 40 до 150), обширная трапезная, библиотека, восемь гостиничных корпусов для многочисленных богомольцев, устроено новое братское кладбище с церковью при нем, весь монастырь был обнесен каменной семибашенной оградой. Все это было создано руками самих монахов под руководством игумена - наемным трудом в Оптиной не пользовались.

Но важнее всех этих внешних перемен было событие, изменившее весь духовный строй Оптинского монастыря. В апреле 1829 года по приглашению игумена Моисея в Иоанно-Предтеченский скит переселился иеромонах Леонид с шестью учениками, основатель традиции оптинского старчества. В Оптину начинает идти народ за советом, благословением, исцелением.

Преемником старца Леонида стал иеромонах Макарий, имевший светское образование. При нем в Оптиной стала расширяться библиотека, появилось издательство, стали печататься труды святых отцов, переведенные с греческого.

С 1839 по 1891 год старчествует Амвросий. Это время расцвета Оптинской пустыни. Ежедневно приходят в монастырь многочисленные паломники. Все больше можно увидеть интеллигенции - это Достоевский, Жуковский, Лесков, Страхов, Соловьев, А.К.Толстой, Апухтин, Тургенев. После кончины старца Амвросия еще долго Оптина остается важнейшим центром русской жизни, «духовным санаторием», по выражению П.Флоренского. Оптина все с большей энергией пытается противостоять тем темным силам, которые в начале ХХ века волновали Россию - от терроризма до спиритизма.

Революция 1917 года пришла в Оптину пустынь. Монастырь стали закрывать, хотя некоторое время в храмах еще шли службы и приходили паломники. Многих из монахов арестовали и сослали в Сибирь, среди них был и последний старец Нектарий. В 1919 году монастырь преобразовали в сельхозартель, в 1923 году в монастыре обосновали музей, с 1928 года Оптиной пустыни не стало.

Впоследствии на ее территории поочередно размещались Козельский концентрационный лагерь НКВД СССР, исправительная колония, воинская часть, интернат, а в 1987 году СПТУ сельскохозяйственного профиля.

17 ноября 1987 года Оптину пустынь передали церкви. Монастырь выглядел так, будто пережил тяжелую осаду, штурм и длительное пребывание неприятеля: полуобваливившиеся стены, разрушенные башни, кучи мусора на территории. 3 июня 1988 года в монастыре освятили первый престол. С тех пор отреставрирован Введенский собор, обитель приняла первоначальный белоснежный вид, восстановлена колокольня. Много сделано добровольно и безвозмездно теми людьми, которые приезжают сюда поклониться святой земле.

4.Чтение стихотворения об Оптинской обители «Есть обитель, далеко за рекою…»

Есть обитель, давно над рекою

Золотыми крестами сияет она

И белеет зубчатой стеной.

Сотни лет ее колокол мерно гудит -

По заре на молитву сзывая,

И далеко удар за ударом летит

Над лесными вершинами края…

Если ты обездолен людьми и судьбой,

Если горе к тебе залетело,

Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,

Как огнем иссушил твое тело,

Если нет от тоски тебе сна по ночам,

Если труд твой в руках не спорится,

Приходи в монастырь приложиться к мощам,

Если труд твой в руках не спорится,

Приходи в монастырь приложиться к мощам,

Приходи в монастырь помолиться.

5.Описание монастыря (заранее подготовленный ученик выступает в роли экскурсовода, в ходе сообщения идет показ видеоматериала сайта)

Козельская Введенская Оптина пустынь расположена неподалеку от древнего города Козельска, знаменитого в русской истории отчаянным сопротивлением войскам Батыя, стоит монастырь на высоком правом берегу некогда полноводной и изобилующей рыбой реки Жиздры. С запада он окаймлен рекой, а с трех других сторон окружен густым сосновым бором. Обитель в прошлом действительно была «пустынью», то есть уединенным , отделенным от внешнего мира местом. Попасть в него можно было только с помощью монастырского парома, переправлявшего посетителей через реку Жиздру.

К середине ХIХ века на территории монастыря находились следующие постройки: главный Введенский храм, близ него, на месте старой братской трапезы, церковь во имя преп. Марии Египетской, Владимирская (больничная) церковь, семь братских корпусов (при о. Моисее число монахов выросло с 40 до 150), обширная трапезная, библиотека, восемь гостиничных корпусов для многочисленных богомольцев, новое братское кладбище с церковью при нем, а также весь монастырь был обнесен каменной семибашенной оградой. Все это было создано руками самих монахов под руководством игумена - наемным трудом в Оптиной не пользовались.

За годы советской власти Оптина пустынь была сильно разрушена, и только с 1988 года началось ее восстановление. Сегодня в обители уже действуют

  1. Главный храм обители - собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Северный придел освящен в честь преподобного Амвросия.

  2. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери - это храм-усыпальница семи оптинских старцев: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова). Храм восстановлен на месте существования здесь и не сохранившегося больничного храма, построенного в 1809 -1811 годах при игумене Авраамии и значительно расширенного в 1853 году при архимандрите Моисее.

  3. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен в 1805-1811 годах при игумене Авраамии. Храм имеет три престола. Центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери. Южный - в честь воздвижения Честнаго и животворящего Креста Господня. Северный - во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. После закрытия монастыря богослужения продолжались только в этом храме до 1923 года. Последняя литургия была совершена преподобным Никоном (Беляевым). Храм восстанавливался с 1994 по 1996 год.

  4. Сердцем Оптиной пустыни, местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый Иоанно-Предтеченский скит.

6. Чтение стихотворения старца Варсонофия о монастыре «Наследие веков - тенистый бор»

Наследие веков - тенистый бор

По сторонам ее раскинулся дремучий;

В нем тишина, безмолвию простор,

Свобода полная для чувств святых и дум;

Лишь слышен там порой деревьев шум,

Когда вершины их колеблет ветр летучий,

Ясней здесь небеса и чище их лазурь…

Мирской ярем неся и скорбный совершая

Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеска рая.

* * *

Исчезнет без следов твоя печаль,

И ты увидишь, полный изумленья,

Иной страны сияющую даль,

Страны живых, страны обетованья.

7. Знакомство со старцами Оптинской обители (демонстрация учеником собранного по этому вопросу материала о Макарии, Амвросии и других оптинских старцах)

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России. Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они - эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. «Старчество - это руководство через советы и наставления со стороны опытного в духовной жизни старца внутренней жизнью ученика, открывающему старцу не только поступки, но и мельчайшие помыслы», - читаем в Православной энциклопедии.

Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое - как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Сюда к старцам приезжали многие представители русской культуры XIX-начала XX веков. Сюда к старцам приезжали многие представители русской культуры, искавшие в Оптиной исцеления и укрепления: братья Киреевские, А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С.А. Нилус, В.В. Розанов. Посещали обитель П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, граф А.П. Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился и даже носил вериги), Великий Князь Константин Константинович Романов (президент Императорской Академии Наук, религиозный философ, поэт), преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна Граф Л.Н. Толстой за несколько дней до кончины опять пришел в Оптину и бродил вокруг скита, но так и не осмелился в него войти.

В Оптиной пустыни было 14 преподобных старцев:

  1. Преподобный Лев

  2. Преподобный Макарий

  3. Преподобный Моисей

  4. Преподобный Антоний

  5. Преподобный Иларион

  6. Преподобный Амвросий

  7. Преподобный Анатолий (старший)

  8. Преподобный Исаакий I

  9. Преподобный Иосиф

  10. Преподобный Варсонофий

  11. Преподобный Анатолий (младший)

  12. Преподобный Нектарий

  13. Преподобный Никон

  14. Преподобный Исаакий II

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от архимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Львом.

Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Он был большого роста, величественный, в молодости обладал большой силой, сохранившейся до старости, несмотря на полноту , грацию и плавность в движениях. В молодости преподобный Лев занимался торговлей. Он возил товары из одного города в другой. Во время одной из таких поездок на него напал волк и вырвал из ноги огромный кусок. Но юноша не растерялся и засунул кулак в глотку волка, а другой рукрй сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. После этого случая старец Лев прихрамывал всю жизнь.

Когда преподобный старец стал монахом, он многим помогал духовными советами. Многие его советы казались странными. Но люди поступали так, как он советовал, и потом об этом не жалели. Одной женщине, например, старец предложил переехать на другую квартиру, женщина долго отказывалась, но старец настоял на своем. Ночью после переезда в старую квартиру забрался бывший слуга этой женщины с целью ограбить и убить ее. Последовав совету мудрого монаха, женщина спаслась от смерти.

Некоторые люди завидовали преподобному Льву и написали на него донос - тогда ему запретили принимать посетителей. Но люди все равно приходили к старцу, и он не мог отказать им. А на все замечания и угрозы старец отвечал так: « Я к себе никого не зову: кто ко мне приходит, тех я гнать от себя не могу».

Его ученик отец Макарий возглавляет группу ученых и литераторов - монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирии, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии "цельности духа", которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры. К помощи и советам преподобного Макария обращалась: Н.В.Гоголь, три раза в 1850-1851 годах бывавший у старца, граф А.К.Толстой, посещавший старца в 1850 и 1859 годах, М.П.Погодин, филолог, историк, археолог, журналист и драматург, С.П.Шевырев, профессор Московского университета, историк русской словесности, критик и поэт и другие.

Сам же преподобный Макарий был среднего роста, у него было некрасивое лицо, но белое, светлое. Особенно поражал его взгляд: тихий и полный смирения. Нрав старец имел живой и подвижный, память прекрасную: после первой исповеди на всю жизнь запоминал человека.

Старец Макарий родился в дворянской семье, после окончания школы работал бухгалтером, затем стал управлять своим имением. Однажды несколько мужиков украли у него гречиху. Святой долго их вразумлял, и мужики пали на колени в полном раскаянии. Это событие заставило задуматься молодого человека о своем предназначении, и в в1810 году он ушел в монастырь.

В 1836 году отец Макарий был назначен духовником монастырской братии, а через три года - начальником скита, оставаясь при этом послушником старца Льва и подавая братии пример поразительного смирения перед духовным авторитетом старца. После смерти преподобного Льва отец Макарий продолжил дело его духовного наставника стал помогать всем страждущим своими советами. Старец принимал до самой смерти толпы народа. Даже когда он заболел и не мог вставать, то попросил вынести себя в переднюю и положить на пол, чтобы посетители могли видеть его через окно.

Преподобный Моисей запомнился людям как строитель монастырского скита, а также один из добрейших людей. В свое время он ослушался отца, в 18 лет ушел вместе с братом в монастырь, только через три года отец простил их за такой самовольный поступок. Вскоре преподобный Моисей стал настоятелем Оптиной. Но при своем высоком положении не забывал помогать простым людям. Он покупал ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающему продавцу, нанимал для отпугивания ворон сирот и платил им за это деньги. Когда преподобный Моисей умер, то в ящике, где он держал деньги, нашли только одну монету: «Вероятно, батюшка не заметил ее, - сказал его брат, - а то бы он непременно и ее истратил».

Преподобный Антоний был младшим братом отца Моисея, он смог находиться в Оптиной вместе с братом, только спустя 14 лет, так как его перевели в другой монастырь, отец Антоний много заботился о людях. Одного человека в поле застигла метель, и он заблудился. В страхе он стал молиться Господу, чтобы Он помог ему ради молитв преподобного Антония. И через некоторое время этот человек благополучно вышел к своей деревне.

Преподобный Иларион был сыном портного, но очень рано определил свою судьбу и ушел в Оптину, здесь он был келейником, то есть прислуживал батюшке во время службы, но выполнял также и другие работы в огороде, пек хлеб.

До самой своей смерти он старался помогать людям: наставлял их в вере, исцелял от тяжелых недугов.

При старце о. Амвросии - ученике о. Льва и о. Макария - Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.

Преподобный Амвросий в детстве был очень бойкий и веселый мальчик, много проказничал, поэтому благочестивые родители решили его отдать в Духовное училище, где он показал исключительные способности. После окончания училища он стал работать учителем, но вскоре заболел. Надежды на выздоровление почти не было, и святой дал обет - в случае, если он поправится, пойти в монастырь. Чудо произошло: Амвросий исцелился, но ему жалко было расставаться с привычной жизнью, с друзьями. Прошло четыре года, все это время его мучила совесть, было стыдно перед Богом. В одну из ночей он тайно ушел из дома в Оптину, чтобы стать монахом. Прошло немало лет тяжелой монастырской жизни, где Амвросий выполнял работу пекаря, готовился к постригу. Во время церемонии рукоположения в иеромонахи Амвросий сильно простудился, больше он не мог заниматься физическим трудом в монастыре и стал наставлять людей в духовной жизни. Этим он занимался более тридцати семи лет. Трудно представить себе, как старец ежедневно принимал толпы людей и по ночам отвечал на их письма. Для него не существовало тайн: он видел все. Один молодой человек пожаловался ем , что у него сильно болит рука, на что старец отвечал ему: «И будет болеть. Зачем мать обидел? Хороший ли ты сын?» Он обладал также даром исцелении, но особенно любил помогать тем людям, которые из- за своих грехов находились на грани отчаяния и неверия, таким он давал надежду на прощение. В последние годы своей жизни отец Амвросий был парализован, испытывал огромные физические боли, но продолжал помогать людям. Л.Н.Толстой был поражен величием духа этого старца, о чем он сообщает в одном из писем: « В Оптиной пустыне в продолжении 30 лет лежит на полу разбитый параличом монах, владевший только левой рукой. Доктор говорил, что он должен сильно страдать, но не только не жаловался на свое положение, Но и постоянно крестясь, глядя на иконы, улыбаясь, выражал свою благодарность Богу и радость за ту искру жизни, которая теплилась в нем. Десятки тысяч посетителей бывали у него, и трудно представить все то добро, которое распространилось на мир от этого лишенного возможности деятельности человека. Наверное, этот человек сделал больше добра, чем тысячи и тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру». Старец Амвросий скончался в 1981 году. Всю дорогу к монастырскому кладбищу гроб несли на руках, несмотря на сильный дождь, свечи не гасли. По свидетельству очевидцев, на погребении присутствовало около восьми тысяч человек.

В 1988 году, уже в наше время, старец Амвросий решением собора Русской православной церкви был причислен к лику святых.

Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия - Иосиф; старец Исакий старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, - по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий - мудрец, Анатолий - утешитель (Потапов) и дивный Нектарий, а также старец Никон продолжили ту же традицию. Последний из них - старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании. Правда, о них - и это парадокс всей нашей отечественной истории - нам известно куда меньше, чем об их прославленных предшественниках.

8. Чтение стихотворений о старцах «И двинулся народ со всей Руси великой…» (Об о.Амвросии), «Веков, церквей торжественная пыль…» (об о. Нектарии)

*** ***

И двинулся народ со всей Руси великой

Глухими тропами, проселками, дорогами.

Шли к старцу перехожие калики,

Шли страждущие, нищие, убогие -

Шли каждый со своей бедою, скорбью,

И каждого встречал святой с любовью.

Философы, мыслители, поэты

Шли к оптинскому старцу за советом.

Здесь были Достоевский и Толстой.

И каждый находил здесь утешенье.

Вопросов сложных мудрое решенье.

И с ясной, просветленною душой

Он возвращался снова в мир большой.

Веков, церквей торжественная пыль,

И странная твоя епитрахиль

С убогими галунными крестами,

И бледный свет согнувшейся свечи…

Мятежное! Смирись и замолчи,

И верь, и верь обещанному снами.

В Высокой шапочке на сединах,

С гранатовыми четками в руках,

Овеянный пещерной тишиною,

Полузакрыв глаза, проходишь ты

Средь нашего греха и нищеты

С печалью и любовью неземною.


10. Выполнение задания, обсуждение изречений старцев, их поучительного смысла:

- Как вы понимаете изречения оптинских старцев?

  • Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других (преподобный Антоний)

  • Милостыня состоит не в одном только подаянии, но в сострадании (преподобный Макарий)

  • Если за что взялся, того и держись (преподобный Иосиф)

11. Гоголь и Оптина пустынь (выступление заранее подготовленного ученика, демонстрация материалов сайта по данной теме)

Жизнь Н.В.Гоголя (1809-1852), в особенности вторая ее половина, была проникнута высокими духовными устремлениями. Религиозные настроения, свойственные ему и ранее, начинают преобладать в нем с начала 1840-х годов.

Перенесший за границей тяжелую болезнь, подорвавшую его физические силы, Гоголь, по свидетельству знавших его людей сильно изменился и внутренне. Внезапные приступы беспричинной тоски способны были надолго лишить его душевного равновесия. Мысли о грядущей смерти чрезвычайно его занимали. Вся предшествующая жизнь (равно как и литературная деятельность) представлялась ему теперь цепью сплошных ошибок. Его терзают сомнения в благотворности своего писательского поприща, только чтение душе полезных книг, беседы на религиозные темы да смиренная горячая молитва способны были вывести его из этого мучительного состояния.

В жажде искупления он хочет грех за «несмиренный» смех свой замолить у Святых Мест. Эта потребность привела его в конце жизни в Оптину Пустынь, душевную привязанность к которой сохранил он до смертного часа.

В июне 1850 года Гоголь направляется из Москвы в Одессу и, по настоятельному совету И.В.Киреевского, по дороге решает заехать в монастырь. Первое посещение писателем знаменитой обители - а всего побывал Гоголь в Оптиной Пустыни трижды - должно было стать началом путешествия его по Руси от монастыря к монастырю, осуществить которое он давно мечтал.

В этой поездке сопровождал его М.А.Максимович. В воспоминаниях он рассказывал, что версты две до монастыря прошли они пешком. По дороге встретилась им девочка с тарелочкой земляники, которую Гоголь захотел у нее купить, но та, приняв их за паломников, странных людей, отказалась брать деньги, отдав ягоды даром. «Пустынь эта распространяет благочестие в народе», - отметил Гоголь, растроганный поступком ребенка. Позднее, в письме гр. А.П.Толстому от 10 июля 1850 года он замечает; «… за несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».

В первый приезд Гоголь пробыл в Оптиной Пустыни три дня. Он познакомился с игуменом Моисеем, старцем Макарием, монастырской братией. Здесь произошло знакомство его с Петром Александровичем Григоровым, впоследствии постриженным под именем Порфирий.

Когда в Оптину Пустынь приезжали посетители, которым необходимо было оказать особое внимание (а Гоголь, вне всякого сомнения, относился к гостям такого рода), о. Моисей приказывал готовить обед в настоятельских кельях и приглашал для беседы с приезжими старцев обители: о. Макария, о. Антония и других. На такие обеды приглашался и о. Порфирий, служивший прежде на военной службе и много повидавший на своем веку. Как человек начитанный и образованный, он был приятным и остроумным собеседником. Он изменил представление Гоголя о монахах и монашестве вообще. Писатель с удивлением увидел человека, хотя и отошедшего от радостей земных, но наделенного талантом большого и ясного ума, имевшего оригинальную точку зрения на многие общественные вопросы тех лет, вокруг которых ломались копья и разгорались жаркие споры.

Разговор во время беседы мог коснуться и книги Гоголя «Выбранный места из переписки с друзьями», так как в Оптинской библиотеке находился экземпляр этого издания. Здесь же и услышал Гоголь из уст самого о, Порфирия (Григорова) рассказ о его замечательной встрече с А.С.Пушкиным.

Однажды артиллерийская батарея его находилась на учениях и была расквартирована в окрестностях Одессы. Здесь и произошла встреча Григорова с Пушкиным. Событие это относится к июлю 1823 (или 1824) года. Вот как он описывает это событие :

«Около Одессы расположена была батарейная рота и расставлены были на поле пушки. Пушкин, гуляя за городом, подошел к ним и начал рассматривать одну за другой. Офицеру показались его наблюдения подозрительными, и он остановил его вопросом о его имени. «Пушкин», - отвечал тот. «Пушкин! - воскликнул офицер, - Ребята, пали! - и скомандовал торжественный залп. Весь лагерь встревожился. Сбежались офицеры и спрашивали причину такой необыкновенной стрельбы. «В честь знаменитого гостя, - отвечал офицер. - Вот, господа, Пушкин!» Пушкина молодежь подхватила под руки и повела с триумфом в свои шатры праздновать нечаянное посещение». Страстного поклонника поэзии за неуместней восторг посадили под арест, несмотря на все просьбы Пушкина, который, вероятно, много смеялся этому неожиданному происшествию.

П.А.Григоров познакомил Гоголя с монастырем, его историей, писатель также побывал также в скитской библиотеке, знаменитой своими замечательными рукописями, с благоговением ознакомился с подлинными святынями - болгарскими переводами восьмидесяти постнических слов св. Исаака Сирина, писанными на Афоне еще в 1389 году.

С интересом писатель осмотрел хозяйственные постройки обители, пчельник, входя во все детали, мелочи монастырской жизни. Если помещичий, чиновничий быт был знаком Гоголю, то монашеский совсем неведом. И всюду непременным спутником писателя был о. Порфирий (Григоров). Их знакомство переросло в дружбу. Гоголь оставил замечательную характеристику П.А.Григорова, дошедшую в передаче Л.И.Арнольди:

«У меня в монастыре есть человек, которого я очень люблю. Некто Григоров, дворянин, который был прежде офицером, а теперь сделался усердным и благочестивым монахом и говорит, что никогда в свете не был так счастлив, как в монастыре. Он славный человек и настоящий христианин; душа его такая детская, светлая, прозрачная! Он вовсе не пасмурный монах, бегающий от людей, не любящий беседы. Нет, он, напротив того, любит всех людей, как братьев; он всегда весел, всегда снисходителен. Это высшая степень совершенства, до которой только может дойти истинный христианин. Покуда человек еще не выработался, не совершенно воспитал себя, хотя он и стремится к совершенству. Таковы все эти монахи в Пустыни: отец Моисей, отец Антоний, отец Макарий; таков и мой друг Григоров».

Дружба Н.В.Гоголя с о. Порфирием продолжалась до самой кончины Григорова. По приезде своем в Васильевку 18 мюля 1850 года Гоголь пишет о. Порфирию о том впечатлении, которое оставила Оптина Пустынь в сердце писателя: «Ваша близкая небесам пустыня, радушный прием ваш оставили в душе моей самое благодатное воспоминание, Весь ваш Н.В.Гоголь. Прилагаю при всем десять рублей серебром на молебствие о благополучном моем путешествии (по святым местам в Иерусалим } и о благополучном окончании сочинения моего [второго тома «Мертвых душ».), на истинную пользу души моей».

Письмо это привез в Оптину Пустынь о. Порфирию племянник Н.В.Гоголя Николай Павлович Трушковский, сын сестры писателя Марии Васильевны, будущий первый биограф и издатель сочинений Гоголя.

В ответном письме (29 июля 1850 года) о. Порфирий пишет Гоголю с присущей ему восторженностью: «Любвеобильное письмо ваше получил (история для потомства) с удовольствием и признательностью, как от человека, которого давно привык уважать за талант, коим славится отечество наше. Природа скупа на таких людей, как вы, и рождает их веками, за то и века помнят их! Признательное отечество не забудет вас! Пишите, пишите и пишите для пользы соотечественников, для славы России, и не уподобляйтесь оному ленивому рабу, скрывшему свой талант, оставивши его без приобретения, да не услышите в себе гласа: «ленивый и лукавый раб».

В следующий свой приезд в Оптину Пустынь в июне 1851 года Гоголь не застал в живых своего друга. Братия рассказала писателю о кончине о. Порфирия и отвела на кладбище, где еще чернел свежий могильный холм. Смерть его глубоко потрясла писателя. Гоголь отстоял литургию памяти, а затем и панихиду на могиле о. Порфирия. В этот приезд он пробыл в Оптиной Пустыни всего один день: печальное известие о кончине человека, которого он считал другом и «своим человеком» в монастыре, повлияла на скорый его отъезд.

Последний, третий раз, Гоголь был в Оптиной Пустыни 23-25 сентября 1851 года проездом из Москвы в Васильевку на свадьбу сестры. Едва миновал он Калугу, как почувствовал один из тех мучительных приступов беспричинной тоски, которые отравляли его существование и парализовали волю. И он не мог не заехать в Оптину. Он верил, что искренняя молитва, беседа со старцем Макарием, несколько дней, которые он проведет среди смиренной монастырской братии, помогут восстановить силы и обрести утраченное душевное равновесие.

В это последнее посещение Оптиной Пустыни Гоголь встречался и беседовал с о. Макарием не один раз. Прозорливый старец увидел и то величественное и неотвратимое, что ожидало Гоголя. И писатель это почувствовал.

За несколько часов до отъезда из Оптиной Пустыни в Москву (Гоголь решил прервать поездку) он из монастырской гостиницы отправляет небольшое прощальное письмо старцу: «Еще одно слово, душе и сердцу близкий отец Макарий. После первого решения, которое имел я в душе, подъезжая к обители, было на сердце спокойно и тишина. После второго как-то неловко, и смутно, и душа не спокойна. Отчего вы, прощаясь со мной, сказали: «В последний раз?»

Без промедления иеромонах Макарий на обороте письма Гоголя ласково отвечает писателю, словно бы не заметив тревожного вопроса: «Мне очень жаль вас, что вы находитесь в такой нерешимости и волнении. Теперь вы должны сами решить свой вояж, при мысли о возвращении в Москву, когда ощутите спокойствие, то будет знаком воли Божисй на сие. Примите от меня образок ныне празднуемого угодника Божия Сергия; молитвами его да подаст Господь вам здравием мир.

Многогрешный иеромонах Макарий. 25 сент. 1851 г.».

Оптина Пустынь и рукописи творений преподобного Исаака Сирина стали тем духовным источником, припав к которым Гоголь словно прозревает. «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением», - как правильно замечал А.С.Пушкин. Он становится, по собственному выражению, «умнее» м испытывает раскаяние за «гнилые слова», срывавшиеся с уст его и выходившие из-под пера под влиянием желания пощеголять СЛОВОМ. Беседы со старцем Макарием, не одобрявшим с христианской точки зрения его светскую литературную деятельность и советовавшим ему оставить писательство в этом роде, укрепляли желание Гоголя изменить направление своего таланта.

Он мечтал создать нечто положительное, яркое, могущее служить нравственным образцом, поэтому настоящим содержанием последующих томов «Мертвых душ» должно было стать нравственное возрождение героев первого тома.

Но именно это величественное - воскрешение «мертвых душ» - он так и не сумел отобразить. Писатель оказался бессильным перед стихийной силой своего таланта: положительное не давалось ему, ускользало. Мысль об особой ответственности за то, что вышло и выходит из-под пера его, не давала покоя Гоголю. И тот приговор, который он вынес своему творению, над которым долго, до изнеможения, работал - второму тому «Мертвых душ», - свидетельство этой высочайшей ответственности писателя за каждое свое слово.

«Есть предание, - рассказывал преподобный оптинский старец Варсонофий , - что незадолго до смерти Гоголь говорил своему близкому другу: «Ах. как я много потерял, как ужасно много потерял.» - «Чего? Отчего потеряли вы?» - «Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?»»

Желание Гоголя уйти в монастырь подтверждается и свидетельством сестры писателя, Анны Васильевны, рассказывавшей, что в то время он «мечтал поселиться в Оптиной Пустыни».

В конце жизни, путешествуя по Святым Местам, монастырям России, Гоголь словно искал место, где «можно пристать и быть безопасну от самых сильных кораблекрушений». И такой «пристанью» должна была бы для него стать Оптина Пустынь: именно там он мог бы обрести то состояние покоя и тихого счастья, которое подметил у Порфирия Григорова и оптинских монахов вообще еще при первом посещении обители.

Душа его стремилась в небеса. Он чувствовал в себе призвание монаха, молитвенника за всех, за все скорби и грехи людские. Но талант писателя-сатирика находился в противоречии с духовными его устремлениями, не позволяя воспарить, оторваться от земли, и в этом истоки трагедии Гоголя.

Пожалуй, лучше всех понял это мучительное для писателя состояние раздвоенности В.А.Жуковский. В марте 1852 года он с горечью писал П.А.Плетневу: « Его (Гоголя) болезненная жизнь была и нравственным мучением. Настоящее его призвание было монашеское. Я уверен, что ежели бы он не начал свои «Мертвые души», которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы был монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в эту атмосферу, в которой душа его дышала бы свободно и легко. Его творчество, по особенному свойству его гения, в котором глубокая меланхолия соединялась с резкой иронией, было в противоречии с его монашеским призванием, ссорило его с самим собой».

Гоголь умер 21 февраля (4 марта) 1852 года.

В 1853 году мать Гоголя. Мария Ивановна, к Троицкой родительской субботе прислала в Оптину Пустынь письмо и деньги на поминовение сына. Старец Моисей ответил ей проникновенным письмом; «Почтеннейшее ваше письмо от 19-го сего мая и при оном пятьдесят рублей серебром от усердия Вашего имел честь получить, согласно христианскому желанию Вашему на приношение в обители нашей при Божественной Литургии выниманием частей о упокоении незабвенного и достойного памяти сына Вашего Николая Васильевича. Благочестивые его посещения обители нашей носим в памяти неизгладимо. По получении нами из Москвы печального известия о кончине Николая Васильевича, с февраля прошлого 1852 года исполняется по душе его поминовение в обители нашей на службах Божьих и навсегда продолжаемо будет с общебратственным усердием нашим и молением премилосердного Господа: да упокоит душу раба Твоего Николая в Царствии Небесном со Святыми».

После кончины Гоголя молились об упокоении его души в Оптиной Пустыни не только монастырская братия и многочисленные паломники, но и приезжавшая в обитель в 1857 году мать писателя, М.И.Гоголь.

12. Выполнение заданий (чтение отрывка из книги Гоголя «Выбранные места…», беседа по вопросам:

- Прочитайте отрывок из книги Н.В.Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" и ответьте на вопрос "Почему старец Макарий, знавший книгу писателя, назвал Гоголя человеком, только начавшим свой духовный путь восхождения?

- Что в прочитанном вам отрывке наиболее понравилось и почему?

- Как повлияла Оптина пустынь на жизнь и творчество писателя?

Друзьям моим

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперед.

Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник.

13. Достоевский и Оптина пустынь (выступление ученика с сообщением, демонстрация материалов сайта по данной теме)

В 1878 году Ф. М. Достоевский совершает поездку в Оптину пустынь с философом Владимиром Соловьевым. Причины были две: смерть трехлетнего сына Алексея (причем писатель стал винить себя в его смерти из-за болезни, которой страдал сам и которая передалась по наследству, - эпилепсии), кроме того Ф. М. Достоевского, как художника и психолога, великого исследователя глубин души человеческой, интересовало, что влечет к оптинскому старцу его посетителей , приходивших в Оптину со своими болями и переживаниями.

«16 мая 1878 года, - пишет Анна Григорьевна, - нашу семью поразило страшное несчастие: скончался наш младший сын Леша. Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, - болезни, от него унаследованной. Судя по виду, Федор Михайлович был спокоен и мужественно выносил разразившийся над нами удар судьбы, но я сильно опасалась, что это сдерживание своей глубокой горести фатально отразился на его и без того пошатнувшемся здоровье. Чтобы хоть несколько успокоить Федора Михайловича и отвлечь его от грустных дум, я упросила B. C. Соловьева, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уговорить Федора Михайловича поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьев собирался ехать этим летом. Посещение Оптиной пустыни было давнишнею мечтою Федора Михайловича, но так трудно было это осуществить. Владимир Сергеевич согласился мне помочь и стал уговаривать Федора Михайловича отправиться в Пустынь вместе. Я подкрепила своими просьбами, и тут же было решено, что Федор Михайлович в половине июня с B. C. Соловьевым съездят в Оптину пустынь».

Достоевский приехал в Оптину пустынь с Философом Владимиром Соловьевым в июне 1878 года. Смерть Алеши он воспринял как наказание за свои грехи. Он много слышал об Оптиной пустыни и надеялся на глубокое понимание старца Амвросия.

Достоевский и Соловьев остановились в монастырской гостинице и пробыли в Оптинской пустыне три дня, о чем свидетельствует уцелевший "журнал" гостиницы, хранящийся в рукописном отделе библиотеки им. В. И. Ленина. Известно, что Достоевский был у старца Амвросия в келье и на его выходе для благословения народа. Старец дал ему именно то, что необходимо было тогда Достоевскому. «Вот это-то самое важное, горе и тихую радость, горькие слезы - и слезы тихого умиления». Писатель вернулся из Оптиной, по словам Анны Григорьевны, «утешенный» и с вдохновением приступил к написанию романа «Братья Карамазовы» Известно также, что старец Амвросий сказал о Достоевском: "Это - кающийся". Все это вполне документальные данные. Но есть еще местные предания.

Против Оптинской пустыни, на берегу реки Жиздры, немного левее, если идти из Козельска, находятся Прыски, бывшее имение Кашкиных. Кашкин был товарищем Достоевского по кружку петрашевцев и стоял рядом с ним на эшафоте. Старики монахи рассказывали, что Достоевский посетил Кашкина. Посещение товарища молодости и бывшего петрашевца было естественно. Но в данном случае чрезвычайно интересно и другое. Не от Кашкиных ли, старожилов Козельского уезда, наверняка хорошо знавших Оптину пустынь, ее монахов и старцев, Достоевский узнал некоторые любопытные детали, пригодившиеся ему в романе. За три дня пребывания в Оптиной пустыни Достоевский вряд ли мог так хорошо познакомиться с бытом и обстановкой города Козельска. А Карамазовы ведут себя у старца Зосима, как люди местные, а не сторонние посетители. О втором же приезде Достоевского в эти места никаких даже косвенных данных нет.

В литературе до сих пор ведется спор, можно считать старца Амвросия прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Спор этот был начат К.Н.Леонтьевым еще при жизни писателя, в статье «О всемирной любви» Леонтьев, много лет живший в Оптиной и постриженный в монахи самим Амвросием, писал: « … старец Зосима ничуть ни учением, ни характером на Амвросия не похож. Достоевский описал только его наружность, но говорить его заставил не то, что он говорит, и не в том стиле, как он выражается». Но осталось и другое свидетельство, в котором сами оптинские монахи писали: « … знаменитый роман Достоевского «Братья Карамазовы» показывает, что изображенный там старец Зосим не один только плод фантазии писателя, а живое лицо, заимствованное из действительности».

Правда, Достоевский нигде и не утверждал и не претендовал на то, сто его «русский инок» - точный портрет великого оптинского старца. Напротив, он говорил, что это собирательный образ, в котором воплотились черты древнерусских иноков, Тихона Задонского, а также труды многих монахов Оптинской обители. Один из наших современников писал: « Достоевский не выдумывал, как его заподозрили, «нового христианства». И знаменательно, что, приступая к созданию собирательного образа «русской святости» - а только нашел, где припасть устами к его древнему и вечно живому источнику. Это «где» - был русский монастырь Калужской епархии» (С.И.Фудель).

Русский писатель Б.Зайцев назвал роман «Братья Карамазовы» Достоевского даром русской литературе. Еще до поездки Достоевский интересовался жизнью в монастыре. По мнению Зайцева, ни горе, ни знакомство с Амвросием, ни посещение Оптиной не были напрасны. Это судьба Достоевского. «Братья Карамазовы» получили сияющую поддержку. То свет, то добро, то утешение, что получил Федор Михайлович при общении со старцем, осветили и всю книгу. «Если бы не встретил его Достоевский лицом к лицу, если бы дважды наедине, как на исповеди, быть может, не было бы таинственного заднего плана, полуневидимого, но чувствуемого во всей части романа, посвященной старцу Зосиме». В совей статье Б.Зайцев подчеркнул, что жизнь Достоевского «кончилась вместе с писанием» этого последнего романа. Значит, все, что мог, он уже сказал.

14. Чтение учителем отрывка из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» о старце Зосима. Сравнение литературного героя с реальным прототипом, отцом Амвросием, установление сходства и различия, обратить внимание на трактовку этого образа Леонтьевым и монахами Оптины.

15. Выполнение задания, чтение и обсуждение заветов старца Зосимы из романа Достоевского, беседа с учениками по пониманию смысла заветов святого, их актуальности сегодня, выход на проблему самосовершенствования человека, сравнение с произведением Стендаля «Красное и черное», с образом Жульена Сореля:

- Прочитайте поучения старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", в чем их актуальность сегодня?

  • Провозгласил мир свободу, и что же видим в этой свободе: одно лишь рабство и самоубийство. Ибо мир говорит: "Имеешь потребности, а потому насыщай их. Живут лишь для зависти друг другу, для плотоугодия и чванства. В мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве.

  • От народа спасение Руси, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, будь он искренен сердцем и умом гениален.

  • Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божьей любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах.

  • Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть сделаешь себя за все и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть на самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь

16. Л.Н.Толстой и Оптина пустынь (сообщение учащегося по этой теме с демонстрацией материалов сайта)

Л.Толстой посещал Оптину пустынь неоднократно. Предполагают, что впервые он побывал здесь в 1841 г. еще ребенком на похоронах тетки А.И. Остен-Сакен, умершей и похороненной в Оптиной пустыни. Могила ее не сохранилась.

26 июля 1877 г. он приехал в монастырь с Н.Н. Страховым из Москвы через Калугу и Тулу. Цель поездки - знакомство с жившим в монастырском скиту старцем Амвросием и другими монахами. Остановился Л.Толстой в странноприимной гостинице. Гостиничником оказался бывший крепостной Толстых, и встреча бывшего слуги со своим барином доставила обоим большое удовольствие. Днем 26 июля Толстой беседует со старцем Амвросием и архимандритом Ювеналием (Половцевым, бывшим гвардейским офицером). Ювеналий пригласил к себе других монахов, говорили о политике и о религии. На другой день Л.Толстой. еще раз побывал у Амвросия. В этот же день отстаивает в монастыре всенощную.

По словам биографа писателя П.И. Бирюкова, свидание Л.Н. и Н.Н. Страхова со старцем не удовлетворило ни того, ни другого. Софья Андреевна, напротив, утверждает, что Л.Н. разговором со старцем остался "на этот раз очень доволен, признав мудрость старцев и духовную силу отца Амвросия".

О том, какое впечатление Толстой произвел на монахов Оптиной пустыни во время пребывания там, ему сообщил Н.Н. Страхов в письме от 16 августа 1877г.: "Отцы хвалят Вас необыкновенно, находя в Вас прекрасную душу. Они приравнивают Вас к Гоголю и вспоминают, что тот был ужасно горд своим умом, а у Вас нет этой гордости. Боятся, как бы литераторы не набросились на Вас за 8-ю часть (" А.К.") и не причинили Вам горестей.

Меня отец Амвросий назвал "Молчуном" и вообще считают, что я закоснел в неверии, а Вы гораздо ближе меня к вере. И о. Пимен хвалит вас, он-то и говорил о Вашей прекрасной душе,- очень было и мне приятно услышать это. Отцы ждут от Вас и от меня обещанных книг и надеются, что мы еще приедем".

По сей день сохранилась избушка в скиту, где Толстой встречался со старцем Амвросием.

Через 4 года, в середине июня 1881 г. Толстой ходил в Оптину пустынь пешком, переодевшись в крестьянскую одежду. Он пригласил с собой слугу С.П.Арбузова и учителя Яснополянской школы Д.Ф. Виноградова. Отправились пешком в Оптину пустынь 10 июня. 11 июня Толстой пишет письмо жене, что "…его путешествие приятно, полезно и поучительно очень. Нельзя себе представить, до какой степени ново, важно и полезно для души (для взгляда на жизнь) увидать, как живет мир Божий, большой настоящий, а не тот, который мы устроили себе и из которого не выходим". 14 июня к вечерней трапезе пришли в монастырь. Ночевали в гостинице третьего класса.15 июня Толстой посетил архимандрита Ювеналия и старца Амвросия, у которого провел два часа. 16 июня пошли в обратный путь в Ясную Поляну. Позднее в письме Тургеневу Толстой так напишет о своем путешествии в Оптину пустынь: "Паломничество мое удалось прекрасно. Я наберу из своей жизни годов пять, которые отдам за эти десять дней".

В дневнике писателя сохранилась такая запись: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Кроме того Лев Толстой поражен величием духа этого старца, о чем он сообщает в одном из писем: « В Оптиной пустыне в продолжении 30 лет лежит на полу разбитый параличом монах, владевший только левой рукой. Доктор говорил, что он должен сильно страдать, но не только не жаловался на свое положение, Но и постоянно крестясь, глядя на иконы, улыбаясь, выражал свою благодарность Богу и радость за ту искру жизни, которая теплилась в нем. Десятки тысяч посетителей бывали у него, и трудно представить все то добро, которое распространилось на мир от этого лишенного возможности деятельности человека. Наверное, этот человек сделал больше добра, чем тысячи и тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру».

Третий раз Толстой побывал в Оптиной пустыни в феврале 1890 г. вместе с дочерью Таней, Марией и племянницей В.А.Кузминской. Прибыли в Оптину 27 февраля. Толстой и на этот раз побывал у "старца Амвросия, разговаривал с ним о разных верах". После этой беседы в дневнике писатель напишет: "Амвросий жалок до невозможности. "Учит" и не видит, что нужно". Амвросий, в свою очередь, о Толстом скажет: "Горд очень". В этот же день Л.Н. увиделся с двоюродным братом С.А.Толстой Б.В.Шидловским, послушником монастыря, и сестрой Марьей Николаевной.

28 февраля 1891 г. Толстой встретился в этом монастыре с Леонтьевым. Константин Николаевич Леонтьев - дипломат, бывший консул, писатель - романист, публицист, критик и философ, бывший сотрудник Каткова, когда-то находившийся в близких отношениях с Толстым; в 1887г постоянно поселился в Оптиной пустыни, в 1891г. постригся в монахи. После встречи с ним Толстой записал: "Был у Леонтьева. Прекрасно беседовали. Он сказал: Вы безнадежны. Это выражает вполне наше отношение в вере".

Через Оптину пустынь прошел и последний путь Льва Толстого. В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. Л.Т. навсегда покинул Ясную Поляну. 28 октября Л.Т. с сопровождавшим его Д.П. Маковицким добрался до Козельска. В 8.30 вечера прибыли в Оптину пустынь. Остановились в монастырской гостинице. На следующий день Л.Толстой отправился в Предтеченский скит, где жил его знакомый старец Иосиф. Несколько раз, по свидетельству очевидцев, подходил писатель к воротам скита, но так и не решился войти внутрь.

17. Выполнение заданий, связанных с образом о. Сергия из одноименного рассказа писателя, сравнение его со старцем Амвросием:

- Прочитайте отрывок из произведения Л.Н.Толстого "Отец Сергий"(гл.6) Какие лучшие черты старца Сергия выделяются писателем?

- В чем проявилась гордыня писателя в изображении святого в произведении?

- В чем заключалась позиция Толстого относительно самосовершенствования человека?

В затворе прожил отец Сергий еще семь лет. Сначала отец Сергий принимал много из того, что ему приносили: и чай, и сахар, и белый хлеб, и молок, и одежду, и дрова. Но чем дальше и дальше шло время, тем строже и строже он устанавливал свою жизнь, отказываясь от всего излишнего, и, наконец, дошел до того. что не принимал больше ничего, кроме черного хлеба один раз в неделю. Все то, что приносили ему, он раздавал бедным, приходившим к нему.

Все время отец Сергий проводил в келье на молитве или в беседе с посетителями, которых становилось все больше и больше. Выходил отец Сергий только в церковь раза три в год и за водой и за дровами, когда в том была нужда.

18. Подведение итогов урока, ответы на вопросы:

- Почему русские писатели 19 века в поисках Истины отправлялись в Оптинскую обитель?

- Зачем им было нужно духовное наставление старцев?

- Какую Истину открыли для себя писатели после общения с монахами?

Основные выводы учащихся:

  1. От мировоззрения писателя зависит идея произведения.

  2. Гоголь, Достоевский в отличие от Толстого сумели определить путь духовного совершенствования человека через обращение его к Богу, к вере, к церкви. Толстой же так и не признал роль церкви в духовном развитии человека, хотя не отрицал путь нравственного самосовершенствования через веру.

  3. Цель человеческой жизни - в духовном самосовершенствовании на благо людей, в бескорыстном служении добру и справедливости.

  4. На русскую литературу 19 века оказала большое влияние православная вера, большинство русских писателей обращалось к духовным наставникам за советом и внутренней поддержкой, поэтому старчество - это часть русской духовной культуры.

18. Рефлексия (письменный ответ на вопрос)

- В чем заключается Истина? Где, по-вашему, нужно искать ответ на этот вопрос сегодня?

19. Домашнее задание

Прочитать отрывок из романа Б.Васильева «завтра была война», выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «К Чаадаеву», ответить на вопросы.

Список литературы

  1. Евгин А.В. Оптина пустынь в жизни Гоголя // Литература в школе. 2000. №6. С.53-59.

  2. Зайцев Б. Достоевский и Оптина пустынь // Публикация Е.Воропаевой // Литературнаяроссия.1989. №49

  3. Криволапов В.Н. Оптина пустынь. Ее герои и тысячелетние традиции. // Подъем. 1990. №8. С. 157-197

  4. Мызникова Н.Б. На земле Оптиной // Литература в школе. 1996. №3. С.41-42

  5. Материалы Интернета





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал