7


  • Учителю
  • Конспект урока. 11 класс. Готовимся к ЕГЭ

Конспект урока. 11 класс. Готовимся к ЕГЭ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Конспект открытого урока

11 класс. Русский язык. Мы готовимся к ЕГЭ. Урок-практикум.


Оформление урока: презентация, рабочие тетради по развитию речи; рабочие тетради (часть А, № 2), вариант ЕГЭ № 5, памятки, рекомендации.

Цель урока:

  1. Повторение и систематизация материала путем выполнения тренировочных тестовых заданий (в рамках подготовки к ЕГЭ).

  1. Комплексный анализ текста.

  1. Подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).

Ход урока.

1. Вступительное слово. СЛАЙД.

  1. Приветствие. Сообщение цели урока. СЛАЙД.

  1. Повторим орфографию (часть А). Хорошим и проверенным помощником для нас оказались тренировочные задания с выбором ответа. Обратимся к рабочей тетради № 2 (часть А). СЛАЙД.


  1. Выполним задания раздела 4 (тема 6 и 7). Повторим написание НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями, а также правописание отрицательных местоимений и наречий. Работа КОЛЛЕКТИВНАЯ, «цепочкой».

  2. Тема урока: дата, вид работы, написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста. СЛАЙД. Еще одним подспорьем в нелегком деле подготовки к ЕГЭ является раздаточный материал тренировочных тестов. Обратимся непосредственно к выполнению одного из вариантов. Я предлагаю вашему вниманию вариант № 5 (раздача материала). Однако все задания части А сегодня на уроке мы выполнять не будем, ибо целью нашего урока является, как уже было сказано выше, создание собственного сочинения-рассуждения. Обратимся к заданиям А29 - А31. Но прежде познакомимся с исходным текстом, принадлежащим перу С.Я.Маршака (ЧТЕНИЕ ВСЛУХ).

«Поговорим о читателе».

(1) О читателях, в отличие от писателей, говорят редко и мало, а между тем читатель - лицо незаменимое. (2) Ведь без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина похожи на немую и мёртвую груду бумаги! (3) Хотя взгляд каждого человека субъективен и отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, за Читателем в большом, собирательном значении всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. (4) Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется. (5) Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали. (6) Но рано или поздно мы осознаём этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в истинных масштабах.

(7) Время идёт, одно поколение сменяет другое. (8) И каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное богатство. (9) Я не раз замечал: если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными, нужными для жизни.

(10) А бывают случаи, когда книга, которая мирно лежала у нас на полке, постепенно и незаметно начинает терять свое живое, теплое обаяние и как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (11) Только живой человек, читатель решает судьбу книги! (12) Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. (13) Иных струн у автора нет. (14) И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.

(15) Во все времена талантливые читатели были и остаются нужны литературе не меньше, чем талантливые писатели. (16) Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением людей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

(По С.Я. Маршаку)


  1. СЛАЙД. Итак, ответим на вопрос задания А29, А3О и А31. ОТВЕТЫ: А29-3, АЗО-4, А31-2.

  2. СЛАЙД. Продолжим работу, переходя к более сложной части ЕГЭ - части В.

  3. СЛАЙД. И вновь не все 8 заданий второй части ЕГЭ мы будем выполнять. Более всего, согласно теме урока, нас будет интересовать задание В8, в котором представлен фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. РАЗДАЧА опорных материалов - тропы и фигуры. ОБСУЖДЕНИЕ, ВЫПОЛНЕНИЕ. ОТВЕТЫ - 8, 6, 2,1.

9. СЛАЙД. Самая сложная часть экзамена - творческая работа, создание
собственного текста-рассуждения на основе исходного. Попробуем
справиться с нелегкой задачей? Часть С предусматривает следующие виды
анализа текста: СМЫСЛОВОЙ, РЕЧЕВЕДЧЕСКИЙ, ЯЗЫКОВОЙ.

Разберемся в каждом подробнее. Итак, СМЫСЛОВОЙ аспект анализа текста.

  • Как вы думаете, какова основная задача автора, основная идея текста?

  • СЛАЙД № 10. Запись в тетради по развитию речи в виде таблицы.

  • Какова точка зрения автора? Процитируйте.

  • СЛАЙД №11. Запись в тетради.

  • Каково ваше отношение к поставленной проблеме? Согласны ли вы с тем, что «решает судьбу книги живой человек...»?

  • СЛАЙД № 12. Запись в тетради продолжения цитаты.


  1. Перейдем к речеведческому анализу данного текста. Что входит в понятие речеведческий? СЛАЙД. Запись в тетради. Кстати, уже выполненное задание А30 нам поможет. Запишем доказательства - СЛАЙДЫ № 14 и 15.

  2. И последний аспект - ЯЗЫКОВОЙ. СЛАЙД № 16. Представленные на слайде языковые средства характерны для исходного текста.

  3. Итак, приступая непосредственно к творческой работе, необходимо еще раз четко для себя определить, что, создавая текст-рассуждение, необходимо - СЛАЙД № 17.

  4. Оформим записи в тетради: сочинение-рассуждение по тексту С.Я. Маршака «Поговорим о читателе...»


  • Какой бы вы избрали заголовок? Помните, что озаглавливание работы не обязательно, но в случае выбора удачного заголовка, работа получает дополнительный плюс. Кроме того, очень часто именно в заголовке заключена основная мысль текста. Так каким может быть заголовок?

  • Вступление. Первая и, пожалуй, главная часть работы. В самом деле: с чего и как начать? Ведь именно вступление настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Помним, что именно во вступлении должна быть заявлена та проблема, о которой говорит автор. Предложу свой вариант, который, естественно, не окончателен и может быть либо редактирован, либо изменен. СЛАЙД. Краткие записи в виде словосочетаний.

  • Основная часть. Подтвердим авторскую мысль... Согласимся с ней безоговорочно... Аргументируем свои выводы, опираясь на знания, читательский, а возможно - и жизненный опыт... Какие выразительные средства очень тонко и умело использовал автор, чтобы пробудить чувства в душе читателя?.. Именно в этой части работы возможно использование отдельных словосочетаний из предложенной рецензии (НО НЕ КОПИРОВАНИЕ ЕЕ!)... СЛАЙД.

• Заключение. Не менее важная часть работы. Это своеобразные выводы, обобщения. Именно в заключении можно еще раз высказать свое отношение к проблеме, ее актуальности, общественной или личной значимости... СЛАЙД.

  1. И напоследок несколько общих советов по написанию творческой работы - СЛАЙД. Раздача памяток.

  2. Домашнее задание:

  • редакция, правка, написание сочинения-рассуждения;

  • часть А: задания 1 - 28;

  • часть В: задания 1-7.

16. Подведение итогов урока. Благодарность. Возможно, оценки за
активное участие в коллективном обсуждении.

Материал для учителя


Самуил Маршак родился 22 октября () в , в семье, отец его, Яков Миронович (1855-1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать - Евгения Борисовна Гительсон - была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» является сокращением, ( מהרש"ק‎) означающим «Наш учитель » и принадлежит потомкам этого известного и (1624-1676).

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке под Воронежем. Учился в 1898-1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его .

Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки , известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Самуил переезжает в и учится в одной из лучших гимназий. Целые дни проводит он в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В в доме Стасова Маршак познакомился с , который отнёсся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в , где Маршак жил в 1904-1906 годах. Печататься начал в , опубликовав сборник «Сиониды», посвященный еврейской тематике; одно из стихотворений было написано на смерть . Тогда же он перевёл несколько стихотворений с и .

Когда семья Горького вынуждена была покинуть из-за репрессий царского правительства после , Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

В Самуил Маршак вместе со своим другом, поэтом Яковом Годиным, и группой еврейской молодежи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья - , , и . Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Лирические стихотворения, навеянные этой поездкой, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака («Мы жили лагерем в палатке…» и другие).

В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской (1889-1953), и вскоре по возвращении они поженились. В конце сентября молодожены отправились в . Там Маршак учился сначала в политехникуме, затем в (1912-1914). Во время каникул он много путешествовал пешком по Англии, слушал . Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев.

В вместе с семьей жил в Финляндии в природном санатории .

В , живя в , Маршак организует там комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).

В Маршак переезжает в , вместе с учёным-фольклористом руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования , организовал () детский журнал «Воробей» (в - - «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как , , . На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией , , . Имел отношение к журналу . Вёл «Литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров). В на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления . В 1939-1947 годах он был депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.

В созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его воспитанники репрессированы , , , , (позже ) и др., многие уволены. В Маршак переселился в Москву.

В годы писатель активно работал в жанре , публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с .

Маршак передавал крупные суммы денег для созданных в интернатов и детского сада для еврейских детей-сирот, родители которых погибли во время . В конце и в начале , когда началась тайная переправка этих детей через в , а оттуда - в Палестину, Маршак прислал для этих целей большую сумму денег. Он занимался сбором средств на это дело у близких ему и проверенных людей.

В Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в - «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. В у него вышел сборник «Избранная лирика»; ему принадлежит также отдельно избранный цикл .

Кроме того, Маршак - автор ставших классическими переводов , песен и баллад , стихов , , , , , , , а также произведений украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов. Переводил также стихи .

Книги Маршака переведены на многие языки мира. За переводы из Маршак был удостоен звания почётного гражданина .

Маршак несколько раз заступался за и . Первому он требовал «поскорее достать переводов текстов на Ленфильме», за вторым заступался перед , требуя опубликовать его произведения в журнале . Он всегда заступался за опальных писателей того времени. Его последним литературным секретарём был

Самуил Яковлевич Маршак скончался в Москве. Похоронен на (участок № 2).



Памятка пишущему сочинение.


  1. Несколько раз внимательно прочитайте текст. Определите тему, проблематику, авторское отношение.

  2. Определите, к какому типу и функциональному стилю относится текст.

  3. Подумайте, какой жанр, тип и стиль речи вы изберете для своего сочинения.

  4. Разделяете ли вы позицию автора текста? Подумайте над собственной аргументацией высказанных положений.

  5. Продумайте композицию своей работы. Попробуйте разные варианты вступления, заключения. Поищите связки между частями. Подумайте, как ввести в работу основную часть. Решите, где и как вы будете формулировать собственную позицию.

  6. Особое внимание уделите языку сочинения. Избегайте повторов, пользуйтесь для замены ключевых слов местоимениями, синонимами; используйте причастные, деепричастные обороты, вводные конструкции. НО не перегружайте текст сочинения излишне красивыми фразами. Неоправданная «красивость» речи, чрезмерная «загрузка» ее сложными синтаксическими оборотами - показатель того, что пишущий сочинение не владеет всем богатством родного языка.

  7. Проверьте сочинение, исправьте ошибки.


Типичные ошибки.

  1. Не превращайте свое сочинение в простой пересказ исходного текста. Предложите свое понимание поставленных проблем.

  2. Не начинайте своего сочинения с местоименной фразы: «В этом тексте говорится…»

  3. Не доказывайте, что перед вами текст. Это не подлежит сомнению, т.к. вам дан для анализа именно текст. Не сообщайте, сколько абзацев и предложений содержит текст. Формальный анализ структуры не ваша задача. Вы должны сформулировать в сочинении авторскую проблему и выразить свое отношение к ней.


И еще несколько общих советов

по написанию сочинения.


  1. Вы создаете собственный текст.

  2. Используйте для его создания все выразительные возможности языка.

  3. Не бойтесь быть эмоциональными, проявите свою индивидуальность.

  4. Ваша задача очень сходна с задачей автора исходного текста: вы, как и он, должны выразить свое отношение к той или иной проблеме.

  5. Пусть сам исходный текст будет для вас образцом и моделью вашего сочинения. Помните, что ваша работа должна быть написана по проблеме исходного текста.

  6. Не забывайте о языковых средствах выразительности (тропы, фигуры…)

  7. Подумайте над обобщениями. Весь исходный текст, как правило, формулирует частную проблему. Постарайтесь определить ее место в контексте развития всей культуры, науки, всей мировой цивилизации.

  8. Помните, что сочинение оценивает вашу эрудицию, умение создавать текст, ваши навыки владения родным языком.



Тропы - использование слов и выражений в переносном значении

в целях создания художественного образа.


Эпитет

Образное определение:

горячая кровь, золотой характер, мотыльковая красота, цветастая радость…

Оксюморон

Соединение несовместимых понятий:

горячий снег, грустная радость, тоска веселая, красоты их безобразной, фальшью истины и правдой лжи…

Сравнение

Уподобление по какому-либо общему признаку (сравнительный оборот):

золотого, как небо, аи; закружилась листва, словно бабочек легкая стая; ягненочком кудрявый месяц гуляет в голубой траве; струя светлей лазури…

Метафора (скрытое сравнение)

Сходство предметов или явлений по какому-либо признаку:

теплый бархат ночи расшит серебром огней; любовная лодка разбилась о быт; барка жизни встала на мели; пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо; развернутая метафора: «путь человека от рождения до смерти - это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг»…

Олицетворение

Разновидность метафоры:

прилегла тишина, грустят стога…

Метонимия

Перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий…

Три тарелки съел; обрек мечам и пожарам; янтарь в устах его дымился; ликует буйный Рим; фарфор и бронза на столе; все флаги в гости будут к нам…

Синекдоха

Разновидность метонимии:

… как ликовал француз, береги копейку…

Гипербола

Преувеличение…

Литота

Преуменьшение:

Кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша…

Перифраза (перифраз)

Оборот речи для замены слова или группы слов:

Царь зверей (лев); Страна восходящего солнца (Япония); братья наши меньшие (животные)…

Каламбур

Игра слов…

Ирония

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (об осле)

(сочетание иронии и перифраза)

Сарказм

Едкая, язвительная насмешка над изображаемым…


Фигуры - особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

Инверсия

Обратный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий…

Анафора

Единоначалие, повтор слов в начале смежных высказываний:

Жди меня, и я вернусь…

Жди, когда наводят грусть…

Эпифора

Повторение слов в конце смежных высказываний…

Параллелизм

Параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях.

Художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором.

Антитеза

Противопоставление:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная…

Градация

Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастания (убывания):

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени…

Риторический вопрос (восклицание)

Не требующий ответа.

Выполняет роль эмоционального усиления.

Бессоюзие

Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет…

Многосоюзие

И блеск, и тень, и говор волн…

Парцелляция

Расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. П.имитирует разговорную речь:

Прошлый раз…в вагон какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Франтовато одетый. В русских сапогах.

Ассонанс

(выразительное средство фонетики)

Повторение одинаковых (похожих)

г л а с н ы х :

Быстро лечу я по рельсам чугунным.

Думаю думу свою

Аллитерация

(выразительное средство фонетики)

Повторение с о г л а с н ы х, создающих звуковой образ:

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь…

Аллегория

Иносказание:

лев - царь зверей…


























9




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал